Династия Чаулукья

редактировать
Индийская династия, правившая Гуджаратом с ок. 940 по 1244

Чаулукьяс из Гуджарата.
ок. 940 г. н.э. – 1244 г. н.э.
Indo-Sasanian coinage of the Chaulukyas, also called "Gadhaiya Paise". 9th-10th century CE. Индо-сасанидская чеканка чаулукья, также называемая «Гадхайя Пайс». 9-10 века н.э.
СтолицаАнахилавада (современный Патан )
РелигияИндусим (шиваизм), джайнизм
ПравительствоМонархия
• ок. 940 - ок. 995Мулараджа
• ок. 1175 - ок. 1178Мулараджа II
• ок. 1240 - ок. 1244Трибхуванапала
История
• Основаниеок. 940 г. н.э.
• Исчезновение1244 г. н.э.
ПредшествующееПреемником
династии Чавда
Халукьяс из Латы
Вагела династия
Государство Катч
Сегодня частьИндии
Находите пятна с надписями, выпущенными во время правления Чаулукья.

Династия Чаулукья (IAST : Чаулукья), также известный как Чалукья Гуджарата, был Раджпутской Династией, правившей частями того, что сейчас Гуджарат и Раджастхан в северо-западной Индии, между ок. 940 г. н.э. и ок. 1244 г. н.э. Их столица находилась в Анахилаваде (современный Патан). их правление распространилось на регион малва в современном Мазе я Прадеш. Семья также известна в народной литературе как династия Соланки . Их идентичность как раджпутов стала более очевидной в 12 веке во время вторжений Гуридов.

Мулараджа, основатель династии, сменил последнего правителя Чавды. династия около 940 г. н.э. Его преемники несколько раз сражались с соседними правителями, такими как Чудасамы, Парамары и Чахаманы Шакамбхари. Во время правления Бхимы I, Газневид правитель Махмуд вторгся в королевство и совершил набег на храм Сомнатха в течение 1024-1025 гг. Чаулукья вскоре выздоровели, и королевство достигло своего апогея под властью Джаясимхи Сиддхараджа и Кумарапалы в 12 веке. Несколько второстепенных династий, такие как Чахаманы из Джалора и Чахаманы из Наддулы, служили вассалами Чаулукья в этот период. После смерти Кумарапалы королевство постепенно ослаблялось внутренними восстаниями; восстания феодалов; и вторжения Парамаров, Гуридов, Ядавов и других. Воспользовавшись этим, Вагелас, ранее служивший генералами Чаулукья, узурпировал власть и основал новую династию в 1240-х годах.

Некоторые княжеские государства правители из клана Соланки заявили о своем происхождении от Чаулукья.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Происхождение
  • 3 История
    • 3.1 Ранние правители
    • 3.2 Соперничество между соседями
    • 3.3 Имперское расширение
    • 3.4 Упадок
  • 4 Архитектура
  • 5 Религия
  • 6 Заявленные потомки
  • 7 Список правителей
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Имя

Династия использовала самоназвание «Чаулукья» "во всех записях, кроме четырех. Четыре исключения:

Хемачандра, джайнского ученого при дворе Чаулукья, обычно используется термины «Чаулукья» и «Чулукья». Его Двьяшрая Махакавья упоминает варианты «Чулакья», «Чалукка» и «Чулукка»; его Кумарапала-Чарита упоминает другой вариант «Чулуга». Придворный поэт Чаулукья Сомешвара описывает династию как «Чаулукья» (в Кирти-Каумуди) и «Чулукья» (в Абу надписи Ваступала и Теджапала).

«Соланки» или «Соланки» - это простая форма этого термина.

Происхождение

Слово «Чаулукья» считается вариантом слова «Чалукья ". Несколько других династий были известны под названием «Чалукья», включая Чалукьи Ватапи, Навасарика, Вемулавада, Кальяни, Венги и Лата. Эти династии иногда считаются ветвями одной семьи, но отношения между ними не определены. В отличие от чалукья из Калиани и Венги, чаулукья из Гуджарата никогда не заявляли о своем общем происхождении или какой-либо другой связи с самой ранней династией чалукья - чалукьями из Ватапи. Более того, они никогда не использовали термин «чалукья», чтобы описать себя.

Однако чаулукья Гуджарата разделяли миф о происхождении с чалукьями из Калиани и Венги. Согласно этой легенде, прародитель династии был создан Брахмой. Версия легенды, упомянутая в Ваднагар прашасти надписи Кумарапала, выглядит следующим образом: божества однажды спросили бога-творца Брахма, чтобы защитить их от данавов (демонов). Затем Брахма создал героя из своей чулуки (горшка или сложенной ладони), наполненной водой Ганги. Этот герой получил имя «Чулукья» и стал прародителем династии. Вариант этой легенды упоминается Абхаятилакой Гани в его комментарии к Двьяшрая-Кавья Хемачандры. Согласно этой версии, Брахма создал героя, чтобы поддерживать землю, после того как другие его творения разочаровали его. Эти истории не имеют исторической ценности, поскольку современные королевские дома обычно претендуют на мифическое и героическое происхождение. Кумарапала-Бхупала-Чарита Джаясимха Сури представляет Чулукью как исторического воина, столицей которого была Мадхупадма. Мулараджа был его потомком, их разделяло почти сотня поколений. Этот отчет может быть частично историческим: Мадхупадма по-разному определялся как место за пределами Гуджарата, включая современную Матхуру.

монету Чаулукья-Парамара, около 950-1050 гг. Стилизованное изображение монет династии Чавда : индо-сасанидский бюст вправо; пеллеты и украшения вокруг / Стилизованный алтарь огня; шарики вокруг. Монета Чаулукья Анахиллапатака, царь Кумарапала, c.1145 - ок. 1171.

С. В. Вайдья предположил, что Чаулукья отличаются от Чалукья. Г. Х. Оджа опроверг эту теорию, указав, что надпись правителя Лата Чалукья Киртираджа описывает его семью как «Чалукья», а надпись его внука Трилочанапала описывает семью как «Чаулукья». По словам Асоке Маджумдара, хотя эти похожие по звучанию имена предполагают общее происхождение всех этих династий, нет никаких конкретных доказательств, позволяющих сделать какой-либо окончательный вывод. Маджумдар предположил, что Чаулукья были связаны с Суликами или Чуликами, племенем, упомянутым в нескольких древних записях. Это племя описано как живущее на северной границе древней Индии. Однако Маджумдар признал, что нет достаточных доказательств, чтобы считать эту теорию окончательной.

Чаулукья были отнесены к одному из раджпутских кланов, хотя раджпуты как отдельная каста появляются в Индийская социальная структура в XII веке вокруг вторжений гуридов в Индию. Согласно мифу Агникулы, упомянутому в редакции легендарного текста Притхвирадж Расо XVI века, четыре клана раджпутов, включая Чаулукья, родились из костра на горе Абу.. Часть историков колониальной эпохи истолковала этот миф, чтобы предположить, что эти кланы были иностранцами, которые прибыли в Индию после упадка империи Гупта примерно в 5 веке н.э. и были допущены. в индуистской кастовой системе после выполнения огненного ритуала. Кроме того, правителей Чаулукья называли «Гурджарараджа» и «Гурджарешвара» («правитель Гурджары»). Основываясь на этой легенде, Д. Р. Бхандаркар и другие предположили, что Чаулукья были ветвью Гурджаров, которых они считали племенем иностранного происхождения. Бхандаркар и Август Хёрнле также считали, что название региона «Лата » изменилось на «Гурджаратра» (позже Гуджарат) во время правления Чаулукья, предположительно потому, что они были гурджарами.

Однако эта теория иностранного происхождения ослаблена рядом факторов. Чаулукья не заявляли о своем происхождении от Агникулы: именно соседние правители Парамара использовали легенду для объяснения своего происхождения. Надписи времен правления Бхимы II доказывают, что Чаулукья знали легенду об Агникуле, но связывали ее с Парамарами, а не с собой. В самых ранних копиях Притхвирадж Расо эта легенда также не упоминается. Легенда, которая включает Чаулукья в число огненных кланов, впервые упоминается поэтами 16 века, которые, возможно, расширили легенду о Парамаре на другие династии, чтобы способствовать единству раджпутов против Моголов. Более того, нет никаких свидетельств того, что территория Чаулукья стала известна как «Гурджаратра» во время правления Чаулукья. «Гурджара » и «Лата» были двумя отдельными историческими регионами в северной и южной частях современного Гуджарата соответственно, и термин «лата» никогда не использовался для описания всего Гуджарата. Царей Чаулукья называли «Гурджарараджа» и «Гурджарешвара», потому что они правили территорией, которая в свое время уже называлась Гурджара. Несколько других царей, носивших подобные эпитеты, ранее правили этой территорией: в их число входят Гурджара-Пратихары и Гурджары Нандипури. Историк Асоке Кумар Маджумдар указывает, что даже вождь южной Ганги Марасимха II принял титул «царя Гурджаров» после победы над северным царем от имени Раштракутас.

