Зигфрид из Швеции

редактировать

Святой Зигфрид
Heiliger Siegfried.png
Апостол Швеции
РодилсяНеизвестно (10 век). Англия
УмерНеизвестен (11 век). Векшё
ПочитаетсяКатолической церковью. Восточной Православной Церковью. Англиканской общиной
Главный храм Векшё
Праздник 15 февраля
Атрибуты епископ с тремя отрубленными головами; епископ несет три буханки хлеба (искажение голов); крестить короля Швеции Улофа; путешествие на корабле с двумя другими епископами; епископ, которому угрожают дьяволы,
покровительство Швеция

Святой Зигфрид Шведский (шведский : Sigfrid, латинский : Sigafridus, исландский : Sigurr, староанглийский : Sigefrið / Sigeferð) был миссионером-епископом в Скандинавии в первой половине 11 века. Родом из Англии, Святой Зигфрид упоминается в позднесредневековых списках королей и агиографии как совершивший крещение первого монарха Швеции, Улофа Скётконунга. Скорее всего, он прибыл в Швецию вскоре после 1000 года и провел обширные миссии в Гёталанде и Свеланде. В течение нескольких лет после 1014 года, после своего возвращения в Англию, Зигфрид проживал в Тронхейме, Норвегия. Однако его положение там стало несостоятельным после поражения Олафа Харальдссона.

. Находясь в Норвегии, Зигфрид продолжал участвовать в христианизации Швеции, которой он посвятил остаток своей жизни. Согласно шведской и исландской традиции, он удалился в Варенд. Позже Зигфрид умер в Векшё в неизвестный день при жизни Адама Бременского. Место захоронения Зигфрида в Векшё стало центром культа. Согласно утверждению Иоганнеса Вастовиуса, антикварного письма в 17 веке, Зигфрид был канонизирован Папой Адрианом IV ок. 1158. Его праздник 15 февраля.

Содержание
  • 1 Историческая справка
  • 2 Проблематичный характер свидетельств о карьере Святого Зигфрида
  • 3 Житие Зигфрида в Швеции
  • 4 Устранение неоднозначности
  • 5 Взгляд Адама Бременского на миссии в Швецию
  • 6 Последовательность событий в миссионерской карьере Святого Зигфрида: попытка реконструкции
  • 7 Преемники
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Историческая справка

В девятом веке Анскар, «Апостол Севера», уже совершил миссионерское путешествие в Швецию и нашел христиан среди те, кто там в плену. Впоследствии архиепископы Гамбургско-Бременского, как преемники Анскара, на основании папских документов, которые теперь считаются разной степенью достоверности, считали себя также обвиняемыми в евангелизации Крайнего Севера. Попытки принести христианство в Швецию продолжались спорадически в течение девятого и десятого веков с некоторым успехом, о чем, в частности, свидетельствует археология Вестергетланда.

В то время Шведское королевство включало Свеланд на севере и Гёталанд на юге, помимо провинций, граничащих с Норвегией, и различных прибрежных островов, включая Готланд. В течение короткого периода после битвы при Свольдере (1000 г.) король Швеции контролировал значительную часть Норвегии, и на протяжении всего периода миссий Зигфрида контроль Сконе оспаривался между Швецией. и Дания. Однако Шведское королевство в целом долгое время оставалось консервативным оплотом традиционного северного политеизма, защищаясь от христианских миссий законом, запрещающим насильственное обращение. Уничтожение его главного культового центра Тора, Водана и Фрико в Уппсале не было осуществлено до конца одиннадцатого века, а полная христианизация королевства должна была подождать до двенадцатого века.

Зигфрид. карьера, таким образом, относилась к периоду, когда ни одна из этих целей еще не была достигнута, но его успеха, известности и влияния на молодых миссионеров, тем не менее, было достаточно, чтобы заслужить его признание в качестве главного «апостола Швеции». То, что он также работал в Норвегии, что совсем не очевидно из его агиографии, заявлено как факт Адамом Бременским, в то время как анонимная Historia Norvegie дополнительно сообщает, что Зигфрид был перевезен из Англии в Норвегию вместе с другими епископами в будущем. Король и Святой, Олаф Харальдссон. Вероятно, это произошло осенью 1014 года. Он посетил Бремен как минимум два раза; один восходит, возможно, к c. 1015, а другой, более определенно, с. 1030. В первом случае он поручил ученикам Бремена обучаться в школах Бремена своим протеже Осмундом; на последнем он сообщил архиепископу Гамбургско-Бременскому хорошие новости об успехе его последних миссий в Швеции. Две шведские епархии, Векшё и Скара объявляют святого Зигфрида своим епископом-основателем.

Проблемный характер свидетельств о карьере святого Зигфрида

Заявления о жизни святого Зигфрида, которые можно считать безупречными, трудно найти ни в средневековых первоисточниках, ни в современных справочниках; ученые соглашаются, заявляя, что о нем можно сказать очень мало. Основная трудность для историков состоит в том, что ни одна из переписок этого новаторского миссионера не сохранилась, и, насколько нам известно, ни один из его коллег по скандинавскому миссионерскому полю не написал мемуаров о его достижениях. Хотя почти немыслимо, чтобы какой-либо важный руководитель миссии до Реформации, происходивший из Англии, приступил к своей работе без папской аккредитации, в случае святого Зигфрида нет никаких известных записей о его отношениях с Римом или с другими людьми. короли или архиепископы Англии. Уничтожение в результате пожара в 1069 году архивов Йоркского собора сделало невозможным восстановление в каких-либо подробностях истории скандинавских миссий, отправленных из Англии до этой даты.

