Сасанидская чеканка в пределах владений Иранской Сасанидской империи (224–651). Вместе с Римской империей, Сасанидская империя была самым важным государством, выпускающим деньги в поздней античности. Сасанидские монеты оказали значительное влияние на чеканку монет в других государствах. Сасанидские монеты являются основным источником для изучения сасанидского периода и имеют большое значение для истории и истории искусства в целом. Sylloge nummorum Sasanidarum - наиболее важный основной справочник по сасанидским монетам.
Основная деноминация сасанидов, представленный царем Ардаширом I (r. 224–242) и унаследованный от парфян, был серебряный драхма (среднеперсидский : драхм). Это большая тонкая монета (в то время новинка), весит около 4 граммов, диаметром 25-30 мм. Он был сделан из довольно чистого серебра и производился в больших количествах всеми сасанидскими царями. Несколько сасанидских правителей также выпускали дробное серебро (в гораздо меньших количествах). Некоторые из этих дробных монет включают гемидрахму, обол и тетрадрахму. Ардашир I, скорее всего, унаследовал гемидрахму и обол от денежной системы своей родной провинции, Персис (т.е. Парс ). Монеты из меди и (что редко) из свинца выпускались в разные времена.
Однако тетрадрахма уже впала в немилость в ранний сасанидский период, во время правления Бахрама I (271-74), так как в основном она была сделана из меди с крошечной немного серебра. Хемидрахмы также появились только в начале сасанидского периода. Оболы и гемиоболы использовались в течение более длительного периода, но они использовались лишь эпизодически для особых случаев (например, инвестиционные подарки, бросание толп). Производство гемидрахм и тетрадрахм в конечном итоге прекратилось при Бахраме II (r. 274-93), но иранский вариант оболочки, данг (среднеперсидское слово), чеканился до конца правления Кавада I в начале VI века
Золотые монеты производились в ограниченном количестве и в основном чеканились «в целях рекламы и для конкуренции с римским и кушанским золотом». Золотые динары (среднеперсидский: dēnār, в конечном итоге от латинского denarius aureus ) также были введены Ардаширом I, первым сасанидским правителем. Золотые монеты были неизвестны парфянской денежной системе, предшественнице сасанидской. Золотые сасанидские монеты весят от 7 до 7,4 граммов до правления Шапура III (383–388). Чеканка медных монет была очень ограничена в Сасанидской империи.
На протяжении более четырехсот лет истории Сасанидов чеканка монет была единственной привилегией правящей королевской семьи, и типология, используемая для сасанидской чеканки, неизменно оставалась той же самой. каждая часть империи; это показывает, что сасанидские монетные дворы находились под жестким контролем центральных царских властей. Помимо того, что они использовались для уплаты налогов, точный контекст сасанидской чеканки как денег внутри империи остается неясным. Однако известно, что большая часть сасанидских монет использовалась для оплаты солдат и войск. Следовательно, по мнению Филиппа Жинью и Майкла Бейтса, Шапур II (r. 309–379) и Пероз I (r. 459–484) «должно быть» увеличило производство монет во время их правления, поскольку они проводили многочисленные кампании. В больших количествах чеканили под Кавад I, Хосров I (r. 531–579) и Хосров II (r. 590–628), которые участвовали в громких войнах. Все сасанидские монеты чеканились вручную, и, как и в Римской империи, производство монет регулировалось в соответствии с «точными и хорошо организованными планами»
Сасанидские монеты демонстрируют очень последовательный тип иконографии с 3-го по 7-й век, «хотя стилистически его портреты и реверсы становятся все более стилизованными». По словам Ребекки Дарли и Мэтью Канепы:
Монеты обычно имели королевский портрет на лицевой стороне и огненный жертвенник с двумя служителями на реверсе, сасанидские монеты имели несколько ободков, а для поздних сасанидских монет характерно включены астральные символы за пределами оправ. Легенды были в Пехлеви. Они включают имя и титулы Короля королей на лицевой стороне и фразу «огонь (имя короля)» и, иногда, слоган. Иногда указывается место чеканки. Каждый король принял личную корону с божественными и астральными символами. Они были, по большому счету, уникальными для него. Исключения составляют случаи первоначального совместного регентства (например, Ардашир I и Шапур I ) и в поздний сасанидский период, когда короны становятся очень стилизованными и часто похожими. Если король потерпел серьезное поражение, он мог принять новую корону (например, Нарсе ).
Сасанидская чеканка Синда относится к серии сасанидских монет. -стилевые выпуски, отчеканенные с 325 по 480 г. н.э., отчеканенные в Синде, в южной части современного Пакистана, с монетным типом сменяющих друг друга правителей Сасанидской империи, от Шапура II до Пероза I. Вместе с чеканкой кушано-сасанидов эти монеты часто называют «индо-сасанидскими». Они образуют важная часть сасанидской чеканки.
Согласно Дарли и Канепе, сасанидские монеты широко использовались в торговле, особенно с Центральной Азией и Китай, и он послужил образцом для типов, пораженных в областях, прилегающих к Сасанидской империи, включая области, управляемые гепталитами и кидаритами. После арабов завоевание Ирана, Омейядский халифат копи ред сасанидской чеканки, но обычно к монетам добавлялись арабские легенды. Однако некоторые монеты этого периода чеканились без арабского текста. Эти так называемые чеканили в самом сердце бывшей Сасанидской империи и следовали сасанидским мотивам, включая изображение зороастрийского жертвенника огня. Когда во время правления Абд аль-Малика ибн Марвана (r. 685–705) была создана новая «аниконическая» мусульманская чеканка, новый исламский серебряный дирхам по-прежнему «обязан своей отличительной серебряной тканью и широким фланцем сасанидской технике чеканки»
Монета сасанидского типа Омейядов, бюст имитирует бюст Хосров II
монета сасанидского типа кидаритов, бюст имитирует бюст Шапура III
Ранний Алчонские гунны монета по сасанидскому образцу, с бюстом, имитирующим Шапур II. Датируется 400–440 гг. Н. Э.
Монета гуннского царя Михиракула с легендой в индийском письме Гупта. Преподобие: Пунктирная граница вокруг алтаря огня, по бокам которого сидят служители в сасанидском стиле.
Неуверенный вождь гуннов, монета, полученная из сасанидской монеты Синда. Синд, V век
Серебряная драхма по сасанидскому образцу бухарских худов, Согдия, начало VIII века. 30 мм, 3,08 гр. На реверсе изображена голова царя на алтаре, служители почти неузнаваемы
Есть также целая категория индийских монет, в «Индо- Сасанидский стиль », которые произошли от сасанидского дизайна в довольно геометрической манере, среди Гурджаров, Пратихара, Чаулукья - Парамара и Палас примерно с 530 г. по 1202 г. Обычно бюст короля на аверсе очень упрощен и геометрически, а рисунок алтаря огня, с двумя служителями или без них, проявляется как геометрический мотив на реверсе этого типа монет.
Монета достоинства Гурджарская конфедерация по образцу сасанидской чеканки Синда. Синд. Приблизительно 570-712 гг.
Гурджара-Пратихара чеканка Бходжи или Михара, царя Канауджа, 850-900 гг. Аверс: Кабан, воплощение Вишну и солярный символ. Преподобный: «Следы сасанидского типа». Легенда: Шримад Ади Вараха «Удачливый первобытный кабан».
A Чаулукья - Монета Парамара, около 950-1050 гг. Стилизованное изображение монет династии Чавда : индо-сасанидский бюст вправо; пеллеты и украшения вокруг / Стилизованный алтарь огня; окатыши вокруг.