В музыке гексахордон (также гексахордон ) представляет собой серию из шести нот, как показано на шкала (гексатоника или гексад ) или ряд тонов. Термин был принят в этом смысле в Средневековье и адаптирован в 20-м веке в сериальной теории Милтона Бэббита . Слово взято из греческого : ἑξάχορδος, образованного от ἕξ (шестнадцатеричный, шесть) и χορδή (аккорд, струна [лиры], откуда «нота»), а также термин, используемый в музыке. теория до 18 века для интервала шестого («гексахорд мажор» означает мажор шестой, а «гексахорд минор» минор шестой ).
Гексахорд как мнемонический прием был впервые описан Гвидо из Ареццо в его Epistola de ignoto cantu. В каждом гексахорде все смежные высоты разделены на целый тон, за исключением двух средних, которые разделены полутоном. Эти шесть высот называются ут, ре, ми, фа, соль и ля, с полутоном между ми и фа. Эти шесть названий образованы от первого слога каждого полустрога первой строфы восьмого стиха. -век Гимн Венеры Ut queant laxis резонар фибрис / Mira gestorum famuli tuorum и т. д. Мелодии с диапазоном более широким, чем основная шестая, требовали устройства мутации в новый гексахорд. Например, гексахорд, начинающийся на C и повышающийся до A, названный hexachordum naturale, имеет свой единственный полутон между нотами E и F и останавливается недалеко от ноты B или B. Мелодия, перемещающая полутон выше, чем la (а именно, с A на B выше), требовала изменения la на mi, чтобы требуемый B ♭ стал фа. Поскольку B ♭ был назван «мягкой» или округлой буквой B, гексахорд с этой нотой в нем был назван hexachordum molle (мягкий гексахорд). Точно так же гексахорд с ми и фа, выраженный нотами B ♮ и C, назывался hexachordum durum (твердый гексахорд), потому что B ♮ представлял собой квадрат, или «твердый» B. Начиная с 14 века, эти три гексахорда были расширены, чтобы приспособиться к растущему использованию случайных знаков со знаком на других нотах.
Введение этих новых нот было главным образом продуктом полифонии, что потребовало размещения идеальная квинта не только над старой нотой B ♮, но и ниже ее вновь созданного варианта, что влечет за собой, в результате «первородного греха», совершенного благонамеренным нововведением B ♭, введение еще более новые соответствующие ноты F♯ и E ♭, как следствие этих последних C♯ и A ♭, и так далее. Новые ноты, находящиеся за пределами диапазона обычно доступных, должны были быть «воображаемыми» или «симулированными» (писать их долгое время было запрещено), и по этой причине музыка, содержащая их, называлась musica ficta или musica falsa.
Аллена Форте в Структура атональной музыки переопределяет термин гексахорд, чтобы обозначить то, что другие теоретики (в частности, Говард Хэнсон в его Гармонических материалах современной музыки: Ресурсы темперированной шкалы) подразумевают под термином гексаду, собрание высоты тона из шести нот. который не обязательно является непрерывным сегментом шкалы или тонового ряда. Дэвид Левин использовал этот термин в этом смысле еще в 1959 году. Карлтон Геймер использует оба термина как синонимы.