Хевсурети

редактировать
Исторический регион в Мцхета-Мтианети, Грузия
Хевсурети. ხევსურეთი
Исторический регион
Карта с изображением исторического региона Хевсурети в Грузии Карта с указанием исторических регион Хевсурети в Грузии
Страна Грузия
Мхаре Мцхета-Мтианети
СтолицаШатили,
Площадь
• Всего1036 км (400 кв. миль)
Население
• Всего3,200
• Плотность3,1 / км (8,0 / кв. миль)

Хевсурети (Грузинский : ხევსურეთი, край долин) - историко-этнографический регион в восточной Грузии. Это ветвь картвельского (грузинского ) народа, расположенная как вдоль северного (Пирикита хевсурети, грузинский : პირიქითა ხევსურეთი), так и южного (Пиракета хевсурети, грузинский : პირაქეთა ხევსურეთი) склоны Великих Кавказских гор.

Содержание

  • 1 География
  • 2 Этнография
  • 3 Религия
  • 4 Исторические данные о населении
  • 5 Миграция
  • 6 Традиции
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

География

Включает в себя долины небольших рек Шатили, Архоти и Арагви, область граничит с Ингушетией и Чечней и входит в нынешний муниципалитет Душети, Мцхета-Мтианети регион. Хевсурети, площадью около 405,3 квадратных миль (1050 км²), пересекает главный гребень Большого Кавказского хребта, разделяющий провинцию на две неравные части. Пирикита Хевсурети («туда») - более крупный, площадью ок. 565 км², а Пиракета Хевсурети («сюда») занимает 428 км². Крупнейшие села - Барисахо и Шатили.

Муцо, Кхевсурети, Грузия

Этнография

Жители хевсурского клана, ок. 1910

Территория Хевсурети вместе с прилегающей территорией Пшави была известна средневековым писателям под общим названием Пхови или на грузинском языке : ფხოვი. Летописец Леонтий Мровели упоминает, что после обращения в христианство царя Мириана III Иберийского и царицы Наны в начале IV века св. Нино продолжала проповедовать среди грузинских горцев (მთიულნი, мтиульни), в том числе Пхови.

Средневековая Грузия так и не смогла установить типичный феодальный строй. Гражданский кодекс общины остался основанным на древних традициях и ценностях. Детей знатных родов и лордов воспитывали семьи крестьян (გლეხი, глэхи), известные своей мудростью и человеческими качествами. Эти люди познакомили молодежь со своей культурой, историей, традициями и всеми аспектами человеческих знаний и опыта, основанными на христианских православных ценностях. (См. Грузинская Православная и Апостольская Церковь )

Исторически, общины грузинских горцев пользовались определенной степенью автономии. Хевсуры никогда не принимали местных правителей; они избирали своих лидеров или Хевисбери (ხევისბერი, старейшина) и совет старейшины и подчинялись только монарху (см. Список царей Грузии ). Они были исключительными воинами с традиционными грузинскими качествами храбрости, открытости и честности, братства, независимости и свободолюбия, которые часто цари считали их надежными стражами Кавказских гор и северной границы царства. В битвах хевсуры носили знамена с крестами и считали себя постоянными членами армии священных знамен. и хранительницы грузинских царей.

Хевсурская женщина. Фото Д.А. Никитина, 1881 г. K hevsureti (2).jpg

По предложению русского военнослужащего и этнографа, проведшего 25 лет (1842–67) во время российской экспансии в Кавказа (см. Грузия в составе Российской Империи ), что эти грузинские горцы были потомками последних европейских крестоносцев, потому что их народная культура - материальные, социальные и религиозные обычаи - напоминала эти крестоносцев. Утверждая, что сам пришел к спекуляциям, мем появляется в более ранних источниках и был популярной историей среди негрузин в Тбилиси.

Зиссерман также пишет, что «относительно своего происхождения хевсуры сохранили традицию: они считают своим прародителем некоего человека по имени Гуданели. Он был крестьянским вассалом помещика в Кахетии и, чтобы избежать наказания за какое-то преступление, он нашел убежище в селе Пшав Апшо. От двух его сыновей, Арабули и Чинчара, произошла семья Арабули, состоящая из 320 домов, и семья Чинчараули, насчитывающая 210 домов ». Американский путешественник Ричард Халлибертон (1900–1939) видел и записал обычаи хевсурского племени в 1935 году.

Хевсурцы, одетые в кольчуги и вооруженные палаши, носили одежду, украшенную крестами и иконами, которые служили средством защиты согласно христианству, которое Грузия приняла в начале IV века. Греческий историк Геродот (c.484 - ок. 425 г. до н.э.) отмечает, что кавказские горцы того времени были блестящими вязальщицами и вышивками своих платьев или чоха, которые изнашивались, но никогда не выцветали от частого использования. Девочки начали вязать с 6-7 лет, а мужчины учились и учились в армии, потому что по их традиции женщины были лишены образования и более высокого социального статуса.

Предположение о том, что какие-либо исторические свидетельства указывают на то, что хевсуры могли быть потомками крестоносцев, было полностью дискредитировано, и грузинские ученые повсеместно высмеивали эту историю.

У них была строгая система физической подготовки в боевых искусствах, сохранившаяся как Хридоли боевое искусство, которое является частью богатой грузинской военной традиции.

Хевсурские танцы также сохранились в национальных танцах как воинственный танец Хевсурули.

Религия

Крепость Абулетарт близ Кистани, к югу от Шатили

Их религия - уникальная смесь грузинского православия и дохристианских культов. Они поклоняются священным местам, известным как джвари («крест»), хати («икона») или салоцави («святилище»). Помимо религиозного характера, это были места, где местные жители обсуждали и решали общие вопросы, такие как набеги на врагов, миротворчество, призывы различного характера и т. Д. Даже в советский период с его суровым характером. ограничения на любую религиозную деятельность, каждый год грузинские горцы собирались с группой старших священников и совершали свои традиционные ритуалы.

Исторические данные о населении

По переписи 1873 года население Хевсурети составляло 4872 человека. К 1926 году население сократилось до 3885.

Данные российской императорской переписи 1873 года, приведенные в монографии доктора Густава Радде Die Chews'uren und ihr Land - ein Versuch untersucht im Sommer 1876 (опубликованной Касселем в 1878 году).) делят села Хевсурети на восемь общин:

  • община Барисахо: 16 деревень, 298 дворов, состоящих из 723 мужчин и 718 женщин, всего 1441 душ
  • община Гули: 8 деревень, 162 двора, состоит из 335 мужчин и 356 женщин, всего 691 душа
  • община Рошка: 7 деревень, 145 дворов, состоящих из 335 мужчин и 315 женщин, всего 648 душ
  • община Батсалиго: 9 деревень, 131 домохозяйство, состоящее из 296 мужчин и 288 женщин, всего 584 души
  • община Ахиели: 5 деревень, 111 дворов, состоящих из 273 мужчин и 240 женщин, всего 513 душ
  • Шатили община: 5 деревень, 121 домохозяйство, состоящее из 252 мужчин и 272 женщин, всего 524 души
  • община Ардоти: 3 деревни, 86 домашних хозяйств, состоящих из 198 мужчин и 249 женщин, всего 447 душ
  • община Толаант-Сопели: 8 деревень, 197 домашних хозяйств, состоящих из 555 мужчин и 593 женщин, всего 1148 душ

1873 ВСЕГО : 61 деревня, 1 251 домохозяйство, состоящее из 2 967 мужчин и 3 029 женщин, всего 5 996 душ.

Эти цифры можно сравнить с данными в Хевсурети Серги Макалатии (Komunistis Stamba, Тбилиси: 1935; на грузинском языке):

  • община Барисахо: 14 деревень, 241 дом, состоящий из 467 мужчин и 539 женщин., всего 1006 душ
  • община Бацалиго: 19 деревень, 291 дом, состоящий из 547 мужчин и 639 женщин, всего 1186 душ
  • Община Шатили: 12 деревень, 233 двора, состоящих из 528 мужчин и 572 женщин, всего 1100 душ
  • община Архоти (Ахиели): 3 деревни, 78 дворов, состоящих из 123 мужчин и 133 женщин, всего 256 душ

1935 (?) ИТОГО : 43 деревни, 769 дворов, состоящих из 1492 мужчин и 1668 женщин, всего 3160 душ.

Конечно, есть много причин, по которым сравнение этих двух переписей было бы сложной и до некоторой степени бессмысленной задачей. Как бы то ни было, такое сравнение действительно подтверждает процесс массового бегства из сельских районов в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, когда хевсуры, по-видимому, покинули изолированные или высокогорные поселения и перебрались в долину, чтобы жить в деревнях, извлекая выгоду из более мягкие климатические условия (или, возможно, даже жить в городах подальше).

Хотя эти цифры, конечно, следует воспринимать с недоверием (в том смысле, что они основаны на данных, надежность которых не доказана и, мягко говоря, спорна), сравнение двух лет (1873 г. и 1935) показывает

  • 14-процентное снижение среднего числа мужчин в семье;
  • 8-процентное снижение среднего количества женщин в семье;
  • 8-процентное снижение. снижение среднего количества домохозяйств (семей) на село;
  • снижение среднего количества жителей села на 19%; и
  • сокращение общей численности населения региона на 35% (при этом более изолированные регионы теряют больше жителей, например, община Шатили на 42% и община Ахиели на 50%, чем другие, расположенные ниже в долинах).

Миграция

Некоторое неповиновение хевсуров советской идеологии послужило поводом для принудительного переселения на равнину, инициированного правительством в 1951 году. В результате многие высокогорные села опустели. Экономические трудности последних двух десятилетий также усилили тенденцию к миграции.

Традиции

Деревня-крепость Шатили. Крепость Лебайскари.

Как и другие горные районы Грузии, Хевсурети является отличается большим разнообразием традиций и обычаев. Хевсуры говорят на местном диалекте грузинского языка, который напоминает литературный грузинский средневековья и сохраняет многие из своих древних традиций, включая элементы народных обрядов. Институт кровной мести был еще жив в двадцатом веке.

Музыка Хевсура также похожа на музыку Грузии в Средневековье. Хевсурети славится своими средневековыми балладами и народной музыкой.

Традиционный костюм Хевсурети включает в себя верхнюю мужскую одежду, именуемую «the». Хотя он имеет некоторое сходство с классическим грузинским чохой, он короче и трапециевидной формы, отличается более сильным цветовым балансом и большим использованием крестообразной декоративной мотивы.

Архитектура Хевсурети в основном имеет сильно укрепленный и оборонительный характер, с множеством башен, примыкающих к склонам гор, что означает постоянную бдительность перед лицом атаки врага. Хевсуры были известны своей войной с (в основном мусульманскими ) народами Северного Кавказа, включая чеченцев, кистин и многих народов Дагестан. Из-за географической, этнической и религиозной сложности и отсутствия индустриализации на Большом Кавказе племена Северного Кавказа часто нападали на горных грузин и грабили их. Известный грузинский поэт Важа Пшавела описал войну хевсуров в своих стихах. Один из самых известных из них - Алуда Кетелаури, одноименный герой которого - хевсурский юноша, прославившийся своей храбростью и воинскими способностями. Однажды, после того, как село Хевсур Шатили, где он жил, было захвачено кистинцами (историческое название нахов ), Алуда последовал за захватчики и убили обоих грабителей. Однако после убийства киста по имени Мусса Алуда начал плакать, оплакивая воина, в знак признания его храбрости и преданности своей мусульманской вере. Когда Алуда вернулся в Шатили, он признался жителям деревни в своем восхищении «кистинским героем», который оказался таким достойным противником, но они были потрясены этой похвалой «язычника» и закончили тем, что осудили Алуду и изгнали его из общины.

Британская энциклопедия сообщила в 1911 году, что многие любопытные обычаи все еще преобладали среди хевсуров, как, например, заточение женщины во время родов в одинокой хижине, вокруг которой марширует муж со стрельбой. с его мушкета через определенные промежутки времени. После доставки еду тайно принесли матери, которую продержали в тюрьме месяц, после чего хижину сожгли. Одной из наиболее ярких черт традиционных культур Хевсурети были добрачные отношения, известные как сц'орпроба (или ц'ац'лоба, как она называется в Пшави). Молодая пара могла лечь вместе ночью с мечом между ними. Половое сношение между парой было строго запрещено. Любой человек, нарушивший это правило, был приговорен к смерти.

Десятки укреплений, святилищ и церквей разбросаны по всей провинции. Главными из них являются крепость, крепость, Лебайскари крепость, Муцо крепость, Шатили укрепления, Гудани Крест и Крест.

См. Также

Литература

Дополнительная литература

  • КУРЦИКИДЗЕ, Шорена и ЧИКОВАНИ, Вахтанг, этнография и Фольклор грузино-чеченской границы: образы, обычаи, мифы и народные сказки периферии, Мюнхен: Lincom Europa, Том 9 исследований LINCOM в области антропологии. 2008 ISBN 978-3895863288
  • МАКАЛАТИЯ, Серги, Хевсурети, Komunistis Stamba, Тбилиси: 1935 (на грузинском языке)
  • РАДДЕ, доктор Густав, Die Chews 'uren und ihr Land - ein monographischer Versuch untersucht im Sommer 1876, Cassel 1878 (на немецком языке)
  • ТЕДОРАДЗЕ, доктор Георгий, Пять лет в Пшав-Хевсурети, Тбилиси: 1930 (на грузинском ხუთი წელი ფშავ-ხევსურეთში) (на сайте Batsav.com )

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Хевсурети.

Координаты : 42 ° 29′18 ″ N 44 ° 52′45 ″ E / 42,48830 ° N 44,87915 ° E / 42.48830; 44.87915

Последняя правка сделана 2021-05-25 07:35:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте