Шахматная школа

редактировать

A шахматная школа обозначает шахматного игрока или группу игроков, которые разделяют общие представления о стратегия игры. В истории современных шахмат было несколько школ. Сегодня меньше зависимость от школ - игроки используют множество источников и играют в соответствии со своим личным стилем.

Содержание
  • 1 Филидор
  • 2 Моденская школа
  • 3 Английская школа
  • 4 Романтические шахматы
  • 5 Классическая школа
  • 6 Гипермодернистская школа
  • 7 Советская гегемония
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
Филидор
Филидор

В 1749 году Франсуа-Андре Даникэн Филидор опубликовал «Анализ дю jeu des Échecs». Это была первая книга, в которой подробно обсуждалась стратегия шахмат в целом. Он также был первым, кто обсудил взаимодействие фигур и пешек в игре. Филидор считал, что поддержание подвижности пешек является наиболее важным стратегическим фактором в шахматах, и обсуждал пешечную структуру, в частности изолированные пешки, сдвоенные пешки и обратные пешки.

Писания Филидора широко хвалились и неправильно понимались в течение 90 лет. Его идеи подхватила английская школа 1840-х годов. В 1925 году Арон Нимцович осознал важность пешечной подвижности. Филидора все больше признают основателем современной шахматной стратегии (Hooper Whyld 1992 : 359).

Моденская школа

Моденская школа создана тремя игроками 18-го века, известными как Моденские мастера : Доменико Лоренцо Понциани, Джамбаттиста Лолли и Эрколе дель Рио. Они рекомендовали сыграть в Итальянскую игру дебют. В отличие от идеи Филидора о пешечной структуре и подвижности, моденская школа подчеркивала быстрое развитие фигур для атаки на короля противника с самого начала, стремление получить мат или материальное преимущество в процессе, часто за счет пешечной эффективности или даже целых пешек. Этот стиль игры использовали Джоачино Греко, Алессандро Сальвио и другие итальянские игроки 16 века (Sunnucks 1970 : 309–10).

Английская школа
Стонтон

Английская школа была основана Говардом Стонтоном в 1840-х годах. Среди его последователей Бернхард Хорвиц, Элайджа Уильямс, Мармадьюк Вивилл и в некоторой степени Адольф Андерсен и Дэниел Харрвиц. В этом стиле не было быстрой атаки на короля противника. Вместо этого были подготовлены атаки, поскольку были впервые получены стратегические преимущества - такие как контроль над центром и ключевыми точками. Фигуры были развернуты позади пешек, чтобы поддержать их продвижение. Стонтон был пионером в использовании фланговых отверстий и фианкетто епископа. После того, как Стонтон практически ушел в отставку в 1853 году, этими идеями по большей части пренебрегли.

Романтические шахматы
Андерссен

Романтические шахматы были шахматным стилем, преобладающим в XIX веке. Для него были характерны дерзкие жертвы и открытая тактическая игра. Победа была вторичной по сравнению со стильной победой - настолько, что считалось неспортивным отказываться от гамбита (жертва пешки или фигуры для достижения атаки). Неслучайно самыми популярными дебютами, сыгранными романтиками, были принятый королевский гамбит и принятый гамбит Эванса. Некоторыми из основных игроков эпохи романтизма были Адольф Андерсен, Пол Морфи и Генри Блэкберн. Известной игрой того времени является Бессмертная игра между Андерссеном и Лайонелом Кизерицким, олицетворяющая романтический стиль. Этот стиль был эффективно завершен на высшем уровне Вильгельмом Стейницем, который своим более позиционным подходом сокрушил всех своих современников и положил начало современной эпохе шахмат.

Классическая школа
Стейниц

Примерно в 1860 году Луи Паулсен понял, что многие атаки на короля были успешными из-за плохой защиты. Вильгельм Стейниц согласился с этим и отверг преобладающее мнение, что нападение более благородно, чем защита. Стейниц, который в юности приобщился к романтическому стилю игры середины века, начал переключать свое внимание на построение сильной пешечной структуры и видеть небольшие преимущества, на которых можно было бы извлечь выгоду, вместо масштабных атак на вражеского короля. Позиционная игра не была новой идеей, и есть много примеров таких игр из эпохи романтизма, однако она не стала популярной и широко распространенной, пока Стейниц не выиграл Венский турнир 1873 года со своими идеями основанных на защите шахмат. Он считается первым настоящим чемпионом мира по шахматам и оставался им в течение 21 года, несмотря на то, что почти 15 из них не играл активно. Кроме того, он стал первым шахматным мастером, зарабатывающим на жизнь исключительно профессиональными шахматами, в то время как большинство игроков до этого времени играли в эту игру просто как хобби или способ заработать дополнительные деньги, имея другие профессии в качестве основного занятия.

Идеи Стейница были противоречивыми и широко критиковались - некоторые игроки постарше, такие как Адольф Андерсен, никогда не принимали их полностью. Он написал множество статей в шахматных изданиях, защищающих свои идеи, но к 1890-м годам их восприняло новое поколение молодых игроков, таких как Зигберт Тарраш и Эмануэль Ласкер. Эти игроки также взяли идеи Стейница, улучшили и сделали их более рациональными и доступными. В 1894 году факел фактически был передан ученикам Стейница, когда он потерпел поражение от Ласкера на чемпионате мира.

В результате классической школы многие шахматные дебюты, которые были отличительными чертами романтических шахмат, такие как Королевский гамбит и Защита Филидора, вышли из употребления среди элитных игроков, в то время как Ферзевый гамбит, ранее редкий, стал основным продуктом шахмат высокого уровня.

К началу ХХ века стали появляться мастера шахмат за пределами Европы (до этого Пол Морфи был единственным известным игроком неевропейского происхождения). Среди них были американцы Гарри Нельсон Пиллсбери и Фрэнк Маршалл, а позже кубинец Хосе Рауль Капабланка. Эмануэль Ласкер провел на чемпионате мира рекордные 27 лет, хотя он долго не играл в шахматы из-за своей карьеры профессора математики.

Гипермодернистская школа
Нимцович

Гипермодернистская школа была основана Ароном Нимцовичем, Ричардом Рети, Савилли Тартаковер, Дьюла Брейер и Эрнст Грюнфельд в 1920-е годы (Авербах 2012 : 81). Гипермодернисты отвергли идею о важности занятия центра. Вместо этого гипермодернистская школа подчеркивает контроль над центром, атакуя его частями, особенно с периферии. Гипермодернистская школа также отрицала превосходство двух епископов во всех типах позиций и утверждала, что пара слонов сильна только в открытых или полуоткрытых позициях (Авербах 2012 : 81).

В то время как дебюты е4 и тактическая игра все еще были обычным явлением в классическую эпоху, в период после Первой мировой войны произошел значительный сдвиг, так как любые дебюты е4 стали немодными за пределами любительского уровня. Ричард Рети дошел до того, что объявил е4 «решающей ошибкой» и заявил, что d4 был единственным рациональным способом начать игру, в то время как сицилийская и французская защита были единственными рациональными ответами на 1. e4. Такие игроки, как Фрэнк Маршалл и Хосе Рауль Капабланка (выигравший чемпионат мира у Ласкера в 1921 году), ранее известные как тактические игроки и пользователи дебютов е4, начали переключать свой репертуар на пешечные дебюты на ферзевом фланге и более позиционный стиль игры на поле боя. 1920-е гг.

В 1927 году Александр Алехин бросил вызов Капабланке на чемпионат мира. Матч, продолжавшийся 34 игры, проходил в Буэнос-Айресе, Аргентина и получил дурную славу из-за чрезмерного использования ортодоксальной защиты отклоненного ферзевого гамбита, которая использовалась во всех играх, кроме двух (в оставшихся двух играх Французская защита и Королевская индийская защита). Алехин победил Капабланку и стал четвертым чемпионом мира по шахматам, которого он удерживал до своей смерти в 1946 году (за исключением двух лет, когда он уступил титул Максу Эйве ).

Чрезмерное использование ферзевого гамбита, отклоненного ортодоксальной защитой в матче за первенство 1927 года, привело к усилению признания гипермодернистских дебютов, которые в 1930-х годах стали основным продуктом соревновательных шахмат. Кроме того, элитные игроки начали изучать Slav Defense и другие варианты QGD.

Советская гегемония
Чигорин

В 1940-х годах Советский Союз начал долгое господство шахмат. Советская школа соглашалась с Таррашем и делала упор на мобильность. Слабость, которую нельзя было атаковать, не была настоящей слабостью. Советская школа была основана на учении Михаила Чигорина (1850–1908).

Михаил Ботвинник был первым по-настоящему доминирующим советским гроссмейстером, подготовленным к этой роли благодаря молодости и преданности коммунизму. В 1937 году он выиграл чемпионат СССР, но чемпионат мира пришлось ждать более десяти лет, пока закончилась Вторая мировая война и в 1946 году умер действующий чемпион Александр Алехин, оставив чемпионство вакантным. Ботвинник стал чемпионом мира, выиграв турнир с участием пяти лучших игроков, Чемпионат мира по шахматам 1948 года.

После Второй Мировой войны гипермодернистские дебюты, такие как Индийская защита, стали основным продуктом шахмат высокого уровня и остаются таковыми до сих пор. Кроме того, в этот период произошел стремительный рост сицилийской защиты, о которой писали с 16 века, но не было обычным явлением до 1950-х годов.

См. Также
Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-07 05:27:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте