Возрождение майя - это современный архитектурный стиль, популярный в Америке в 1920-х и 1930-х годах, который черпал вдохновение в архитектуре и иконографии доколумбовых мезоамериканских культур.
Хотя название стиля относится конкретно к цивилизации майя на юге Мексики и Центральной Америки, на практике этот стиль возрождения часто сочетает архитектурные и художественные мотивы майя «игривое воровство архитектурных и декоративных элементов» с мотивами других мезоамериканских культур, в частности архитектурный стиль ацтеков Центральной Мексики периода до соприкосновения, представленный мексикой и другими группами науа. Хотя между этими оригинальными и отличными друг от друга и богато разнообразными доколумбовыми художественными традициями существовали взаимные влияния, синкретизм этих современных репродукций часто является антиисторическим.
Историк Марджори Ingle прослеживает историю этого стиля в Pan American Union Building по Paul Philippe Cret, который включает в себя многочисленные мотивы, взятые из коренных традиций Северной и Южной Америки. Элементы майя и мексики в здании Панамериканского союза включают мозаику полов, окружающих центральный фонтан (большинство мотивов скопировано непосредственно со скульптуры в Копане ), и фигуры на огнях, обрамляющих вход в здание. В здании Художественного музея Америки есть множество архитектурных деталей из керамогранита, скопированных с произведений искусства майя и мексика.
В этом стиле работали несколько выдающихся архитекторов, в том числе Фрэнк Ллойд Райт. Холлихок-хаус Райта на Олив-Хилл в Лос-Анджелесе копировал форму храмов Паленке, а отель «Империал» в Токио имел форму мезоамериканской пирамиды. Его Эннис дом, Миллард Дом ( La Miniatura), Шторер Дом и Freeman Дом в Лос - Анджелесе построены в его конкретной системе текстильной блок, с барельефами рельефами и модульной конструкции устройства, напоминающей геометрическую кучность на фасадах Ушмаль зданий.
Здание Фишера в ДетройтеСын Райта, ландшафтный архитектор и архитектор Ллойд Райт, работал менеджером по строительству трех из четырех текстильных блочных домов своего отца. Он самостоятельно спроектировал культовый дом Джона Соудена в стиле майя-модернист в 1926 году в районе Лос-Фелис в Голливуде.
Ученик Райта Арата Эндо построил отель K theshien в 1930-х годах под сильным влиянием архитектуры отеля Imperial в Токио.
Массивная пирамида синагоги Бет Шолом, построенная в 1953 году, с ее геометрическими деталями на крыше, возможно, является самым прямым воплощением формы майя Райта.
Вероятно, наиболее огласку пример майя Возрождения был Роберт Stacy-Judd «s Aztec Hotel в 1924-1925. В его фасаде, интерьерах и мебели использованы абстрактные узоры, вдохновленные сценарием майя с элементами ар-деко, и он был построен на оригинальном американском шоссе 66 в Монровии, штат Калифорния.
На Стейси-Джадд оказали непосредственное влияние сочинения Джона Ллойда Стивенса и, возможно, даже больше - иллюстрации Фредерика Катервуда, представленные в их книге «Путешествие в Центральную Америку, Чьяпас и Юкатан», работе, которая познакомила многих с чудесными руинами Центральной Америки. Америка. В нем Стейси-Джадд объясняет выбор названия отеля: «Когда проект отеля был впервые объявлен, слово« майя »было неизвестно обывателям. Тема культуры майя имела только археологическое значение, а, к тому же, касалась но несколько экспонентов. Поскольку слово "ацтек" было довольно хорошо известно, я окрестил отель этим названием, хотя все декоративные мотивы - майя ". Хотя в зданиях используется железобетон для создания замысловатых дизайнов снаружи, один убежденный наблюдатель написал: «Причудливые ацтекские формы могут создать желаемую атмосферу и послужат законным общественным интересам истеблишмента, но было бы прискорбно, если бы... Началось ацтекское движение, и стилисты переписчиков перешли от благородных образцов к формам полуварварского народа ».
Другие известные здания в этом стиле включают:
Вход 450 Sutter Street, Сан-Франциско
Столб с изображением майя бог дождя Chaak в Дворец изящных искусств, Мехико.
Здание Guardian в Детройте
Театр майя в Денвере, штат Колорадо, датируется 1930-ми годами.