Католическая церковь на Гаити является частью всемирной Католической церкви под духовным руководством Папа, курия в Риме и.
Существует десять епархий, включая две архиепархии. Национальным покровителем Гаити является Наша Мать Вечной Помощи.
«Епархии» Санто-Доминго и Консепсьон-де-ла-Вега были основаны в 1511 году, а остров Эспаньола, который Гаити делит с Доминиканской Республикой, был разделен между этими епископствами. В 1527 году Консепсьон был включен в состав Санто-Доминго, который оставался единственной епархией до 1862 года. Многие регулярные священнослужители пришли с французами на французскую территорию, особенно Доминиканцы и капуцины. Доминиканцы особенно посвятили себя миссии в западной части колонии, и какое-то время их поддерживали другие ордена и светские священники ».
« Доминиканцы также были назначены миссионерами в южной части колонии. остров. Капуцины, которые присматривали за северной частью острова, и им также помогали другие ордена и светские священники, вскоре не смогли обеспечить достаточное количество миссионеров. По этой причине они отказались от этой миссии в 1704 году и были заменены иезуитами, которые работали там до их изгнания в конце 1763 года. За ними последовали светские священники, но через пять лет их заменили капуцины. "
" гаитянская революция положила конец первой волне евангелизации. Влияние духовенства прекратилось в северной части страны, западная миссия улучшилась под британской оккупацией с 1794 по 1798 год, а на юге был убит апостольский префект Пер Вирио. Когда в 1800 году к власти пришел лидер революции Туссен Л'Увертюр, он восстановил права католической церкви. Однако совет конституционных епископов в Париже назначил епископа Санто-Доминго, который так и не получил признания ни от Туссента, ни от капуцинов. В 1802 году генерал Леклер восстановил прежнюю юрисдикцию Кап-Аитьен и Порт-о-Пренс и назначил префектами апостольского Перса Корнеля Брелля, О. Кап., и Лекун, О. П.. Эти назначения были подтверждены Ватиканом. Напряженность усиливалась по мере распространения бедности, жестокое обращение с рабами было обычным явлением, а классовая система выросла между франкоговорящим католическим меньшинством и более бедным креольским большинством. Гаитянские рабы восстали в 1804 году, и под руководством Жан-Жака Дессалина Гаити стала первой независимой страной чернокожих. После резни 1804 г. почти все духовенство покинуло колонию. В течение следующих двух лет единственные религиозные службы, проводимые в Порт-о-Пренсе, проводились бывшим ризником. После свержения Жака I в 1806 году некоторые миссионеры вернулись ».
« После многих лет переговоров конкордат между католической церковью и правительством Гаити было подписано 28 марта 1860 года. В декабре 1860 года монсеньер Монетти прибыл в качестве представителя церкви.
Папа Пий IX подписал Конкордат с ГаитиКонкордат при условии, что католическая церковь будет пользоваться особой защитой правительства. Президент назначит архиепископа и епископов, но Папа может отказать им в каноническом учреждении. Духовенство получало от государства годовое жалованье в размере 1200 франков ».
« В 1861 г. было воздвигнуто пять епископств; архиепископство Порт-о-Пренс и сеи Кап-Аитьен, Ле-Ке, Гонаив и Порт-де-Пэ. Первоначально архиепископ Порт-о-Пренса руководил всеми епархиями. В 1873 году Капаитьен был назначен отдельным епископом, который также курировал управление Порт-о-Пэ. В 1893 году для Ле-Ке был назначен отдельный епископ; в то время как Гонаив все еще находился под управлением архиепископа. По заключению конкордата трое отцов Конгрегации Святого Духа и Святого Сердца Марии были отправлены в Порт-о-Пренс. Они восстановили обычную приходскую организацию в столице. Первый архиепископ дю Коскер и его преемник Куиллу посетили Францию, чтобы завербовать новых священников. Из-за болезней тропического климата многие священнослужители умерли. К 1906 году из 516 священников, приехавших из Франции с 1864 года, 200 умерли, 150 все еще оставались на своих постах, а остальные были отправлены в Европу по инвалидности. Чтобы обеспечить прием на работу, Mgr. дю Коскер основал в 1864 году Святую военную семинарию, которая была объединена с колониальной семинарией, которую возглавляли Отцы Святого Духа. Он получал ежегодную государственную субсидию в размере 20 000 франков, выплата которой, однако, была приостановлена из-за политических проблем 1867 года, а в 1869 году она была полностью отменена. В 1870 году из-за войны отцы Святого Духа отказались от руководства семинарией. Mgr. Затем Куиллу основал новую семинарию в Поншато (Loire inférieure) в 1873 году под руководством А. Наконец, в 1893 году семинария была переведена в Сен-Жак (Финистер), и ее руководство было поручено светским священникам. К 1909 году семинария Поншато отправила на Гаити 196 священников, а Сен-Жак отправил 171 священника для 92 приходов ».
После окончания американской оккупации в 1934 году между католической церковью шла постоянная борьба за власть и последователи вуду. Небольшое количество священников и членов религиозных институтов в 1930-е годы служили в основном городской элите. До середины 20-го века большинство священников были франкоязычные европейцы, особенно бретонцы, которые были культурно далеки от своих сельских прихожан. Католическое духовенство в целом враждебно относилось к вуду, и они провели две крупные кампании против религии в 1896 и 1941 годах. Во время этих кампаний правительство объявило вне закона услуги вуду, а католики уничтожили религиозные объекты вуду. Однако холическое духовенство не проявляло стойкой воинственности в своем противостоянии вуду и оказало относительно небольшое влияние на религиозные обряды сельской и городской бедноты. Духовенство обычно направляет свою энергию больше на просвещение городского населения, чем на искоренение вуду. В 1970-х и 1980-х годах использование креольской и барабанной музыки стало обычным явлением в католических службах. Однако включение народных элементов в литургию не означало, что отношение католической церкви к вуду изменилось. В повседневной практике многие люди объединяют католицизм и вуду.
Националисты и другие возмутились католической церковью из-за ее европейской ориентации и союза с мулатской элитой. Франсуа Дювалье выступал против церкви больше, чем любой другой президент Гаити. Он изгнал архиепископа Порт-о-Пренса, орден иезуитов и многочисленных священников в период с 1959 по 1961 год. В ответ на эти шаги Ватикан отлучил Дювалье. Когда отношения с церковью были восстановлены в 1966 году, впервые было названо имя архиепископа Гаити, и президент получил право назначать епископов.
После ухода Жан-Клода Дювалье церковь стала играть менее активную роль в политике Гаити. Церковная иерархия решительно поддержала отмененную Конституцию 1987 года, которая предоставила креолам официальный статус и гарантировала основные права человека, включая право практиковать вуду. Союз с низшими классами оставил Католической церкви две нерешенных проблемы в конце 1980-х: ее непростые отношения с вуду и ее отношения с более радикальными элементами политического движения, которое она поддерживала.
Середина 1980-х годов ознаменовала собой глубокое изменение позиции церкви по вопросам, касающимся крестьян и городской бедноты. Отражением этого изменения было заявление Папы Иоанна Павла II во время визита на Гаити в 1983 году, что «Здесь все должно измениться». Воодушевленные озабоченностью Ватикана, католическое духовенство и миряне призывали к улучшению положения с правами человека. Миряне помогли развить движение крестьянской общины, особенно в центре на Центральном плато. Католическая радиостанция Radio Soleil сыграла ключевую роль в распространении новостей о действиях правительства во время кризиса 1985-86 годов и в поощрении противников правительства Дювалье. Епископы, особенно в Жереми и Кап-Аитьен, активно осуждали дювальеристские репрессии и нарушения прав человека.
В 1990 году священник из трущоб Порт-о-Пренса был избран 67% населения: Жан Бертран Аристид, которого считали первым лидером народа с 1804 года.
Хотя кардинал Ратцингер действительно хвалил интеллектуальную основу богословия, отвергающую насилие, и вместо этого «[подчеркивал] ответственность, которую христиане обязательно несут за бедных и угнетенных», он решительно выступал против некоторых элементы теологии освобождения через Конгрегацию доктрины веры и Ватикан дважды (1984, 1986) официально осудили свое признание марксизма и вооруженного насилия. С тех пор католическая церковь Гаити приняла более молитвенный, пацифистский и гуманный подход к оказанию помощи и справедливости для бедных, как это может быть показано в поведении отца Жерара Жан-Жюста.
Церковь пытается помочь гаитянам, живущим в бедности, улучшить их здоровье и условия жизни. В соответствии с католическим социальным учением, он стремится отстоять право на жизнь всех людей в Гаити посредством партнерства и побратимства.
Согласно Католической церкви Гаити, десять епархий две церковные провинции Гаити включают 251 приход и около 1500 сельских христианских общин. У местного духовенства 400 епархиальных священников и 300 семинаристов. Призвания к священству считается достаточным. Есть также 1300 религиозных священников-миссионеров, принадлежащих к более чем 70 религиозным конгрегациям.
Членам церкви и имуществу был нанесен ущерб в результате землетрясения на Гаити в 2010 году. Среди убитых были архиепископ Порт-о-Пренса Жозеф Серж Миот, его канцлер, многие семинаристы и религиозные деятели, а также сестра кардинала Пауло Эваристо Арнса из Бразилии. Собор Порт-о-Пренса, другие церкви в Порт-о-Пренсе и соседних городах, в том числе в Леогане и Пти-Гоав ; Великая семинария Нотр-Дам; и некоторые офисы архиепископа понесли серьезный ущерб или разрушение.
В 2014 году Папа назвал первого гаитянина, ставшего кардиналом Церкви: Чибли Ланглуа, епископ Ле-Ке и президент Гаитянской епископальной конференции.
Эта статья включает текст из статьи Гаити в общественном достоянии Католической энциклопедии 1910 года.