История

Ранние правители

Надпись на медной пластине 1010 г. н.э. во время правления Дурлабхараджи

Чаулукья были одной из нескольких династий, пришедших к власти в период упадка Гурджара-Пратихара и Раштракута империи. В середине X века н.э. основатель династии Мулараджа сменил Самантасимху, последнего царя Чавды. Согласно легендам, он был племянником Самантасимхи. Согласно летописцу 12 века Хемачандра, Мулараджа победил Грахарипу, царя Саураштры. Он также победил Лата Чалукья вождя Барапа, которому помог его сын Чамундараджа.

Чамундараджа наследовал Мулараджу около 996 г. н.э. Во время своего правления Парамара король Синдхураджа, похоже, вторгся в регион Лата, который находился под сюзеренитетом Чаулукья. Мулараджа заставил Синдхураджа отступить; летописец XIV века Джаясимха Сури утверждает, что Чамундараджа убил Синдхураджа в битве, но это утверждение кажется сомнительным, поскольку не упоминается ни в одном более раннем источнике. Где-то до 1007 г. н. Э. Регион Лата был захвачен чалукьями из Кальяни во главе с Сатьяшрайей.

. Примерно в 1008 г. н.э. Чамундараджа ушел в отставку после того, как назначил следующим король. Согласно легендам, он отправился в паломничество в Варанаси. Во время этого путешествия его оскорбил правитель, королевство которого лежало на пути в Варанаси. Он вернулся в столицу Чаулукья и попросил сына отомстить за его оскорбление. Валлабхараджа умер от оспы во время похода к вражескому королевству, которое некоторые летописцы называют Парамара царством малва.

Чамундараджа. другой сын Дурлабхараджа стал следующим царем в ок. 1008 г. н.э. Он вторгся в регион Лата и победил правителя Лата Чалукья Киртираджа (или Киртипала), который был вассалом Калиани Чалукья. Однако Киртираджа восстановил контроль над регионом в течение короткого времени, прежде чем был побежден королем Парамара Бходжа.

Соперничество соседей

Руины храма Сомнатх, 1869

Дурлабхараджа наследовал его племянник Бхима I, который столкнулся с вторжением Газневида правителя Махмуда в течение 1024-1025 гг. Бхима бежал в Канткот, когда Махмуд беспрепятственно вошел на территорию Чаулукья и разграбил храм Сомнатха. После ухода Махмуда Бхима восстановил правление Чаулукья. Он подавил восстания вождей Парамара Арбуды, которые раньше были вассалами Чаулукья. Бхима также победил и заключил в тюрьму Кришнадеву, правителя ветви Парамара Бхинмала. Он безуспешно сражался против Наддулы Чахамана правителя Анахиллы. Сыновья Анахиллы Балапрасада и Джендрараджа победили Бхиму и заставили его освободить Кришнадеву. Более поздние легенды приписывают Бхиме победу над Хаммукой, правителем Синда, хотя точность этого утверждения не уверена.

Полулегендарные рассказы предполагают, что Бхима заключил союз с Калачури царь Лакшми-Карна, и эти двое сыграли важную роль в падении Парамара царя Бходжи около 1055 г. н.э. Согласно летописцу 14 века Мерутунга, Бхима и Лакшми-Карна вторглись в царство Бходжи малва с двух противоположных сторон, и во время этого вторжения Бходжа умер от болезни. Некоторые летописцы Чаулукья хвастаются, что Бхима аннексировал столицу Бходжи Дхара или что он захватил Бходжу живым, но эти утверждения не подтверждаются историческими свидетельствами. После смерти Бходжи между Бхимой и Лакшми-Карной возникло соперничество из-за того, что они разделили трофеи своей победы.

сын Бхимы Карна унаследовал его около 1064 г. н.э. Брат Бходжи Удаядитья при поддержке Шакамбхари Чахамана царя Виграхараджа III заставил Карну отступить от малва. Тем временем Калачури сумели захватить регион Латы. К 1074 году н.э. Карна изгнал Калачури из Латы и присоединил регион к царству Чаулукья, прежде чем уступить его одному Тривикрамапале в течение трех лет.

Правитель Наддулы Чахамана Притхвипала победил Карну, и его преемник Джоджалладева заняли столицу Чаулукья Анахилапатака, возможно, когда Карна был занят в другом месте. Царь Шакамбхари Чахамана Дурлабхараджа III, похоже, также добился некоторого военного успеха против Карны, хотя описания этой победы в Чахамане сильно преувеличены. Согласно легендарным хроникам, Карна также победил племена бхил и коли, которые совершали набеги на территории Чаулукья. Он основал город под названием Карнавати после победы над вождем бхилов по имени Аша (Иша). Карнавати отождествляется с современным Ахмедабадом некоторыми, но это не точно.

Имперская экспансия

Джайн Шветамбара Тиртханкара в медитации, период Чаулукья, теперь в Метрополитен-музее, c. 1000 - c. 1050

сын Карны Джаясимха Сиддхарадж (ок. 1092–1142 гг. Н. Э.) Значительно расширил власть Чаулукья. Он победил Хангару, известного как Навагана, Чудасама, царь Саураштры. Наддула Чахамана правитель Ашараджа, который был свергнут своим соперником Ратнапала, стал вассалом Джаясимхи незадолго до 1143 г. н.э.

Джаясимха победил Шакамбхари Чахамана правителя Арнораджа. Позже, однако, Джаясимха принял Арнораджа в качестве союзника, и правитель Чахамана женился на дочери Джаясимхи Канчанадеви. Сын пары (и, следовательно, внук Джаясимхи) Сомешвара воспитывался при дворе Чаулукья. Сыновья Сомешвары Притхвираджа III (более известный как Притхвирадж Чаухан) и Харираджа также родились в Гуджарате.

В 1135–1136 гг. Н. Э. Джаясимха захватил Парамара царство малва при поддержке Ашараджи и Арнораджа. Цари Парамара, побежденные им, были Нараварман и его преемник Яшоварман. Джаясимха продолжил свой марш на восток и достиг царства Чандела, которым правил Маданаварман. Конфликт Чаулукья-Чандела был безрезультатным, обе стороны заявляли о своей победе. Джаясимха также победил нескольких второстепенных правителей, в том числе Синдхураджа, который, вероятно, был Соомра королем Синда.

. Джаясимхе наследовал его родственник Кумарапала, который провел свою молодую жизнь в изгнание, чтобы избежать преследования со стороны Джаясимхи. После смерти Джаясимхи Кумарапала вернулся в столицу Чаулукья и взошел на трон в 1043 году н.э. с помощью своего зятя Канхададевы. Арнораджа выступил против восхождения Кумарапалы на трон, но Кумарапала нанес ему решительное поражение. Кумарапала, похоже, помог сыну Ашараджа Катукараджа захватить трон Наддулы. Младший брат и преемник Катукараджи Альханадева продолжал править как вассал Кумарапалы. Сын Арнораджа Виграхарадж IV покорил феодальные владения Чахаманы Кумарапалы в Наддуле. Отношения Шакамбхари Чахамана-Чаулукья, кажется, стали более сердечными, когда сын Арнораджа (и внук Джаясимхи) Сомешвара стал царем Чахамана в более поздние годы, возможно, при поддержке Кумарапалы.

После смерти Джаясимхи царь Парамара Джаяварман I восстановил контроль над малва, но вскоре был свергнут узурпатором по имени Баллала. Кумарапала захватил малва из Баллалы, который был убит Арбуда Парамара феодатом Яшодхавалы Кумарапалы в битве. Кумарапала подавил восстание своего вассала Викрамасимхи, вождя Парамара Арбуды. Ветвь Парамара в Кираду продолжала признавать сюзеренитет Кумарапалы.

В начале 1160-х годов Кумарапала послал армию против Малликарджуны, царя Шилахары северной Конкана. Эта кампания, вероятно, была спровоцирована рейдом Шилахара в южном Гуджарате и закончилась смертью Малликарджуны. Феодатная Альхана Наддула Чахамана Кумарапалы подавила беспорядки в Саураштре по просьбе Кумарапалы.

Исторические данные свидетельствуют о том, что империя Кумарапалы простиралась от Читтора и Джайсалмера на севере до Виндхьяс и река Тапти на юге (игнорируя его набег на Шилахара королевство северного Конкана ). На западе в него входили Каччха и Саураштра ; на востоке она простиралась как минимум до Видиша (Бхилса).

Кумарапала наследовал Аджаяпала, который сохранил территории Кумарапалы, но умер после непродолжительного правления. Молодые сыновья Аджаяпалы Мулараджа II и Бхима II сменяли его один за другим. В этот период Гурид царь Мухаммад из Гора вторгся в царство Чаулукья в 1178 году нашей эры. В последовавшей битве при Касахраде (или Каядаре) Мухаммад потерпел поражение от большой армии, в которую входили лояльные феодаты Чаулукья, такие как Наддула Чахамана правитель Келханадева, Джалор Чахамана правитель Киртипала и Арбуда Парамара правитель Дхараварша.

Упадок

Воспользовавшись молодым возрастом Бхимы II, некоторые губернаторы провинций восстали против него, чтобы создать независимые государства. Его верный Вагела феодальный Арнораджа пришел ему на помощь и погиб, сражаясь с мятежниками. Потомки Арнораджа, Лаванапрасада и Вирадхавала, стали могущественными во время правления Бхимы.

Во время правления Бхимы Хойсала правитель Вира Баллала II, похоже, совершил набег на регион Лата. Ядава правитель Бхиллама V также вторгся в Гуджарат, но был вынужден отступить из-за феодального Келханадева Бхимы. Шакамбхари Чахамана царь Притхвираджа III также сражался с Чаулукьями, но генерал Бхимы Джагаддева сумел заключить мирный договор с Притхвираджей где-то до 1187 года н.э.

К середине -1190-е годы н.э. Гуриды победили Притхвираджа и других крупных индуистских царей северной Индии. 4 февраля 1197 г. гуридский генерал Кутб ад-Дин Айбак вторгся в столицу Бхимы Анахилапатака и нанес крупное поражение чаулукьям. Генералы Бхимы Лаванапрасада и Шридхара позже вынудили Гуридов отступить, и к 1201 году столица вернулась под власть Чаулукья.

Субхатаварман, Парамара царь малвы, вторгся в регион Лата вокруг 1204 г. н.э., воспользовавшись беспорядками, вызванными вторжением гуридов. Вероятно, он также разграбил столицу Чаулукья Анахилапатаку. И снова Лаванапрасада и Шридхара спасли королевство, вынудив Субхатавармана отступить. В 1205–1210 годах трон узурпировал родственник Бхимы Джаянтасимха (или Джаясимха). В начале 1210-х годов преемник Субхатавармана Арджунаварман победил Джаянтасимху, а позже заключил с ним супружеский союз. Бхиме удалось восстановить контроль над престолом в 1223–1226 годах нашей эры.

Тем временем Ядавы вторглись в южную часть королевства Чаулукья во главе с преемниками Бхилламы Джайтуги и Симханой. Во время этих вторжений восстали феодаты Чаулукья в северной области Марвара. Лаванапрасада и Вирадхавала отразили вторжение Ядавов, а также подавили восстания. Гухилы из Медапаты (Гухилоты из Мевара ) также восстали против Бхимы где-то между 1207–1227 годами нашей эры и объявили о своей независимости.

К концу правления Бхимы, Лаванапрасада и Вирадхавала присвоили царские титулы, такие как Махараджадхираджа («царь великих царей») и Махарадж («великий царь»). Тем не менее, эти двое продолжали номинально признавать Бхиму (и его преемника Трибхуванапала ) своим повелителем. После Трибхуванапалы они захватили трон, установив династию Вагела.

Архитектура
Храмы Дилвара, построенные министрами Чаулукья

Архитектура Мару-Гурджара, или «стиль Соланки», это стиль северной индийской храмовой архитектуры, который возник в Гуджарате и Раджастане с 11 по 13 века при династии Чаулукья (или династии Соланки). Хотя он возник как региональный стиль в индуистской храмовой архитектуре, он стал особенно популярным в джайнских храмах и, в основном под патронажем джайнов, позже распространился по всей Индии и в диаспора общины по всему миру.

Религия

Большинство правителей династии были шиваитами, хотя они также покровительствовали джайнизму. Считается, что основатель династии Мулараджа построил храм Мулавасатика для дигамбара джайнов и храм Муланатха-Джинадева для шветамбара джайнов. Самые ранние из храмов Дилвара и Храм Солнца Модхера были построены во время правления Бхимы I. Согласно народной традиции, его королева Удаямати также заказала ступенчатый колодец королевы.. Кумарапала начал покровительствовать джайнизму в какой-то момент своей жизни, и последующие джайнские отчеты изображают его как последнего великого королевского покровителя джайнизма. Правители Чаулукья также наделили мечети, чтобы поддерживать хорошие отношения с мусульманскими торговцами.

Заявленными потомками

Династия Вагела, пришедшая на смену Чаулукьям, заявляла о своем происхождении от сестры Кумарапала.

Различные княжеские государства династии, называющие себя Соланки (местная форма Чаулукья), также заявили о своем происхождении от Чаулукья. В их число входили правители штата Лунавада, который был данником маратхов до того, как попал под британское правление.

Некоторые из бора Валис и Даи аль-Мутлак заявили о своем происхождении от Джаясимха Сиддхараджа. К ним относятся Сиедна Исмаил, 34-й Даи аль-Мутлак.

Список правителей

Правители Чалукья в Гуджарате с примерными датами правления следующие:

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки
  • СМИ, относящиеся к династии Чаулукья на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-14 08:54:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте