Народ Шивэй

редактировать
Термин до Чингисхана для монгольских народов Азия в 900 г. н.э., показывающий местонахождение Шивэй и их соседей.

Шивэй (упрощенный китайский : ; традиционный китайский : ; пиньинь : Шивэй; Вэйд-Джайлс : Ши-вэй) были монгольским народом, населявшим Дальний Восток Монголия, север Внутренняя Монголия, север Маньчжурия и территория около пляжа Охотского моря. Записи, в которых упоминается Шивэй, были записаны со времен Северного Вэй (386-534) до прихода монголов при Чингисхане в 1206 году, когда названия «монгол» и «татарский» "применялись ко всем племенам Шивэй.

Шивэй-монголы были тесно связаны с киданьским народом на юге. В результате давления с запада, юга и юго-востока они никогда не создавали единых, полуседентаризованных империй, как их соседи, а оставались кочевыми конфедерациями во главе с племенными вождями, попеременно подчиняясь туркам, китайцам и киданям как политическим силам. климат изменился. Мэнву Шивэй, одно из 20 племен Шивэй во время династии Тан (618-907), также называлось Менгу во время династии Ляо (907-1125) и обычно считается быть предками монголов Чингисхана. Современное корейское произношение Mengwu (蒙 兀 Měngwù) - монгол (/moŋ.ol/). Монголию до сих пор называют «Менгу» (蒙古 Měngg) на китайском языке.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Племена
  • 3 События
  • 4 Культура
  • 5 Ссылки
Происхождение

Шивэй были потомками Юйвэнь Сяньбэй, но также включали некоторые племена тунгусов мохэ. Шивэй - это вариант транскрипции Сяньбэй.

Китайские династические истории описывают Шивэй как несколько связанных с киданями, которые имели сянбэй происхождение. Это были местные племена сяньбэй, которые стали независимыми после того, как государство сяньбэй распалось в 234 г. со смертью Будугэна. В Книге Вэй утверждается, что язык Шивэй был таким же, как язык киданей, которые говорили на киданьском языке ; в Книге Суй утверждается, что Шивэй принадлежали к тому же народу, что и кидани; и в Новой Книге Тан и Старой Книге Тан утверждается, что Шивэй были побочной ветвью киданей. Вполне вероятно, что по крайней мере некоторые племена Шивэй имели некоторое этническое сходство с киданями. Династия Тан историк Ван Говэй описывает Шивэй как киданьское племя.

Книга Суй утверждает, что титул северного вождя Шивэй был Мохэфу, что совпадает с киданьским титулом их вождя - Мохэфу (традиционный китайский : 莫 賀 弗) или «Мофухэ» (традиционный китайский : 莫弗 賀), который является китайской транслитерацией иранского / согдийского титула Багапухр / βɣpwr, что означает «Сын Божий». Например, кидань Мофухэ Хечен, отдавший дань уважения Северному Вэй в Датун в 466-470 гг., И Кидань Мофухэ Ую, бежавший из Когурё и Журанский каганат в 479 году

Что касается этнических отношений между Шивэй и Киданями, «этнонимическое различие между Шивэй и Киданем предполагает, что разделение между ветвями, ведущими к Прото- Монголы и парамонголы ".

Племена

Шивэй и Улуохоу известны как племена Шивэй в период династии Северная Вэй (386-534), но отдельно записаны в Книга Вэй. В период с Северной Ци (550-577) до Династии Суй (581-618) было пять групп Шивэй, это были Нан (Южный) Шивэй, Бэй (Северный) Шивэй, Да (Великий) Шивэй, Бо Шивэй и Шенмода Шивэй. В период Тан (618-907), согласно записям в династических историях, известно, что существовало двадцать племен Шивэй. Это были Усугу, Исаймо, Сайечжи, Хэцзе, Улуоху, Нали, Линси, Шанбэй, Хуантоу (Желтоголовый), Да (Великий) Ружэ, Сяо (Малый) Ружэ, Пово, Небэйчжи, Луотуо, Дун (Восточный) Шивэй, Си (западный) Шивэй, Да (Великий) Шивэй, Мэнву Шивэй, Луозу Шивэй и Дагуй.

Говорят, что Улуохун ​​- другое имя для Урянхай монголов. Считается, что племя да Шивэй происходит от неких жужан, бежавших на восток после поражения от турок в 555 году. Их возглавил их вождь Тантан (татарин), и они вошли в состав Шивэй. Фактически, татарский считается альтернативным названием некоторых основных племен шивэй. Считается, что Да Шивэй - это то же самое, что и монгольское племя Тайчюд. Согласно стеле Кул-Тигина, тридцать татар и девять татар были грозными восточными соперниками гектюрков наряду с киданями. Количество татарских племен примерно равно количеству племен Шивэй. Хотя лингвистически монгольский, Да Шивэй, возможно, в какой-то мере произошел от Динглинга. Heichezi («черная повозка») был кланом Шивэй, известным своей повозкой. Согласно Ляоши, в свое время кидани научились искусству изготовления повозок у клана Хэйчецзы. Хуантоу («желтоголовый») Шивэй, возможно, были названы так из-за высокой распространенности белокурости в их племени, но это не точно. Тем не менее, белокурость по-прежнему регулярно встречается в этом регионе.

События

При описании племен Шивэй в Tang Huiyao vol. 96 записей: «Снова на восток было племя Вулуоху, другое название - Улуохун, в Юань Вэй оно называлось Улуохоу. Оно обитало к северу от горы Могайду и у реки Чуо. Это племя выражало почтение и платило дань уважения. непрерывно, начиная с четвертого года Тайу Чжэньцзюнь (444 г.) (Северной Вэй), по всей Северной Ци, Чжоу и Суй до тех пор, пока не наступит период правления Вудэ (618-626) ». Согласно Вэйшу, история династии Северная Вэй, основанная Туоба Сяньбэй, в 443 году н.э. контингент всадников, известный как Улуохо (Шивэй), попросил аудиенции с императором Северного Вэй Туоба Дао. Они сообщили ему, что их люди слышали о пещере, расположенной на территории нынешнего Элунчунского автономного знамени на северо-востоке Внутренней Монголии. Местные жители поклонялись этой пещере как исконной святыне Сяньбэй, и этот факт убедил Туоба Дао в том, что легендарная пещера, в которой родился его народ, была обнаружена. Далее Вэйшу сообщает, что император послал эмиссара Ли Чанга для расследования этого сообщения. Ли Чан подтвердил эту историю и провел различные церемонии поклонения предкам Сяньбэй, а также оставил надпись с описанием церемоний. Пещера, известная сегодня как Гаксианская пещера, и надпись были обнаружены археологами в 1980 году. Эта находка и другие исторические и археологические свидетельства помогли подтвердить, что Туоба Сяньбэй, вероятно, эмигрировал на юг из этой области где-то в начале первого века нашей эры. В 544 году вождь Шивэй Чаньяндуфа привез со своей родины дары двору Туоба Вэй.

Политическая судьба Шивэя, как киданей в значительной части их додинастического периода, в значительной степени определялась их гораздо более могущественными соседями и постоянно меняющимся балансом сил между последующими режимы, правящие северным Китаем, с одной стороны, и воинственные племенные соседи - с другой. Когда Китай впал в анархию в конце династии Суй и другие кочевые народы, тюрки, одновременно усиливались в северной Азии, Шивэй подчинился тюркам, находившимся под контролем трех Тутунов, посланных верховным лидером Турции, поступили и кидани, находившиеся под контролем тутунов Панди, которых послал турецкий хаган Шаболу. В начале VII века была основана великая китайская династия Тан. Шивэй и многие другие племенные народы постепенно оказались втянутыми в его политическую орбиту. В период с 618 по 629 годы Шивэй часто возносил дань уважения и отдает дань Танскому двору. В ответ суд Тан поставил Шичжоу, который был подчинен генерал-губернатору Инчжоу, контролировать племена Шивэй и Кидань в 629 году. До 632 года улуоху и некоторые другие племена Шивэй подчинялись Тану.

Согласно историческим записям, в четвертый год Чжэньюань (788 г.) Си совершил набег на армию Чжэньу (расположенную в современном Хох-Хото) вместе с Шивэй, убив как китайцев, так и уйгурских комиссаров, захватив пограничники и грабят их домашних животных. Шивэй как относительно слабые племена почти всегда колебались между более сильными державами. Они были вовлечены в кампанию за китайской границей, вероятно, по принуждению Си, их более сильных соседей на юго-западе. В 789 году Шивэй отправил послов ко двору Тан, чтобы извиниться за свой проступок. В период с 792 по 842 гг., Будучи вассалами уйгуров, Шивэй все еще часто приносил дань танскому двору. В 835 году вождь Шивэй Дашэн Дуачэн привел 30 представителей Шивэя в визит к Танскому двору. Вождь Шивэй Дале приехал посетить двор Тан вместе с Си во время правления императора Танского Цзюна (годы правления 859-873). После того, как киргизы в 840 году положили конец Уйгурской империи, они подчинились Тану и убили уйгурских комиссаров по приказу Тан. Начиная с 789 года, в китайских исторических данных нельзя было найти никаких агрессивных действий, проводимых Шивэем, пока некоторые из их племен не были включены в состав киданей, а некоторые другие мигрировали на северо-запад примерно на рубеже 10-го века

В 1087 году представители подданного Менгу Шивэй пришли проявить уважение к киданьскому двору в Яньцзин (Пекин). Менгу Шивэй до конца помогал династии Ляо против чжурчжэней. Согласно Цидану Гочжи, в 1124 году Шивэй помогал китаням против вторгшихся чжурчжэней. В «Дацзине Гочжи», записавшем то же событие, говорится, что в 1124 году татары помогли китанам против вторгшихся чжурчжэней. Это, среди прочего, привело к мнению, что татары были тождественны Шивэй. Бодончар Мунхаг и Хайду были правителями Шивэя до Чингисхана.

Культура

Говорили, что они были одеты в рыбные шкуры. Они могли вести кочевой образ жизни, оставаясь зимой в болотистых низинах, а летом в горах. Захоронение было обнажено на деревьях.

.

Литература
  1. ^Шимунек Андрей. «Ранний сербско-монголо-тунгусский лексический контакт: чжурчжэньские числительные из 室韦 Ширви (Ши-вэй) в Северном Китае». Academia.edu. Проверено 22 сентября 2019 г.
  2. ^Чжан, Цзюхэ [张 久 和] (1998). Юань Мэнгу рэн де ли ши: Шивэй - Дада ян цзю [История коренных монголов: исследование Шивэй-Дадан] 原 蒙古人 的 历史: 室韦 - 达 怛 研究. Пекин [北京], Гао ден цзяо ю чу бан ше [High Education Press] 高等教育 Version出. С. 27–28.
  3. ^Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей, стр. 177.
  4. ^Г. Сухэ-Батор, Справочники по истории Монголии, Том I, стр. 72, 1991
  5. ^Санпин Чен, «Сын Неба и Сын Божий: взаимодействие древних азиатских культур относительно сакрального царствования и теофорических имен», Журнал Королевского азиатского общества, третья серия, Vol. 12, No. 3 (ноябрь 2002 г.), с. 295
  6. ^Джанхунен, Юха (1996). Маньчжурия: этническая история. Хельсинки: Финно-угорское общество. ISBN 978-9519403847., стр. 187
  7. ^Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей
  8. ^Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей, стр. 179.
  9. ^Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие до -Династический кидань, страницы 180-181.
  10. ^Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей, стр. 183.
Последняя правка сделана 2021-06-08 06:06:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте