S-IVB-206, который использовался для полета Skylab 2 | |
Производитель | Douglas |
---|---|
Страна происхождения | США |
Используется на | |
Общие характеристики | |
Высота | 17,81 м (58 футов, 5 дюймов) |
Диаметр | 6,60 м (21 фут, 8 дюймов) |
Масса брутто | 271000 фунтов (123000 кг) |
Масса ракетного топлива | 241 300 фунтов (109000 кг) |
Масса пустого | 29700 фунтов (13500 кг) |
История запусков | |
Статус | Списано |
Всего запусков | 21 |
Успехов. (только этап) | 20 |
Другое | Ошибка перезапуска (Apollo 6 ) |
Первый полет | 26 февраля 1966 г. |
Последний полет | 15 июля 1975 г. |
S-IVB серии 200 | |
Двигатели | 1 J-2 |
Тяга | 200 000 фунт-сила (890 000 Н) |
Удельный импульс | 420 с (4,1 км / с) |
Время горения | 480 с |
Топливо | LH2 / LOX |
S-IVB серии 500 | |
Двигатели | 1 J-2 |
Тяга | 232 250 фунтов на квадратный дюйм rce (1,033,100 Н) |
Удельный импульс | 421 с (4,13 км / с) |
Время горения | 500 с |
Топливо | LH2 / LOX |
S -IVB - третья ступень на ракетах-носителях Saturn V и вторая ступень на ракетах-носителях Saturn IB. Построенный Douglas Aircraft Company, он имел один ракетный двигатель J-2. Для лунных миссий он был запущен дважды: сначала для вывода на околоземную орбиту после отключения второй ступени, а затем для транслунного вывода (TLI).
S-IVB произошел от верхней ступени ракеты Saturn I, S-IV, и был первым стадия Saturn V, которая будет спроектирована. S-IV использовал группу из шести двигателей, но использовал то же топливо, что и S-IVB - жидкий водород и жидкий кислород. Первоначально он также должен был стать четвертой ступенью планируемой ракеты под названием C-4, отсюда и название S-IV.
Одиннадцать компаний представили предложения стать ведущим подрядчиком на сцене к крайнему сроку 29 февраля 1960 года. Администратор НАСА Т. Кейт Гленнан 19 апреля решил, что контракт будет заключен с компанией Douglas Aircraft Company. Convair был на втором месте, но Гленнан не хотел монополизировать рынок ракет на жидком водороде, поскольку Convair уже строил ступень ракеты Centaur.
В итоге Marshall Space Центр управления полетом решил использовать ракету C-5 (позже названную Saturn V), которая имела три ступени и была бы увенчана модернизированным S-IV, названным S-IVB, который вместо использования группы двигателей имел бы единственный двигатель J-2. Douglas получил контракт на S-IVB из-за сходства между ним и S-IV. В то же время было решено создать ракету C-IB (Saturn IB), которая также будет использовать S-IVB в качестве второй ступени и может быть использована для испытаний космического корабля Apollo на околоземной орбите.
Дуглас построил две различные версии S-IVB: серию 200 и серию 500. Серия 200 использовалась на Saturn IB и отличалась от серии 500 тем, что у нее не было межкаскадного факела и меньшее давление гелия на борту, так как ее не нужно было перезапускать. В серии 500 межкаскадное пространство должно было расширяться, чтобы соответствовать большему диаметру ступеней S-IC и S-II на Saturn V. В серии 200 также было три твердых ракеты для отделения ступени S-IVB от ступени S-IB во время пуска. В серии 500 это число было сокращено до двух, а два небольших модуля подруливающих устройств APS (вспомогательная двигательная установка) были добавлены в качестве двигателей с незаполненным объемом для перезапуска двигателя J-2 и обеспечения ориентации во время фаз полета по инерции.
Изображение Saturn V S-IVB в разрезеS-IVB перевозил 73 280 литров (19 360 галлонов США) LOX массой 87 200 кг (192 200 фунтов). Он перевозил 252 750 литров (66 770 галлонов США) LH2 и весил 18 000 кг (40 000 фунтов). Масса пустого составляла 10 000 кг (22 000 фунтов)
Управление ориентацией обеспечивалось двигателем J-2 подвешиванием во время полета с двигателем и двумя модулями APS во время полета. побережье. Модули вспомогательной двигательной установки использовались для трехосного управления на фазах выбега, управления креном во время зажигания J-2 и незаполненного объема для второго зажигания двигателя J-2. Каждый модуль APS содержал два подруливающих устройства с усилием 150 фунтов (670 Н), обеспечивающих тягу по крену и тангажу, еще одно подруливающее устройство с усилием 150 фунтов (670 Н) для рыскания и одно подруливающее устройство с силой 70 фунтов (310 Н) для незаполненного объема. Каждый модуль содержал свои собственные топливные баки на 150 фунтов (68 кг) тетроксид диазота и 115 фунтов (52 кг) монометилгидразина, а также сжатый гелий для повышения давления его пропеллентов.
Излишек танка S-IVB, серийный номер 212, был преобразован в корпус для Skylab, первой американской космической станции. Skylab был запущен на спутнике Saturn V 14 мая 1973 года и, в конечном итоге, вернулся в атмосферу 11 июля 1979 года. Второй S-IVB, серийный номер 515, также был преобразован в резервный Skylab, но этот никогда не летал.
Во время миссий Аполлона 13, Аполлона 14, Аполлона 15, Аполлона 16 и Аполлон 17, ступени S-IVB врезались в Луну для проведения сейсмических измерений, используемых для определения характеристик лунных недр.
Аполлон 7 S-IVB на орбите над мысом Канаверал, похожий на четырехзубого "сердитого аллигатора "
Вид на космический корабль Apollo 7 S-IVB вдалеке
Apollo 8 S-IVB, вскоре после разделения
Серия 200 | |||
---|---|---|---|
Серийный номер | Использовать | Дата запуска | Текущее местоположение |
S-IVB-S | Этап статических испытаний «Линкор» | Никогда не летал | на вершине S-IB-11 в Центре обслуживания Алабамы, Ардмор AL |
S-IVB-F | Этап испытаний для объектов | Ни разу не летал | Модифицированный автомобиль для динамических испытаний Skylab; похоже, был списан в 1990-е годы |
S-IVB-D | "Динамический" этап испытаний доставлен в Центр космических полетов им. Маршалла в 1965 г. | Ни разу не летал | ракетно-космический центр США, Хантсвилл, Алабама 34 ° 42'38 ″ с.ш. 86 ° 39'27 ″ з.д. / 34,710456 ° с.ш., 86,657432 ° Вт / 34,710456; -86,657432 |
S-IVB-T | Отменен в декабре 1964 года | Ни разу не летал | Танки были переданы на S- Блок IVB-F |
S-IVB-201 | AS-201 | 26 февраля 1966 г. | Суборбитальные испытания; столкнулся с Атлантическим океаном в точке 9.6621S, 10.0783E |
S-IVB-202 | AS-202 | 25 августа 1966 г. | Суборбитальное испытание; столкнулся с Атлантическим океаном |
S-IVB-203 | AS-203 | 5 июля 1966 г. | Взорвался на орбите во время испытания переборки в конце полета; обломки разложились |
S-IVB-204 | Apollo 5 (первоначально предназначался для Apollo 1 ) | 22 января 1968 года | Запущен LM-1 на низкую околоземную орбиту для беспилотных испытание; распался |
S-IVB-205 | Apollo 7 | 11 октября 1968 г. | Распался с низкой околоземной орбиты |
S-IVB-206 | Skylab 2 | 25 мая 1973 г. | Распадался с низкой околоземной орбиты |
S-IVB-207 | Скайлэб 3 | 28 июля 1973 г. | Распался с низкой околоземной орбиты |
ю. -IVB-208 | Skylab 4 | 16 ноября 1973 г. | Разрушенный с низкой околоземной орбиты |
S-IVB-209 | Спасательная машина Skylab | Никогда не летал | |
S -IVB-210 | Испытательный проект "Союз" Аполлон | 15 июля 1975 г. | Разрушенный с низкой околоземной орбиты |
S-IVB-211 | Не используется | Никогда не летал | [Космический центр Джонсона, часть наружного показа Skylab], Алабама |
S-IVB-212 | преобразован в Skylab | 14 мая, 1973 | Повторно вошел в атмосферу Земли 11 июля 1979 г. |
Серия 500 | |||
Серийный номер | Использовать | Дата запуска | Текущее местоположение |
S-IVB-501 | Apollo 4 | 9 ноября 1967 г. | перезапуск J-2 во время первых летных испытаний Сатурн V без экипажа, на котором размещены S-IVB и космический аппарат на траектории, пересекающей Землю; столкнулся с Тихим океаном в 23.435N, 161.207E. |
S-IVB-502 | Аполлон 6 | 4 апреля 1968 г. | Вторые летные испытания Сатурна V без экипажа. Не удалось перезапустить J-2 из-за повреждения от колебания предыдущих ступеней; распался с низкой околоземной орбиты |
S-IVB-503 | Уничтожен во время испытаний | Никогда не летал | |
S-IVB-503N | Apollo 8 | 21 декабря 1968 г. | Гелиоцентрическая орбита |
S-IVB-504N | Аполлон 9 | 3 марта 1969 г. | Гелиоцентрическая орбита |
S-IVB-505N | Аполлон 10 | май 18, 1969 | Гелиоцентрическая орбита |
S-IVB-506 | Аполлон 11 | 16 июля 1969 года | Гелиоцентрическая орбита |
S-IVB-507 | Аполлон-12 | 14 ноября 1969 г. | Гелиоцентрическая орбита; Считается, что он был обнаружен как астероид в 2002 году и получил обозначение J002E3 |
S-IVB-508 | Аполлон 13 | 11 апреля 1970 года | Столкновение с лунной поверхностью 14 апреля, 1970 * |
S-IVB-509 | Аполлон 14 | 31 января 1971 | Лунная поверхность * |
S-IVB-510 | Аполлон 15 | 26 июля, 1971 | поверхность Луны * |
S-IVB-511 | Аполлон 16 | 16 апреля 1972 г. | поверхность Луны * |
S-IVB-512 | Аполлон-17 | 7 декабря 1972 г. | поверхность Луны * |
S-IVB-513 | Аполлон 18 (отменен) | Никогда не летал | |
S- IVB-514 | Аполлон 19 (отменен) | Никогда не летал | |
S-IVB-515 | Аполлон 20 (отменен), позже преобразован в Skylab B | Никогда не летал | Национальный музей авиации и космонавтики |
(* Местоположение см. В Список искусственных объектов на Луне.)
Вторая ступень ракеты Ares I и предлагаемая ступень ухода с Земли (EDS) имели бы некоторые характеристики S-IVB st. возраст, поскольку оба должны были иметь усиленный двигатель J-2, названный J-2X, причем последний выполнял те же функции, что и версия ступени Series 500 (вывод полезной нагрузки на орбиту, а затем запуск космического корабля в транслунное пространство).
MS-IVB был предложенной модификацией S-IVB, которая должна была использоваться во время пролета Марса, но никогда не производилась.
На Викискладе есть материалы, связанные с Сатурном S-IVB. |