Samdzimari

редактировать

Богиня в грузинской мифологии

Самдзимари (также Самдзивари ; грузин : სამძიმარი, «носительница ожерелья») - это плодородие и оракульная богиня из грузинской мифологии. Ей поклонялись в исторических регионах Хевсурети и Пшави на северо-востоке Грузии. Подобно сванской богине охоты Дали, которая засвидетельствована в северо-западной Грузии, Самдзимари традиционно изображалась красивой светловолосой соблазнительницей, господствующей над дикими просторами. Она была сестрой-супругой Георгия, хевсурского божества, происходящего от христианской фигуры Святого Георгия.

Содержание
  • 1 Мифологическое происхождение
  • 2 Изображение и ассоциации
  • 3 Эпитеты и этимология
  • 4 Примечания
  • 5 Цитаты
  • 6 Библиография
Мифологическое происхождение

Самдзимари - одна из трех дочерей демонического царя Каджес, богатая раса демонов со сверхъестественным талантом к кузнечному делу и обработке металла, которые жили в подземном царстве под названием Каджети. Каджети иногда изображают как страну мертвых. Георгий прибывает в Каджети либо скрытно - тайно проникая в цитадель армии вшитым в шкуру лошади, - либо силой - в сопровождении группы других божественных покровителей - и побеждает армию Кадж. Он грабит землю с ее сокровищами, металлообрабатывающим оборудованием, однорогой коровой и дочерьми короля и возвращается на поверхность. В святилище Самдзимари становится сестрой-супругой Георгия и с тех пор считается божеством.

Грузинский ученый считает, что эта история произошла от христианской истории Святого Георгия и Дракона, в котором Святой Георгий спасает принцессу от дракона и обращает ее в христианство. Антрополог Кевин Туйт в какой-то мере оспорил эту связь, заявив, что «символическая оппозиция, навязанная этим персонажам [Георгию и Самдзимари], не имеет прецедента в православной агиографии»

Изображение и ассоциации

Самдзимари обычно изображается как красивая женщина с длинными светлыми волосами, украшенная золотыми украшениями и в золотых туфлях. У нее была способность изменять свою форму, и она путешествовала по земле в образе смертной женщины. У нее были сексуальные связи с различными священниками и оракулами, часто под видом известных им женщин. В некоторых случаях она, как говорили, превращалась в дикого зверя или исчезала в момент оргазма мужчины. В одном из рассказов она посещает святыню и встречает монаха Холига Абулетаури. Она живет с ним как с его женой, пока ее свекровь не обнаруживает, что она волшебным образом формирует золотое кольцо в горшочке с расплавленным маслом. Она принимает свой истинный облик и улетает.

Ее связи со святыми людьми либо символизируют, либо усиливают пророческие способности этих священников, в зависимости от интерпретации. Жорж Чарачидзе, француз- Грузинский знаток кавказской культуры считал ее главную функцию восстановительной. У Самдзимари будет жрец, который потерял связь с богами и тем самым восстановит свою связь с божественным. Фольклорист считала ее роль в этих ситуациях по существу шаманской, служащей посредником между миром смертных и божественным. Другие ученые интерпретировали ее посредническую роль как замену религиозным ролям настоящих женщин, которые были присвоены мужскими оракулами.

Самдзимари считалась покровительницей брака, который, как говорят, она заключила с Георгием. Она также наблюдает за женской деятельностью, такой как роды, добыча пищи травами и доение коров.

Грузинские Культура вызвала сильные ассоциации между смертью и молочным скотом, и Самдзимари был переплетен с обоими. Как и Самдзимари, скот впервые вывел из подземного мира на поверхность Георгий. Оба рассматривались как сохраняющие характеристики этого коррумпированного происхождения, которые иногда всплывали, делая их опасными, как в гротескных трансформациях Самдзимари после полового акта. Точно так же молочные продукты, особенно масло, считались живительными, но потенциально смертельными, поскольку они могли испортиться. Сливочное масло, иногда смешанное с молоком, часто использовалось в погребальных обрядах и других ритуалах, связанных с умершими. Фермерам, чьи молочные продукты испортились, посоветовали бы принести жертвы Самдзимари с ее происхождением из подземного мира, чтобы предотвратить ее повторение.

Хотя она в первую очередь не была охотничьим божеством, ее имя иногда называлось охотниками на удачу, а после удачной охоты ей иногда предлагали рога оленя и горного козла. Из-за этих ассоциаций грузинский фольклорист считал ее северо-восточным эквивалентом сванской богини охоты Дали. Как и Дали, она также была покровительницей диких мест: одна хевсурская легенда описывает пастушку, случайно встретившую Самдзимари на нетронутой поляне.

Эпитеты и этимология

Считается, что ее имя происходит от грузинское слово мдзив, что означает бусина или ожерелье. Жорж Харачидзе считал, что имя Самздимари на самом деле было описательным эпитетом, а не ее первоначальным именем. Для культур Центрального Кавказа было характерно заменять священные слова, такие как имена божественных существ, на заменители; эта лексическая замена была вызвана табу на произнесение истинных слов.

Самдзимари Корона на Венере назван для Самдзимари.

Примечания
Цитаты
Библиография
Последняя правка сделана 2021-06-06 09:13:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте