Портрет актера

редактировать
Портрет актера Доменико Фетти

Портрет актера (итал. : Ritratto di un attore; французский : Portrait de Comédien; русский : Портрет актера) - картина автора Доменико Фетти в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия. Вероятно, он был написан в 1621 или 1622 году в Мантуе, Италия. Натурщик, который держит театральную маску, считается актером комедии дель арте, либо Тристано Мартинелли, либо Франческо Андреини. В Gallerie dell'Accademia в Венеции имеется хорошо известная копия портрета неустановленного художника.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Идентификация натурщика
    • 2.1 Бывший атрибуция
      • 2.1.1 Джованни Габриэлли
      • 2.1.2 Клаудио Монтеверди
    • 2.2 Текущие атрибуции
      • 2.2.1 Тристано Мартинелли
      • 2.2.2 Франческо Андреини
      • 2.2.3 Музейная атрибуция
  • 3 Примечания
  • 4 Библиография
  • 5 Внешние ссылки
Происхождение

Первая запись портрета Фетти - это инвентарный список 1653 года из коллекции кардинала Мазарини в Париже, где он описан как «Арлекин, сюр туаль, пар Фети [Арлекин, холст, Фетти]». В инвентаре, составленном после смерти кардинала в 1661 году, он указан как предмет 1266: «Un autre faict par Fety (1), sur toile, représentant Harlequin, comédien, tenant un masque [Другая работа Фетти (1), представляющая Арлекина, актера»)., держит маску] ". Позднее картина попала в собрание Пьера Кроза и воспроизведена как Портрет Комедиена, гравюра Николя де Лармессена в Рекуэй Кроза (1729), где отмечается, что актер был на службе у герцога Мантуи. Он также упоминается в описи, сделанной после смерти Кроза в 1740 году, и был унаследован племянником Кроза, Луи-Антуаном Кроза. Он был описан в описи 1755 года как портрет «Comédien la tête découverte, tenant un masque d'Arlequin; par le Feti [Актер с непокрытой головой, держащий маску Арлекина; Фетти]». После смерти Луи-Антуана Кроза он был продан его наследником в 1772 году Екатерине II России и упоминается как находившийся в коллекции Эрмитажа с 1774 года.

Идентификация ситтера

С конца 19 века личность ситтера в «Портрете актера» Фетти вызвала большой интерес и разногласия. Среди портретов, написанных Фетти во время его пребывания при дворе Гонзага Мантуи (1614–1622), лишь немногие были идентифицированы с уверенностью, но ни один из остальных не вызвал такого внимания, как этот. Памела Аскью объясняет: «Причина, несомненно, кроется в его впечатляющей силе описания и исполнения. Во многих отношениях [это] самый грандиозный и самый проницательный из портретов Фетти».

Прежняя атрибуция

Эдуард Сафарик, автор монографии 1990 года о Фетти, перечисляет пять лиц, ранее предложенных другими в качестве персонажей картины Фетти: актеры Франческо Габриелли, Джованни Габриелли, Джованни Баттиста Андреини, Тристано Мартинелли и композитор Клаудио Монтеверди. Из них, помимо Мартинелли, только двое, Джованни Габриелли и Монтеверди, получили широкое распространение.

Джованни Габриелли

Брюнингк и Сомофф, редакторы каталога 1891 года Галереи картин Эрмитажа, определили предмет портрета Фетти как итальянского актера комедии дель арте Джованни Габриэлли, которого они отождествляли с гораздо более молодым персонажем в Аннибале Карраччи «Портрет лютниста» (ок. 1600). Трехсторонняя корреляция между актером Фетти и лютнистом Аннибале с гравировкой Джованни Габриэлли (ок. 1599) Агостино Карраччи (ок. 1599) была прослежена Денисом Махоном, который поставил ее под сомнение в 1947 году. Ошибки усугубились в 1962 году, когда Хеннер Менц, директор Дрезденской галереи, где находится картина Аннибале, назвал ее «Портрет лютниста Джованни Габриэль» и описал ее как "портрет музыканта", приводящий к путанице актера с одноименным венецианским композитором Джованни Габриэли. Эти ошибочные определения сохранялись, несмотря на категорический отказ Познера от них в 1971 году, когда он назвал предмета Лютниста членом семьи Маскерони из Болоньи, основываясь на Карло Чезаре Мальвазия ' s описание натурщика в его книге 1678 года Felsina Pittrice. Например, популярная книга «Пять веков музыки в Венеции» Х. С. Роббинс Лэндон и Джон Джулиус Норвич, опубликованные на английском, итальянском, французском и японском языках, как дополнение к пятисерийному телесериалу «Маэстро», включали полноцветную цветную пластину Лютнист как портрет композитора Габриэли в 1991 году. В 1978 году Аскью решительно поддержал идентификацию Познера ситтера как члена семьи Маскерони, а недавно Дрезденская галерея идентифицировала ситтера как Джулио Маскерони из Болоньи.

Клаудио Монтеверди

Де Логу предложил итальянского композитора Клаудио Монтеверди в 1967 году. Однако эта атрибуция также была отклонена.

Текущая атрибуция

Тристано Мартинелли

Аскью впервые предложил Тристано Мартинелли в 1954 году и опубликовал подробный анализ в The Burlington Magazine в 1978 году. Мартинелли, вероятно, первый актер, который использовал имя Арлекин для роли второго лица в маске занни, и самый известный Арлекин до во время его смерти в 1630 году он заказал множество драматических портретов самого себя, три из которых он отправил во Францию, когда хотел вернуться в эту страну в 1626 году. Один, возможно, был портретом Фетти, позже приобретенным Мазарини. Связь имени Мартинелли с портретом впервые была задокументирована в 1912 году, когда пастельная копия, приписываемая Фрагонару (1732–1806), была продана в Париже как Portrait de l'auteur et acteur Martinelli.

Франческо Андреини

Ученый Фетти Эдуард Сафарик предложил итальянского актера Франческо Андреини в качестве героя портрета Фетти в 1990 году. Андреини начал свою карьеру как иннаморато (любовник), а затем прославился в роли Капитано Спавенто да Валл'Инферна. Он также иногда играл сицилийского Доктора, пастуха Коринто и некроманта Фальсироне. Атрибуция Сафарика основана на сравнении портрета Фетти (и рисунка, предположительно этюда к портрету) с фронтисписом работы Андреини Le Bravure di Capitano Spavento, выгравированной Авраамом Туммерманом и впервые опубликованной в 1609 году в Венеции. Картина Эрмитажа была показана под названием «Портрет Фанческо Андреини» на выставке 1996 года (организованной Сафариком) в Палаццо Те в Мантуе.

Музейная атрибуция

В 2015 году хранители Эрмитажа определили сюжет картины Фетти как Тристано Мартинелли или Франческо Андреини, но эти атрибуции были впоследствии удалены. Британский музей, в котором хранится гравюра из Рекуэй Кроза (1729 г.), идентифицировал субъект как Франческо Андреини.

Примечания
Библиография
  • Айкема, Бернард (1997). "Фетти. Мантуя" (обзор выставки, состоявшейся в 1996 году в Мантуе), Журнал Берлингтон, т. 139, нет. 1127 (февраль), стр. 142–144. JSTOR 887302.
  • Аскью, Памела (1954). «Доменико Фетти», диссертация, представленная в Институте искусств Курто, Лондонском университете. OCLC 757139605.
  • Аскью, Памела (1978). «Переосмысленный портрет актера Фетти», The Burlington Magazine, vol. 120, нет. 899 (февраль), стр. 59–65. JSTOR 879098.
  • Аумале, Анри Орлеанский, герцог (1861 г.). Inventaire de tous les meubles du Cardinal Mazarin. Dressé en 1653, et publié d'après l'original, conserve dans les Archives de Condé. Лондон: Уиттингем и Уилкинс. Скопируйте в Google Книги.
  • Baschet, Armand (1882). Итальянские комедии по курсу Франции су Карла IX, Генриха III, Генриха IV и Людовика XIII. Пэрис: Плон. См. в Google Книги.
  • Британский музей: «Portrait de comédien (Портрет Франческо Андреини, по мотивам Фетти), офорт и гравюра» на веб-сайте Британского музея, доступ 29 января 2015 г.
  • Брюнингк, Э.; Сомофф, А. (1891). Ermitage Impérial. Каталог Галереи таблиц. I. Les écoles d'Italie et d'Espagne, третье издание. Санкт-Петербург: Imprimerie de la Cour Impériale. Копия в Галлике.
  • Коснак, Габриэль-Жюль, граф де (1884). «Богатство дворца Мазарини». Париж: Librairie Renouard. издание 1884 г. в Галлике; издание 1885 года в Google Книгах.
  • Де Логу, Джузеппе (1967). "Неизвестный портрет Монтеверди работы Доменико Фети", The Burlington Magazine, vol. 109, нет. 777 (декабрь), стр. 706–709. JSTOR 875498.
  • Дюшартр, Пьер-Луи (1929; перепечатка 1966). Итальянская комедия в переводе Рэндольфа Т. Уивера. Лондон: Джордж Г. Харрап (1929). OCLC 1335281. Нью-Йорк: Дувр (1966). ISBN 9780486216799.
  • Эрмитаж: «Фетти, Доменико - Портрет актера (Тристано Мартинелли или Франческо Андреини?)» на сайте Эрмитажа, по состоянию на 29 января 2015 г.
  • Katritzky, MA (2006). Искусство комедии: исследование в Commedia Dell'Arte 1560-1620 со специальной ссылкой на визуальные записи. Амстердам: Родопи. ISBN 9789042017986.
  • Ла Карн де Сент-Пале, Жан-Батист де (1755 г.). Каталог кабинетов М. Кроза, барона де Тьер. Париж: de Bure aîné. Копия в Галлике.
  • Лэндон, Х.С. Роббинс ; Норвич, Джон Джулиус (1991). Пять веков музыки в Венеции. Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 9780500015032. Объявления на WorldCat.
  • Lehmann, Jürgen M. (1967). Доменико Фетти. Leben und Werk des römischen Malers, диссертация (докторская), Франкфурт а. M. OCLC 123148084.
  • Махон, Денис (1947; перепечатка 1971). Исследования в области искусства и теории Seicento. Лондон: Варбургский институт, Лондонский университет (1947). OCLC 1966882. Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд (1971). ISBN 9780837147437.
  • Мальвазия, Карло Чезаре (1678). Фельсина Питтрис. Vite de pittori bolognesi, 2 тома. Болонья: Доменико Барбьери. Оцифрованные версии на HathiTrust копий из Исследовательского института Гетти.
  • Менц, Хеннер (1962). Дрезденская галерея, перевод с немецкого Дафны Вудворд. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. OCLC 592334.
  • Познер, Дональд (1971). Аннибале Карраччи: исследование реформы итальянской живописи около 1590 года, 2 тома. Нью-Йорк: Phaidon. ISBN 9780714814711.
  • Поссенти, Э. (1964). "Gli attori del teatro di prosa, в Il Museo teatrale alla Scala, под редакцией Джампьеро Тинтори. Милан: Edizioni del Museo Teatrale alla Scala. OCLC 1197054.
  • Recueil d'estampes (1729, 1742). Полное название: Recueil d'estampes d'après les plus beaux tableaux et d'après les plus beaux dessins, qui sont en France dans le Cabinet du Roy, dans celuy de Mgr le Duc d'Orléans, dans d'autres cabinets, divisé suivant les différentes écoles, avec un abbrégé de la vie des peintres et une description Historique de chaque tableau. Paris: Imprimerie royale. vol. 1, part 1 (1729), том 1, часть 2 (1729) и том 2 (1742) в Галлике.
  • Ричардс, Кеннет; Ричардс, Лаура (1990). Комедия Dell'Arte: A Documentary History. Oxford: Basil Blackwell. ISBN 9780631195900.
  • Safarik, Eduard A. (1990). Fetti. Milan: Electa. ISBN 9788843532650.
  • Сафарик, Эдуард А. (1996). Domenico Fetti 1588 / 89–1623 (каталог выставки в Мантуя, 15 сентября - 15 декабря 1996 года, редакция Electa, куратор Эдуард Сафарик). Милан: Electa. ISBN 9788843557776.
  • Савойя, Франческа (2008). "Франческо Андреини", стр. 9–15 в итальянских поэтах и ​​драматургах семнадцатого века. Словарь литературной биографии, том 339, под редакцией Альберта Н. Манчини и Гленна Палена Пирса. Детройт: Gale Cengage Learning. ISBN 9780787681579.
  • Шютце, Джордж К. (2005). Конвергенции в музыке и искусстве: библиографическое исследование. Уоррен, Мичиган: Harmonie Park Press. ISBN 9780899901305.
  • Смит, Уинифред (1930). Итальянские актеры эпохи Возрождения. Нью-Йорк: Трус-Макканн. OCLC 1128123, 852838084.
  • Сомоф, Андрей Иванов (1899). Ermitage Impérial. Каталог Galerie des Tableuux. I. Les écoles d'Italie et d'Espagne. Санкт-Петербург: Compagnie d'Imprimerie artistique. OCLC 739496464. издание 1909 года (Imprimerie A. Böhnke) на Gallica.
  • Sotheby's (2007). Сотбис, Нью-Йорк, 24 января 2007 г., лот 37, по состоянию на 29 января 2015 г.
  • Стивенс, Денис (1994). "Мартинелли, а не Монтеверди", Старинная музыка, т. 22, нет. 1, Монтеверди II (февраль), стр. 185–186. JSTOR 3128507.
  • Стаффманн, Маргарет (1968). Таблицы из коллекции Пьера Кроза, Париж: Gazette des Beaux-Arts. OCLC 27092484.
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Портрет актера - Доменико Фетти на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-02 12:05:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте