Ступень Apollo 10 S-IC поднят в VAB для штабелирования | |
Производитель | Boeing |
---|---|
Страна происхождения | США |
Используется на | Saturn V |
Общие характеристики | |
Высота | 42 м (138 футов) |
Диаметр | 10 м (33 футов) |
Масса брутто | 2 280 000 кг (5 030 000 фунтов) |
Масса пустого | 290000 фунтов (130 000 кг) |
История запусков | |
Статус | Списано |
Всего запусков | 13 |
Успешных. (только этап) | 13 |
Первый полет | 9 ноября 1967 г. (Apollo 4 ) |
Последний полет | 14 мая 1973 г. (Skylab 1 ) |
Детали двигателя | |
Двигатели | 5 F-1 |
Тяга | 33000 кН (7 500 000 фунтов силы) |
Удельный импульс | 263 секунды (2,58 км / с) |
Время горения | 150 с |
Топливо | RP-1 / LOX |
S-IC (произносится S-one-C) был первым этапом американского Saturn V Ракета. Ступень S-IC изготовлена компанией Boeing. Ли Например, первые ступени большинства ракет, большая часть их массы более 2 000 т (4 400 000 фунтов) при запуске составляла ракетное топливо, в данном случае ракетное топливо РП-1 и жидкий кислород (LOX) окислитель. Он был 42 м (138 футов) в высоту и 10 м (33 фута) в диаметре и обеспечивал тягу в 33 000 кН (7 500 000 фунтов силы), позволяющую ракете преодолеть первые 61 км (38 миль) подъема. На ступени было пять двигателей F-1 в компоновке quincunx. Центральный двигатель был зафиксирован на месте, в то время как четыре внешних двигателя могли быть гидравлически подвешены на кардане для управления ракетой.
The Боинг Ко. был заключен контракт на производство S-IC 15 декабря 1961 года. К этому времени инженеры Центра космических полетов им. Маршалла (MSFC) определили общий дизайн сцены. Основным местом производства было Сборочное предприятие Michoud, Новый Орлеан. Испытания в аэродинамической трубе проводились в Сиэтле, и механическая обработка инструментов, необходимых для создания ступеней в Уичито, Канзас.
MSFC построила первые три этапа испытаний (S- IC-T, S-IC-S и S-IC-F) и первые две летные модели (S-IC-1 и -2). Они были построены с использованием инструментов, произведенных в Уичито.
Потребовалось от семи до девяти месяцев, чтобы построить резервуары и 14 месяцев, чтобы завершить этап. Первой ступенью, построенной Boeing, была испытательная модель S-IC-D.
Самым большим и самым тяжелым отдельным компонентом S-IC была упорная конструкция массой 21 т (46 000 фунтов). Он был разработан, чтобы поддерживать тягу пяти двигателей и равномерно распределять ее по основанию ракеты. Было четыре якоря, которые удерживали ракету, когда она создавала тягу. Это были одни из самых крупных алюминиевых поковок, производимых в то время в США, длиной 4,3 м (14 футов) и весом 816 кг (1799 фунтов). Четыре стабилизирующих ребра выдерживали температуру 1100 ° C (2010 ° F).
Выше структура тяги был топливный бак, содержащий 770,000 л (770 м; 27000 куб фут) РП-1 топлива. Сам танк имел массу 11 т (24000 фунтов) в сухом виде и мог выпускать 7300 л / с (7,3 м / с; 260 куб футов / с). Азот пропускали через бак перед запуском, чтобы топливо перемешалось. Во время полета для повышения давления в топливе использовался гелий , который хранился в резервуарах с жидким кислородом выше.
Между топливным баком и баком с жидким кислородом находился промежуточный бак.
Резервуар с жидким кислородом вмещал 1 305 000 л (1305 м; 46 100 куб. Футов) LOX. Это вызвало у дизайнера особые вопросы. Трубопроводы, по которым LOX проходил к двигателю, должны были быть прямыми и, следовательно, проходить через топливный бак. Это означало изолировать эти трубопроводы внутри туннеля, чтобы предотвратить замерзание топлива снаружи, а также означало пять дополнительных отверстий в верхней части топливного бака.
Внутри каждого из четырех конических обтекателей двигателя располагались две твердотельные ретророзетки. При отделении S-IC от летательного аппарата сработали восемь ретроковых ракет, оторвав съемные части обтекателей впереди килей и отодвинув S-IC от летательного аппарата, поскольку двигатели на ступени S-II были отключены. загорелся.
На нем также был транспондер ODOP для отслеживания полета после взлета.
Схема в разрезе S-IC.
Первые ступени S-1C-10, S-1C-11 и S-1C-9 Сатурна V на сборочном предприятии Мишуда.
Разделение космического корабля "Аполлон-11".
Серийный номер | Использовать | Дата запуска | Текущее местоположение | Примечания |
---|---|---|---|---|
S-IC-T | Статические испытательные стрельбы | Часть дисплея Saturn V в Космическом центре Кеннеди. | ||
S-IC-S | Испытания структурной нагрузки (без двигателей). | Местоположение неизвестно (последний раз видели в MSFC). | ||
S-IC-F | Испытания средств проверки монтажных корпусов стартового комплекса и стартового оборудования. | Местоположение неизвестно. | ||
S-IC-D | Модель динамики наземных испытаний | США Космический и ракетный центр, Хантсвилл, Алабама. 34 ° 42'38,7 ″ с.ш., 86 ° 39'24,2 ″ з.д. / 34,710750 ° с.ш., 86,656722 ° Вт / 34,710750; -86.656722 | ||
S-IC-1 | Apollo 4 | 9 ноября 1967 г. | Изготовлено MSFC. | |
S-IC-2 | Apollo 6 | 4 апреля 1968 г. | Изготовлено MSFC; несли телевизор и фотоаппараты на боаттэйле и передней юбке. | |
S-IC-3 | Аполлон 8 | 21 декабря 1968 г. | 30 ° 12'N 74 ° 7'W / 30,200 ° N 74,117 ° W / 30,200; -74.117 | Производство Boeing (как и все последующие стадии); весил меньше, чем ранее выпускаемые агрегаты, позволял увеличить полезную нагрузку на 36 кг |
S-IC-4 | Аполлон 9 | 3 марта 1969 г. | 30 ° 11'N 74 ° 14'W / 30,183 ° N 74,233 ° W / 30,183; -74,233 | |
S-IC-5 | Аполлон 10 | 18 мая 1969 г. | 30 ° 11'N 74 ° 12'W / 30,183 ° N 74,200 ° W / 30,183; -74.200 | Последний полет для S-IC RD Instrumentation. |
S-IC-6 | Аполлон 11 | 16 июля 1969 г. | 30 ° 13'N 74 ° 2'W / 30,217 ° N 74,033 ° W / 30,217; -74.033 | Один или несколько двигателей, обнаруженных группой, финансируемой Джеффом Безосом. |
S-IC-7 | Аполлон 12 | 14 ноября 1969 г. | 30 ° 16′N 74 ° 54'W / 30,267 ° N, 74,900 ° W / 30,267; -74,900 | |
S-IC-8 | Аполлон 13 | 11 апреля 1970 г. | 30 ° 11'N 74 ° 4'W / 30,183 ° N 74,067 ° W / 30,183; -74,067 | |
S-IC-9 | Аполлон 14 | 31 января 1971 г. | 29 ° 50'N 74 ° 3'W / 29,833 ° N 74,050 ° W / 29,833; -74,050 | |
S-IC-10 | Аполлон 15 | 26 июля 1971 г. | 29 ° 42'N 73 ° 39'W / 29,700 ° N 73,650 ° W / 29,700; -73,650 | |
S-IC-11 | Аполлон 16 | 16 апреля 1972 г. | 30 ° 12'N 74 ° 9'W / 30,200 ° N 74,150 ° W / 30,200; -74,150 | |
S-IC-12 | Аполлон 17 | 7 декабря 1972 г. | 28 ° 13'N 73 ° 53'W / 28,217 ° N 73,883 ° W / 28,217; -73.883 | |
S-IC-13 | Skylab 1 | 14 мая 1973 г. | Выключение двигателя изменено на 1-2-2 с 1-4, чтобы уменьшить нагрузку на опору телескопа Apollo. | |
S-IC-14 | Не используется | Дисплей Saturn V в Космическом центре Джонсона. | Запланировано для Аполлона 18 /19. | |
S-IC-15 | Не используется | Демонстрируется в Michoud Assembly Facility до июня 2016 года, затем хранится в Космическом центре INFINITY в Миссисипи. | Назначен, но никогда не использовался в качестве резервной ракеты-носителя "Скайлаб". |
На Викискладе есть материалы, связанные с Saturn S-IC. |