S-IVB

редактировать
S-IVB
Сатурн IB S-IVB-206.jpg S-IVB-206, который использовался для полета Skylab 2
ПроизводительDouglas
Страна происхожденияСША
Используется на
Общие характеристики
Высота17,81 м (58 футов, 5 дюймов)
Диаметр6,60 м (21 фут, 8 дюймов)
Масса брутто271000 фунтов (123000 кг)
Масса ракетного топлива241 300 фунтов (109000 кг)
Масса пустого29700 фунтов (13500 кг)
История запусков
СтатусСписано
Всего запусков21
Успехов. (только этап)20
ДругоеОшибка перезапуска (Apollo 6 )
Первый полет26 февраля 1966 г.
Последний полет15 июля 1975 г.
S-IVB серии 200
Двигатели1 J-2
Тяга200 000 фунт-сила (890 000 Н)
Удельный импульс 420 с (4,1 км / с)
Время горения480 с
ТопливоLH2 / LOX
S-IVB серии 500
Двигатели1 J-2
Тяга232 250 фунтов на квадратный дюйм rce (1,033,100 Н)
Удельный импульс 421 с (4,13 км / с)
Время горения500 с
ТопливоLH2 / LOX

S -IVB - третья ступень на ракетах-носителях Saturn V и вторая ступень на ракетах-носителях Saturn IB. Построенный Douglas Aircraft Company, он имел один ракетный двигатель J-2. Для лунных миссий он был запущен дважды: сначала для вывода на околоземную орбиту после отключения второй ступени, а затем для транслунного вывода (TLI).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конфигурация
    • 2.1 Вспомогательная двигательная установка
  • 3 Использует
  • 4 ступени
  • 5 Производные
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

S-IVB произошел от верхней ступени ракеты Saturn I, S-IV, и был первым стадия Saturn V, которая будет спроектирована. S-IV использовал группу из шести двигателей, но использовал то же топливо, что и S-IVB - жидкий водород и жидкий кислород. Первоначально он также должен был стать четвертой ступенью планируемой ракеты под названием C-4, отсюда и название S-IV.

Одиннадцать компаний представили предложения стать ведущим подрядчиком на сцене к крайнему сроку 29 февраля 1960 года. Администратор НАСА Т. Кейт Гленнан 19 апреля решил, что контракт будет заключен с компанией Douglas Aircraft Company. Convair был на втором месте, но Гленнан не хотел монополизировать рынок ракет на жидком водороде, поскольку Convair уже строил ступень ракеты Centaur.

В итоге Marshall Space Центр управления полетом решил использовать ракету C-5 (позже названную Saturn V), которая имела три ступени и была бы увенчана модернизированным S-IV, названным S-IVB, который вместо использования группы двигателей имел бы единственный двигатель J-2. Douglas получил контракт на S-IVB из-за сходства между ним и S-IV. В то же время было решено создать ракету C-IB (Saturn IB), которая также будет использовать S-IVB в качестве второй ступени и может быть использована для испытаний космического корабля Apollo на околоземной орбите.

Конфигурация

Дуглас построил две различные версии S-IVB: серию 200 и серию 500. Серия 200 использовалась на Saturn IB и отличалась от серии 500 тем, что у нее не было межкаскадного факела и меньшее давление гелия на борту, так как ее не нужно было перезапускать. В серии 500 межкаскадное пространство должно было расширяться, чтобы соответствовать большему диаметру ступеней S-IC и S-II на Saturn V. В серии 200 также было три твердых ракеты для отделения ступени S-IVB от ступени S-IB во время пуска. В серии 500 это число было сокращено до двух, а два небольших модуля подруливающих устройств APS (вспомогательная двигательная установка) были добавлены в качестве двигателей с незаполненным объемом для перезапуска двигателя J-2 и обеспечения ориентации во время фаз полета по инерции.

Изображение Saturn V S-IVB в разрезе

S-IVB перевозил 73 280 литров (19 360 галлонов США) LOX массой 87 200 кг (192 200 фунтов). Он перевозил 252 750 литров (66 770 галлонов США) LH2 и весил 18 000 кг (40 000 фунтов). Масса пустого составляла 10 000 кг (22 000 фунтов)

Вспомогательная силовая установка

Управление ориентацией обеспечивалось двигателем J-2 подвешиванием во время полета с двигателем и двумя модулями APS во время полета. побережье. Модули вспомогательной двигательной установки использовались для трехосного управления на фазах выбега, управления креном во время зажигания J-2 и незаполненного объема для второго зажигания двигателя J-2. Каждый модуль APS содержал два подруливающих устройства с усилием 150 фунтов (670 Н), обеспечивающих тягу по крену и тангажу, еще одно подруливающее устройство с усилием 150 фунтов (670 Н) для рыскания и одно подруливающее устройство с силой 70 фунтов (310 Н) для незаполненного объема. Каждый модуль содержал свои собственные топливные баки на 150 фунтов (68 кг) тетроксид диазота и 115 фунтов (52 кг) монометилгидразина, а также сжатый гелий для повышения давления его пропеллентов.

Использует

Излишек танка S-IVB, серийный номер 212, был преобразован в корпус для Skylab, первой американской космической станции. Skylab был запущен на спутнике Saturn V 14 мая 1973 года и, в конечном итоге, вернулся в атмосферу 11 июля 1979 года. Второй S-IVB, серийный номер 515, также был преобразован в резервный Skylab, но этот никогда не летал.

Во время миссий Аполлона 13, Аполлона 14, Аполлона 15, Аполлона 16 и Аполлон 17, ступени S-IVB врезались в Луну для проведения сейсмических измерений, используемых для определения характеристик лунных недр.

Построены этапы

Серия 200
Серийный номерИспользоватьДата запускаТекущее местоположение
S-IVB-SЭтап статических испытаний «Линкор»Никогда не летална вершине S-IB-11 в Центре обслуживания Алабамы, Ардмор AL
S-IVB-FЭтап испытаний для объектовНи разу не леталМодифицированный автомобиль для динамических испытаний Skylab; похоже, был списан в 1990-е годы
S-IVB-D"Динамический" этап испытаний доставлен в Центр космических полетов им. Маршалла в 1965 г.Ни разу не леталракетно-космический центр США, Хантсвилл, Алабама 34 ° 42'38 ″ с.ш. 86 ° 39'27 ″ з.д. / 34,710456 ° с.ш., 86,657432 ° Вт / 34,710456; -86,657432
S-IVB-TОтменен в декабре 1964 годаНи разу не леталТанки были переданы на S- Блок IVB-F
S-IVB-201AS-201 26 февраля 1966 г.Суборбитальные испытания; столкнулся с Атлантическим океаном в точке 9.6621S, 10.0783E
S-IVB-202AS-202 25 августа 1966 г.Суборбитальное испытание; столкнулся с Атлантическим океаном
S-IVB-203AS-203 5 июля 1966 г.Взорвался на орбите во время испытания переборки в конце полета; обломки разложились
S-IVB-204Apollo 5 (первоначально предназначался для Apollo 1 )22 января 1968 годаЗапущен LM-1 на низкую околоземную орбиту для беспилотных испытание; распался
S-IVB-205Apollo 7 11 октября 1968 г.Распался с низкой околоземной орбиты
S-IVB-206Skylab 2 25 мая 1973 г.Распадался с низкой околоземной орбиты
S-IVB-207Скайлэб 3 28 июля 1973 г.Распался с низкой околоземной орбиты
ю. -IVB-208Skylab 4 16 ноября 1973 г.Разрушенный с низкой околоземной орбиты
S-IVB-209Спасательная машина Skylab Никогда не летал
S -IVB-210Испытательный проект "Союз" Аполлон 15 июля 1975 г.Разрушенный с низкой околоземной орбиты
S-IVB-211Не используетсяНикогда не летал[Космический центр Джонсона, часть наружного показа Skylab], Алабама
S-IVB-212преобразован в Skylab 14 мая, 1973Повторно вошел в атмосферу Земли 11 июля 1979 г.
Серия 500
Серийный номерИспользоватьДата запускаТекущее местоположение
S-IVB-501Apollo 4 9 ноября 1967 г.перезапуск J-2 во время первых летных испытаний Сатурн V без экипажа, на котором размещены S-IVB и космический аппарат на траектории, пересекающей Землю; столкнулся с Тихим океаном в 23.435N, 161.207E.
S-IVB-502Аполлон 6 4 апреля 1968 г.Вторые летные испытания Сатурна V без экипажа. Не удалось перезапустить J-2 из-за повреждения от колебания предыдущих ступеней; распался с низкой околоземной орбиты
S-IVB-503Уничтожен во время испытанийНикогда не летал
S-IVB-503NApollo 8 21 декабря 1968 г.Гелиоцентрическая орбита
S-IVB-504NАполлон 9 3 марта 1969 г.Гелиоцентрическая орбита
S-IVB-505NАполлон 10 май 18, 1969Гелиоцентрическая орбита
S-IVB-506Аполлон 11 16 июля 1969 годаГелиоцентрическая орбита
S-IVB-507Аполлон-12 14 ноября 1969 г.Гелиоцентрическая орбита; Считается, что он был обнаружен как астероид в 2002 году и получил обозначение J002E3
S-IVB-508Аполлон 13 11 апреля 1970 годаСтолкновение с лунной поверхностью 14 апреля, 1970 *
S-IVB-509Аполлон 14 31 января 1971Лунная поверхность *
S-IVB-510Аполлон 15 26 июля, 1971поверхность Луны *
S-IVB-511Аполлон 16 16 апреля 1972 г.поверхность Луны *
S-IVB-512Аполлон-17 7 декабря 1972 г.поверхность Луны *
S-IVB-513Аполлон 18 (отменен)Никогда не летал
S- IVB-514Аполлон 19 (отменен)Никогда не летал
S-IVB-515Аполлон 20 (отменен), позже преобразован в Skylab B Никогда не леталНациональный музей авиации и космонавтики

(* Местоположение см. В Список искусственных объектов на Луне.)

Производные

Вторая ступень ракеты Ares I и предлагаемая ступень ухода с Земли (EDS) имели бы некоторые характеристики S-IVB st. возраст, поскольку оба должны были иметь усиленный двигатель J-2, названный J-2X, причем последний выполнял те же функции, что и версия ступени Series 500 (вывод полезной нагрузки на орбиту, а затем запуск космического корабля в транслунное пространство).

MS-IVB был предложенной модификацией S-IVB, которая должна была использоваться во время пролета Марса, но никогда не производилась.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Сатурном S-IVB.
Последняя правка сделана 2021-06-06 02:09:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте