Плиний Младший о христианах

редактировать
Фрагмент надписи с именем Плиний, Базилика Сант-Амброджо, Милан

Плиний Младший, римский правитель Вифинии и Понта (ныне в современной Турции) написал письмо императору Траян около 112 г. н.э. и попросил совета по поводу обращения с раннехристианской общиной. В письме (Epistulae X.96) подробно рассказывается о том, как Плиний проводил судебные процессы над подозреваемыми христианами, которые предстали перед ним в результате анонимных обвинений, и просит у Императора совета о том, как с ними следует обращаться.

Ни Плиний. ни Траян не упоминает преступление, совершенное христианами, за исключением того, что он христианин; и другие исторические источники не дают однозначного ответа на то, что может быть, что преступление, но, скорее всего, из-за упорного нежелания христиан поклоняться римским богам; заставляя их выглядеть как возражающие против римского правления.

Плиний заявляет, что он дает христианам несколько шансов заявить о своей невиновности, и если они откажутся трижды, их казнят. Плиний утверждает, что его исследования не выявили ничего со стороны христиан, кроме безобидных обычаев и «развратных, чрезмерных суеверий». Однако Плиний, кажется, обеспокоен быстрым распространением этого «суеверия»; и рассматривает христианские собрания как потенциальную отправную точку для мятежа.

Это письмо является первым языческим отчетом, относящимся к христианству и содержащим ключевую информацию о ранних христианских верованиях и обычаях, а также о том, как римляне относились к ним и как к ним относились.. Письмо и ответ Траяна указывают на то, что на момент его написания не было систематических и официальных преследований христиан в Римской империи. До этого были гонения на христиан, но только на местном уровне. Ответ Траяна также предлагает ценную информацию об отношениях между римскими губернаторами провинций и императорами и указывает на то, что в то время христиан не разыскивали и не выслеживали имперские приказы, и что преследования могли быть местными и спорадическими.

Содержание
  • 1 Контекст и обзор
    • 1.1 Предпосылки
    • 1.2 Гонения на христиан
  • 2 Письмо и ответ
    • 2.1 Письмо Плиния Траяну
      • 2.1.1 Вводные вопросы
      • 2.1.2 Формат судебного заседания
      • 2.1.3 Практики христиан
    • 2.2 Ответ Траяна
  • 3 Значение
  • 4 Другие римские источники
  • 5 Примечания
  • 6 Внешние ссылки
Контекст и обзор

Предпосылки

Расположение Вифинии и Понта в пределах Римской империи

Плиний Младший был правителем Вифинии и Понта на черноморском побережье Анатолии, прибыв туда примерно в сентябре 111 как представитель императора Траяна. Плиний, вероятно, написал письма от Амиса до истечения срока его полномочий в январе 113. Происхождение христианства в этом регионе неизвестно, но оно не было связано с апостолом Павлом. путешествия. Учитывая ссылку на Вифинию в начале Первого послания Петра (которое относится к 60-м годам), христианство в этом регионе могло иметь некоторые петровские ассоциации через Сила.

В 111 г. Вифиния и Понт была известна своим беспорядком, и Плиний был выбран Траяном из-за его юридического образования и прошлого опыта. Плиний был знаком с этим регионом, поскольку защищал двух своих проконсулов ​​в Сенате за вымогательство, одно дело касалось примерно 103 г. н.э. Однако Плиний никогда не проводил судебного расследования в отношении христиан и поэтому консультировался с Траяном, чтобы иметь твердые основания относительно его действия, и сохранил его письма и ответы Траяна. То, как он выразил свое незнание этой процедуры, может указывать на то, что подобные преследования христиан имели место и раньше (а именно в Риме), но Плиний не участвовал в них.

Как губернатор, Плиний имел большое влияние над всеми жителями его провинции. Это особенно верно в отношении законного обращения с христианами. Римская правовая конструкция cognitio extra ordinem предоставляла губернаторам большую свободу действий при разрешении юридических дел.

Гонения на христиан

до 249 эдикта Деция, согласно которому все жители Римской Империи должны были приносить жертвы римским богам, преследование христиан было основано на местных определениях. Тимоти Барнс характеризует ситуацию следующим образом: " Фактическое преследование… было местным, спорадическим, почти случайным ». В течение этого периода отдельные губернаторы относились к христианам по-разному в зависимости от общественных и социальных проблем, например Тертуллиан писал, что христианская кровь не проливалась в Африке до 180 года.

Хотя очевидно, что Плиний казнил христиан, ни Плиний, ни Траян не упоминают преступление, которое совершили христиане, за исключением того, что христианин; и другие исторические источники не дают однозначного ответа на этот вопрос. Ответ Траяна Плинию ясно показывает, что быть известным как «христианин» было достаточно для судебного иска.

Эверетт Фергюсон заявляет, что обвинения Плиния против христиан, возможно, частично основывались на «тайных преступлениях», связанных с Христианство, позднее охарактеризованное Афинагором как атеизм, каннибалистические праздники и инцест. Каннибалистические пира и обвинения в инцесте основывались на неправильном понимании евхаристического акта и христианства как «братьев и сестер» даже после брака. Однако обвинение в атеизме было связано с отказом поклоняться государственным богам и сделало христианство суеверием, а не религией. Джордж Хейман заявляет, что отказ христиан участвовать в жертвенных ритуалах в честь императора и вместо этого следовать их собственной риторике и практике жертвоприношения вступил в конфликт с римскими формами общественного контроля, что сделало их нежелательным меньшинством. Однако Евсевий (E.H. 9.7) утверждает, что это был страх перед богами, которые будут недовольны отказом христиан поклоняться им, что вызвало бедствия, обрушившиеся на города, которые привели к гонениям. Фергюсон утверждает, что Плиний рассматривал упорство (contumacia ) христиан как такую ​​же угрозу римскому правлению и порядку, как и расхождение их верований с римлянами; и считал христианские собрания потенциальной отправной точкой для мятежа.

Письмо и ответ

Письмо Плиния Траяну

Вводные вопросы

Письма Плиния Младшего, Париж, 1826 г. (Щелкните, чтобы прочитать)

Плиний открывает письмо (разделы 1–4) с вопросами к Траяну об испытаниях христиан, которые предстали перед ним, поскольку он говорит, что никогда не присутствовал на каких-либо судебных процессах над христианами. Это может указывать на то, что предыдущие судебные процессы уже имели место, и Плиний не знал ни о каких существующих указах Траяна о преследовании христиан. У него есть три основных вопроса:

  • Следует ли проводить различие по возрасту христианина? Следует ли относиться к очень молодым людям иначе, чем к зрелым людям?
  • Означает ли отрицание того, что они христиане, обвиняемый помилован?
  • Достаточно ли «имени» христианства, чтобы осудить обвиняемого, или это так. преступления, связанные с христианством? (Nomen ipsum si flagitiis careat an flagitia cohaerentia nomini puniantur.)

А.Н. Шервин-Уайт заявляет, что «Когда практика секты была запрещена... обвинения по номену (« имя »), то есть членству в культовой группе, было достаточно для обеспечения осуждения. Для самих жертв это выглядело необычно как религиозное преследование, но основанием для этого оставались flagitia («постыдные действия»), которые, как предполагается, были неотделимы от практики культа ».

Формат судебного разбирательства

Плиний дает отчет о том, как проводятся судебные процессы, и о различных приговорах (разделы 4–6). Он говорит, что сначала спрашивает, является ли обвиняемый христианином: если они признаются в этом, он допрашивает их еще дважды, в общей сложности три раза, угрожая им смертью, если они будут продолжать подтверждать свою веру. Если они не отрекаются, то он приказывает казнить их или, если они римские граждане, приказывает доставить в Рим. Несмотря на свою неуверенность в преступлениях, связанных с христианством, Плиний говорит, что не сомневается в том, что независимо от характера их веры, по крайней мере их непреклонное упорство (obstinatio) и упрямство (pertinacia) заслуживают наказания. Это показывает, что для римских властей христиане враждебно относились к правительству и открыто игнорировали магистрата, который просил их отказаться от нежелательного культа. Примечательно, что христиане, присутствующие на этих процессах, о которых спрашивает Плиний, были обвинены анонимным документом, опубликованным в частном порядке, а не Плинием или империей.

Плиний упоминает три категории обвиняемых с соответствующими приговорами. Если обвиняемые отрицали, что они когда-либо были христианами, то однажды они молились римским богам (словами, продиктованными самим Плинием), предлагали ладан и вино изображениям Траяна и богов и проклинали Христа - что Плиний говорит правду. Христиане этого сделать не могут - их тогда выписали. Обвиняемые, которые в какой-то момент были христианами, но оставили религию, также выполнили вышеупомянутую процедуру и были отпущены. Шервин-Уайт говорит, что процедура была одобрена Траяном, но это не был способ «принуждения к соблюдению государственной религии или имперского культа», что было добровольной практикой. Тех, кто признался в христианстве трижды, казнили.

Практики христиан

Изображение христианского евхаристического хлеба, Катакомбы Калликста, 3 век

Затем Плиний подробно описывает обычаи христиан (разделы 7– 10): он говорит, что они встречаются в определенный день перед рассветом, где собираются и поют гимны Христу как богу. Все они связывают себя клятвой «не совершать каких-либо преступлений», - говорит Плиний, как будто этого он и ожидал; скорее, они клянутся не совершать никаких преступлений, таких как мошенничество, воровство или супружеская измена, и впоследствии разделяют трапезу из «обычной и невинной пищи». Плиний, однако, говорит, что христиане отказались от всех этих обычаев после того, как Плиний запретил какие-либо политические ассоциации (гетэерия, или «братства»). Эти клубы были запрещены, потому что Траян видел в них «естественную питательную среду для ворчания» как по поводу гражданской жизни, так и по политическим вопросам. Одним из таких примеров запрещенного клуба была ассоциация пожарных; Точно так же христианство рассматривалось как политическое объединение, которое потенциально могло нанести ущерб империи. Однако христиане, похоже, охотно выполнили указ и прекратили свою практику.

Плиний добавляет, что он счел необходимым продолжить расследование, подвергнув пыткам двух рабынь, называемых диаконисами, что было стандартной процедурой римских допросов рабов, и не обнаружил ничего, кроме «развратных, чрезмерных суеверий» (суеверий). Используя это слово вместо «Religio», «религия», Плиний «очерняет позицию христиан», потому что она выходила за рамки религиозных практик Рима. Очевидное оставление языческих храмов христианами было угрозой pax deorum, гармонии или согласию между божественным и человеческим, а также боялись политической подрывной деятельности со стороны новых религиозных групп, что рассматривалось как потенциальное преступление.

Плиний заканчивает письмо, говоря, что христианство подвергает опасности людей любого возраста и ранга и распространилось не только по городам, но и по деревням (neque tantum... sed etiam), но что можно будет это проверить. Он аргументирует свою процедуру Траяну, говоря, что храмы и религиозные праздники, которые раньше были заброшены, теперь снова процветают и что снова растет спрос на жертвенных животных - спады и подъемы, которые, по мнению А. Н. Шервин-Уайт, являются преувеличение потерь христианства в отношении традиционного культа.

Ответ Траяна

Траян статуя, Глиптотека, Мюнхен

Краткий ответ Траяна Плинию подтверждает общее мнение Плиния и дает четыре приказа:

  1. Не искать христиан для суда.
  2. Если обвиняемый будет признан виновным в том, что он христианин, то он должен быть наказан.
  3. Если обвиняемый отрицает это они христиане и доказывают, что они не поклоняются богам, то они должны быть прощены.
  4. Анонимные обвинения не должны рассматриваться.

Леонард Л. Томпсон называет эту политику «обоюдоострой», поскольку, «с одной стороны, за христианами не охотились. Их судили только в случае обвинений со стороны местных властей. против них были привлечены виновные. Но если их обвиняли и осуждали, то христиане... были убиты просто за то, что они христиане ». Таким образом, взгляд Плиния на обращение с христианами не обязательно был преследованием, скорее, христиан казнили только тогда, когда они предстали перед ним на суде и признались; однако помилование было также дано тем, кто отрицал такие обвинения. Сент-Круа говорит, что рекомендованный курс действий «был« обвинительным », а не« инквизиторским »», так что это были никогда не сами губернаторы, а частные местные обвинители (delatores ), выдвинувших обвинения.

Значение

Письмо Плиния - это самый ранний языческий отчет, относящийся к ранним христианам, и дает ключевое описание римского административного процесса и проблем. переписка между Плинием и императором Траяном показывает, что Римская империя, как государственное образование, в то время не «искала» христиан для преследования или гонений. Хотя император Траян дал Плинию конкретный совет относительно дисрегии. Например, отвечая на анонимные обвинения, он сознательно не устанавливал никаких новых правил в отношении христиан. При этом Траян позволил Плинию рассматривать дела по своему усмотрению.

Письмо поддерживает существование ранней христианской церкви и ее быстрый рост и говорит о ее системе убеждений. Он также предоставляет ценные свидетельства отношения римских властей к раннему христианству.

Другие римские источники

Плиний - один из трех ключевых римских авторов, которые ссылаются на ранних христиан., два других - Тацит и Светоний. Эти авторы ссылаются на события, происходящие во время правления различных римских императоров, Светоний пишет о изгнании из Рима евреев из-за волнений, спровоцированных неким «Хрестом» во время правления Клавдия (с 41 по 54), а также наказания Нерона (правившего с 54 по 68), Тацит со ссылкой на действия Нерона после Великого пожара в Риме в 64 г. н.э., а Плиний пишет Траяну. Но хронологический порядок документации начинается с того, что Плиний писал около 111 года нашей эры, затем Тацит писал в Анналах около 115/116 нашей эры, а затем Светоний писал в Житиях двенадцати цезарей около 122 AD.

Примечания
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 08:27:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте