Монгольская империя c 1207 г., Урянхай и их соседи | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Монголия | 26 654 (перепись 2010) |
Языки | |
Ойрат, монгольский | |
Религия | |
Тибетский буддизм, монгольский шаманизм, атеизм | |
Родственные этнические группы | |
Ойраты, монголы |
Урянхай ( традиционный монгольский :ᠤᠷᠢᠶᠠᠩᠬᠠᠢ, Монгольская кириллица : урианхай; Якутский : урааҥхай ; упрощенный китайский :乌梁海; традиционный китайский :烏梁海; пиньинь : Wūliánghǎi), Uriankhan (ᠤᠷᠢᠶᠠᠩᠬᠠᠨ, Урианхан) или Uriankhat (ᠤᠷᠢᠶᠠᠩᠬᠠᠳ, Урианхад), это термин, адрес, примененный монголы к группе лесных народов Севера, которые включают в себя тюркский -speaking тувинцев и якуты, а иногда также применяются к монгольскому языку Алтай урянхайцам. Урянхайцы включали западное лесное племя урианхай и забайкальское племя урянхай, первое из которых записано в китайских источниках как 兀良哈 ( пиньинь : Wùliánghā).
Название «Урянхай» на монгольском языке означает «урия» (девиз, боевой девиз) и хан (владыка). Монголы применили это имя ко всем лесным народам, а позже и к тувинцам. Монголы причислили их к дарлыгинским монголам.
В начале Монгольской империи (1206-1368 гг.) Урянхай находились в центральной Монголии.
В XIII веке в Юань, Китай, Рашид-ад-Дин Хамадани описал Лес Уриянхай как чрезвычайно изолированных сибирских лесных людей, живущих в берестяных палатках и охотящихся на лыжах. Несмотря на схожесть названия к знаменитому Uriyankhan клану монголов Рашид утверждает, что у них не было никакой связи. Во времена династии Мин чжурчжэни были известны среди китайцев как «лесные люди» (используя чжурчжэньское слово Водзи), и этот оттенок позже перешел в китайский перевод слова Урянхай, Улиангхай.
В середине 14 века они жили в Ляояне на северо-востоке Китая. В 1375 году Нагачу, урянхайский лидер возглавляемой монголами династии Северный Юань в Ляояне, вторгся на полуостров Ляодун, чтобы восстановить власть монголов. Хотя он продолжал удерживать южную Маньчжурию, военная кампания Мин против Нагачу закончилась его капитуляцией в 1388 году. После восстания северных урянхайцев, они были завоеваны Даян-ханом в 1538 году и большей частью аннексированы северным Халхой. Батмунх Даян Хан распустил Урянхай тумен.
Вторая группа урянхай ( урянхай гор Хентий ) проживала в центральной Монголии, а в начале 16 века они начали переселяться в Горный Алтай. Некоторые группы мигрировали из гор Хентий в провинцию Хубсугул во время правления династии Северный Юань (1368-1635).
К началу 17 века термин Урянхай был общим монгольским термином для всех рассредоточенных групп к северо-западу, независимо от того, были ли они самодийскими, тюркскими или монгольскими по происхождению. В 1757 году династия Цин организовала свою далекую северную границу в серию урянхайских знамен: Ховсугул Нуур Урианхай, Танну Урианхай ; Кемчик, Салчак и Тожу (все тувинцы); и алтайцы. Тувинцы в Монголии называют Monchoogo урянхайцами (см тувинских мончак lt; Казахская monshak «ожерелья») монголами. Другая группа урянхай в Монголии (в провинциях Баян-Олгий и Ховд ) называется алтайским урянхай. Очевидно, они были связаны с ойратами. Третья группа монгольских урянхайцев были одним из 6 туменов из Гучэна Хана в Восточной Монголии. Считается, что эти последние две группы урианхай являются потомками племени урианхан, из которого произошли Джелме и его более известный двоюродный брат Субутай. Родовые названия у алтайцев урянхай, ховсугул нуур урянхай и тувинцев различаются. Среди алтайских или ховсугельских урянхайцев нет тюркских или самодийских родов.
Вариант имени Урагсай Саха - старое название якутов. Русский Павел Небольсин задокументировал род Уранху волжских калмыков в 1850-х годах. Существование урианхай было задокументировано корейцами, которые назвали их заимствованным именем Орангкаэ ( 오랑캐, «дикари»), особенно в контексте их нападений на китаизированный мир в XIV и XV веках.
Некоторые урианхайцы до сих пор живут в горах Хентий.
Племена таовен, хулигай и водолийский чжурчжэнь жили в районе Хэйлунцзян в Илане во время династии Юань, когда он был частью провинции Ляоян и управлялся как округ. Эти племена стали цзяньчжоу-чжурчжэнями в династии Мин, а таовен и водолиан были в основном настоящими чжурчжэнями. В династии Цзинь цзинь-чжурчжэни не считали себя той же этнической группой, что и народ хурка, который стал хулигаем. Уриангка использовалось как имя в 1300-х годах чжурчжэньскими мигрантами в Корее из Илантумена, потому что Уриангка влияла на людей в Илантумене. Бокудзян, Туовулян, Водуолян, Хулигай, Таован по отдельности составляли 10 000 семей и были подразделениями, которые династия Юань использовала для управления людьми вдоль реки Усули и в районе Сунхуа.