Житийные повествования о работе Зигфрида в Швеции

Источники, свидетельствующие о деятельности святого Зигфрида, - позднесредневековые жития, списки королей Швеции и списки епископов шведских епархий - сегодня академические историки Швеции и англоязычного мира обычно отвергают как сомнительные надежность. Два основных латинских Vitae открываются эпизодом, в котором король Свеара (или Гётара) по имени Олавус направляет послов к королю Англии по имени Милдред, умоляя его прислать христианских миссионеров в его страну - просьба, к которой Зигфрид, «архиепископ Йоркский», отзывается положительно. Скорее менее бросают вызов современным скептическим взглядам традиции, согласно которым вскоре после своего первого прибытия в Швецию, святой Зигфрид получил землю для церкви от недавно крещеного короля Олавуса в Хусаби (в Вестергётланде, недалеко от Скары), а также еще два поместья., по имени Хофф и Тюрби, недалеко от будущего города Векшё, на этот раз в качестве судебной компенсации за убийство трех его племянников, которые помогали ему в его миссии. Они названы в Житиях как Унаман (священник), Сунаман (дьякон) и Винаман (иподиакон). Сообщается, что их отрубленные головы, намеренно брошенные убийцами в озеро, были чудесным образом обнаружены без их тел их дядей. Еще до тройного убийства Зигфрид получил указание от ангела во сне построить церковь в месте под названием Острабо, позже известном как Векшё.

В то время как первые дни Зигфрида в Швеции описаны позднесредневековые агиографы довольно подробно, с крайней конкретностью в отношении имен и мест, большая часть его последующей долгой миссионерской карьеры в Шведском королевстве описана в сохранившихся жизнях с возмутительной расплывчатостью и без упоминания каких-либо путешествий и времен пребывания, которые он возможно, совершил где-нибудь за пределами этой страны после своего первоначального путешествия туда из Англии через Данию. Вита I завершает отчет о том, что гораздо позже в своей жизни он решил поехать на пенсию в Варенд, «самый южный район Гёталанда», где, будучи очень старым человеком, умер в Векшё. Эта традиция также затрагивается в позднесредневековых списках епископов Скары и в исландской сказке, тоже позднесредневековой, о сложном персонаже саги по имени Епископ «Сигуро». «Сигуро», по-видимому, представляет собой смесь между Сигевардом, также известным как Йоханнес, первым из трех епископов из Англии, о которых Адам Бременский сообщил, что они жили в Тронхейме, и третьим из таких епископов, идентифицируемых как наш Святой Зигфрид. Исландский текст добавляет подробности о кончине епископа Сигурда в Варенде, что может свидетельствовать о доступе его автора к более богатой достоверной информации о святом Зигфриде, чем мы обладаем, но, к сожалению, здесь не только Варенд ошибочно принимают за название города, но и другие рассказы того же автора о епископе «Сигурде» - его походе в Иерусалим и его мужественном противостоянии с язычниками Сигтуны - слишком романтичны по своему подходу, чтобы вызывать доверие осторожных ученых.

Вита II утверждает, что Зигфрид учредил отдельные епископства для западной и восточной частей Гёталанда, а также, дальше на север, в Свеланде, в Уппсале и Стренгнесе. Хотя нет ничего невероятного в предположении, что святой Зигфрид «из Англии» (предположим, что он получил папское разрешение и статус архиепископа-миссионера) мог последовать примеру святых Августина, Виллиброрда и Бонифация при рукоположении епископов для сельских регионов и В центрах его североевропейского миссионерского поля эти отчеты об основании епископства обычно не принимаются всерьез. И не только потому, что агиографический контекст, в котором они представлены, легко отклонить как ткань лживых рассказов: сами сообщения, кажется, противоречат рассказу о шведской церковной истории, представленному Адамом Бременским, гораздо более ранним и, казалось бы, более важным. надежный авторитет. Однако эти соображения не обязательно приводят к окончательному опровержению.

Устранение неоднозначности

По хронологическим причинам святого Зигфрида из Швеции невозможно идентифицировать с Сигефридом, монахом из Гластонбери чья работа в качестве епископа-миссионера в Норвегии принадлежала временам английского короля Эдгара (даты его правления 959–975). Несмотря на большую путаницу, порожденную исландскими источниками, этого святого Зигфрида также необходимо четко отличать от Сигеварда (также известного как Йоханнес), ведущего епископа в Норвегии Олафа Трюггвасона в конце десятого века, которого очень вероятно можно отождествить с епископом-миссионером. по имени Сивардус, который удалился в монастырь Рамсея в аббатстве Эднот (993-1008).

С другой стороны, кажется безопасным идентифицировать Зигфрида из шведских агиографических и епископских традиций с Адамом Бременским «Сигафридом», миссионером в Швеции и Норвегии. Однако также возможно отождествить апостола Швеции и «епископа норвежцев» с Сигеферо, епископом Линдси, подписавшим определенные хартии Этельреда II примерно во время тысячелетия.

агиография, святой Зигфрид Шведский проблематично описывается как занимавший должность архиепископа Йоркского. Вполне возможно, что Сигеферо из Линдси мог быть избран на этот пост в конце весны 1002 года, после смерти архиепископа Элдвульфа, но из-за призыва евангелизировать Швецию подал в отставку до интронизации, после чего Вульфстан, епископ Лондона, принял его. место. Но эта возможность не может быть доказана. Альтернативные гипотезы относительно предполагаемого архиепископского звания святого Зигфрида могут быть обоснованно обсуждены, как и в прошлом.

Взгляд Адама Бременского на миссии в Швецию

Адам Бременский, магистр школы Бремена в третьей и четвертой четверти 11 века писали о миссионерской деятельности в Скандинавии в контексте истории архиепископства Гамбург-Бремен, Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum. Неудивительно, что он выдвигает на первый план миссии, отправленные архиепископами этой провинции, считавшими себя законными наследниками святого Анскара, утверждая, что на них возложена исключительная ответственность за евангелизацию Крайнего Севера в папских документах различной степени достоверности. Согласно рассказу Адама, единственной епархией, основанной в Шведском королевстве в первой половине XI века, была епархия Скара в Гёталанде, которую в более поздние годы наделил Олоф Скетконунг и Турго, кандидат от архиепископа Гамбургско-Бременского Унвана., как его первый епископ. Лишь в 1060-х годах была предпринята еще одна попытка архиепископа Гамбургско-Бременского основать епископство в Швеции, на этот раз в Сигтуне в Свеланде, и эта попытка провалилась. Причиной этой неудачи, по словам Адама, было противостояние язычников, и мы не должны сомневаться, что это было одним из факторов. Но другой причиной могло быть то расположение, с которым «английские» миссионеры, в отличие от тех, что были посланы из Бремена, стали уважаться теми из населения Свеланда, которое к тому времени приняло христианство. Свидетельства рунических памятных камней, относящихся к соответствующему периоду, предполагают, что таких людей уже было довольно много.

Дата (не указанная Адамом), когда была основана епархия Скара, вероятно, была ок. 1020 г., если мы можем судить по преданиям о почти современных событиях, описанных в саге о Снорри Стурлусоне о Святом Олафе. Епископ Тюрго, проработавший в течение неопределенного времени среди гётаров, по какой-то необъяснимой причине был отозван в Бремен, где он заболел и умер в ок. 1030. Человек, назначенный его преемником, Готцкальк, аббат Рамельсло, отказался когда-либо покинуть свой северогерманский монастырь в Швецию, в результате чего фактически образовалась вакансия в Скаре. Похоже, это длилось более четверти века и закончилось только со смертью Готцкалка в c. 1055 г. и возможное вступление на престол епископа Адалварда I в ок. 1058. Будучи избранным епископом, Адалвард, бывший декан Бремена, сначала должен был изгнать Осмунда (Осмундус ), придворного епископа Эмунда, короля Швеции, который, как было обнаружено, вел себя так, как если бы он был архиепископом этой страны.. Более того, вначале Осмунд успешно утверждал, что у него больше прав на церковное первенство в Швеции, чем у Адалварда, который имел разрешение на выполнение своей миссии только в Гамбурге-Бремене, а не в Риме.

Епископ Осмунд известен. По словам Адама, он получил образование в школах Бремена под покровительством Сигафрида, епископа норвежцев, предположительно того же третьего епископа в Тронхейме, который был известен также своими миссиями в Швеции. Разумно предположить из этого инцидента, что этот епископ Зигфрид, хотя и из Англии, был склонен к установлению хороших дипломатических отношений с архиепископством Гамбург-Бремен. Еще одним свидетельством его вежливости по отношению к властям Бремена является тот факт, что он находился там с визитом и докладывал о своих успехах в Швеции во время смерти и похорон Тюрго. Но явно он не был назначен архиепископом Гамбургско-Бременским. Не был и его протеже и очевидный преемник Осмунд, который, потребовав от папы разрешения на вступление в должность архиепископа в Швеции в середине 1050-х годов, подвергся обвинениям в неподчинении и неблагодарности по отношению к архиепископству, давшему ему образование.

Адам, историк этой архиепископии, обладал достаточно широким кругозором, чтобы во многих случаях признавать важную роль миссионеров, отправленных из других мест, помимо Бремена, в евангелизацию Крайнего Севера. Он специально ручается за славу Зигфрида. Но его информация о процессах евангелизации Норвегии и Швеции была импрессионистической, разрозненной и иногда устаревшей, поскольку была получена из вторых рук от давно путешествующих посетителей Бремена, а не в результате личных путешествий и выяснения фактов.

Его наиболее выдающимся информатором был Свейн Эстритсен, король Дании, который провел свои военные дни на службе у Анунда Якоба, сына и наследника Олофа Скётконунга. Свейн Эстритсен с большим уважением относился к миссионерам, работающим среди `` варваров '' в отдаленных частях области, которую архиепископство Гамбург-Бремен считало своей провинцией, и однажды указал архиепископу Адальберту, что они имеют явное преимущество перед духовенством из Бремена в том, что они приезжают. от культурного фона, который дал им сходство и общий язык со своими будущими новообращенными. Англо-скандинавы были бы среди тех, кого он имел в виду, наряду с христианами датской, норвежской или шведской национальности. Общее впечатление, которое у Адама, скорее всего от Свейна Эстритсена, заключалось в том, что «среди норвежцев и шведов, поскольку насаждение христианства - это нечто новое, никаких епархий с фиксированными границами до сих пор не назначено, но все епископы, избранные король или население объединяются, чтобы построить церковь и, путешествуя по региону, привлечь как можно больше людей к христианству и управлять ими без злобы, пока они живы ». Таким образом, Адам подчеркивает мобильность и адаптируемость миссионеров, чьим лидером, кажется, был Святой Зигфрид, а также совместный характер их предприятий. Он не упоминает конкретных названий мест в Швеции, где епископы были поставлены в церквях с общего согласия. Но это не означает, что Зигфрид мог не быть инициатором строительства церквей в Уппсале и Стренгнесе, которые с самого начала рассматривались как по крайней мере потенциальные соборы этих городов и окружающей их сельской местности - или что он, возможно, не строил, исходя из Вначале предполагалось, что недавно приобретенная церковная собственность в Хусаби и в районе Варенд станет штаб-квартирой для двух различных миссий, направленных на два основных сектора, на которые был разделен Гёталанд. Вопрос о том, имели ли отчеты об основании епископства в Vita Sigfridi II фактическую основу, созрел для повторного рассмотрения.

Последовательность событий в миссионерской карьере Святого Зигфрида: попытка реконструкции

Средневековые первоисточники единодушно утверждают, что Святой Зигфрид пришел из Англии (лат. Anglia), а «Anglia» - это географический термин, который для Адама Бременского означал весь большой остров, известный римлянам как Британия, отличный от Ирландии (Хиберния), «слева от нее». Ни в одном из дошедших до наших дней текстах не дается никакой информации ни о точном месте рождения Зигфрида в Англии, ни о каких-либо привязанностях, которые он мог иметь к монашеской общине, английской или континентальной.

Житийные предания о первом прибытии святого Зигфрида в Шведское королевство предполагают политическую подоплеку, в которой король по имени Олавус, желавший принятия его страной католического христианства, правил в королевстве, в которое входили и Свеланд, и Гёталанд. В то же время Англией и Данией управляли два отдельных короля, а не один, как это было во время правления Кнута, который в конечном итоге получил контроль над Норвегией, а также Англией и Данией. Таким образом, сценарий, приведенный в проблемных начальных эпизодах Жизни святого Зигфрида, наводит на мысль о ситуации сразу после битвы при Свольдере в 1000 году, когда Этельред II был королем Англии, а датский король Свейн Форкборд и его шведский коллега Олоф Эрикссон Скётконунг недавно заключили пакт о продвижении христианства в своих странах и распространении его за рубежом. Таким образом, можно гипотетически предположить дату первого прибытия святого Зигфрида в Швецию и начала его миссионерской деятельности в начале первого десятилетия нового тысячелетия.

Материальные свидетельства англо-саксонского христианского влияния на Улофа Скётконунга с начала его правления в ок. 995 можно найти в его монетах. Распространение моды на рунические камни (в основном христианские) к северу от Дании свидетельствует об интенсивной миссионерской деятельности, особенно в Гёталанде в первой четверти XI века. Это период, к которому могут принадлежать и самые ранние фрагменты литургических рукописей английского происхождения, найденные в Швеции, хотя есть много споров относительно датировки конкретных примеров.

Основное пребывание Зигфрида в Норвегии, очевидно, принадлежало лет правления Олафа Харальдссона, который захватил трон в 1015 году. Согласно анонимной Historia Norvegie, Зигфрид был именем одного из четырех епископов, перевезенных через Северное море из Англии в Норвегию этим морским военачальником, вероятно осенью 1014 года, после эпизода, когда он помог восстановить Этельреда II на престоле Англии. Следовательно, вполне вероятно, что в сагах-рассказах Снорри Стурлусона действия, приписываемые епископу Сигурду во время правления Олафа Харальдссона (Святого Олафа), отражают реальные события в норвежском служении Святого Зигфрида, тогда как действия, приписываемые точно так же названный епископ в саге об Олафе Трюггвасоне отражает достижения более раннего английского епископа Сигеварда, также известного как Йоханнес.

Зигфрид был «норвежским епископом» в то время, когда он вверил будущего епископа Осмунда в школы Бремена. Дата рождения Осмунда ок. 1000 предполагает тот факт, что он казался «старым» монахам Эли, когда он провел уединение в их компании в период между 1057 и 1072 годами. Возможно, Зигфрид привез молодого Осмунда через Северное море из Англии с в конце 1014 года и в следующем году отвезли его в Бремен. Но можно представить себе другие последовательности событий и, следовательно, другую хронологию.

Королевское недовольство со стороны Олофа Скетконунга - наиболее вероятное объяснение отъезда Зигфрида из Шведского королевства обратно в Англию, а затем в Норвегию. Конечно, в ц. В 1020 году, когда этот король, уходя в отставку в Гёталанд, решил основать новое епископство в Скаре, именно в Бремене он искал епископа, а не в Англии. Но смерть Олофа Скётконунга, вскоре после которой последовало отозвание Тюрго, епископа Скарского, в Бремен, изменила церковно-политическую ситуацию в Швеции таким образом, что уже в середине 1020-х годов могла побудить Зигфрида обосноваться. еще раз исключительно на его старом миссионерском поле.

Последнее появление в Норвегии епископа «Сигуро» в саге об Олафе Снорри «Хельга», глава 120, косвенно датируется десятым годом правления Олафа Харальдссона из Норвегии (1025 г.); В главе 114 сообщается, что смерть Улофа, короля Швеции, произошла ранее. Нам не нужно предполагать, что назначение Зигфрида третьим епископом, который будет базироваться в Тронхейме, связывало его исключительно с Норвегией: вполне вероятно, что все это время он имел возможность навещать своих коллег, работающих по другую сторону норвежско-шведской границы. учитывая, что Олаф Харальдссон, как говорят, поощрял епископов, которых он переправил через Северное море, отправиться в «Свеланд, Гёталанд и все острова за пределами Норвегии». Адам Бременский особо заявляет, что епископ Зигфрид проповедовал как шведам, так и норвежцам «бок о бок» (лат. Iuxta). Путешествие от одного поля миссии к другому, хотя и трудное, если бы оно осуществлялось по суше, было бы довольно легким на корабле. Так что, возможно, Зигфрид все еще базировался в Норвегии во время поражения Олафа Харальдссона от Кнута из Дании и Анунда Якоба из Швеции в битве на Святой реке (1027 г.). Но после этого за захватом власти в Норвегии Кнутом последовала радикальная смена церковного руководства, которая сделала бы предыдущее положение Зигфрида в Тронхейме несостоятельным. Автор: c. В 1030 году он мог оглянуться на большие успехи, особенно в своей шведской миссионерской деятельности, о которых он смог доложить архиепископу Либентиусу, когда вместе с двумя сослуживцами, Одинкаром Младшим из Дании и Родольфом из Норвегии, он сделал вежливый визит в Бремен во время похорон епископа Тюрго.

Перемещения Зигфрида после этого визита не зарегистрированы, за исключением его возможного переезда в Варенд. О периоде, предшествовавшем его уходу на пенсию, Вита I просто говорит нам, что: «Он путешествовал по всей Швеции, проповедуя, крестя и обращая людей к вере Христовой, и он также призывал тех, кого он пропитал верой святым увещевания, что они должны быть стойкими, потому что они получат вечные награды от Бога. В частности, он строил церкви, рукополагал клериков и отдавал им приказы обретать людей для Господа проповедью и крещением ».

К 1030 году Зигфрид, возможно, уже достиг возраста, подходящего для выхода на пенсию из такой жизни. требовательная деятельность. Однако отказ избранного епископа Готтскалька поселиться в Гёталанде привел к длительному кризису руководства в недавно основанной епархии Скара, и есть некоторые свидетельства того, что Зигфрид, предположительно базирующийся в Хусаби, был первым, кто вмешался. нарушение.

В позднесредневековых епископских списках Скары «Святой« Зигфрид »из Англии» упоминается как первый епископ епархии - без упоминания Тюрго, не говоря уже о Готтскалке. Зигфриду также приписывают разграничение кладбищ для трех соседних крошечных деревень в Вестергётланде: Фриггерокер, (Эстра) Герум и Агнестад. Этот инцидент вряд ли произошел до того, как христианизация в окрестностях Скары достигла продвинутой стадии, вероятно, в 1020-х или начале 1030-х годов. К тому времени специалисты по рунам полагают, что в Вестергетланде, хотя и не дальше на север в Шведском королевстве, старый обычай возводить придорожные рунические памятники мертвым в значительной степени был оставлен в пользу захоронений на кладбищах. Этот эпизод о трех деревенских погостах звучит как кратковременное замещение отсутствующего епископа. По преданию, после этого инцидента Зигфрид отправился в Варенд. Возможно, это запомнилось на «Скаре», потому что это был его последний бой в Вестергётланде.

Позже в списке епископов подразумевается, что Зигфрид никогда не «сидел» в качестве епископа в Скаре. Лишь на несколько более позднем этапе кризиса «вакансии на престоле» епископ Осмунд, предположительно протеже Зигфрида, рискнул сделать это, после того как ему было предоставлено место жительства на бывшей общинной земле, соседней с землей декана, предположительно с согласия декана. местное население и Соборный капитул. С точки зрения англофилов, выраженной в Vita Sigfridi II, этот шаг означал перенос епископского престола по прошествии длительного времени от Хусаби к Скаре.

К информации, переданной в Vita I Сигфрида, что он умер и был похоронен в Векшё, позднесредневековый автор саги об Улафе Tryggvasonar en mesta добавляет анекдот о епископе Сигурде, действие которого происходит в «городе под названием Варенд». В этой истории утверждается, что епископ немного забыл о тонкостях церковной дисциплины перед своей смертью в преклонном возрасте. Но, хотя несомненно, что более полные рассказы о жизни святого Зигфрида были в обращении в дореформационную эпоху, чем сейчас, уже было сделано предупреждение о том, что нельзя доверять репортажу именно этого исландского автора.

Ни один первоисточник не сообщает точной даты кончины Зигфрида. Единственный разумно безопасный хронологический вывод, который можно сделать из сохранившихся свидетельств, - это то, что Зигфрид жил в Векшё или около него на пенсии в течение значительного количества лет после своего присутствия в 1030 году на похоронах епископа Тюрго в Бремене.

Преемники

Что касается Тронхейма, Адам Бременский называет Толфа и Сивардуса, назначенных из Гамбурга-Бремена, в качестве преемников первых трех епископов, которые все прибыли «из Англии».. «Толф» мог быть Тролфом (Торулфом), епископом, который, согласно Адаму, был назначен ответственным за Оркнейские острова (день морского путешествия от Тронхейма), в то время как «Сивардус», кажется, идентифицируется с датским епископом «Сигуро», который, по словам Снорри, был назначен Кнутом придворным епископом ярла, который стал его первым регентом в Норвегии, но стал настолько непопулярным из-за его пренебрежительного отношения к Олафу Харальдссону, что он покинул Норвегию, после чего Гримкель, предшественник Зигфрида в Тронхейме, был отозван из миссии в горах, чтобы заменить его.

То, что Зигфрид продолжал, даже после выхода на пенсию, быть руководителем христианской миссии в Швеции, консультируя молодое духовенство в выборе миссионерской области, является следствием агиографического традиции, связывающие его со святым Эскилом Стренгнесским и Святым Давидом Вестеросским. Эти два святых занимали видное место среди миссионеров английского происхождения, которые продолжали работу Зигфрида в Свеланде в период, последовавший за изгнанием епископа Осмунда (вероятнее всего в 1057 г.) и последующим провалом в ок. 1060 г. попытки архиепископа Адальберта основать новую епархиальную кафедру в Сигтуне. Что касается Гёталанда: несколько епископов XI века в списке преемственности епископов Скары, как утверждается, были из Англии, хотя другие определенно не были.

В епископских списках Скары есть проблема, что непосредственным преемником Зигфрида в Вестергётланде был «архиепископ Унни» или «Святой Унно», при этом уточняется, что он был англичанином, который был замучен камнями. Критически настроенные ученые должны решить, следует ли считать его подлинной исторической фигурой определенного значения или вымышленным дублетом архиепископа Гамбургско-Бременского в десятом веке, который умер в Швеции. Говорят, что Осмунд стал его преемником. В списке епископов Векшё Осмунд назван непосредственным преемником Зигфрида, но список страдает очевидным пробелом, переходя от «первого» к «третьему» преемникам Зигфрида. Возможно, и здесь имя «Унни» / «Унно» когда-то появилось раньше, чем Осмунд, но было удалено кем-то, кто считал его вымышленным.

Вопрос о конфликте церковных интересов между Гамбургом-Бременом и Англией по отношению к Швеции, который ускорил успех Святого Зигфрида, не был окончательно разрешен до двенадцатого века, когда в Скандинавии были созданы новые архиепископства. сам, последовательно в Лунде (1104 г.), Тронхейме (1152 г.) и Уппсале (1162 г.). Будучи папским легатом в Скандинавии в 1150 году, Николас Брейкспир, будущий Папа Адриан IV, сыграл важную роль в продвижении последней части процесса, который в конечном итоге привел к урегулированию.

Ссылки
  1. ^Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, vol.I, p. 8 для королевских списков; т. II, часть I, стр. 356, 368 для агиографических ссылок; обсуждение этой традиции и альтернативных объяснений крещения в Fairweather 2014, pp.140–154.
  2. ^См. Fairweather 2014, стр. 181-194.
  3. ^См. Fairweather 2014, стр.198-205,
  4. ^См. Адам Бременский 4,34; 4,37; Снорри, Сага Олафа Хельга, глава 217.
  5. ^Адам Бременский 2.57; 4.34.
  6. ^Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi vol. II, часть 1, с. 364 и т. III, часть II, 112,115 (англ. Перевод в Fairweather 2014, стр. 210; также исландские предания о епископе Сигурде в саге Олафа Tryggvasonar en mesta ed. Halldorson, vol III, pp. 57-64; перевод Майкла Тейлор и др. В Fairweather 2014, стр. 334-8.
  7. ^Адам Бременский 4.34.
  8. ^Оберг 2007, стр. 9-16.
  9. ^Вастовиус (1623) стр. 32.
  10. ^Оберг 2007, стр. 13.
  11. ^Римберт, Вита Санкти Анскарии, 9-12
  12. ^Тексты в Curschmann 1909; обсуждение в Knibbs 2011.
  13. ^Адам Бременский 1, 60-3 (Унни); 2.23 (Лиафдаг и Одинкар
  14. ^Vretemark ​​Axelsson 2008.
  15. ^О некоторых ранних представлениях о структуре шведского королевства см. Chronica Erici Olai в Scriptores Rerum Suercicarum Medii Aevi, vol. Ii, part i, p. 13 where regnum Suecia ',' regnum Gothorum 'и' regnum Wermilandia 'различаются.
  16. ^См. Снорри, Óláfs ​​saga Trygvasonar, 123.
  17. ^См. Fairweather 2014 pp. 79-87, 341-346
  18. ^Адам Бременский 2.58. 382>Сага Херварара, глава 16, Толкин, 1960.
  19. ^Биргит и Питер Сойер 1993
  20. ^Объявление Бремена 4.34 ср. 2,57; 3.15.
  21. ^См. Кэмпбелл 1949, стр. 69-79; Fairweather 2014, стр. 199.
  22. ^Адам Бременский 3.15; Fairweather 2014, стр. 218-9.
  23. ^Адам Бременский 2,64; Fairweather 2014; pp. 205-6
  24. ^Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, vol. III, часть ii, стр. 129 (Växjö); С. 112, 115 (Скара).
  25. ^Критическую трактовку свидетельств см. Schmid 1931 и 1942; Larsson 1964; Abrams 1995, стр. 233-4; Fairweather, 2014, стр. 176 - 217
  26. ^Ср. Talbot 1954 за тексты, касающиеся карьеры некоторых более ранних миссионеров из Англии, посланных в германские земли.
  27. ^см. Norton 2004, pp. 207-34; Рейн 1874-94, т. II. pp. 98, 361.
  28. ^О том, что Йорк отвечал за миссии на Север чуть позже, см. Raine 1874-94, vol. II, стр. 363.
  29. ^См., Например, Шмид (1931, 1942), П. Сойер (1988), Абрамс (1995)
  30. ^Vita I, стр. 346-8; Vita II, pp. 365-6; обсуждение в Fairweather 2014, стр. 181-189
  31. ^Vita I, p. 368; Johansson 1986, 6; 404f.
  32. ^Вита I, стр. 362
  33. ^Вита I, стр. 350; Vita II, стр. 369
  34. ^Вита I, стр. 360; Vita II, pp. 369–70; обсуждение в Fairweather 2014, стр. 190-192.
  35. ^Вита I, стр. 352-6 ср. Vita II, стр. 369.
  36. ^Так описано в Vita 1, p. 350)
  37. ^Вита I, стр. 364
  38. ^Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, 2014, т. III, часть II, стр. 112-3; 115; Английские переводы епископа Ларса-Йорана Лённермарка в Fairweather 2014, стр. 210.
  39. ^Адам 4.34
  40. ^láfs saga Tryggvasonar en mesta (OSTEM) изд. Halldórsson 1958 - 2000, Vol. III, стр. 57–64; Английский перевод Майкла Тейлора и др. в Fairweather 2014, стр. 334-8
  41. ^Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, vol. II, часть 1, стр. 369-70
  42. ^Обсуждение в Fairweather 2014, стр. 206-7.
  43. ^Уильям Мальмсберийский, De antiquitate Glastoniensis ecclesie, глава 67; обсуждение в Fairweather 2014, стр. 176.
  44. ^Goscelin, Miracula Sancti Ivonis in Dunn Macray 1886, стр. Lix - lxi.
  45. ^Сигеферт 20 в онлайн-базе данных просопографии англосаксонской Англии
  46. ^Например, Scriptores Rereum Suecicarum Medii Aevi, том II, часть I, стр. 348 366.
  47. ^Обсуждение в Fairweather 2014, стр. 187-9.
  48. ^См. Curschmann 1909; Knibbs 2011.
  49. ^Адам 2,56; 4.23
  50. ^Адам 4.23 со Схолиумом 136.
  51. ^См., Например, B. Sawyer 2000, pp. 237-258, особенно находки на рунических камнях в Хабо-Хараде (сельская местность вокруг Сигтуны) датируются 1020-1070 гг.
  52. ^Снорри, láfs saga helga: свадьба Олафа Харальдссона, короля Норвегии, с Астрид, дочерью короля Швеции Улофа Эрикссона (глава 92); великий план изгнать Олафа Эрикссона из его королевства »(глава 94); Олаф Харальдссон из Норвегии на пятом году своего правления зимует в Тронхейме и заключает мир с Улофом, королем Швеции (глава 95 см. Главу 104); смерть короля Швеции Олофа (глава 105)
  53. ^Адам 2.58, 64.
  54. ^Адам 2.64, 66; 4.23.
  55. ^Адам 3. 15–16 лет; Окончательное возвращение Адалварда в Скару было синхронным с окончанием плохих погодных условий, которые, как известно, повлияли на 1056-7 годы; увидеть Trillmich о Адаме 3.15.
  56. ^См. Fairweather 2014, стр. 26–27; 294-300.
  57. ^Адам 3.15.
  58. ^Адам 4.34, ср. 2.57.
  59. ^Адам 2.64.
  60. ^Адам 3.25.
  61. ^Адам 2,57, 64; 4.34.
  62. ^Адам 4.21.
  63. ^Адам 3.72
  64. ^Адам 4.34,
  65. ^Адам 4.10
  66. ^Адам 2.39.
  67. ^Malmer 1989, 1997.
  68. ^Lager 2003
  69. ^См. Gneuss 2001; Бруниус 2005; Hartzell 2006; Ниблей 2010; Бруний 2013
  70. ^Адам 2.57
  71. ^изд. Экрем, Мортенсон и пер. Fisher, 2003.
  72. ^Адам 3.15
  73. ^Liber Eliensis 2.99
  74. ^Обсуждение в Fairweather 2014, стр. 197.
  75. ^Датировка ок. 1022 год, выводимый из саги Снорри об Шлафе Хельга, здесь предпочтительнее, чем гораздо более поздняя дата, указанная Адамом в 2.73, которая не нашла одобрения у историков.
  76. ^Адам 2.57.
  77. ^Адам 3.34
  78. ^См. Адам 4.34; Снорри Стурласон, láfs saga Helga 217.
  79. ^Адам 2.57
  80. ^Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, vol. II, часть i, с. 364; перевод как в Fairweather 2014, стр. 206
  81. ^Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, том III, часть ii, стр. 112, 115
  82. ^Lager 2003, стр. 501.
  83. ^Обсуждение в Fairweather 2014, стр. 283-4.
  84. ^Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, том II, часть I, стр. 368.
  85. ^Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi vol. II, часть i, с. 364
  86. ^Адам 4. 34
  87. ^Адам 4.35.
  88. ^Снорри, láfs saga Helga, 217
  89. ^Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, том II, часть i, стр. 389-404. особенно р. 392 (Эскиль) и 410 (Давид).
  90. ^Обсуждение в Fairweather 2014, стр. 210 - 212
  91. ^Адам 1. 60-63
  92. ^Scriptores Rerum Suecicarum vol.III, part ii, p. 129.
Библиография
  • Åberg, Göran (2013), Växjö Diocese: прошлое и настоящее, (Växjö Stiftshistoriska Sallskap, Skrifter 20, Växjö).
  • Abrams, Lesley (1995), 'The Anglo -Саксы и христианизация Скандинавии », Anglo-Saxon England 24, pp. 213–49.
  • Адам Бременский, Gesta Hammaburgensis Ecclesie Pontificum: латинский текст у Шмейдлера (1917); Латинский текст и немецкий перевод в Trillmich 1961; Английский перевод в Tschan 2002.
  • Beauchet, Ludovic (1894), Loi de Vestrogothie (Westgöta-lagen) traduite et annotée et precedée d'une étude sur les sources du droit Suédois (Париж).
  • Беренд, Нора, изд. (2007), Христианизация и рост христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь (Кембридж).
  • Епископские списки Скары = Chronicon Vetus Episcoporum Scarensium и Chronicum Rhythmicum Episcoporum Scarensium auctore Brynolpho... Episcopo Scarensi в Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, vol. III, часть ii, стр. 112–120; английский перевод самых ранних записей в этих списках, сделанный епископом Ларсом-Йораном Лоннермарком, см. Fairweather 2014, стр. 210–11; 283; 286; 301.
  • Список епископов Векшё: Chronicon Vetus Episcoporum Wexionensium в Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, vol. III, часть II, стр. 129–32.
  • Brunius, Jan (2005) ed. Фрагменты средневековой книги в Швеции: международный семинар в Стокгольме, 13–16 ноября 2003 г. (Стокгольм)
  • Бруниус Ян (2013) От рукописей до оберток: фрагменты средневековой книги в Шведском национальном архиве (Skrifter utgivna ac Riksarkivet 33 : Stockholm)
  • Кэмпбелл, Алистер (1949) перепечатано в Campbell, Alisdair Keynes, Simon, Encomium Emmae Reginae, (Camden Classic Reprints 4, Cambridge 1998), pp. 66–82.
  • Карвер, изд. Мартина. (2003), Крест идет на север: процессы обращения в Северной Европе, 300-1300 гг. Нашей эры (Йорк и Вудбридж).
  • Куршманн, Фриц (1909), Älteren Papsturkunden des Erzbistums Hamburg (Гамбург и Лейпциг).
  • Данн-Макрей, W (1886) изд. Chronicon Rameseiensis, a saec. X usque ad an. Circiter 1200, (Rolls Series LXXXIII, Лондон)
  • Экрем, Ингер, Мортенсен Ларс-Бой и Фишер, Питер изд. пер. (2003), Historia Norvegie (Копенгаген)
  • Fairweather, Janet (2014), епископ Осмунд, миссионер в Швецию в эпоху поздних викингов (Skara Stiftshistoriska Sällskaps Skriftserie, том 71, Skara).
  • Flateyjarbók, eds. G, Vigfusson CR Unger (Christiania 1859-68).
  • Gneuss, Helmut (2001), Handlist of Anglo-Saxon Manuscripts: список рукописей и фрагментов рукописей, написанных или принадлежавших в Англии до 1100
  • Goscelini Miracula Sancti Ivonis in Dunn Macray 1886 (Приложение II к предисловию)
  • Житие Святого Зигфрида = Historia Sancti Sigfridi Episcopi et Confessoris Latine et Suethispi (= Vita I) и Vita Sancti Episcopi etfridi (= Vita II) в Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, том II, часть 1, стр. 344–370 + тексты, напечатанные в Schmid 1942.
  • Halldorsson, Ólafur ed. (1958-2000) Сага об Олафе Tryggvasonar en mesta, изд. (3 тома København)
  • Hartzell, KD (2006) Каталог рукописей, написанных или находящихся в Англии до 1200 г., содержащих музыку (Woodbridge).
  • Сага о Хервараре: см. Толкин
  • Historia Norvegie: латинский текст в Monumenta Historica Norvegiae (1880), стр. 69–124; текст и английский перевод в Ekrem, Mortensen Fisher 2003.
  • Johansson, Hilding (1986) 'Skara som stiftstad', в Sträng 1986, стр. 387–410.
  • Списки королей Швеция: Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi vol. I, pp. 1–15
  • Kjöllerström, Sven (1979) Sankt Sigfrid, Sigfridslegenden och Växjö Stift (Лекция, прочитанная в Kyrkohistoriska föreningens ärsmöte, Уппсала, апрель 1979 года и в день 500-летия Копенгагенского университета May 1979.
  • Knibbs (2011), Anskar, Rimbert and the Forged Foundations of Hamburg-Bremen (Farnham)
  • Liber Eliensis: латинский текст под редакцией EO Blake 1962 (Королевское историческое общество: Camden третья серия, том 92, Лондон); английский перевод Джанет Фэйрвезер, 2005, Liber Eliensis: История острова Эли с седьмого по двенадцатый век (Вудбридж).
  • Lager, Linn (2003), «Рунные камни и обращение Швеции» в Carver 2003, стр. 497–507.
  • Ларссон Ларс-Олоф (1931), Det medeltida Värend (Diss. Lund).
  • Малмер, Брита (1989), The Sigtuna Coinage c. 995-1005 (Commentationes de nummis saeculorum IX-XI in Suecia repertis, nova series 4, Stockholm London.
  • Malmer, Brita 1997, The Anglo-Scandinavian Coinag д, в. 995-1026 (Commentationes de nummis saeculorum IX-XI repertis, nova series 9 (Stockholm London)
  • Monumenta Historica Norvegiae: Latinske kildeskrifter til Norges Historie in Middelaldern ed. G. Strom (Kristiania 1880)
  • Ниблей, Эрик Г. (2010) Влияние Германии на религиозную практику в Скандинавии ок. 1050 - 1150, Королевский колледж, Лондон, дисс.
  • Нортон, Кристофер (2004), Йоркский собор в то время of Wulfstan », в Townend 2004, pp. 207–34.
  • Сага об Олафе Tryggvasonar en mesta:« Frá Sigurði Byskupi; Her (s (egir) af framferd Sigurdar byskups; Kapitulum »: напечатано в Halldorsson vol III (2000) pp.57–64; также цитируется во вторичных источниках как Flateyjarbók.
  • Опперманн, CJA (1937), Английские миссионеры в Швеции и Финляндии (Лондон)
  • Рейн, Джеймс изд. (1874–94), Историки Йоркской церкви и ее архиепископов (Rolls Series, vols. LXXI - LXXII London).
  • Rimbert, Vita Sancti Anskarii, латинский текст в Waitz 1884 и Trillmich 1961 ( остроумие h немецкий перевод; Английский перевод в Робинсоне 1921.
  • Робинсон, Чарльз Х (1921), Анскар, Апостол Севера, 801-65, перевод из «Жития Анскариев» епископа Римберта (Лондон)
  • Сойер, Биргит (2000), Рунические камни эпохи викингов: обычаи и память в раннесредневековой Скандинавии (Оксфорд).
  • Сойер, Биргит и Сойер, Питер (1993) Средневековая Скандинавия: от преобразования к реформации, около 800 г. -1500 (Миннеаполис и Лондон
  • Сойер, Биргит, Сойер, Питер и Вуд, Ян (1987), Христианизация Скандинавии: отчет симпозиума, проведенного в Кунгальв, Швеция, 4–9 августа 1985 г. (Алингсос)
  • Сойер, Питер, Создание Швеции (1988: случайные статьи по средневековым темам 3 - Виктория Бокфорлаг, Алингсас, в сотрудничестве с факультетом истории Гетеборгского университета)
  • Scriptores Rerum Suecicarum Medii Аеви (Упсала 1818-1876):
    • том I, изд. EM Fant (1818)
    • том II изд. EJ Geijer JH Schröder (1828)
    • Том III, изд. Э. Энн rstadt (1871-6)
  • Шмейдлер, Бернхард (1917) изд. Адам Бременсис, Gesta Hammaburgensis Ecclesie Pontificum (MGH SRG, том 2, 3-е издание).
  • Шмид, Тони (1931) Ден Хелиге Зигфрид (Лунд)
  • Шмид, Тони (1942) 'Trois légendes de Saint Sigfrid ', Analecta Bollandiana 60, стр. 82–90.
  • Скотт, Джон (1981) изд. транс. Уильям Мальмсбери, De antiquitate Glastoniensis ecclesiae (Вудбридж).
  • Снорри Стурлусон, Сага об Олафе Хельга, из Heimskringla ed. Агальбьярнарсон 1941–51; Английский перевод в Monson, E. Smith. A.H. (Кембридж, 1932); Холландер. Ли М. (Остин, Техас, 1964).
  • Стренг, Арне (1986), Скара: Före 1700, Staden i Stiftet (Скара).
  • Talbot, C.H. (1954), Англосаксонские миссионеры в Германии (Лондон).
  • Толкин, Кристофер (1960), Hervarar saga och Heidreks konungs: Saga of King Heidrek the Wise, переведенная с исландского языка с введением, примечания, и приложения (Лондон).
  • Тауненд, Мэтью (2004) изд. Вульфстан, архиепископ Йоркский (Труды Второй Алкуинской конференции: Исследования в раннем средневековье 10: Йорк)
  • Трилмих У. (1961) изд. Quellen des 9. und 11. Jahrhunderts zur Geschichte der Hamburgischen Kirche und des Reiches (Дармштадт).
  • Tschan F. (2002), пер. История архиепископов Гамбургско-Бременских, с введением и библиографией Тимоти Рейтера (Нью-Йорк).
  • Вастовиус, Иоанн (1623 г.), Витис Аквилония (Кельн, 2-е издание, исправленное и аннотированное Эриком Бензелиусом, Упсала) 1708).
  • Вретемарк, Мария и Аксельссон, Тони (2008), «Варнемский археологический исследовательский проект - новый взгляд на христианизацию Вестергетланда», «Викинг и средневековая Скандинавия» 4, стр. 209 - 219.
  • Waitz, G (1884), Vita Anskarii auctore Rimberto: accedit Vita Rimberti (MGH SRG, vol. LV: Hannover).
  • Уильям Малмсберийский, см. Scott 1981.
  • Вордсворт, Джон, епископ Солсберийский (1911 г.), Национальная церковь Швеции (Лондон, Оксфорд, Милуоки)
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с святым Зигфридом.
Последняя правка сделана 2021-06-08 08:25:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте