Джоакино Греко (ок. 1600 - ок. 1634), по прозвищу Кузентино, а чаще иль Калабрезе, был итальянским шахматистом Игрок и писатель. Он записал некоторые из самых ранних известных шахматных партий. Его партии, в которых никогда не указывались игроки, вполне возможно, были построены, но служили примерами блестящих комбинаций.
Греко, вероятно, был сильнейшим игроком своего времени, сыграв (и победив) лучших игроков Рима, Париж, Лондон и Мадрид. Греко писал рукописи для своих покровителей, в которых он излагал правила игры в шахматы, давал игровые советы и представлял поучительные игры. Эти рукописи позже были опубликованы для широкой аудитории и приобрели огромное влияние после его смерти.
Название «Греко» часто считается греческое наследие. Действительно, Калабрия, регион, в котором родился Греко, имеет долгую историю греческой иммиграции и использования греческого языка в качестве местного языка. Один выдающийся писатель Уиллард Фиск даже предполагает (в «Книге Первого американского шахматного конгресса» 1859 г.), что Греко родился в Мореи, Греция, до переезда в Калабрию. Однако Фиске не приводит конкретных доказательств этого утверждения; и другие авторы не утверждают, что в данном случае «греко» означает «греческий». Поэтому происхождение «Греко» в значительной степени является предположительным.
Другие имена Греко имеют более конкретное происхождение. "Кузентино" известен из рукописи Корсини и означает, что он родился около Козенцы. il Calabrese, буквально «калабрийский», означает, что Греко был из региона Калабрия.
Мало что известно о жизни Греко. Самая надежная информация о его жизни исходит из его рукописей. Он родился около 1600 г. в Селико, Италия. Греко, по-видимому, рано проявил склонность к шахматам, оставив дом без образования и в молодом возрасте, чтобы зарабатывать на жизнь за доской. К 1620 году Греко стал достаточно опытным, чтобы написать свою самую раннюю датированную рукопись Trattato Del Nobilissimo Gioco De Scacchi..., копии которой были переданы его покровителям в Риме.
Греко, как говорят, побывал в Париже, хотя этот визит явно не подтвержден существующими рукописями. Там он продолжал добиваться больших успехов за доской. Его победы над сильнейшими французскими игроками, среди которых были герцог де Немур, г-н Арно ле Карабин и г-н Шомон де ла Саль, принесли ему славу и богатство. К 1622 году Греко ехал в Англию с большой суммой денег; в Париже он получил сумму, эквивалентную 5000 крон.
Греко, очевидно, был задержан во время этого путешествия, однако в результате он потерял вновь обретенное богатство. Не испугавшись, он отправился в Лондон и играл с английской шахматной элитой. Во время своего пребывания в Лондоне Греко начал записывать целые шахматные партии, а не отдельные поучительные позиции, как это было обычно.
Греко вернулся в Париж в 1624 году и начал переписывать свою коллекцию рукописей. Неясно, действительно ли он играл в эти игры - современному взгляду игра его оппонентов кажется в лучшем случае сомнительной. Возможно, происхождение игр несущественно; сочинив их, Греко «определенно был способен сыграть их» на доске.
Греко, который не мог оставаться на одном месте надолго, уехал из Парижа в Испанию при дворе Филиппа IV. Греко и там сумел победить всех своих соперников. К этому моменту Греко показал себя величайшим игроком в Европе, победив чемпионов Рима, Парижа, Лондона и Мадрида.
Покорив Старый Свет, Греко отправился в Новый. Говорят, что Греко скончался от болезни в Вест-Индии вскоре после прибытия. Точная дата его смерти неизвестна, но в большинстве источников он умер к 1634 году. Его шахматные доходы были переданы иезуитам.
Греко был выдающимся шахматистом, жившим в эпоху между Руй Лопес де Сегура и Франсуа-Андре Даникэн Филидор. В то время еще не было накоплено большого объема шахматных знаний. Именно по этой причине игры Греко следует понимать как игры гениального изобретателя и первооткрывателя, а не как руководство к правильной игре. Они также являются ценными примерами итальянской романтической школы шахмат, в которой избегают развития и материала в пользу агрессивных атак на короля соперника. Греко проложил путь для многих атакующих легенд эпохи романтизма, таких как Филидор, Адольф Андерсен и Пол Морфи.
Михаил Ботвинник считал Греко первыми профессиональными шахматами. игрок. Другие шахматные писатели раннего периода современных шахмат имели профессиональные занятия, за исключением Паоло Бои, который был богат благодаря наследству, и Джулио Чезаре Полерио, который был слугой в богатой семье. Греко, однако, полагался на шахматы, чтобы заработать себе на жизнь.
Инновация Греко в записи партий целиком, возможно, является его величайшим наследием. Хотя его рукописи первоначально хранились в частном порядке его покровителями, в конечном итоге они стали общедоступными; в 1656 году, спустя годы после его смерти, одна из ныне утерянных рукописей Греко была адаптирована Фрэнсисом Билем в Лондоне как «Королевская игра в Чесс-плей». Книга Биля и другие подобные ей помогли Греко достичь гораздо большей аудитории, чем его предшественники. В частности, Le Jeu Des Eschets, опубликованная в Париже 1669 г., стала основным источником для более поздних английских изданий Уильяма Льюиса (1819 г.) и Луи Хоффмана (1900 г.).
Игры (опубликованные Билем) не были описаны в теперь уже знакомой алгебраической записи; скорее, движение каждой фигуры было дано в описательной нотации, например:
The Fooles Mate.
Black Kings Bishops закладывает один дом.
White Kings закладывает один дом.
Black Kings Knights pawne два дома
Белая Королева дает мат противоположным королям ладьи, четвертый дом
, в котором «дом» относится к квадрату на шахматной доске.
В дополнение к играм («Гамбеттс»), перечисленным в его Руководства, Греко часто давал общие советы своим читателям и краткий обзор правил игры в шахматы («Законы Чесса»). Они варьируются от знакомых («Если вы дотронетесь до своего человека, вы должны сыграть его, и если вы поставите его где-нибудь там, где вы должны позволить ему стоять»), до причудливого («Если вы сначала потеряете своих людей, и сыграйте два или три шашки, ваш противник остается за выбором, играть ли вы в игру или начинать ее заново »). Греко также описывает досовременную необходимость объявить чек своему оппоненту и позор того, что он называет «слепым матом» - мат дан, но не замечен.
«Законы Чесса» также не были полностью стандартизированы в Время Греко; по этой причине правила, опубликованные Билом, предназначались для определенной группы населения. Например, Греко указывает, что при рокировке во Франции «Ладья... входит в Дом Королей». В других странах правила рокировки были другими. Современная рокировка, которую также описывает Греко, иногда называют «алла Калабрезе» в честь Греко.
Как один из игроков эпохи итальянского романтизма, Греко изучил итальянскую партию (1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4), среди других дебютов. Его игры считаются классикой ранней шахматной литературы и иногда до сих пор преподают новичкам. Сам Греко представлял свои партии между «белыми» и «черными»; современное соглашение - называть участников Греко и NN , от латинского nomen nescio.
Среди его игр были первые задушенный мат :
и еще один, который был продолжен в эндшпиле :
Хотя Греко известен записью целых партий, он также включил в свои рукописи ряд шахматных задач. Многие из них были либо напрямую скопированы, либо адаптированы с изменениями из работ предыдущих авторов.
В этой головоломке используется тема неправильной ладьей пешки, и, вероятно, это оригинальная композиция автора Греко:
">Греко, 1623a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
. А вот и одна вдохновленный более ранней композицией Сальвио :
">Грекоa | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Далее следует список рукописей, написанных Греко, в том виде, в каком он был дан Мюрреем. Содержание многих работ во многом пересекается; многие также имеют идентичные (или почти идентичные) названия. Попытки составить список и датировать рукописи Греко были предприняты Антониусом ван дер Линде (1874 г.), Дж. А. Леоном (1900 г.), Мюрреем (1913 г.), Дж. Г. Уайтом (1919 г.), Алессандро Санвито (2005 г.) и Питером Дж. Монте (2014 г.).
Все рукописи Греко имели итальянский текст, хотя некоторым были даны английские названия. Титульные страницы, или первые страницы, были работой каллиграфов, а текст был написан самой рукой Греко. Кроме того, некоторые произведения сохранились только в виде более поздних копий или переводов, поэтому известны только их переведенные названия.
Библиография