Портрет актера (итал. : Ritratto di un attore; французский : Portrait de Comédien; русский : Портрет актера) - картина автора Доменико Фетти в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия. Вероятно, он был написан в 1621 или 1622 году в Мантуе, Италия. Натурщик, который держит театральную маску, считается актером комедии дель арте, либо Тристано Мартинелли, либо Франческо Андреини. В Gallerie dell'Accademia в Венеции имеется хорошо известная копия портрета неустановленного художника.
Первая запись портрета Фетти - это инвентарный список 1653 года из коллекции кардинала Мазарини в Париже, где он описан как «Арлекин, сюр туаль, пар Фети [Арлекин, холст, Фетти]». В инвентаре, составленном после смерти кардинала в 1661 году, он указан как предмет 1266: «Un autre faict par Fety (1), sur toile, représentant Harlequin, comédien, tenant un masque [Другая работа Фетти (1), представляющая Арлекина, актера»)., держит маску] ". Позднее картина попала в собрание Пьера Кроза и воспроизведена как Портрет Комедиена, гравюра Николя де Лармессена в Рекуэй Кроза (1729), где отмечается, что актер был на службе у герцога Мантуи. Он также упоминается в описи, сделанной после смерти Кроза в 1740 году, и был унаследован племянником Кроза, Луи-Антуаном Кроза. Он был описан в описи 1755 года как портрет «Comédien la tête découverte, tenant un masque d'Arlequin; par le Feti [Актер с непокрытой головой, держащий маску Арлекина; Фетти]». После смерти Луи-Антуана Кроза он был продан его наследником в 1772 году Екатерине II России и упоминается как находившийся в коллекции Эрмитажа с 1774 года.
С конца 19 века личность ситтера в «Портрете актера» Фетти вызвала большой интерес и разногласия. Среди портретов, написанных Фетти во время его пребывания при дворе Гонзага Мантуи (1614–1622), лишь немногие были идентифицированы с уверенностью, но ни один из остальных не вызвал такого внимания, как этот. Памела Аскью объясняет: «Причина, несомненно, кроется в его впечатляющей силе описания и исполнения. Во многих отношениях [это] самый грандиозный и самый проницательный из портретов Фетти».
Эдуард Сафарик, автор монографии 1990 года о Фетти, перечисляет пять лиц, ранее предложенных другими в качестве персонажей картины Фетти: актеры Франческо Габриелли, Джованни Габриелли, Джованни Баттиста Андреини, Тристано Мартинелли и композитор Клаудио Монтеверди. Из них, помимо Мартинелли, только двое, Джованни Габриелли и Монтеверди, получили широкое распространение.
Брюнингк и Сомофф, редакторы каталога 1891 года Галереи картин Эрмитажа, определили предмет портрета Фетти как итальянского актера комедии дель арте Джованни Габриэлли, которого они отождествляли с гораздо более молодым персонажем в Аннибале Карраччи «Портрет лютниста» (ок. 1600). Трехсторонняя корреляция между актером Фетти и лютнистом Аннибале с гравировкой Джованни Габриэлли (ок. 1599) Агостино Карраччи (ок. 1599) была прослежена Денисом Махоном, который поставил ее под сомнение в 1947 году. Ошибки усугубились в 1962 году, когда Хеннер Менц, директор Дрезденской галереи, где находится картина Аннибале, назвал ее «Портрет лютниста Джованни Габриэль» и описал ее как "портрет музыканта", приводящий к путанице актера с одноименным венецианским композитором Джованни Габриэли. Эти ошибочные определения сохранялись, несмотря на категорический отказ Познера от них в 1971 году, когда он назвал предмета Лютниста членом семьи Маскерони из Болоньи, основываясь на Карло Чезаре Мальвазия ' s описание натурщика в его книге 1678 года Felsina Pittrice. Например, популярная книга «Пять веков музыки в Венеции» Х. С. Роббинс Лэндон и Джон Джулиус Норвич, опубликованные на английском, итальянском, французском и японском языках, как дополнение к пятисерийному телесериалу «Маэстро», включали полноцветную цветную пластину Лютнист как портрет композитора Габриэли в 1991 году. В 1978 году Аскью решительно поддержал идентификацию Познера ситтера как члена семьи Маскерони, а недавно Дрезденская галерея идентифицировала ситтера как Джулио Маскерони из Болоньи.
Гравюра после Фетти, из Рекуэй Кроза, 1729
Джованни Габриэлли, c.1599, Агостино Карраччи
Портрет лютниста Аннибале Карраччи, c.1600 (Дрезден )
Де Логу предложил итальянского композитора Клаудио Монтеверди в 1967 году. Однако эта атрибуция также была отклонена.
Фрагмент копии актера Фетти (Accademia, Venice )
Портрет Монтеверди с титульного листа Fiori poetici, 1644
Фрагмент портрета Mon teverdi автор Строцци, c.1630
Аскью впервые предложил Тристано Мартинелли в 1954 году и опубликовал подробный анализ в The Burlington Magazine в 1978 году. Мартинелли, вероятно, первый актер, который использовал имя Арлекин для роли второго лица в маске занни, и самый известный Арлекин до во время его смерти в 1630 году он заказал множество драматических портретов самого себя, три из которых он отправил во Францию, когда хотел вернуться в эту страну в 1626 году. Один, возможно, был портретом Фетти, позже приобретенным Мазарини. Связь имени Мартинелли с портретом впервые была задокументирована в 1912 году, когда пастельная копия, приписываемая Фрагонару (1732–1806), была продана в Париже как Portrait de l'auteur et acteur Martinelli.
Ученый Фетти Эдуард Сафарик предложил итальянского актера Франческо Андреини в качестве героя портрета Фетти в 1990 году. Андреини начал свою карьеру как иннаморато (любовник), а затем прославился в роли Капитано Спавенто да Валл'Инферна. Он также иногда играл сицилийского Доктора, пастуха Коринто и некроманта Фальсироне. Атрибуция Сафарика основана на сравнении портрета Фетти (и рисунка, предположительно этюда к портрету) с фронтисписом работы Андреини Le Bravure di Capitano Spavento, выгравированной Авраамом Туммерманом и впервые опубликованной в 1609 году в Венеции. Картина Эрмитажа была показана под названием «Портрет Фанческо Андреини» на выставке 1996 года (организованной Сафариком) в Палаццо Те в Мантуе.
Фрагмент портрета (Эрмитаж )
Рисунок для портрета (продается на Sotheby's )
Фронтиспис к Франческо Андреини Le Bravure di Capitano Spavento, 1607
Фрагмент портрета Франческо Андреини в образе Капитано Спавенто, ок. 1620–1625
Портрет Франческо Андреини в образе Капитано Спавенто
В 2015 году хранители Эрмитажа определили сюжет картины Фетти как Тристано Мартинелли или Франческо Андреини, но эти атрибуции были впоследствии удалены. Британский музей, в котором хранится гравюра из Рекуэй Кроза (1729 г.), идентифицировал субъект как Франческо Андреини.