Soggetto cavato

редактировать

Soggetto cavato is новаторская техника эпохи Возрождения композитора Жоскена де Пре, которая была позже названа теоретиком Зарлино в 1558 году в его as soggetto cavato dalle voiceali di queste parole, или буквально, подлежащее, «вырезанное из гласных этих слов». Это ранний пример музыкальной криптограммы.

. Этот метод основан на использовании слогов из сольмизации. Гвидо из Ареццо, монах XI века, предложил набор слогов для обучения певцов пению с листа. Слоги ут, ре, ми, фа, соль, ля использовались, чтобы помочь певцам запомнить структуру целых тонов и полутонов. Этот метод, называемый солмизацией, все еще используется сегодня с некоторыми незначительными изменениями, а именно: «do» используется вместо «ut», а «ti» используется над «la».

Для реализации Хоскен использовал эти сольмизационные гласные, чтобы вырезать свои музыкальные ноты. Используя гласный звук каждого слмизационного слога, Джоскен соединил музыкальную высоту слога солмизации с гласным текстом, который он хотел представить. В случае с Missa Hercules dux Ferrariae текст, который Хоскен пытался представить, был Hercules Dux Ferrariae. Следовательно, каждая гласная этих трех слов сочетается с соответствующим слогом-сольмизацией. Затем слоги сольмизации определяют высоту звука, которая будет использоваться. Таким образом, из гласных вырезается подлежащее.

Hercules Dux Ferrariae

Her-re

cu-ut

les-re

Dux-ut

Fer - re

ra - fa

ri - mi

ae - re

re ut re ut re fa mi re

После того, как soggetto cavato было извлечено из текста, композитор затем использовал его в качестве cantus firmus для своей работы. Missa Hercules dux Ferrariae примечательна тем, что это не только самый известный образец соггетто кавато, но и первый. Однако это не единственный раз, когда Жоскен использовал эту технику. Жоскен написал другие согетти кавати. Он написал светскую пьесу, используя фразу Vive le roi (ут, ми, ут, ре, ре, соль, ми - слог ут, используемый для буквы v).

Missa La sol fa re mi Хоскена - это кавато соггетто, имеющее связанную с ним историю. Похоже, что его покровитель, кардинал Асканио Сфорца, временно испытывая финансовые затруднения, откладывал просьбы композитора об оплате с успокаивающей фразой «Lascia fare a me» (оставьте это мне), после чего друг Хоскена, поэт эпохи Возрождения Серафино д'Акуила перевел примечание в музыкальный эквивалент и включил его в сонет, адресованный композитору.

Один из сквозных шансонов Хоскена, «Mi lares vous», имеет первые три слога mi, la, re в четырех из пяти голосов. И, наконец, его motet Illibata Dei virgo использует собственное имя Хоскена как акростих в стихотворении о Деве Марии. Soggetto la mi la происходит от имени Мария.

Техника соггетто кавато использовалась и другими композиторами по аналогичным причинам. Фактически герцог Феррарский Эрколе II посвятил ему пять таких месс: две от Чиприано де Роре, одну от Люпуса, одну от мэтра Яна и одну пользователя Жаке Мантуанский. Все пять произведений без исключения черпают вдохновение из мессы Жоскена. Последний, упомянутый Жаке, заходит так далеко, что даже несколько раз цитирует Жоскена и использует ту же структуру секций, что и Жоскен. Однако, несмотря на то, что Жаке много позаимствовал у Жоскена для своей версии Геркулесовой мессы, Жаке написал еще одну мессу, основанную на sogetto cavato, Missa Ferdinandus dux Calabriae. Но похоже, что влияние Жоскена на Жаке было сильным, поскольку эта масса тоже имеет много общего с Жоскеном.

На Люпуса также повлияла идея соггетто кавато Хоскена. В дополнение к своей мессе Геракла он написал еще одну соггетто кавато, посвященную императору Карлу V, под названием Missa Carolus Imperator Romanorum Quintus.

Некоторые композиторы использовали эту технику без использования Hercules Dux cantus firmus. Композитор Якобус Вает написал произведение, посвященное императору Австрии Фердинанду, на основе soggetto «Stat felix domus Austriae». Адриан Вилларт также использовал соггетто кавато в двух мотетах для герцога Милана Франческо II Сфорца. Одна из безымянных масс Уилларта также может быть основана на соггетто кавато. Вариации Костанцо Фесты на «Испанию» включают движение, включающее имена «Фердинандо» и «Изабелла».

Хотя техника соггетто кавато интересна, композиторы ее не использовали. Одно из его ограничений - выбор высоты звука для каждой гласной. У каждой гласной есть только один возможный выбор высоты тона, за исключением гласной а, которая может быть фа или ля. Как упоминалось ранее, выбор текста Хоскином представляет собой надежный выбор для cantus firmus. У последующих композиторов были значительные трудности в создании некоторых своих произведений соггетти кавати. На вершине этой трудности была изменяющаяся природа музыки того времени. Композиторы, использовавшие технику соггетто кавато, жили в эпоху, когда музыка освобождалась от пения и cantus firmus. Поскольку соггетто кавато всегда использовалось как cantus firmus, неудивительно, что по мере того, как строгая обработка cantus firmus вышла из употребления, вышла из употребления и техника соггетто кавато.

Ссылки
  • Локвуд, Льюис. "Soggetto cavato", Словарь музыки и музыкантов New Grove, Vol. 20. Ред. Стэнли Сэди. Лондон: Macmillan, 2001.
  • Мур, Пол. "Josquin des Pres: Plainchant; Missa Panga lingua; Missa la sol fa re mi", High Fidelity 38, 3 (март 1988 г.): 63-64.
Последняя правка сделана 2021-06-08 08:29:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте