Гонения на христиан в Римской Империи

редактировать
Религиозные преследования

Гонения на христиан в Римская империя возникала периодически в течение двух столетий между Великим римским пожаром в 64 г. н.э. при Нероне и Миланский эдикт 313 г. н.э. После битвы у Мильвийского моста Константин Великий и его соавтор Август Лициний издали Миланский эдикт, который предоставил религиозную терпимость для всех верований, а не только для христианской.

Преследования осуществлялись римским государством и местными властями на спорадической, разовой основе, часто по прихоти местных общин. В 250 г. н.э. произошло преследование по всей империи как косвенное следствие указа императора Деция. Этот указ действовал в течение восемнадцати месяцев, в течение которых некоторые христиане были убиты, а другие отступили, чтобы избежать казни. W.H.C. Френд оценивает, что в ходе преследований было убито 3000–3 500 христиан.

Содержание

  • 1 Религия в римском обществе
  • 2 Продолжительность и масштабы
  • 3 причины
    • 3.1 Социальные и религиозные причины
    • 3.2 Римская правовая система
    • 3.3 Мотивация правительства
  • 4 История
    • 4.1 Обзор
    • 4.2 64–250
    • 4.3 Нерон
    • 4.4 Домициан
    • 4.5 Траян
    • 4.6 Адриан
    • 4.7 Марк Аврелий Максимину Фракийцу
      • 4.7.1 Наказания
    • 4.8 Деций
    • 4.9 Валериан
    • 4.10 Диоклетиан и Галерий
  • 5 Мученичество
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
    • 8.1 Историография
  • 9 Внешние ссылки

Религия в римском обществе

Римляне, по большей части, были терпимы в вопросах религиозной веры и позволили многим религиозным сектам и культам обратиться в свою веру без ограничений. Личная вера не интересовала римские власти. Социальная сплоченность основывалась на подчинении власти и публичных обещаниях лояльности государству; последний был олицетворением символических жертвоприношений римским богам. Вопреки более поздним представлениям, сначала римские власти не выступали против христианства. Скорее, римские власти преследовали всех, кто отказывался присягать государству. Поскольку христиане отказались приносить жертвы римским богам (эквивалент клятвы на верность), последовали гонения; это включало преследование на местном уровне и официально санкционированное или объявленное преследование.

Граждане и другие жители Империи могли свободно исповедовать любую религию при условии соблюдения традиционного протокола символического подчинения и верности имперской власти. Христианство было объявлено вне закона после двух столетий упорного поведения, что римские магистраты интерпретированы как Defiant и подрывные. Три официально санкционированных преследования не смогли остановить то, что римляне считали мятежным поведением. Язычники интерпретировали отказ от жертвоприношения римским богам как акт политического неповиновения. С точки зрения римлян, предметом спора была не вера в Иисуса; это был отказ признать имперскую власть. По словам Уилкена, «политеистическое мировоззрение римлян не склоняло их к пониманию отказа поклоняться, даже символически, государственным богам». Христианство возникло как движение, способствовавшее разрушению устоявшихся порядков и опасным социальным тенденциям. Предрассудки стали настолько инстинктивными, что в конечном итоге простое признание имени «христианин» могло стать достаточным основанием для казни.

Эти гонения сильно повлияли на развитие христианства, сформировав христианское богословие и структуру церкви. Последствия преследований включали написание объяснений и оправданий христианской религии.

Продолжительность и масштаб

Гонения на раннюю церковь происходили спорадически и в определенных областях с момента ее основания. Первое гонение на христиан, организованное римским правительством, произошло при императоре Нероне в 64 г. после Великого пожара в Риме. Эдикт Сердика, изданный в 311 году римским императором Галерием, официально положил конец диоклетианским гонениям христианства на Востоке. С публикацией в 313 г. Миланского эдикта гонения на христиан со стороны римского государства прекратились. Общее количество христиан, погибших в результате этих преследований, неизвестно. Историк ранней церкви Евсевий, труды которого являются единственным источником многих из этих событий, говорит о "великом множестве" погибших. Современные ученые считают, что он преувеличил количество смертей.

Первое официально санкционированное преследование христиан в масштабах всей империи произошло во время правления Деция в третьем веке. Губернаторы провинций обладали большой свободой личного усмотрения в своей юрисдикции и могли сами выбирать, что делать с местными инцидентами преследований и насилия толпы против христиан. На протяжении большей части первых трехсот лет христианской истории христиане могли жить в мире, практиковать свои профессии и подниматься на ответственные должности. Только приблизительно десять из первых трехсот лет истории церкви христиан казнили по приказу римского императора. Попытки оценить количество участников неизбежно основываются на неадекватных источниках, но один историк преследований оценивает общее количество от 5500 до 6500, число, также принятое более поздними авторами, включая Ювал Ной Харари :

За 300 лет от распятия Христа до обращения императора Константина политеистические римские императоры инициировали не более четырех общих гонений на христиан. Местные администраторы и губернаторы сами разжигали антихристианское насилие. Тем не менее, если мы объединим всех жертв всех этих преследований, окажется, что за эти три столетия политеистические римляне убили не более нескольких тысяч христиан.

Причины

«Римский зал правосудия», Молодежь «История Рима, 1878 г.

Социальные и религиозные причины

Мученичество Калеподия (глубина печати)

До 250 г. н.э. гонения не распространялись на всю империю; он был локальным, спорадическим, часто возглавляемым толпой, с периодическими действиями местных властей. Причины преследований можно понять, взглянув на несколько основных областей конфликта.

«Исключительное владычество Христа противоречило притязаниям Цезаря на его исключительное владычество». Римская империя практиковала религиозный синкретизм и не требовала лояльности одному богу, но требовала исключительной лояльности государству, и ожидалось, что это будет продемонстрировано через практику государственной религии с многочисленными пирами и фестивалями. дней в течение года. Природа христианского монотеизма не позволяла христианам участвовать ни в чем, связанном с «другими богами». Христиане не участвовали в праздниках и шествиях, не приносили жертв и не зажигали фимиам богам; это вызвало враждебность. Они отказались принести ладан римскому императору, и в сознании людей «император, если рассматривать его как бога, был... воплощением Римской империи», поэтому христиане считались нелояльными к обоим. В Риме «религию можно было терпеть только до тех пор, пока она способствует стабильности государства», что «не терпит соперников за лояльность своих подданных. Государство было высшим благом в союзе государства и религии». В христианском монотеизме государство не было высшим благом.

«Христиане перенесли свою деятельность с улиц в более уединенные области домов, магазинов и женских квартир... разорвав нормальные связи между религией, традициями и общественностью. такие учреждения, как города и страны ". Эта «приватизация религии» была еще одним основным фактором преследований. Иногда они встречались ночью, тайно, и это вызывало подозрение у языческого населения, привыкшего к религии как к публичному мероприятию; ходили слухи о том, что христиане совершали flagitia, scelera и malficia - «возмутительные преступления», «безнравственность» и «злые дела», в частности, каннибализм и инцест (именуемые «Фиестийские пиршества "и" Эдиподийские половые отношения ") - из-за того, что, по слухам, они употребляли в пищу" кровь и тело "Христа и называли друг друга" братьями "и" сестрами ".

Эдвард Гиббон ​​ писал:

Приняв веру Евангелия, христиане понесли предполагаемую вину в неестественном и непростительном преступлении. Они разорвали священные узы обычаев и образования, нарушили религиозные институты своей страны и самонадеянно презирали то, что их отцы считали истинным или почитали как священное.

Мученичество святого Лаврентия (христианин героев и мучеников, 1895 г.)

Христианство практиковало инклюзивность, которой не было в социальной кастовой системе Римской империи, и поэтому его противники воспринимали его как «разрушительную и, что наиболее важно, конкурентную угрозу традиционному классу / полу. порядок римского общества ». Гиббон ​​утверждал, что кажущаяся тенденция новообращенных христиан отказываться от своей семьи и страны и их частые предсказания надвигающихся бедствий внушали чувство опасения их соседям-язычникам.

Большая часть языческого населения верила, что плохие вещи случатся, если устоявшимся языческим богам не поклонялись и не почитали должным образом. К концу второго века христианский апологет Тертуллиан жаловался на широко распространенное мнение, что христиане являются источником всех бедствий, причиненных человечеству богами. «Они думают, что христиане являются причиной всех общественных бедствий, всех бедствий, с которыми сталкиваются люди. Если Тибр поднимается до городских стен, если Нил не направляет свои воды вверх по полям, если небеса не дают дождя, если происходит землетрясение, если наступает голод или эпидемия, тотчас же раздается крик " Долой христиан ко львам! »

Римская правовая система

Осуждение святого Лаврентия императором Валерианом (Фра Анджелико, c. 1450)

Из-за неформального и личностного характера римской правовой системы ничего «кроме прокурора» (обвинитель, включая представителя общественности, не только занимающий официальную должность), «обвинение в христианстве и губернатор, готовый наказать по этому обвинению», требовалось возбудить судебное дело против христианина. Римское право в основном касалось прав собственности, оставляя много пробелов в уголовном и публичном праве. Таким образом, процесс cognitio extra ordinem («специальное расследование») заполнил юридический пробел, оставленный как кодексом, так и судом. Все провинциальные губернаторы имели право проводить судебные процессы таким образом в рамках своего imperium в провинции.

Inognitio extra ordinem, обвинитель назывался Делатор представил губернатору человека, которому было предъявлено обвинение в совершении определенного преступления - в данном случае - христианства. Этот хулитель был готов действовать в качестве обвинителя в суде и мог быть вознагражден частью имущества обвиняемого, если он представил адекватные доводы, или обвинен в клевете (злонамеренное судебное преследование ), если его аргументы были недостаточными. Если губернатор соглашался заслушать дело - а он был свободен, - он наблюдал за процессом от начала до конца: он выслушивал аргументы, выносил вердикт и выносил приговор. Христиане иногда приносили себя в жертву наказанию, и слушания таких добровольных мучеников проводились таким же образом.

Чаще всего исход дела полностью зависел от личного мнения губернатора. Хотя некоторые пытались полагаться на прецедент или имперское мнение, где могли, о чем свидетельствует письмо Плиния Младшего Траяну о христианах, такое руководство часто было недоступно. Во многих случаях, путешествуя от Рима за месяцы и недели, эти правители должны были принимать решения о управлении своими провинциями в соответствии со своими собственными инстинктами и знаниями.

Даже если бы у этих правителей был легкий доступ к городу, они не нашли бы официального юридического руководства по христианскому делу. До начала антихристианской политики при Деция, начавшейся в 250 г., не существовало повсеместного имперского указа против христиан, и единственным твердым прецедентом был прецедент, созданный Траяном в его ответе Плинию: имя «христианина». «само по себе было достаточным основанием для наказания, и правительство не могло разыскивать христиан. Есть предположение, что христиане были также осуждены за contumacia - неповиновение магистрату, сродни современному «неуважению к суду», но доказательства по этому поводу неоднозначны. Мелито Сардский позже утверждал, что Антонин Пий приказал не казнить христиан без надлежащего судебного разбирательства.

