Сасанидская чеканка Синда относится к серии сасанидских монет, отчеканенных с 325 по 480 г. н.э. в Синде, в южной части современного Пакистана, с монетным типом последовательных правителей Сасанидской Империи, от Шапура II до Пероз I. Эти монеты вместе с чеканкой кушано-сасанидов часто называют «индо-сасанидскими». Они составляют важную часть сасанидской чеканки.
Сасанидские правители со времен правления Шапура I утверждали, что контролируют Синд в их надписях. Шапур I поставил своего сына Нарсе «царем саков» в областях Восточного Ирана вплоть до Синда. Две надписи во время правления Шапура II упоминают о его контроле над регионами Синд, Систан и Туран. Тем не менее, точный термин, использованный сасанидскими правителями в своей надписи, - Hndy, аналогичный Hindustan, который нельзя с уверенностью сказать, что он означает «Синд». Ат-Табари упомянул, что Шапур II построил города в Синде и Сиджистане.
В районе Синда, от Мултан до устья реки Инд была выпущена важная серия золотых монет по образцу чеканки правителей Сасанидской империи Шапура II до Пероз I, что примерно охватывает период с 325 по 480 год н.э. Эти монеты были обнаружены в областях Синд, Белуджистан и Катч. Монеты сделаны только из золота, имеют вес около 7,20 грамма, что делает их похожими на традиционные «тяжелые» сасанидские динары. Количество обнаруженных к настоящему времени монет предполагает значительный объем чеканки, эквивалентный примерно половине более известной кушано-сасанидской монеты. Однако временной промежуток в 150 лет, охватываемый монетами Синда, намного больше, чем примерно 50-летний промежуток времени кушано-сасанидцев, предполагающий около 1/6 от кушано-сасанидской добычи в единицу времени.
Монеты не относятся к обычному сасанидскому императорскому типу, и легенда вокруг портрета имеет тенденцию искажаться среднеперсидским в пехлевийском письме, но на них брахмийское письмо персонаж Шри ( «Господь») перед портретом царя. Монеты предполагают некое подобие сасанидского контроля над Синдом в V веке, признание сасанидского господства, но точная степень сасанидского присутствия или влияния неизвестна. Тот факт, что эти монеты не используют традиционную сасанидскую императорскую титулатуру, что они не используют сасанидские стандарты веса и что стандартный сасанидский серебряный денежный стандарт не находился в обращении в регионе, все предполагают, что сасанидцы фактически не правили напрямую в Синде. Тем не менее такое огромное влияние от Арабского полуострова до Синда и Кушанского царства, вероятно, обеспечило сасанидцам замечательное положение с точки зрения морской торговли, дав им своего рода торговую монополию
. Экспансия сасанидов на северо-запад Индии, положившая конец остаткам кушанского правления, также могла быть осуществлена за счет западных сатрапов и сатавахан..
Известны чеканки Синда правителей Сасанидской империи от Шапура II до Пероза I, примерно в период с От 325 до 480 г. н.э. Последние монеты серии, скопированные на Пероз I (годы правления 459-484), отклоняются от серии, поскольку представляют легенду о брахми, часто с названием «Рана Датасатья». Парадоксально, но у некоторых сасанидских царей было больше динаров золотых монет, известных с монетных дворов Синда, чем с обычных сасанидских монетных дворов: это случай Шапура III и Бахрама V, у обоих из которых известно только около пяти обычных золотых сасанидских динаров, по сравнению с девятью и тринадцатью монетными дворами Синда соответственно по состоянию на 2016 год. Чтобы объяснить это, RC Старший предположил, что Шапур III, у которого было очень беспокойное правление и который потерпел поражение от рук кушанов, не смог выпускать золотые монеты и был вынужден укрыться в Синде, где он смог чеканить свои прекрасные монеты, некоторые из которых были Символ Шри, а некоторые без него.
Монета Синда Шапура II (309–379 гг. Н. Э.) Чеканилась в Синде, Белуджистане и Катч в Индии.
Шапур III (годы правления 383-388).
Йездегерд I (годы правления 399-420 н.э.). 150>Синд монета Бахрам V (годы 420-438 н.э.)
Более поздние выпуски дизайна Пероза полностью отказываются от деградированной легенды Палхави, поскольку так же, как и знак Шри, и вместо этого использовалась легенда брахми Рана Датасатья. Некоторые более поздние имитации этих монет после 480 г. н.э., возможно, были сделаны гефталитами, которые добавили гуннскую тамгу к рисунку после того, как захватили северо-западные провинции Индии. К этому времени качество монет также сильно ухудшается, и фактическое содержание золота становится довольно низким.
Монета Рана Датасатья на модели Пероза I динар, с солнечным символом, обращенным к правителю, и легендой Рана Датасатья Брахми на реверсе.
Позднегуннская монета типа Пероз с тамгой перед правителем.
Неуверенный вождь гуннов. Синд. 5 век
Гуннский монетный двор, Синдский монетный двор
Существует также целая категория индийских монет в «индо-сасанидском стиле», которые были заимствованы из сасанидского дизайна в довольно геометрической манере, среди Гурджаров, Пратихара, Чаулукья - Парамара и Палас примерно с 530 г. по 1202 г. Обычно бюст короля на аверсе очень упрощен и геометрически, а рисунок алтаря огня, с двумя служителями или без них, появляется как геометрический мотив на реверсе этого типа монет.
Монета династия Чавада, около 570-712 гг. Коронованный сасанидский бюст вправо / Огненный жертвенник с лентами и служителями; звезда и полумесяц по бокам пламени.
Монета Конфедерации Гурджара, по образцу сасанидской монеты Синда. Синд. Приблизительно 570-712 гг.
Гурджара-Пратихара чеканка Бходжи или Михары, царя Канауджа, 850-900 гг. Аверс: Кабан, воплощение Вишну и солнечный символ. Преподобный: «Следы сасанидского типа». Легенда: Шримад Ади Вараха «Удачливый первобытный кабан».
A Чаулукья - Монета Парамара, около 950-1050 гг. Стилизованное изображение монет династии Чавда : индо-сасанидский бюст вправо; пеллеты и украшения вокруг / Стилизованный алтарь огня; шарики вокруг.