Нагарджун | |
---|---|
Родился | Вайдьянатх Мишра. (30 июня 1911 г.) 30 июня 1911. Деревня Сатлакха, район Мадхубани, Бихар |
Умер | 5 ноября 1998 года (1998-11-05) (87 лет). Ходжа Сарай, район Дарбханга, Бихар |
Псевдоним | Нагарджун |
Род занятий | Поэт, писатель, эссеист, романист, бауддист |
Язык | Хинди |
Национальность | Индия |
Известные награды |
|
Годы работы | 1930–1994 |
Супруга | Апараджита Деви |
Литературный портал |
Вайдьянатх Мишра (30 июня 1911 - 5 ноября 1998), более известный под своим псевдонимом Нагарджун, был хинди и майтхили поэтом, который также написал ряд романов, рассказов, литературных биографий и путевых заметок, и был известен как Джанакави - народный поэт.. Он считается самым выдающимся героем современности в Майтхили.
Вайдьянатх Мишра родился 30 июня 1911 года в деревне Тарауни в районе Дарбханга из Бихара, Индия, он провел большую часть своих дней в деревне своей матери Сатлакха района Мадхубани, Бихар. Позже он обратился в буддизм и получил имя Нагарджун. Его мать умерла, когда ему было всего три года, и его отец, который сам был бродягой, не мог поддерживать его, поэтому молодой Вайдьянатх процветал за счет поддержки своих родственников и стипендий, которые он выигрывал благодаря тому, что он был исключительный студент. Вскоре он овладел санскритом, пали и пракритом языками, которые он выучил сначала на местном уровне, а затем в Варанаси и Калькутте., где он также работал частично по найму во время учебы. Тем временем он женился на Апараджите Деви, и у пары родилось шестеро детей.
Он начал свою литературную карьеру со стихов Майтхили под псевдонимом Ятри (यात्री) в начале 1930-х годов. К середине 1930-х он начал писать стихи на хинди. Его первая постоянная работа в качестве штатного учителя привела его в Сахаранпур (Уттар-Прадеш ), хотя он оставался там ненадолго из-за желания глубже погрузиться в буддийские писания., отвез его в буддийский монастырь в Келания, Шри-Ланка, где в 1935 году он стал буддийским монахом, поступил в монастырь и изучал Священные Писания, как его наставник Рахул Санкритьаян делал раньше, и поэтому взял себе имя «Нагарджун». В монастыре он также изучал идеологии ленинизма и марксизма, прежде чем вернуться в Индию в 1938 году, чтобы присоединиться к «Летней школе политики», организованной известным крестьянским лидером Сахаджанандом Сарасвати., основатель Кисан Сабха. Странник по натуре, Нагарджун провел значительную часть своего времени в 1930-х и 1940-х годах, путешествуя по Индии.
Он также участвовал во многих движениях массового пробуждения до и после обретения независимости. Между 1939 и 1942 годами он был заключен в тюрьму британскими судами за организацию агитации фермеров в Бихаре. Долгое время после обретения независимости он занимался журналистикой.
Он играл активную роль в движении Джаяпракаша Нараяна до чрезвычайного периода (1975–1977), и поэтому был заключен в тюрьму на одиннадцать месяцев во время аварийный период. На него сильно повлияла ленинско-марксистская идеология. Это было одной из причин того, что он никогда не находил покровительства со стороны основных политических институтов.
Он умер в 1998 году в возрасте 87 лет в Дарбханге.
Сюжеты его стихов разнообразны. Эффекты его склонности к странствиям и активности очевидны в его средних и более поздних работах. Его знаменитые стихи, такие как Bādal kō Ghiratē Dēkhā hai (хинди : बादल को घिरते देखा है), сами по себе являются рассказом о путешествиях. Он часто писал на современные социальные и политические темы. Его знаменитая поэма «Мантра кавита» (मंत्र कविता) широко считается наиболее точным отражением мировоззрения целого поколения в Индии. Еще одно такое стихотворение - «Rānī Hum ōhōēṅgē Pālakī» (хинди : आओ रानी हम ढोएंगे पालकी), которое саркастически унижает тогдашнего премьер-министра Индии, Джавахарлала Неру, за экстравагантный прием его для королевы Елизаветы.
Помимо этих общепринятых поэтических тем, Нагарджун нашел поэтическую красоту в нетрадиционных предметах. Одно из его самых удивительных произведений - стихотворение по мотивам спектакля «Острые зубы» (पैने दाँतो वाली). Еще одно такое творение - это серия стихов о взрослом джекфруте.
. Из-за широты своей поэзии Нагарджун считается единственным хинди-поэтом после Тулсидаса, у которого аудитория варьируется от сельские слои общества к элите. Он фактически освободил поэзию от рамок элитарности.
Майтхили был его родным языком, и он написал множество стихов, эссе и романов на майтхили. Он получил образование на санскрите, пали и хинди. Хинди оставался языком большей части его литературы. Хинди в его работах варьируется от сильно санскритизированных до народных форм. Он был массовым поэтом и предпочитал писать на языке, оказавшем непосредственное влияние на местность. Поэтому он никогда не придерживался конкретных границ языков.
Он также хорошо владел бенгальским языком и писал для бенгальских газет. Он был близок к бенгальскому голодному поколению или поэтам Бхуки Пеэри и помог Канчану Кумари перевести на хинди длинную поэму малайского Роя Чоудхури «Джакхам и Хана Джор Гарам».
Нагарджун был удостоен Премии Сахитья Академи в 1969 году за его историческую книгу Patarheen Nagna Gachh, а также Премию Бхарат Бхарати от Уттар-Прадеш правительству за его литературный вклад в 1983 году. В 1994 году он был также удостоен стипендии Сахитья Академи, высшей литературной награды Индии за достижения в жизни.