Ронго

редактировать

Ронго
Маори бог кумары и культурных растений,. мангаский бог земледелия и война
Image from page 290 of "History and traditions of the Maoris of the west coast, North Island of New Zealand prior to 1840" (1910).jpg
Другие именаРонго-хиреа, Ронго-ма-Тане, Ронго-мараэ-роа, Ронго-мараэ-роа-а-Ранги
Главный культовый центрOrongo marae (Мангаиа )
ПолМужской
РегионПолинезия
Этническая группаМаори Новой Зеландии,. Южные Острова Кука Маори, особенно мангаи
Личная информация
РодителиРанги и Папа (племена арава ) или Ватеа и Папа (южные острова Кука ), или Тане (племя нгати ава )
Братья и сестрыРехуа, Урутенгангана, Хаумиа, Тане, Тангароа, Тавириматеа, , Руаумоко
КонсортТэ-по-татанго, Таваке (Мангаиа)
ПотомствоТаваке, Ранги, Мокойро, Акатауира (Мангаиа)

В мифологии маори, Ронго или Ронго -mā-Tāne (также Rongo-hīrea, Ронго-мараэ-роа и Ронго-мараэ-роа-а-Ранги ) - главный бог (атуа ) культурных растений, особенно кумара (произносится как кумара на маори ), жизненно важная культура. Другие культуры, выращиваемые маори в традиционные времена, включали таро, ямс (uwhi), кордилин (tī) и тыквы (оттенок).. Из-за их тропического происхождения большинство этих культур было трудно выращивать, за исключением крайнего севера Северного острова, отсюда важность Ронго в Новой Зеландии.

Он также был важным бог земледелия и бог войны на юге Островов Кука, особенно на Мангаиа, где мараэ Акаоро и мараэ Оронго были центрами его поклонение; где приготовленное таро и человеческие жертвы были принесены ему, чтобы обеспечить успех в битве и плодородие земли.

Легенда о Ронго, запустившем первого воздушного змея, рассказывается в зале ожидания Зачарованной комнаты Тики Уолта Диснея, в которой Ронго озвучивает Эрнест Таварес.

Содержание
  • 1 Разделение прародителей
  • 2 Кумара
  • 3 Ронго на Островах Кука
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
Разделение исконных родители

В истории создания племен каноэ арава, Ронго со своими братьями , Тане, Тангароа и Хаумиа-тикетике согласился с тем, что исконных родителей Ранги и Папа необходимо разделить, чтобы позволить дневному свету проникнуть в мир. Шестой брат, Тавириматеа, бог бурь, не согласился с этим и впоследствии напал на своих братьев с неумолимой яростью. Ронго и Хаумиа, бог дикой пищи, укрылись в теле Папы, матери-земли, которая скрывала их до тех пор, пока шторм не прошел (Gray 1956: 7, Tregear 1891: 424, Orbell 1998: 121).

Кумара
Красный (пурпурный) сорт кумара - самый популярный сорт в Новой Зеландии.

Он бы больше ассоциировался с маленьким желто-зеленым сортом. кожа, разновидность размером с палец, известная как хутихути, рекамароа и тапутини, которую маори привезли с собой из восточной Полинезии, а не более крупные разновидности, привезенные более поздними охотниками на тюленей, торговцами и китобоями в начале XIX века.

На языке маори ронго может означать «мир» (после войны). Ронго обычно изображают создателем кумара, растения, связанного с миром; вероятно, потому что необходимое интенсивное совершенствование лучше всего выполнять в мирное время.

В традициях Нгати Ава Ронго - сын Тане и отец кумары, но человек по имени Ронго-мауи отправляется в Вануи, у которого он ворует кумара и возвращается с ним на Землю.

Маленькие статуи, изображающие Ронго, когда-то были размещены рядом с полями кумары.

Ронго на Островах Кука

На юге Островов Кука Согласно мифологии, Ронго был богом земледелия и одним из детей Ватеи (небесного отца) и Папы (земной матери). Его братом-близнецом был Тангароа, бог моря. Ронго был главным божеством Мангаиа.

В мангаской легенде о происхождении сыновья Ронго от его жены Таваке (его дочь от жены Те-по-татанго), Ранги, Мокойро и Акатауира подняли остров Мангаиа из преисподняя, став первыми поселенцами и предками племени, а Ранги стал первым вождем. Традиционное название острова было Ау Ау, что буквально означает «террасированный», сокращенно от Ау Ау Нуи о Ронго ки те Ао Марама («Великая террасированная земля Ронго в Стране дневного света»).

Таро

В мангаианском обществе ритуальная система становления главным вождем, Те Мангаиа, делала упор на поклонении Ронго. Установка нового Те Мангаиа после войны за захват земель пуна потребовала человеческих жертв Ронго. Он был одновременно богом войны и богом таро ирригации ; его регулярные подношения в мирное время были пакетами приготовленного таро. Идеологические связи между Ронго, войной, таро и человеческими жертвоприношениями были сложными: Ронго гарантировал успех в войне и плодородие земли, но это требовало постоянных жертв как человеческими телами, так и таро в бесконечном цикле. Он пировал души тех, кто погиб в битве.

Основные места поклонения Ронго в мангае находились в двух мараэ в районе Кейя; внутренние мараэ Акаоро и прибрежные мараэ Оронго, которые, возможно, были самыми важными из всех мараэ на острове и построены на месте заброшенной деревни с таким же названием. Оба с тех пор были уничтожены вместе со многими другими символами старых богов с введением христианства в начале 19 века. Им руководили два потомственных верховных жреца Ронго. В марае Оронго человеческое жертвоприношение было возложено на гладкую глыбу известняка или песчаника перед изображением Ронго. Среди останков на месте до сих пор можно найти фрагменты человеческих костей. На мараэ Акаоро очевидно, что платформа из дерева хала была воздвигнута для человеческих жертвоприношений, хотя никаких следов возвышающихся платформ не было найдено. В районе Ивируа также было мараэ Ивануи, но от него отказались в пользу мараэ Оронго; он упоминается в танце ева:

Маори с островов КукаПеревод

'Aore oa te paepae o Rongo e taea,. E paepae tuatinitini tuamanomano,. Kota'i' ua e tae. О те 'иири, о те рарама.

На платформу Ронго невозможно подняться,. Платформа открыта для тысяч и мириадов,. Только один может достичь ее,. Мудрость и обучение

Ронго упоминается так:

Маори островов КукаПеревод

'A va te ua i ta'aruku. A tomo a Rongo i roto i tona' are,. E 'are turu ariki.

Когда дождь слышен на листьях,. Ронго входит в свой дом,. престижный дом.

См. Также
  • Портал мифологии
  • flag Новозеландский портал
Список литературы
Библиография
  • G. Грей, Polynesian Mythology, Illustrated edition, перепечатано в 1976 г. (Whitcombe and Tombs: Christchurch), 1956.
  • М. Орбелл, Краткая энциклопедия мифов и легенд маори (издательство Кентерберийского университета: Крайстчерч), 1998.
  • E.R. Tregear, Маори-полинезийский сравнительный словарь (Lyon and Blair: Lambton Quay), 1891.
  • Патрик В. Кирч, антология «Естественные эксперименты истории» под редакцией Джареда Даймонда и Джеймса А. Робинсона, глава один «Контролируемое сравнение и полинезийская культурная эволюция» Патрика В. Кирча, страницы 28 и 29, (The Belknap Press of Harvard University Press, Кембридж, Массачусетс и Лондон, Англия), 2010.
Последняя правка сделана 2021-06-04 09:59:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте