Музыкальный театр - это жанр представления, возникший в течение 20 века в противовес более традиционным жанрам, таким как опера и музыкальный театр. Этот термин приобрел известность в 1960-х и 1970-х годах для описания авангардного подхода к инструментальной и вокальной композиции, который включал в музыку не звуковые жесты, движения, костюмы и другие визуальные элементы. Эти композиции (такие как Дьёрдь Лигети «s Aventures (1962), Кагель «S матча (1964) и Питер Максвелл Дэвис «ы Восемь песен для Mad King (1968)) были предназначены быть выполнены на сцене концертного зала, потенциально как часть более длинной программы пьес.
С 1980-х годов термин «музыкальный театр» стал включать любой живой проект, в котором используются методы и теории авангардного театра и перформанс-искусства для экспериментов с новыми способами сочетания музыки и театра; он был расширен за счет включения некоторых исторических произведений, оказавших влияние на музыкальный театр 1960-х годов, таких как « Пьеро-лунар» Арнольда Шенберга (1912 г.), « История солдата» Игоря Стравинского (1918 г.) и « Махагонны» Курта Вайля. -Сонгшпиль (1927). Нетрадиционный масштаб и незнакомый эстетический язык этого произведения часто выводят его за рамки устоявшихся традиций, институтов и дискурсов оперы и музыкального театра. По этой причине, этот жанр также называют новым музыкальным театром и экспериментальным музыкальным театром.
Проекты музыкального театра часто возглавляются композитором, при этом композитор решает многие элементы текста, постановки и дизайна, которые обычно определяются либреттистом, режиссером или дизайнером. Примеры ключевых артистов музыкального театра, которые сочиняют и руководят своими произведениями, включают Жоржа Апергиса и Хайнера Геббельса. Некоторые артисты музыкального театра, такие как Лори Андерсон, Мередит Монк и Роберт Эшли, также исполняют свои собственные произведения. Среди других режиссеров музыкального театра - Роберт Уилсон и Кристоф Марталер, а некоторые пьесы созданы совместно исполнительскими компаниями, такими как Польская Песня Козла и Немецкая Die Maulwerker.
Значимость музыкального театра как жанра, отличного от оперы и музыкального театра, варьируется в зависимости от национального контекста. В некоторых странах, таких как Германия и Бельгия, концепция широко понимается и поддерживается специальной инфраструктурой фестивалей, площадок и финансовых организаций; в других странах оно полностью отнесено к оперному, театральному или исполнительскому искусству или же отнесено к маргинальному статусу, выходящему за рамки категоризации. Тем не менее, возобновление композиционного интереса к незвуковым, театральным и «перформативным» элементам таких композиторов 21-го века, как Саймон Стин-Андерсен, Йоханнес Крейдлер и Дженнифер Уолш, привело к возрождению интереса к жанру и его истории.