Песикта Раббати (Иврит : פסיקתא רבתי P'siqta Rabbita, «Великие Разделы») собрание агадических мидрашей (проповедей) по Пятикнижию и пророческим чтению, особым субботам и так далее. Он был составлен около 845 г. н. Э. И, вероятно, назывался «раббати» (более крупный), чтобы отличать его от более раннего Песикта де-Рав Кахана (КПРК).
Песикта Раббати имеет пять полных писот (разделов), общих с PdRK - номера 15 («Ха-Ходеш»), 16 («Корбани Лахми»), 17 («Вайечи ба». -Hatzi "), 18 (" Omer "), 33 (" Aniyyah So'arah "), и большинство № 14 (" Para ") - но в остальном он сильно отличается от PdRK, будучи во всех отношениях похожим на Танхума мидраш.
В 1880 году Фридман отредактировал версию Песикта Раббати, содержащую в 47 номерах около 51 проповеди, часть из которых представляет собой комбинации меньших по размеру; семь или восемь из этих проповедей относятся к Хануке, и примерно семь - к Шавуот и Рош ха-Шана, в то время как более старый PdRK содержит по одной для Хануки, Шавуота и два на Рош ха-Шана.
Песикта Раббати содержит также проповеди к чтениям Торы, которые не имеют аналогов в КПРК. Между этими двумя песиктотами также существуют различные различия в чтении Торы в праздничные дни и в субботы траура и утешения. Произведения совершенно разные по содержанию, за исключением упомянутых выше №№ 15-18, части №14 и нескольких второстепенных параллелей. PdRK не содержит галахических экзордиев или программ Р. Танхумы. Но в Pesikta Rabbati есть 28 проповедей с такими экзордиями, имеющими формулу «Yelammedenu Rabbenu», за которыми следуют проповеди с утверждением «kach patach R. Tanhuma»; в то время как две проповеди (№№ 38 и 45, первая из которых, вероятно, является дефектной) содержат Еламмедену, но не содержат проповедей с «кач патач».
Некоторые из проповедей содержат более одного стихотворения Р. Танхумы. Пискот, взятый из PdRK, конечно, не имеет программ Yelammedenu или Tanḥuma; первая часть писах № 14, не принадлежащая КПРК, имеет вначале два галахических введения и одно произведение Р. Танхумы. В проповедях № 20-24, которые вместе образуют мидраш к Десяти заповедям, отсутствуют эти вступления и заговоры. Только в трех проповедях о Субботах оплакивания и утешения (№№ 29, 31, 33) есть такие отрывки; но они начинаются с № 38 (за исключением № 46, имеющего иностранное происхождение), которые имеют начертание «Мидраш Харнину» - имя, используемое для обозначения проповедей Рош ха-Шана и Суккот. который старые авторы нашли в Песикта Раббати.
Настоящее издание Песикта Раббати, которое заканчивается проповедью к Йом Киппур, несомненно, неполноценно; в более старом PdRK также есть различные проповеди для Суккот, Шемини Ацерет и Симхат Тора. Кроме того, некоторые проповеди (№№ 19, 27, 38, 39, 45) неисправны. Таким образом, Песикта Раббати представляет собой сочетание различных частей; возможно, проповеди были добавлены позже.
Выше сказано, что № 46 является иностранным дополнением; здесь Псалтирь 90: 1 интерпретируется как акростих למשה (приписывается Моисею), а также есть отрывок из Мидраша Конен. Другие отрывки также могли быть добавлены, например, отрывок из № 20, который в другом месте цитируется от имени «Пиркей Хейхалот» и «Маасех Берешит». № 36 был признан сомнительным из-за его содержания; Номер 26 необычен, он относится не к отрывку из Священного Писания, а к стиху или притче, сочиненным автором.
Во многих отрывках очень хорошая дикция и стиль. В начале первой проповеди, которая показывает характеристики «подлинных» частей Песикта Раббати (в произведениях Р. Танхумы, следующих за галахическим экзордием), 845 год указан как дата составления произведения; Нет никаких оснований считать дату гляделкой.
В приложении к изданию Фридмана напечатаны четыре проповеди из рукописи, №№ 1 и 2 из которых содержат yelammedenus и proems. Упомянутый здесь мидраш - это более поздний, более короткий мидраш для праздников, обозначаемый как «Новая Песикта» и часто основанный на Песикта Раббати; он был опубликован Jellinek.