Концерт Сергея Прокофьева для фортепиано с оркестром № 4 си-бемоль мажор для левой руки, Op. 53, был заказан одноруким пианистом Полом Витгенштейном и завершен в 1931 году.
Витгенштейн не понимал произведения, но это не тот случай (как иногда утверждали) он отказался играть в нее. Он просто не был готов играть в нее до тех пор, пока не осознал ее внутреннюю логику. Это время так и не наступило, но Витгенштейн и Прокофьев всегда оставались в дружеских отношениях.
Это был единственный из полных фортепианных концертов Прокофьева, который никогда не видел исполнения при его жизни. Премьера состоялась в Берлине 5 сентября 1956 года Зигфридом Раппом и Западным Симфоническим оркестром Берлинского радио под управлением Мартина Рича. Премьера в США состоялась в 1958 году в исполнении Рудольфа Серкина и Philadelphia Orchestra под управлением Юджина Орманди. Британская премьера состоялась в 1961 году Малкольмом Биннсом.
Прокофьев проявил некоторый интерес к созданию аранжировки для двуручного фортепиано и оркестра, но никогда не реализовал эту идею.
Четыре движения длятся около 25 минут:
Внешние движения служат в как прелюдия и постлюдия, причем две средние составляют основную часть концерта. Andante рефлексивно и риторически использует струны, расширяя их романтическую грандиозность. Замечательная третья часть в модифицированной форме сонаты, пунктированная и игривая - некоторые называют ее «саркастической» - предлагает захватывающие, выразительные диалоги между фортепиано и ударной частью; он отмечен как Moderato, и чтобы он был эффективным, нужно играть строго как таковой: ни капли не торопиться. Vivace резко заканчивается, фортепиано переходит на пианиссимо в высокий си-бемоль 7.
Произведение оценивается для фортепиано соло (левая рука), 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнета, 2 фаготов, 2 валторн, 1 труба, 1 тромбон, большой барабан и струны.