Учитывая отсутствие руководства и удаленность имперского надзора, результаты судебных процессов над христианами сильно различались. Многие следовали формуле Плиния: они спрашивали, являются ли обвиняемые христианами, давали тем, кто отвечал утвердительно, шанс отречься и предлагали тем, кто отрицал или отказывался от них, шанс доказать свою искренность, принеся жертву римским богам и поклявшись. гений императора . Тех, кто упорствовал, казнили.

Согласно христианскому апологету Тертуллиану, некоторые правители в Африке помогали обвиняемым христианам добиться оправдания или отказывались предстать перед судом. В целом, римские правители были больше заинтересованы в том, чтобы сделать отступников, чем мучеников: один проконсул Азии, Аррий Антонин, столкнувшись с группой добровольных мучеников во время одного из своих туров присяжных, послал нескольких на казнь и расстрел. в остальном: «Если вы хотите умереть, вы, несчастные, можете использовать веревки или пропасти».

Во время Великого преследования, которое длилось с 303 по 312/313 гг., правители получили прямые указы императора. Христианские церкви и тексты должны были быть разрушены, собрания для христианского богослужения были запрещены, а те христиане, которые отказывались отречься, теряли свои законные права. Позже было приказано арестовать христианское духовенство и принести жертвы богам всем жителям империи. Тем не менее, эти указы не предусматривали конкретного наказания, и губернаторы сохранили свободу действий, предоставляемую им расстоянием. Лактанций сообщил, что некоторые губернаторы утверждали, что не проливали христианской крови, а есть свидетельства того, что другие закрывали на это глаза. уклоняться от указа или применять его только в случае крайней необходимости.

Мотивация правительства

Когда губернатора отправляли в провинцию, ему было поручено поддерживать в ней pacata atque quieta - поселение и порядок. Его основной интерес состоял в том, чтобы сделать население счастливым; таким образом, когда волнения против христиан возникли в его юрисдикции, он был бы склонен умиротворить их умиротворением, дабы народ не «излился в беспорядках и линчевании».

Политические лидеры в Римской империи также были лидерами общественных культов. Римская религия вращалась вокруг публичных церемоний и жертвоприношений; личные убеждения не были таким центральным элементом, как во многих современных религиях. Таким образом, хотя частные убеждения христиан могли быть в значительной степени несущественными для многих римских элит, эта публичная религиозная практика, по их оценке, имела решающее значение для социального и политического благополучия как местного сообщества, так и империи в целом. Правильное почитание традиций - pietas - было ключом к стабильности и успеху. Следовательно, римляне защищали целостность культов, практикуемых общинами, находившимися под их властью, считая по своей сути правильным уважать традиции своих предков; по этой причине римляне долгое время терпели исключительную еврейскую секту, хотя некоторые римляне ее презирали. Историк Х. Х. Бен-Сассон предположил, что «Кризис при Калигуле » (37-41) был «первым открытым разрывом» между Римом и евреями. После Первой иудейско-римской войны (66-73) евреям было официально разрешено исповедовать свою религию при условии, что они платили еврейский налог. Среди историков ведутся споры о том, рассматривало ли римское правительство христиан просто как секту иудаизма до того, как Нерва изменил налог в 96 г. С тех пор практикующие евреи платили налог, а христиане - нет. предоставление веских доказательств официального различия. Таким образом, отчасти презрение римлян к христианству во многом объяснялось тем, что оно вредно для общества. В III веке неоплатоник философ Порфирий писал:

Как могут не быть во всех отношениях нечестивыми и атеистами, отступившими от обычаев наших предков, через которые каждый народ а город выдержан?... Кто они еще, как не борцы с Богом?

Когда-то отличавшееся от иудаизма, христианство больше не рассматривалось как причудливая секта старой и почтенной религии; это было суеверие. Суеверие имело для римлян гораздо более сильную и опасную коннотацию, чем для большей части современного западного мира: для них этот термин означал набор религиозных практик, которые не только отличались, но и разрушали общество, «тревожив разум человека». таким образом, что он действительно сходит с ума »и заставляет его терять humanitas (человечность). Преследования "суеверных" сект вряд ли были чем-то неслыханным в римской истории: неназванный иностранный культ подвергся преследованиям во время засухи в 428 г. до н.э., некоторые посвященные вакхического культа были казнены, когда их сочли неконтролируемыми. в 186 г. до н.э., и меры были приняты против кельтов друидов во время раннего принципата.

. Тем не менее, уровень преследований, которым подвергается любое данное сообщество христиан, по-прежнему зависел от того, насколько угрожающим был местный чиновник. сочла это новым суеверием. Убеждения христиан не вызывали у них симпатии у многих государственных чиновников: они поклонялись осужденному преступнику, отказывались клясться гением императора, резко критиковали Рим в своих священных книгах и подозрительно проводили свои обряды наедине. В начале третьего века один судья сказал христианам: «Я не могу заставить себя слушать людей, которые плохо отзываются о римской религии».

История

Сен-Влас перед судом римский правитель, Лувр

Обзор

До правления Деция (249-251 гг.), единственный известный случай преследования со стороны римского государства произошел при Нероне в 64 г. н.э.. К середине II века толпы были готовы кидать камнями христиан, возможно, движимые соперничающими сектами. Преследованию в Лионе (177 г.) предшествовало насилие со стороны толпы, включая нападения, грабежи и забивание камнями. Лукиан рассказывает о тщательно продуманной и успешной мистификации, совершенной «пророком» Асклепия, используя ручную змею в Понте и Пафлагонии. Когда слухи, казалось, вот-вот разоблачат его обман, остроумный эссеист сообщает в своем язвительном эссе

... он выпустил объявление, призванное напугать их, говоря, что в Понте полно атеистов и христиан, у которых хватило смелости произнести самые гнусные оскорбления. его; он велел им прогнать их камнями, если они хотят, чтобы бог был милостив.

Апологетик Тертуллиана 197 был якобы написан в защиту гонимых христиан и адресован римским правителям. 328>Реконструкция дворца римского губернатора в Аквинкуме, Венгрия

В 250 году нашей эры император Деций издал указ, требующий публичных жертвоприношений, формальность, эквивалентную свидетельству о верности императору и установленному порядку. Нет никаких доказательств того, что указ был предназначен для христиан, но был задуман как форма присяги на верность. Деций уполномочил передвижные комиссии посещать города и деревни, чтобы контролировать совершение жертвоприношений и доставлять письменные свидетельства всем гражданам, которые их совершали. Христианам часто давали возможность избежать дальнейшего наказания, публично принося жертвы или сжигая благовония римским богам, и римляне обвиняли их в нечестии, когда они отказывались. Отказ карался арестом, лишением свободы, пытками и казнями. Христиане бежали в безопасные районы в сельской местности, и некоторые из них купили сертификаты, которые называются libelli. На нескольких соборах, состоявшихся в Карфагене, обсуждалась степень, в которой община должна принимать этих отпавших христиан.

. Преследования завершились Диоклетианом и Галерием в конец третьего - начало 4 века. Их антихристианские действия, считавшиеся крупнейшими, должны были стать последним крупным выступлением римских язычников. Эдикт Сердики, также называемый Эдиктом терпимости Галерием, был издан в 311 году в Сердике (сегодня София, Болгария ) римским императором Галерием, официально положив конец диоклетианскому преследованию христианства на Востоке. Константин Великий вскоре пришел к власти и в 313 году полностью узаконил христианство. Однако только в Феодосии I во второй половине IV века христианство стало официальной религией Римской империи.

64–250

«Гонения на христиан», «История Рима для молодежи» (1878 г.).

До обвинения Нерона в поджоге и последующих антихристианских действиях в 64 г. вся враждебность была очевидно, ограничивается внутренней еврейской враждебностью. В Новом Завете (Деяния 18: 2-3) представлен еврей по имени Акила, который со своей женой Присциллой недавно приехал из Италии, потому что император Клавдий «приказал всем евреям покинуть Рим». Принято считать, что со времени правления Нерона до повсеместных мер Деция в 250 г. преследования христиан были изолированными и локализованными. Хотя часто утверждается, что христиане подвергались преследованиям за отказ поклоняться императору, общая неприязнь к христианам, вероятно, возникла из-за их отказа поклоняться богам или принимать участие в жертвоприношениях, чего ожидали от жителей Римской империи. Хотя евреи также отказывались принимать участие в этих действиях, к ним относились терпимо, потому что они следовали своему собственному еврейскому обрядовому закону, а их религия была узаконена в силу своего происхождения. С другой стороны, они считали, что христиане, которые, как считалось, принимали участие в странных ритуалах и ночных обрядах, культивировали опасную и суеверную секту.

В то время антихристианская деятельность носила обвинительный, а не любознательный характер. Губернаторы играли большую роль в этих действиях, чем императоры, но христиан не разыскивали губернаторы, а вместо этого обвиняли и преследовали в судебном порядке в рамках процесса, названного cognitio extra ordinem. Достоверного и сохранившегося описания христианского процесса не существует, но есть свидетельства того, что суды и наказания сильно различались, а приговоры варьировались от оправдания до смерти.

Нерон

Факелы Нерона, Генрих Семирадский. (1878 г.). Согласно Тациту, Нерон использовал христиан как человеческие факелы

. Нет никаких упоминаний о преследовании христиан римским государством до Нерона, который, согласно Тациту и более поздней христианской традиции, обвинял христиан в Великом пожаре в Риме. в 64 г., в результате чего часть города была разрушена, а римское население подверглось экономическому опустошению. В Анналах Тацита мы читаем:

... Чтобы избавиться от рапорта, Нерон закрепил вину и применил самые изощренные пытки к классу, ненавидимому за свои мерзости, названному Хрестианами в народе. население. Христос, от имени которого произошло это имя, во время правления Тиберия подвергся суровому наказанию со стороны одного из наших прокураторов, Понтия Пилата, и весьма озорное суеверие, которое на данный момент было остановлено, снова вспыхнуло не только в Иудее., первый источник зла, но даже в Риме, где все отвратительное и постыдное со всех концов света находит свой центр и становится популярным.

— Тацит Анналы 15.44, см. Тацит о Христе

Этот отрывок из Тацита представляет собой единственное независимое свидетельство того, что Нерон обвинил христиан в Великом пожаре в Риме, и, хотя обычно он считается достоверным и достоверным, некоторые современные ученые подвергают сомнению эту точку зрения, в основном потому, что нет никаких дальнейших упоминаний о том, что Нерон обвинял христиан в пожаре до конца 4 века. Позднее Светоний не упоминает о преследованиях после пожара, но в предыдущем абзаце, не имеющем отношения к огню, упоминает наказания, которым подвергались христиане, которых описывают как «людей, следующих новому и пагубному суеверию». Светоний, однако, не уточняет причин наказания; он просто перечисляет этот факт вместе с другими нарушениями, отмеченными Нероном.

Неясно, преследовались ли христиане исключительно по обвинению в организованном поджоге или за другие общие преступления, связанные с христианством. Поскольку Тертуллиан упоминает institutum Neronianum в своих извинениях «Народам», ученые также обсуждают возможность создания закона или указа против христиан при Нероне. Однако утверждалось, что в контексте institutum Neronianum просто описывает антихристианскую деятельность; это не дает им правовой основы. Более того, ни один известный писатель не знает закона, направленного против христиан.

Домициан

По мнению некоторых историков, евреи и христиане подвергались жестоким преследованиям к концу Домициана. царствование (89-96). Книга Откровений, в которой упоминается по крайней мере один случай мученичества (Откр. 2:13; ср. 6: 9), по мнению многих ученых, была написана во время правления Домициана. Историк ранней церкви Евсевий писал, что социальный конфликт, описанный в Откровении, отражает организацию Домицианом чрезмерных и жестоких изгнаний и казней христиан, но эти утверждения могут быть преувеличенными или ложными. Некоторые историки, однако, утверждали, что во времена Домициана антихристианская активность практически отсутствовала. Отсутствие у историков единого мнения о масштабах преследований во время правления Домициана объясняется тем фактом, что, хотя сообщения о преследованиях существуют, эти сообщения являются очень поверхностными или их надежность подвергается сомнению.

Часто делается ссылка на казнь Флавия Клеменса, римского консула и двоюродного брата императора, и изгнание его жены Флавии Домитиллы на остров Пандатерия. Евсевий писал, что Флавия Домитилла была изгнана за то, что была христианкой. Однако в отчете Кассия Дио (67.14.1-2) он сообщает только о том, что она, как и многие другие, была виновна в симпатиях к иудаизму. Светоний вообще не упоминает об изгнании. По словам Керестеса, более вероятно, что они были обращенными в иудаизм, которые пытались уклониться от уплаты Fiscus Judaicus - налога, взимаемого со всех лиц, исповедующих иудаизм (262-265). В любом случае, ни в одном рассказе об антихристианских действиях во время правления Домициана не упоминаются какие-либо юридические постановления.

Траян

Император Траян переписывался с Плинием Младший о том, как поступать с христианами из Понта. Он сказал Плинию продолжать преследовать христиан, но не принимать анонимные обвинения в интересах справедливости, а также «духа века». Однако неграждане, признавшие себя христианами и отказавшиеся отречься, должны были быть казнены «за упорство». Граждан отправляли в Рим для суда. [153]

Несмотря на это, средневековые христианские богословы считали Траяна добродетельным язычником. [5]

Адриан

Император Адриан (годы правления 117-138), также отвечая на просьбу губернатора провинции о том, как вести себя с христианами, предоставил христианам больше снисхождения. Адриан заявил, что просто быть христианином недостаточно для принятия мер против них, они также должны были совершить какое-то незаконное действие. Кроме того, нельзя было мириться с «клеветническими нападками» на христиан, а это означало, что любой, кто возбудил иск против христиан, но проиграл, сам понесет наказание.

Марк Аврелий Максимину фракийцу

Амфитеатр Труа-Голь в Лионе. Столб арены является памятником людям, погибшим во время этого преследования.

В период от правления Марка Аврелия до правления Максимина имели место отдельные приступы антихристианской активности. Губернаторы продолжали играть более важную роль, чем императоры в гонениях в этот период.

В первой половине третьего века соотношение имперской политики и действий на уровне земли против христиан оставалось почти таким же:

Именно давление снизу, а не имперская инициатива, вызвали проблемы, нарушив обычно преобладающие, но, тем не менее, хрупкие пределы римской терпимости: официальная позиция была пассивной до тех пор, пока не активировалась для противодействия конкретным случаям, и эта активация обычно ограничивалась на местном и провинциальном уровне.

Отступничество в форме символической жертвы по-прежнему было достаточно, чтобы освободить христианина. Было стандартной практикой заключать в тюрьму христианина после первоначального судебного разбирательства под давлением и с возможностью отречься.

Число и жестокость преследований в различных частях империи, по-видимому, увеличились во время правления Марка Аврелия, 161- 180. Степень, в которой сам Марк Аврелий руководил, поощрял или знал об этих преследованиях, неясен и широко обсуждается историками. Один из наиболее заметных случаев преследований во время правления Аврелия произошел в 177 г. в Лугдунуме (современный Лион, Франция), где Святилище Трех Галлов было основано Август в конце 1 века до нашей эры. Единственная запись сохраняется у Евсевия. Преследование в Лионе началось как неофициальное движение по изгнанию христиан из общественных мест, таких как рынок и бани, но в конечном итоге привело к официальным действиям. Христиан арестовывали, судили на форуме forum и впоследствии заключали в тюрьму. Их приговаривали к различным наказаниям: скармливание зверям, пыткам и плохим условиям содержания в тюрьме. Рабы, принадлежащие христианам, свидетельствовали о том, что их хозяева участвовали в инцесте и каннибализме. Барнс называет это преследование «одним из примеров наказания подозреваемых христиан даже после отступничества». Евсевий, однако, написал свою церковную историю примерно в 300 году нашей эры или через 120 лет после событий, на которые он ссылался, и неясно, произошло ли это событие когда-либо, когда отец церкви Ириней, христианский епископ Лиона., где предположительно произошел этот инцидент, написал свои пять томов Adversus Haereses в 180 году, всего через три года после предполагаемого преследования, но не упоминает ни о каких преследованиях, имевших место в его городе. Вместо этого Иренаус пишет: «Римляне подарили миру мир, и мы [христиане] без страха путешествуем по дорогам и по морю, куда бы мы ни пожелали». (Против ересей, книга IV, глава 30, предложение 3).

Мученичество святой Бландины, одного из лионских мучеников, витраж Александра Моверне

В Римской империи во время правления Септимия Севера произошло несколько гонений на христиан. (193-211). Традиционно считалось, что виноват Северус. Это основано на ссылке на указ, который он, как говорят, издал, запрещающий обращение в иудаизм и христианство, но этот указ известен только из одного источника, Истории Августа, представляющего собой ненадежную смесь фактов и вымысла. Историк ранней церкви Евсевий описывает Северуса как преследователя, но христианский апологет Тертуллиан утверждает, что Северус хорошо относился к христианам, нанял христианина в качестве своего личного врача и лично вмешался, чтобы спасти от «толпы» нескольких знатных христиан, которых он знал. Описание Северуса Евсевием как преследователя, вероятно, происходит просто из того факта, что во время его правления происходили многочисленные преследования, в том числе известные в римском мартирологе как мученики Мадауры и Перпетуа и Фелисити в римской провинции Африка, но они, вероятно, были результатом местных преследований, а не действий или указов Северуса в масштабах всей империи.

Другие случаи преследований имели место до правления Деция., но с 215 года их стало меньше. Это может отражать уменьшение враждебности к христианству или пробелы в доступных источниках. Возможно, самые известные из этих преследований после Севера приписываются Максимину фракийцу (годы правления 235–238). Согласно Евсевию, преследование, предпринятое Максимином против глав церкви в 235 г., отправило Ипполита и Папу Понтиана в ссылку на Сардинию. Другие свидетельства предполагают, что преследование 235 г. было местным для Каппадокии и Понта, а не было начато императором.

Наказания

Христиане, которые отказались отречься, совершив обряды в честь богов, встретятся с суровыми штрафами; Римские граждане были изгнаны или приговорены к быстрой смерти путем обезглавливания. Рабы, жители иностранного происхождения и представители низшего сословия подвергались смерти от диких зверей как публичное зрелище. Для приговоренных к такой смерти использовались самые разные животные. Нет никаких свидетельств казни христиан в Колизее в Риме.

Деций

Либеллус от преследований дециан 250 г. н.э.

В 250 г. император Деций издал указ, текст которого был утерян, требуя от всех в Империи (кроме евреев, которые были освобождены) принести жертву богам в присутствии римского магистрата и получить подписанный и засвидетельствованный сертификат, называемый libellus, с этой целью. Указ был частью стремления Деция восстановить традиционные римские ценности, и нет никаких свидетельств того, что именно христиане подвергались нападениям. Некоторые из этих свидетельств все еще существуют, и один, обнаруженный в Египте (текст папируса в иллюстрации), гласит:

Тем, кто отвечает за жертвоприношения в деревне Феадельфия, от Аврелии Беллиас, дочери Петереса, и ее дочери Капинис. Мы всегда приносили жертвы богам, и теперь, в вашем присутствии, в соответствии с предписаниями, я совершал возлияния, приносил жертвы и вкушал их, и я прошу вас подтвердить это для нас ниже. Желаю вам и дальше процветать. ( Почерк второго лица) Мы, Аврелий Серен и Аврелий Гермас, видели, как вы приносили жертву. (Почерк третьего лица) Я, Гермас, подтверждаю. Первый год правления императора Цезаря Гая Мессиаса Квинта Траяна Деция Пия Феликса Августа, Пауни 27.

Когда губернатор провинции Плиний написал императору Траяну в 112 г., он сказал он требовал от подозреваемых христиан проклясть Христа, но в свидетельствах времен правления Деция нет упоминания о Христе или христианах. Тем не менее, это был первый случай, когда христиане по всей Империи были вынуждены имперским указом выбирать между своей религией и своей жизнью, и ряд выдающихся христиан, в том числе Папа Фабиан, Вавилла Антиохийский и Александр Иерусалимский, умерли в результате их отказ принести жертвы. Число христиан, казненных из-за отказа получить свидетельство, неизвестно, равно как и то, сколько усилий было предпринято властями, чтобы проверить, кто получил свидетельство, а кто нет, но известно, что большое количество многие христиане отступили и выполнили обряды, в то время как другие, в том числе Киприан, епископ Карфагена, скрылись. Хотя период вступления в силу указа длился всего около восемнадцати месяцев, он был тяжело травмирующим для многих христианских общин, которые до этого жили спокойно, и оставил горькие воспоминания о чудовищной тирании.

В большинстве церквей те, кто имел истекшие были приняты в общение. Однако некоторые африканские епархии отказались принять их повторно. Косвенно преследование децианцев привело к расколу донатистов, потому что донатисты отказались принять тех, кто получил сертификаты.

Валериан

Мученичество Сикста II при Валериане, 14в.

Император Валериан занял трон в 253 году, но в следующем году он уехал из Рима, сражаясь с Персы, завоевавшие Антиохию. Он так и не вернулся, так как был взят в плен в 260 г. и умер в плену. В 257 году он отправил в сенат два письма о христианах. В первом он приказал всему христианскому духовенству приносить жертвы римским богам и запретил христианам проводить собрания на кладбищах. Во втором письме на следующий год было приказано, чтобы епископы и другие высокопоставленные церковные чиновники были казнены, а сенаторы и всадники, которые были христианами, были лишены своих титулов и лишились своего имущества. Если они не будут приносить жертвы богам, их тоже должны казнить. Римские матроны, которые не хотели отступать, должны были потерять свою собственность и быть изгнаны, в то время как государственные служащие и члены штата и семьи Императора, которые отказывались приносить жертвы, были обращены в рабство и отправлены на работу в Императорские поместья. Тот факт, что в самом сердце римского имперского истеблишмента были христиане такого высокого ранга, показывает, что действия Деция менее десяти лет назад не имели длительного эффекта и что христиане не подвергались постоянным преследованиям и не прятались от общественного взгляда.

Среди казненных при Валериане были Киприан, епископ Карфагена, и Сикст II, епископ Рима со своими диаконами, включая Святого Лаврентия. Сохранился публичный допрос Киприана проконсулом в Карфагене Галерием Максимом 14 сентября 258 года:

Галерий Максим: «Ты Фаций Киприан?». Киприан: «Я».. Галерий: «Самые священные императоры приказали вам соблюдать римские обряды».. Киприан: «Я отказываюсь».. Галерий: «Береги себя».. Киприан: «Делай, как тебе велят; в таком ясном случае я не буду обращать внимания».. Галерий, после краткого совещания со своим судебным советом, с большой неохотой произнес следующую фразу: «Вы долгое время вели нерелигиозную жизнь, объединили множество людей, связанных незаконным сообществом, и объявили себя открытым врагом. богам и религии Рима; и благочестивые, самые священные и величественные императоры... тщетно пытались привести вас в соответствие с их религиозными обрядами; в то время как поэтому вы были арестованы как главный и главарь этих гнусных преступлений ты будешь примером для тех, с кем ты нечестиво связывался; власть закона будет утверждена твоей кровью ». Затем он зачитал приговор суда из письменной таблички: «Это приговор суда казнить Фасия Киприана мечом».. Киприан: «Благодарение Богу».

Передано непосредственно На месте казни Киприан был обезглавлен. Слова приговора показывают, что в глазах римского государства христианство вообще не было религией, а церковь была преступной организацией. Когда сын Валериана Галлиен стал Император в 260 году, закон был отменен, и преследования прекратились. Период относительной терпимости между присоединением Галлиена к следующему массовому преследованию известен как Маленький мир Церкви.

Ордер на арест христианина, от 28 февраля 256 г., был найден среди Oxyrhynchus Papyri (P. Oxy 3035 ). Основания для ареста в документе не приводятся. Первое действие Валериана на посту императора 22 октября 253 г. должен был сделать своего сына Галлиена своим Цезарем и коллегой. В начале его правления дела в Европе Ей становилось все хуже и хуже, и весь Запад впал в беспорядок. На Востоке Антиохия попала в руки вассала Сасанидов, а Армения была оккупирована Шапуром I (Сапор). Валериан и Галлиен разделили между собой проблемы империи: сын взял Запад, а отец направился на Восток, чтобы противостоять персидской угрозе.

Диоклетиан и Галерий

Статуя мученика, Миланский собор

Вступление Диоклетиана в 284 г. не означало немедленного отказа от пренебрежения к христианству, но знаменовало постепенный сдвиг в официальном отношении по отношению к религиозным меньшинствам. В первые пятнадцать лет своего правления Диоклетиан очистил армию от христиан, приговорил манихеев к смерти и окружил себя публичными противниками христианства. Пристрастие Диоклетиана к автократическому правлению в сочетании с его представлением о себе как о реставраторе былой римской славы предвещало самые массовые гонения в истории Рима. Зимой 302 года Галерий убедил Диоклетиана начать всеобщее гонение на христиан. Диоклетиан был насторожен и попросил совета у оракула Аполлона. Ответ оракула был прочитан как одобрение позиции Галерия, и 24 февраля 303 г. было объявлено всеобщее преследование.

Поддержка преследований внутри римского правящего класса не была универсальной. Если Галерий и Диоклетиан были заядлыми преследователями, Констанций не проявлял особого энтузиазма. Более поздние указы о преследованиях, включая призыв ко всем жителям приносить жертвы римским богам, не применялись в его владениях. Его сын, Константин, вступив в имперский пост в 306 году, восстановил христианское полное юридическое равенство и вернул собственность, конфискованную во время гонений. В 306 году в Италии узурпатор Максентиус изгнал преемника Максимиана Северуса, пообещав полную религиозную терпимость. Галерий прекратил преследование на Востоке в 311 году, но его преемник, Максимин <191, возобновил преследование в Египте, Палестине и Малой Азии.>. Константин и Лициний, преемники Севера, подписали «Миланский эдикт » в 313 году, который предлагал более полное принятие христианства, чем указывал Галерий. Лициний изгнал Максимина в 313 году, положив конец гонениям на Востоке.

Гонениям не удалось остановить рост церкви. К 324 году Константин стал единоличным правителем империи, и христианство стало его излюбленной религией. Хотя преследование привело к смерти, пыткам, тюремному заключению или перемещению многих христиан, большинство христиан империи избежали наказания. Однако преследование привело к расколу многих церквей между теми, кто подчинился императорской власти (лапси ), и теми, кто оставался стойким. Определенные расколы, такие как расколы донатистов в Северной Африке и мелитианцев в Египте, сохранялись еще долго после гонений: только после 411 г. донатисты примирились с церковью, с которой в 380 г. Император Феодосий I сохранил за собой титул "католика". Культ мучеников в веках, последовавших за окончанием гонений, породил свидетельства, преувеличивающие варварство той эпохи. Эти рассказы подвергались критике во время Просвещения и после, особенно Эдвардом Гиббоном. Современные историки, такие как Г. E. M. de Ste. Круа пытались определить, преувеличивали ли христианские источники масштабы преследований Диоклетиана.

Мученичество

«Верный до смерти» Герберт Шмальц

Самые ранние христианские мученики, замученные и убитые римскими властями, навязывающими поклонение богам, снискали такую ​​славу среди своих единоверцев что другие хотели подражать им до такой степени, что группа представилась правителю Азии, объявила себя христианами и призвала его выполнить свой долг и предать их смерти. Он казнил нескольких, но, поскольку этого требовали и остальные, он сердито ответил: «Вы, несчастные, если вы хотите умереть, у вас есть скалы, с которых можно прыгать, и веревки, чтобы висеть на них». Это отношение было достаточно распространенным, чтобы церковные власти начали четко различать «мученичество по требованию и более традиционный вид, который наступил в результате гонений». На испанском соборе, состоявшемся на рубеже III и IV веков, епископы отказали в мученической короне тем, кто умер во время нападения на языческие храмы. Согласно Рэмси Макмаллену, провокация была просто «слишком вопиющей». Дрейк приводит это в качестве доказательства того, что христиане время от времени прибегали к насилию, в том числе физическому. Подсчет общего числа погибших в Великом преследовании зависит от отчета Евсевия Кесарийского в Мученики Палестины. Других достоверных источников для определения общего числа мучеников в провинции нет. Древние писатели не мыслили статистически. Когда размер христианского населения описывается языческими, еврейскими или христианскими источниками, это мнение или метафора, а не точный репортаж.

Во время Великого преследования Евсевий был епископом Кесария Приморская, столица Римской Палестины. Поскольку по римскому праву смертная казнь могла применяться только губернаторами провинций и поскольку большую часть времени эти губернаторы проживали в столице, большинство мучеников происходило в пределах юрисдикции Евсевия. Когда они этого не делали, как, например, когда губернатор провинции ездил в другие города для проведения присяжных заседаний, их деятельность освещалась по всей провинции. Таким образом, если бы Евсевий был усердным репортером о преследованиях в своей провинции, он мог бы легко получить полный список всех погибших мучеников.

Эдвард Гиббон, сетуя на расплывчатость фраз Евсевия, сделал первую оценку числа мучеников следующим образом: подсчитав общее число лиц, перечисленных в Мучениках, разделив его на годы, охватываемые текстом Евсевия, умножив его на долю римского мира, которую представляет провинция Палестина, и умножив это число на общий период преследования. Последующие оценки следовали той же базовой методологии.

Цели Евсевия в «Мучениках Палестинских» оспариваются. Джеффри де Сте Круа, историк и автор пары основополагающих статей о преследовании христиан в римском мире, после Гиббона утверждал, что Евсевий стремился составить полный отчет о мучениках в его провинции. Цели Евсевия, утверждал Сте Круа, были ясны из текста «Мучеников»: после описания мученичества Кесарии в 310 г., последнего из тех, что имели место в городе, Евсевий пишет: «Таковы были мученики, которые происходили в Цезарии в течение всего периода. период гонений »; после описания более поздних массовых казней в Фаэно, Евсевий пишет: «Эти мученики совершались в Палестине в течение восьми полных лет; это было описание преследований в наше время». Тимоти Барнс, однако, утверждает, что намерение Евсевия не было таким широким, как следует из текста, процитированного Сте Круа: «Сам Евсевий назвал труд« О тех, кто принял мученическую смерть в Палестине », и его намерением было сохранить память о мучениках, которых он знал, вместо того, чтобы дать исчерпывающий отчет о том, как гонения повлияли на римскую провинцию, в которой он жил ». Приводится предисловие к длинной рецензии о мучениках:

Таким образом, уместно, чтобы конфликты, которые были выдающимися в различных районах, были записаны теми, кто жил с воюющими в их районах. Но что касается меня, я молюсь, чтобы я мог говорить о тех, с кем я был лично знаком, и чтобы они могли связать меня с ними - теми, в которых славится весь народ Палестины, потому что даже среди нашей земли Спаситель всех людей восстал утоляющим жажду источником. Итак, состязания этих прославленных чемпионов я расскажу для общего наставления и выгоды.

— Мученики Палестины (L) пр. 8, тр. Грэм Кларк

В тексте раскрываются неназванные товарищи мучеников и исповедников, которым посвящен текст Евсевия; эти люди не включены в списки, основанные на мучениках.

См. также

Ссылки

Источники

  • Barnes, TD (1968). «Законодательство против христиан». Журнал римских исследований. Vol. 58.
  • Moss, Candida (2013). Миф о гонениях: как ранние христиане придумали историю о мученичестве. HarperCollins. ISBN 978-0-06-210452-6.
  • Френд, W.H.C. (1965). Мученичество и гонения в ранней церкви : исследование конфликта от Маккавеев до Доната. Кембридж: Джеймс Кларк и Ко
  • Фокс, Робин Лейн (1986). Язычники и христиане. Викинг. ISBN 0-670-80848-2.
  • de Ste. Croix, G.E.M. (2006). «Почему преследовали первых христиан?». Журнал исторических исследований, 1963: 6–38. Ссылки на страницы в этой статье относятся к перепечатке этого эссе в Whitby, Michael, ed. (2006). Гонения на христиан, мученичество и православие. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-927812-1.

Историография

  • Мосс, Кандида (2012). «Современные тенденции в изучении раннехристианского мученичества». Бюллетень по изучению религии. 41 (3). doi : 10.1558 / bsor.v41i3.22.

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с христианскими мучениками римской эпохи.
Последняя правка сделана 2021-06-01 09:48:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте