Missa La sol fa re mi - музыкальное оформление массы Josquin des Prez, впервые опубликовано в 1502 году. Это одна из его самых известных масс и один из самых ранних и самых известных примеров soggetto cavato техника - техника получения музыкальных нот из слогов фразы, в данном случае «Lascia fare mi» (итал. «Позволь мне сделать это»).
«Lascia fare mi» («оставь это мне», или, возможно, в более идиоматическом переводе, «позволь мне сделать это») якобы была распространенной фразой, которую использовал неизвестный аристократ, чтобы заставить людей перестать приставать к нему просьбами или жалобами. Впервые об этой истории рассказал Глариан, писавший в 1547 году, который сказал: «а затем [Жоскен] написал целую мессу, чрезвычайно элегантный труд, основанный на тех же словах:, 'La sol fa re mi.' "Музыкальные слоги La-Sol-Fa-Re-Mi соответствуют AGFDE в" естественном "гексахорде, шести нотах, начинающихся на C.
Было несколько попыток датировать массу, и мнения ученых Хоскена расходятся, по-разному относя ее к концу 1470-х и 1490-м. Оттавиано Петруччи опубликовал его в своей первой книге масс в 1502 году, одной из первых когда-либо напечатанных музыкальных книг, что демонстрирует ее важность и влияние; действительно, он был широко передан во многих других источниках в начале 16 века. Месса могла быть написана во время римского периода Жоскена, например, между 1490 и 1493 годами, когда Жоскен пел в хоре Сикстинской капеллы. Его контрапунктическая изощренность, а также косвенные свидетельства того, кем мог быть аристократ, возможно, указывают на более позднюю дату. Если более ранняя дата верна, это будет самая ранняя масса, когда-либо написанная на слмизационных слогах; как бы то ни было, это одна из первых масс, посвященных свободно изобретенной теме.
Если месса датируется 1490-ми годами, косвенные свидетельства предполагают, что аристократ, дававший чрезмерные обещания, возможно, был вовсе не итальянцем, а турком. Принц Джем Султан, сводный брат Баязида II, содержался в плену (в роскошной роскоши) в Риме в то время, когда там жил Хоскен, и безжалостно умолял Папу Иннокентий VIII (а позже Александр VI ) за помощь в свержении его единокровного брата; Папа, в свою очередь, пригрозил султану Баязиду, что он освободит Джема, если Баязид когда-либо возобновит войну против христианской Европы. Джем, по-видимому, давал бесконечные невыполнимые обещания и был особенно раздражающим; это в дополнение к моде в Италии в 1490 для турецкой моды (как видно в тюрбане Josquin носит в своем ксилография портрет) предположил, что Josquin может быть высмеять Cem с массой - который также упорно отказывался обращенного в христианство.
Как и в случае с большинством массовых настроек в середине Возрождения, она состоит из следующих частей:
В основном это фригийский лад, хотя и с многочисленными переносится на Эолийские и Дорианские. Фигура Ла-соль-фа-ре-ми насыщает текстуру, проявляясь более 200 раз в процессе массирования. Большую часть времени он находится в теноре, что позволяет предположить, что он, возможно, изначально был составлен как cantus-firmus mass в начале карьеры Джоскина, а позже переработан как перефразирующая масса с остинато появляется во всех голосах в разных перестановках.
Не только фигура с пятью нотами появляется повсюду, но и появляется в композиционных перестановках, таких как ретроград (Ми-Ре-Фа-Соль- La), иногда создавая палиндромные фигуры в результате ретрограда, появляющегося непосредственно перед или после утверждения фигуры в ее первоначальной форме. Кроме того, Джоскин использует фигуру в каждом из трех гексахордов, доступных для теории музыки эпохи Возрождения: естественный гексахорд, начинающийся на C (что дает AGFDE для фигуры), «жесткий» гексахорд, начинающийся на G (что дает EDCAB естественный для фигуры), и «мягкий» гексахорд, начинающийся на F (что дает DCB flat-GA для рисунка). Иногда он меняет местами шестигранники в середине фигуры - композиционный трюк, видимый на странице, но его трудно услышать. Характерная для пьесы мотивационная насыщенность, включая использование таких перестановок, как ретроградная, чаще ассоциируется с музыкой Второй венской школы, чем с эпохой Возрождения, но Хоскен был не только новатором: он работал с мотивационная ячейка, которая особенно хорошо подходила для такого лечения.
Missa La sol fare mi остается одним из самых известных мессов Жоскена, его часто исполняют и записывают.