Политика Латвии

редактировать
Политическая система Латвии

Политика Латвии проходит в рамках парламентская представительная демократическая республика, где премьер-министр является главой правительства, а многопартийная система. Президент играет в первую очередь церемониальную роль в качестве главы государства. Исполнительная власть осуществляется правительством. Законодательная власть принадлежит как правительству, так и парламенту, Сейму. Судебная власть независима от исполнительной и законодательной власти. Economist Intelligence Unit оценил Латвию как «несовершенную демократию » в 2019 году.

Содержание
  • 1 Политические события после обретения независимости
  • 2 Проблемы гражданства и языка
  • 3 Исполнительная власть
  • 4 Законодательная власть
  • 5 Политические партии и выборы
  • 6 Судебная власть
  • 7 Участие международных организаций
  • 8 Ссылки
Политические события после обретения независимости

19 марта В 1991 году Верховный совет принял закон, прямо гарантирующий «равные права для всех национальностей и этнических групп» и «гарантии всем постоянным жителям Республики независимо от их национальности, равные права на труд и заработную плату». Закон также запрещает «любую деятельность, направленную на дискриминацию по национальному признаку или пропаганду национального превосходства или ненависти».

Осенью 1992 года Латвия повторно ввела в действие значительную часть своей конституции 1922 года, а весной 1993 года правительство провело перепись для определения права на гражданство. После почти трехлетних обсуждений летом 1994 года Латвия завершила разработку закона о гражданстве и натурализации.

На выборах 5–6 июня 1993 года с явкой более 90% восемь из 23 зарегистрированных политических партий Латвии приняли четырехпроцентный порог для прохождения в парламент. Народный фронт, возглавивший движение за независимость двумя годами ранее с 75-процентным большинством на последних парламентских выборах в 1990 году, не имел права на представительство. Центристская партия Латвийский путь получила 33% голосов и присоединилась к Союзу фермеров, чтобы возглавить правоцентристское коалиционное правительство.

Возглавляемые оппозицией Национально-консервативная партия, правые националисты получили большинство мест по всей стране, а также захватили мэрию Риги на муниципальных выборах 29 мая 1994 года.. Наблюдатели ОБСЕ и Совета Европы объявили выборы свободными и справедливыми, а явка составила в среднем около 60%. В феврале 1995 года Совет Европы предоставил Латвии членство.

При помощи президента Билла Клинтона 30 апреля 1994 года Латвия и Россия подписали соглашение о выводе войск. Россия вывела свои войска к 31 августа 1994 года, но сохранила несколько сотен технических специалистов для укомплектования находящейся под наблюдением ОБСЕ радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой ПРО в Скрунде до 31 августа 1998 года.

30 сентября-1 Выборы в октябре 1995 г. привели к созданию глубоко раздробленного парламента с девятью представленными партиями, а самая крупная партия - недавно созданная центристская Демократическая партия «Саймниекс» - получила только 18 из 100 мест. Попытки сформировать правоцентристское и левое правительства провалились; Через 7 недель после выборов к власти пришло широкое, но непоследовательное коалиционное правительство шести из девяти партий под руководством премьер-министра Андриса Шкеле, беспартийного бизнесмена. Также популярный президент Гунтис Улманис имел ограниченные конституционные полномочия, но сыграл ключевую роль в приведении различных политических сил к окончательному согласию с этой широкой коалицией. В июне 1996 года Сейм переизбрал Улманиса еще на 3 года. Летом 1997 года ежедневная газета Diena сообщила, что половина членов кабинета министров и две трети парламентариев нарушили антикоррупционный закон 1996 года, который запрещает высокопоставленным чиновникам занимать должности в частном бизнесе. Под давлением Шкеле несколько министров впоследствии подали в отставку или были уволены. Однако после нескольких месяцев нарастания враждебности между Шкеле и ведущими политиками коалиции партии коалиции потребовали отставки премьер-министра и получили ее 28 июля. Новое правительство сформировал недавний министр экономики Гунтарс Крастс. В него входили те же партии и в основном те же министры, что и в правительстве Шкеле. Он проводил тот же курс реформ, хотя и не так энергично.

На выборах 1998 года партийная структура Латвии начала консолидироваться, и только шесть партий получили места в Сейме. Вновь образованная Народная партия Андриса Шкеле набрала 24 места. Хотя выборы представляли собой победу правоцентристов, личные конфликты и скандалы в двух крупнейших правоцентристских партиях - Латвийский путь и Народная партия - помешали формированию стабильных коалиций. Два шатких правительства при Вилисе Криштопансе и Андрисе Шкеле быстро рухнули менее чем за год. В мае 2000 года был найден компромиссный кандидат в лице мэра Риги Latvian Way Андриса Берзиньша. Его четырехпартийное коалиционное правительство просуществовало до следующих выборов 2002 года.

В 1999 году Сейм избрал на пост президента Вайру Вике-Фрейбергу, компромиссного кандидата, не принадлежащего к партии. Несмотря на то, что она родилась в Риге в 1937 году, в годы советской оккупации она поселилась в Канаде, став уважаемым ученым в области латышской культуры. С момента своего избрания она стала одной из самых популярных политических фигур в Латвии.

Местные выборы 2001 года стали победой левоцентристских партий в нескольких муниципалитетах, включая Ригу. Левая коалиция в Рижской городской Думе избрала на должность мэра Гундарса Боярса, социал-демократа.

Между местными выборами 2001 года и выборами в Сейм 2002 года образовались две новые партии: консервативная Партия новой эры во главе с Эйнарсом Репше и Христианско-демократическая Первая партия Латвии. Оба они пообещали бороться с коррупцией и сделали это самым важным вопросом на выборах 2002 года. На выборах 2002 года в Сейм было избрано шесть партий. Партия Новой Эры с 26 местами из 100 стала крупнейшей партией в парламенте. Несколько ранее успешных партий, таких как «Латвийский путь» и социал-демократы, не достигли 5-процентного порога всенародного голосования, необходимого для прохождения в парламенте. В основном это произошло из-за того, что избиратели восприняли эти партии как коррумпированные. После выборов Эйнарс Репше сформировал правительство, состоящее из его Партии новой эры и трех других партий.

В 2003 году Вайра Вике-Фрейберга была переизбрана на пост президента на второй срок. до 2007 года. 20 сентября 2003 года Латвия проголосовала за присоединение к Европейскому Союзу на референдуме. Практически все основные политические партии и основные средства массовой информации на латышском языке поддержали голосование «ЗА». Правительство Латвии также потратило значительную сумму денег на кампанию «ДА». Кампании «НЕТ» не хватало ни финансирования, ни доступа к СМИ. Из числа принявших участие в референдуме избирателей 66,9% проголосовали за ЕС. Голосование было в основном по этническому признаку. По оценкам, 84% этнических латышей проголосовали «ДА», в то время как 91% этнических русских проголосовали «Нет».

После референдума правительство Репше начало распадаться, и в конце концов он ушел в отставку в январе 2004 года. Новое правительство, возглавляемое Индулисом Эмсисом, главой консервативного Союза зеленых и фермеров (ZZS), было одобрено парламентом в марте 2004 года. Правительство было коалицией ZZS, Народная партия (TP) и Первая партия Латвии (LPP); у коалиции было только 46 мест из 100 в парламенте Латвии, но ее также поддерживала левая Партия национального согласия (ПСП). После того, как Сейм не принял бюджет на 2005 год, предложенный правительством Индулиса Эмсиса, правительство подало в отставку. 2 декабря 2004 года Айгарс Калвитис стал новым премьер-министром и, следовательно, главой правительства.

Калвитис был первым премьер-министром в истории постсоветской независимой Латвии, чье правительство было переизбрано на выборах в 2006 году. Однако партия «Новая эра» ослабла, поэтому произошла перестановка в коалиции, и возникла партийно-правоцентристская коалиция. Правительство просуществовало только до 5 декабря 2007 года, когда Калвитис ушел в отставку из-за его непрерывных и безуспешных попыток уволить главу KNAB, Государственного агентства по борьбе с коррупцией, после того, как Лоскутов расследовал неясные дела партии премьер-министра..

После переговоров было сформировано "кризисное" правительство с участием тех же партий во главе с бывшим премьер-министром Иварсом Годманисом, уважаемым общественным деятелем и членом Латвийский путь. Правительство пыталось ввести меры жесткой экономии, но с умеренным успехом. Однако это сопровождалось широкой общественной оппозицией, в результате которой было проведено два референдума, один по пенсиям, другой по поправкам к конституции, которые позволили электорату инициировать роспуск. парламента.

Оба референдума провалились, но страна вступила в самый тяжелый политический кризис со времен обретения независимости от Советского Союза, а экономическая ситуация резко ухудшилась из-за мирового финансового кризиса. Популярность правящих партий растаяла и опустилась ниже парламентского порога. К концу 2008 г. партиям было трудно договориться о дальнейшем сокращении бюджета (в основном в социальной сфере), планируемой реорганизации правительства и увольнениях.

13 января 2009 г. в Риге произошли жестокие беспорядки, когда протестующие атаковали здание парламента. Президент Валдис Затлерс предъявил партиям ультиматум, заявив, что если они не согласятся внести поправки в конституцию о роспуске Сейма, он распустит парламент до конца марта. После предварительных переговоров и неудавшегося вотума недоверия премьер-министр Иварс Годманис решил уйти в отставку в конце февраля. 26 февраля Затлерс выдвинул на пост премьер-министра кандидата от партии «Новая эра», депутата Валдиса Домбровскиса. После переговоров 4 марта 2009 г. свое участие в коалиции подтвердили пять партий: «Новая эра», «Народная партия», «Союз зеленых и крестьян», «За отечество и свободу» / LNNK и «Гражданский союз».

Вопросы гражданства и языка

Текущая редакция закона о гражданстве была принята в 1998 году после долгих споров и давления со стороны России и Европейского Союза, внесение поправок в более ограничительный закон, первоначально принятый в 1994 году. В соответствии с законом, гражданами Латвии являются лица, имевшие латвийское гражданство до 17 июня 1940 года, и их потомки. Те, кто поселились в Латвии во время советской оккупации, за исключением тех, кто сделал это после выхода на пенсию из Советской Армии, или были служащими, информаторами, агентами или хранителями убежища КГБ или служб безопасности, спецслужб или других специальных служб какого-либо другого иностранного государства может получить латвийское гражданство посредством натурализации. Другие категории лиц, не имеющих права на натурализацию, включают осужденных преступников, государственных служащих и военнослужащих вооруженных сил иностранного государства, членов Коммунистической партии, а также членов некоторых дочерних организаций, которые после 13 января 1991 г. выступили против Латвийского государства. Критерии натурализации включают разговорный латышский язык, присягу на верность, отказ от прежнего гражданства, требование о 5-летнем проживании и знание латвийской конституции. По состоянию на ноябрь 2005 года около 109 000 человек подали заявление о натурализации, и около 103 000 из них получили латвийское гражданство.

В 2006 году примерно 18 процентов от общей численности населения (420 000 жителей Латвии, немногим менее половины этнически не - латышское население) не имело латвийского гражданства. У большинства из них есть паспорта неграждан Латвии, которые дают им статус, аналогичный статусу постоянного проживания в других странах. Они могут проживать в Латвии бессрочно и получать большинство государственных услуг (например, образование и здравоохранение) на тех же условиях, что и граждане Латвии. Неграждане Латвии не могут голосовать во время муниципальных и государственных выборов, им не разрешается работать в правительстве, полиции и государственных службах. Некоторые иностранные государства также по-разному относятся к гражданам и негражданам Латвии, принимая граждан Латвии без визы, но требуя виз от неграждан. В России раньше была противоположная практика: визы требовали как от граждан, так и неграждан Латвии, но разрешали негражданам ездить в Россию по более дешевой визе.

В качестве переходного пункта латвийское законодательство разрешает двойное гражданство тем, кто был вынужден покинуть Латвию во время советской или нацистской оккупации и принял другое гражданство, находясь за пределами Латвии. Чтобы иметь право на двойное гражданство, они должны были потребовать его до 1 июля 1995 года. После этой даты необходимо отказаться от другого гражданства после принятия латвийского гражданства.

латышский - единственный государственный язык в Латвии; а находящийся под угрозой ливонский язык признан «языком коренного (автохтонного) населения». Латгальский письменный также охраняется «как исторический вариант латышского языка». Все остальные языки считаются иностранными по закону о государственных языках. Две парламентские партии, Центр согласия и ForHRUL, потребовали, чтобы русский язык (26,9% жителей, по данным переписи 2011 года, русские) получил официальный статус.

С 1999 года законы об образовании запрещают государственным университетам обучать студентов на других языках, кроме латышского (есть исключения для лингвистики, некоторых международных проектов и внебюджетных групп). Закон включал положение, разрешающее обучение на латышском языке только в государственных средних школах с 2004 года. После широкомасштабных протестов в 2003–2004 годах в закон были внесены поправки, требующие обучения на латышском языке не менее чем в 60% школ. учебный план.

Исполнительная власть
Должностные лица
ОфисИмяСторонаС
Президент Эгилс Левитс Индепендент8 июля 2019 года
Премьер-министр Артурс Кришьянис Кариньш Новое единство 23 января 2019 года

Президент избирается Парламентом максимум на два срока из четырех -лет, тайным голосованием и абсолютным большинством голосов (Конституция Латвии, статьи 35, 36 и 39).

Президент - в основном церемониальный глава государства, и, как и другие президенты в парламентских республиках, президент Латвии имеет влияние и власть, а не власть.

Хотя президент формально является главнокомандующим вооруженными силами, подписывает договоры, представляет Латвию за рубежом и официально назначает послов и других ключевых должностных лиц, эти полномочия конституционно реализуются по обязательному совету премьер-министра. Министр, который несет за них политическую ответственность (статья 53 Конституции Латвии). Тем не менее, президент имеет личное усмотрение в отношении предложения закона в парламент, наложения вето на законодательство, созыва референдумов по законодательству и назначения премьер-министра. Президент также имеет право в крайнем случае назначить референдум о досрочном роспуске Парламента: если референдум принят, Парламент распускается; но если референдум не удастся, президент должен уйти в отставку.

Премьер-министр назначается президентом. Затем премьер-министр выбирает Совет министров (кабинет), который должен быть одобрен парламентом. Парламент может сместить Премьер-министра и Кабинет министров посредством вотума недоверия (Конституция Латвии, статья 59).

Законодательная власть

Однопалатный Парламент (Сейм ) состоит из 100 депутатов, избираемых на четырехлетний срок пропорциональным представительством с порогом 5%. Парламентские выборы проходят в первую субботу октября. На местном уровне Латвия избирает муниципальные советы, состоящие из 7–60 членов, в зависимости от размера муниципалитета, также на основе пропорционального представительства сроком на четыре года.

Политические партии и выборы

Итоги выборов в Сейм Латвии 6 октября 2018 года

ПартияГолоса%Мест+/–
Гармония 167,11719.8023–1
Кто владеет государством? 120,26414,2516Новинка
Новинка Консервативная партия 114,69413,5916+16
Development/For! 101,68512,0413+13
Национальный альянс 92,96311.0113–4
Союз зеленых и фермеров 83,6759,9111–10
Новое единство 56,5426,698–15
Латвийская ассоциация регионов 35,0184,140–8
Латвийский русский союз 27,0143,2000
Прогрессисты 220782,610Новое
для Латвии от сердца 7,1140,840–7
латышские националисты4,2450,500Новый
Для альтернативы 2,9000,340Новый
SKG Union (LSDSP - KDS –GKL)1,7350,200Новый
Euroscepti c Партия действий1,0590,120Новая
Латышская центристская партия8970,100Новая
Недействительно / пустые голоса5,925
Всего844,9251001000
Зарегистрированные избиратели / явка1,548,10054,58
Источник : CVK
Судебная власть

Назначения судей подтверждаются Парламентом и не подлежат отмене, за исключением решения Дисциплинарной коллегии судей или постановления уголовного суда. Существует специальный Конституционный суд, наделенный полномочиями определять конституционность законов, члены которого должны утверждаться абсолютным большинством голосов парламента при тайном голосовании.

Участие международных организаций

BIS, CBSS, CE, EAPC, EBRD, ECE, EU, FAO, МАГАТЭ, IBRD, ICAO, ICC, ICRM, IDA, IFC, IFRCS, ILO, IMF, IMO, ITUC, Intelsat (неподписанный пользователь), Интерпол, IOC, IOM (наблюдатель), ISO (корреспондент), ITU, НАТО, ГЯП, ОАГ (наблюдатель), ОЗХО, ОБСЕ, Объединенные Нации, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВПС, ВТамО, ЗЕС (ассоциированный партнер), ВОЗ, WIPO, WMO, WTO, WTrO (заявитель)

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 10:09:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте