Самдзимари (также Самдзивари ; грузин : სამძიმარი, «носительница ожерелья») - это плодородие и оракульная богиня из грузинской мифологии. Ей поклонялись в исторических регионах Хевсурети и Пшави на северо-востоке Грузии. Подобно сванской богине охоты Дали, которая засвидетельствована в северо-западной Грузии, Самдзимари традиционно изображалась красивой светловолосой соблазнительницей, господствующей над дикими просторами. Она была сестрой-супругой Георгия, хевсурского божества, происходящего от христианской фигуры Святого Георгия.
Самдзимари - одна из трех дочерей демонического царя Каджес, богатая раса демонов со сверхъестественным талантом к кузнечному делу и обработке металла, которые жили в подземном царстве под названием Каджети. Каджети иногда изображают как страну мертвых. Георгий прибывает в Каджети либо скрытно - тайно проникая в цитадель армии вшитым в шкуру лошади, - либо силой - в сопровождении группы других божественных покровителей - и побеждает армию Кадж. Он грабит землю с ее сокровищами, металлообрабатывающим оборудованием, однорогой коровой и дочерьми короля и возвращается на поверхность. В святилище Самдзимари становится сестрой-супругой Георгия и с тех пор считается божеством.
Грузинский ученый считает, что эта история произошла от христианской истории Святого Георгия и Дракона, в котором Святой Георгий спасает принцессу от дракона и обращает ее в христианство. Антрополог Кевин Туйт в какой-то мере оспорил эту связь, заявив, что «символическая оппозиция, навязанная этим персонажам [Георгию и Самдзимари], не имеет прецедента в православной агиографии»
Самдзимари обычно изображается как красивая женщина с длинными светлыми волосами, украшенная золотыми украшениями и в золотых туфлях. У нее была способность изменять свою форму, и она путешествовала по земле в образе смертной женщины. У нее были сексуальные связи с различными священниками и оракулами, часто под видом известных им женщин. В некоторых случаях она, как говорили, превращалась в дикого зверя или исчезала в момент оргазма мужчины. В одном из рассказов она посещает святыню и встречает монаха Холига Абулетаури. Она живет с ним как с его женой, пока ее свекровь не обнаруживает, что она волшебным образом формирует золотое кольцо в горшочке с расплавленным маслом. Она принимает свой истинный облик и улетает.
Ее связи со святыми людьми либо символизируют, либо усиливают пророческие способности этих священников, в зависимости от интерпретации. Жорж Чарачидзе, француз- Грузинский знаток кавказской культуры считал ее главную функцию восстановительной. У Самдзимари будет жрец, который потерял связь с богами и тем самым восстановит свою связь с божественным. Фольклорист считала ее роль в этих ситуациях по существу шаманской, служащей посредником между миром смертных и божественным. Другие ученые интерпретировали ее посредническую роль как замену религиозным ролям настоящих женщин, которые были присвоены мужскими оракулами.
Самдзимари считалась покровительницей брака, который, как говорят, она заключила с Георгием. Она также наблюдает за женской деятельностью, такой как роды, добыча пищи травами и доение коров.
Грузинские Культура вызвала сильные ассоциации между смертью и молочным скотом, и Самдзимари был переплетен с обоими. Как и Самдзимари, скот впервые вывел из подземного мира на поверхность Георгий. Оба рассматривались как сохраняющие характеристики этого коррумпированного происхождения, которые иногда всплывали, делая их опасными, как в гротескных трансформациях Самдзимари после полового акта. Точно так же молочные продукты, особенно масло, считались живительными, но потенциально смертельными, поскольку они могли испортиться. Сливочное масло, иногда смешанное с молоком, часто использовалось в погребальных обрядах и других ритуалах, связанных с умершими. Фермерам, чьи молочные продукты испортились, посоветовали бы принести жертвы Самдзимари с ее происхождением из подземного мира, чтобы предотвратить ее повторение.
Хотя она в первую очередь не была охотничьим божеством, ее имя иногда называлось охотниками на удачу, а после удачной охоты ей иногда предлагали рога оленя и горного козла. Из-за этих ассоциаций грузинский фольклорист считал ее северо-восточным эквивалентом сванской богини охоты Дали. Как и Дали, она также была покровительницей диких мест: одна хевсурская легенда описывает пастушку, случайно встретившую Самдзимари на нетронутой поляне.
Считается, что ее имя происходит от грузинское слово мдзив, что означает бусина или ожерелье. Жорж Харачидзе считал, что имя Самздимари на самом деле было описательным эпитетом, а не ее первоначальным именем. Для культур Центрального Кавказа было характерно заменять священные слова, такие как имена божественных существ, на заменители; эта лексическая замена была вызвана табу на произнесение истинных слов.
Самдзимари Корона на Венере назван для Самдзимари.