Мезоамериканская архитектура

редактировать
Обзор центральной площади города майя Паленке (Чьяпас, Мексика), образец мезоамериканской архитектуры классического периода

Мезоамериканская архитектура - это совокупность архитектурных традиций, созданных доколумбовыми культурами и цивилизациями Месоамерики, традициями, которые наиболее известны в форме общественных, церемониальных и городских монументальных зданий и сооружений. Отличительные черты мезоамериканской архитектуры охватывают ряд различных региональных и исторических стилей, которые, однако, значительно взаимосвязаны. Эти стили развивались на разных этапах истории Мезоамерики в результате интенсивного культурного обмена между различными культурами мезоамериканского культурного ареала на протяжении тысячелетий. Мезоамериканская архитектура в основном известна своими пирамидами, которые являются крупнейшими подобными сооружениями за пределами Древнего Египта.

Одна интересная и широко исследуемая тема - это связь между космическим видением, религией, географией и архитектурой в Мезоамерике. Судя по всему, можно предположить, что многие черты мезоамериканской архитектуры определялись религиозными и мифологическими идеями. Например, на планировку большинства мезоамериканских городов, похоже, повлияли стороны света и их мифологические и символические значения в мезоамериканской культуре.

Другая часть мезоамериканской архитектуры - ее иконография. Монументальная архитектура Мезоамерики была украшена изображениями религиозного и культурного значения, а также во многих случаях письменами некоторых мезоамериканских систем письма. Иконографические украшения и тексты на зданиях вносят важный вклад в общие современные знания о доколумбовом мезоамериканском обществе, истории и религии.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Хронология
  • 2 Градостроительство и космовидение
    • 2.1 Космос и его воспроизведение
      • 2.1.1 Символизм
      • 2.1.2 Ориентация
    • 2.2 Площадь
      • 2.2.1 Теночтитлан
    • 2.3 Пирамиды
      • 2.3.1 Пирамида Солнца
    • 2.4 Храм Пернатого Змея
    • 2.5 Бальные площадки
    • 2.6 Жилые кварталы и элитные резиденции
    • 2.7 Строительные материалы
  • 3 стиля
    • 3.1 Мегалитический
    • 3.2 Талуд-таблетро
    • 3.3 Стили майя классического периода
    • 3.4 Стиль «тольтеков»
    • 3,5 Пуук
  • 4 Технологии
    • 4.1 Угловая арка
    • 4.2 Истинная арка
  • 5 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки

Хронология

Основная статья: мезоамериканская хронология Дворец в Паленке Губернаторский дворец, Ушмаль Тикаль Чичен-Ица, Большая площадка для игры в мяч, Храм Ягуаров

В следующих таблицах показаны различные этапы мезоамериканской архитектуры и археологии и соотнесены их с культурами, городами, стилями и конкретными зданиями, характерными для каждого периода.

Период Промежуток времени Важные культуры, города, структуры и стили
Pre-Classic (формирующий) До н.э. 2000–1000 гг. Культуры побережья Мексиканского залива, ольмеков, культура Монте-Альто
Ранний доклассический До н.э. 2000–1000 гг. Olmec центры Сан-Лоренцо Теночтитлан, Чалькацинго, Сан-Хосе-Моготе, Ла Мохарра Стила 12
Средний доклассический 1000–400 до н.э. В конце ольмеки и майя Ранних, Исап, Ли - Вента, Tres Сапотес, Usulutan керамика, Накб, Lamanai, Xunantunich Naj Tunich пещера, Эль - Мирадор, Каминальхуйя
Поздний доклассический 400 г. до н.э. - 200 г. н.э. Доклассические майя, Теотиуакан и сапотек, периоды становления традиции Теучитлан, Теотиуакан, Уаксактун, Тикаль, Эдзна, Монте-Альбан I и II, Пирамида Солнца, Гуачимонтонес
Классический 200–900 гг. Нашей эры Классические центры майя, Теотиуакан, сапотеки, традиция Теучитлана
Ранняя классика 200–600 гг. Нашей эры Апогей Теотиуакана, Монте-Альбан III, Паленке, Копан, Классическая культура Веракруса, Талуд-Таблерро, Иероглифическая лестница Копана, Гробница Пакаля Великого,
Поздняя классика 600–900 гг. Нашей эры Xochicalco, Какаштло, Канкуэно, Quiriguá, Ушмаль, Тонина, Классический Veracruz Культура, Пуук стиль, стиль Rio Bec, Коба, Yaxchilan Перемычка 24
Постклассический 900–1519 гг. Нашей эры Майя Ица, Чичен - Ица, Mayapan, Tayasal и Kowoj Топоште, тольтеков, пурепеча, Mixtec, тотонакский
Ранний постклассический 900–1200 гг. Нашей эры Чолула, Тула, Митла, Эль-Тахин, Тулум, Каминальхуйу
Поздний постклассический 1200–1519 гг. Нашей эры Ацтеков, Теночтитлан, Templo мэр, Цинцунцан, киче Utatlán, какчикель Ишимче и Мам Сакулеу, майя, Utatlán, Семпоала

Градостроительство и космовидение

Космос и его тиражирование

Символизм

План города Теотиуакан. Центральная часть города расположена по оси север / юг, отклоненной примерно на 15,5 градусов, и отмечена «Улицей мертвых». Пирамида солнца находится в центре, построенная на искусственной пещере. Южная часть наклонена примерно на 16,5 градусов к востоку от севера, следуя ориентации Сиудаделы, в основном окружена жилыми кварталами, в то время как северная часть является церемониальным центром, используемым, в частности, для человеческих жертвоприношений.

Важная часть мезоамериканской религиозной системы воспроизводила их верования в конкретных материальных формах, по сути делая мир воплощением их верований. Это означало, что мезоамериканский город был построен как микрокосм, демонстрирующий то же разделение, которое существовало в религиозной, мифической географии - разделение между подземным миром и миром людей. Подземный мир был представлен направлением на север, и многие структуры и здания, связанные с подземным миром, такие как гробницы, часто встречаются в северной половине города. Южная часть олицетворяла жизнь, пропитание и возрождение и часто содержала структуры, связанные с непрерывностью и повседневной функцией города-государства, такие как памятники, изображающие благородное происхождение, или жилые кварталы, рынки и т. Д. Между двумя половинами севера Южная ось представляла собой площадь, часто содержащую стелы, напоминающие мировое дерево, мезоамериканскую ось mundi, и площадку для игры в мяч, которая служила точкой пересечения между двумя мирами.

Некоторые мезоамериканцы утверждают, что в религиозном символизме пирамиды мезоамериканской монументальной архитектуры были горами, стелы - деревьями, а колодцы, площадки для игры в мяч и сеноты - пещерами, обеспечивающими доступ в подземный мир.

Ориентация

Мезоамериканская архитектура часто предназначена для согласования с определенными небесными событиями. Некоторые пирамиды, храмы и другие сооружения были спроектированы для достижения особых световых эффектов в определенные дни, важные для мезоамериканского космовидения. Известным примером является пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице, где в течение нескольких недель вокруг равноденствий можно наблюдать светотеневой эффект. Однако, вопреки распространенному мнению, нет никаких доказательств того, что это явление было результатом целенаправленного замысла, призванного ознаменовать равноденствия.

Большая часть мезоамериканской архитектуры также ориентирована примерно на 15 ° к востоку от севера. Винсент Х. Мальмстрем утверждал, что это связано с общим желанием выровнять пирамиды так, чтобы они смотрели на закат 13 августа, который был датой начала календаря Длинного счета майя. Однако недавние исследования показали, что самые ранние ориентации, отмечающие закаты 13 августа (и 30 апреля), происходят за пределами области майя. Их цель должна была состоять в том, чтобы записать даты, разделенные периодом в 260 дней (с 13 августа по 30 апреля), что эквивалентно длине священного мезоамериканского календарного счета. В общем, ориентации в мезоамериканской архитектуре имеют тенденцию отмечать даты, разделенные кратными 13 и 20 днями, то есть основными периодами календарной системы. Распределение этих дат по годам предполагает, что ориентация позволила использовать календари наблюдений, которые облегчили предсказание важных с точки зрения сельского хозяйства дат. Эти выводы подтверждаются результатами систематических исследований, проведенных в различных мезоамериканских регионах, включая центральную Мексику, низменности Майя, Оахаку, низменности побережья Мексиканского залива, а также западную и северную Мезоамерику. Хотя преобладает солнечная ориентация, некоторые выдающиеся здания были ориентированы на крайности Венеры, ярким примером является Дворец губернатора в Ушмале. Также были задокументированы ориентации на положения неподвижной Луны на горизонте; они особенно распространены на северо-восточном побережье полуострова Юкатан, где поклонение богине Икшель, связанной с Луной, как известно, имело выдающееся значение в постклассический период.

Плаза

Вид на главную площадь Теотиуакана

Почти в каждом известном древнем мезоамериканском городе была одна или несколько официальных общественных площадей. Обычно это большие впечатляющие пространства, окруженные высокими пирамидами, храмами и другими важными зданиями. Мероприятия, которые будут проводиться на этих площадях, будут включать частные ритуалы, периодические рынки, церемонии массового зрителя, общественные церемонии с участием общественности, пиршества и другие популярные праздники.

Размер основных площадей в городах Мезоамерики сильно различается, самая большая из которых расположена в Теночтитлане, ее размер оценивается в 115 000 квадратных метров. Эта площадь - особняк из-за большого населения города. Следующая по величине площадь расположена на побережье Мексиканского залива в городе Семпоала (или Земпоала), ее площадь составляет 48 088 квадратных метров. Средняя площадь большинства площадей составляет около 3000 квадратных метров, самая маленькая из них находится на территории Паксте, которая составляет 528 квадратных метров. В некоторых городах есть много меньших площадей, в то время как некоторые сосредотачивают свое внимание на значительно большей главной площади.

Теночтитлан

Основная статья: Теночтитлан Реконструированная масштабная модель Великого Храма Теночтитлана.

Теночтитлан был ацтекским городом, процветавшим с 1325 по 1521 год. Город был построен на острове, со всех сторон окруженном озером Тескоко. Он состоял из сложной системы каналов, акведуков и дамб, позволяющих городу снабжать жителей. Площадь острова составляла около 12 квадратных километров, а население составляло около 125 000 человек, что делало его крупнейшим мезоамериканским городом из когда-либо зарегистрированных. Основная площадь Теночтитлана составляла приблизительно 115 000 квадратных метров, или 11,5 га (28 акров). Главный храм Теночтитлана, известный как Темпло Майор или Великий храм, был 100 на 80 метров в основании и 60 метров в высоту. Город окончательно пал в 1521 году, когда он был разрушен испанским конкистадором Эрнаном Кортесом в 1521 году. Кортес и испанцы совершили набег на город в поисках золота и артефактов, мало что оставив позади цивилизации ацтеков.

В монументальном Темпло Майор Теночтитлана археологи обнаружили, что ацтеки увеличили храм в семь раз, добавив пять дополнительных фасадов, но всегда сохранили нетронутым основной двойной символизм бога дождя Тлалока и бога дани / войны Уицилопочтли. Мексиканский археолог Эдуардо Матос Моктесума показал, что символическая и ритуальная жизнь этого императорского святилища объединила модели принудительных платежей сотен общин с сельскохозяйственной и гидравлической подсистемами производства продуктов питания.

Пирамиды

Основная статья: мезоамериканские пирамиды Пирамида Луны в Теотиуакане

Часто самые важные религиозные храмы располагались на вершинах высоких пирамид, предположительно как самое близкое к небесам место. Хотя недавние открытия указывают на широкое использование пирамид в качестве гробниц, сами храмы, кажется, редко, если вообще когда-либо, содержат захоронения. Расположенные на вершинах пирамид, некоторые из которых имеют высоту более двухсот футов, например, в Эль-Мирадоре, храмы были впечатляющими и украшали сами себя. Эти храмы, обычно увенчанные гребнем на крыше или грандиозными стенами, могли служить своего рода пропагандой.

Пирамида Солнца

Основная статья: Пирамида Солнца

Пирамида Солнца является самой крупной структурой, созданной в городе Теотиуакан и одной из крупнейших структур во всем Западном полушарии. Его высота составляет около 216 футов, а его основание составляет примерно 720 на 760 футов (220 на 230 м). Пирамида расположена на восточной стороне аллеи мертвых, которая проходит почти прямо по центру города Теотиуакан. После того, как археологи обнаружили в пирамиде останки животных, маски, фигурки, в частности, одного из ацтекского бога Уэуэтеотля, а также осколки глиняных горшков, было решено, что пирамида, вероятно, была ритуальным храмом в какой-то момент.

Пирамида Солнца

Храм Пернатого Змея

Основная статья: Храм Пернатого Змея Храм Пернатого Змея

Храм Пернатого Змея был построен после того, как Пирамида Солнца и Пирамида Луны была завершена. Храм - одно из первых применений архитектурного стиля талуд-таблеро. На поверхности храма были изображены фрески, как и на многих других храмах, построенных в одно и то же время одними и теми же людьми. В Tableros признаки больших змеиные голов в комплекте с сложными головными уборами. Пернатый змей относится к ацтекскому богу Кецалькоатлю.

Бальные площадки

Основная статья: мезоамериканская бальная площадка Схема расположения типичной мезоамериканской площадки для игры в мяч.

Месоамериканская игра в мяче ритуал был символический путем между преступным миром и миром живых, и многие шаровые суды находятся в середине части города, функционирующий в качестве связи между северными и южными половинами города. Все площадки для игры в мяч, кроме самых ранних, представляют собой каменные конструкции. Было обнаружено более 1300 площадок для игры в мяч, и, хотя размеры сильно различаются, все они имеют одинаковую общую форму: длинный узкий переулок, окруженный двумя стенами с горизонтальными, наклонными, а иногда и вертикальными сторонами. Более поздние вертикальные лица, такие как Чичен-Ица ​​и Эль-Тажин, часто покрыты сложной иконографией и сценами человеческих жертвоприношений.

Хотя переулки на ранних площадках для игры в мяч были открытыми, более поздние площадки для игры в мяч имели закрытые концевые зоны, что Я, сильно засеченный.png придавало конструкции форму, если смотреть сверху. Игровая аллея может быть на уровне земли, или площадка для игры в мяч может быть «затоплена».

Площадки для игры в мяч не были подвигом инженерной мысли. Один из камней песчаника на площадке Саут-Болл в Эль-Тажине имеет длину 11 м и весит более 10 тонн.

Жилые кварталы и элитные резиденции

Двор во дворце Кецальпапалотль

Большие и часто богато украшенные дворцы обычно располагались недалеко от центра города и служили домом для элиты населения. Любой чрезвычайно большой королевский дворец или дворец, состоящий из множества комнат на разных уровнях, можно назвать акрополем. Однако часто они были одноэтажными и состояли из множества маленьких комнат и, как правило, по крайней мере, одного внутреннего двора; Эти структуры, по-видимому, учитывают необходимую функциональность, требуемую от жилища, а также украшения, необходимые для роста их обитателей.

Археологи, похоже, согласны с тем, что во многих дворцах находятся различные гробницы. В Копане, после более чем четырехсотлетней перестройки, была обнаружена гробница одного из древних правителей, а Северный Акрополь в Тикале, по- видимому, был местом многочисленных захоронений во время окончательного доклассического и раннего классического периодов.

Строительные материалы

Теотиуакан архитектура стиля отображение декоративного орнамент выполнен из обсидиана и оболочки инкрустированного в нарисованном Кантер набор поверхности при виде tezontle интерьера.

Самым удивительным аспектом великих мезоамериканских структур является отсутствие многих передовых технологий, которые, казалось бы, были необходимы для таких сооружений. Не имея металлических инструментов, мезоамериканская архитектура требовала в изобилии одного: рабочей силы. Тем не менее, помимо этого огромного требования, оставшиеся материалы, похоже, были легко доступны. Чаще всего они использовали известняк, который оставался достаточно пластичным, чтобы его можно было обрабатывать каменными орудиями во время добычи, и затвердевал только один раз, когда его вынимали из основания. Помимо структурного использования известняка, большая часть их раствора состояла из дробленого, обожженного и смешанного известняка, который имитировал свойства цемента и использовался так же широко для отделки штукатурки, как и для раствора. Однако более поздние усовершенствования в методах разработки карьеров уменьшили необходимость в этой штукатурке из известняка, поскольку их камни стали подходить совершенно идеально, но все же он оставался важным элементом в некоторых крышах со столбами и перемычками.

Обычным строительным материалом в центральной Мексике был тезонтл (легкая вулканическая порода). Дворцы и монументальные сооружения обычно делали из этого грубого камня, а затем покрывали лепниной или фанерой кантеры. Очень большие и богато украшенные архитектурные орнаменты были сделаны из прочной штукатурки (калк), особенно в регионе майя, где также использовался гидравлический известняковый цемент или бетон. В случае с обычными домами для строительства домов на каменном фундаменте использовались деревянные каркасы, саман и солома. Тем не менее, были обнаружены и экземпляры того, что кажется обычными домами из известняка. Здания обычно заканчивались высокими наклонными крышами, обычно построенными из дерева или соломы, хотя каменные крыши с такими высокими наклонами также используются редко.

Стили

Мегалитический

Стиль талуд-табличро, используемый во многих мезоамериканских пирамидах, и выдающаяся стилистическая особенность архитектуры Теотиуакано.

Архитектурная технология строительства, в которой используются большие блоки известняка, уложенные сухим способом (около 1 м × 50 см × 30 см), покрытые толстым слоем штукатурки. Этот стиль был распространен в низинах северных майя с доклассического периода до ранних частей раннего классицизма.

Талуд-Таблеро

Основная статья: Талуд-Таблеро

Пирамиды в Мезоамерике представляли собой платформенные пирамиды, и многие использовали стиль, называемый талуд-таблеро, который впервые стал распространенным в Теотиуакане. Этот стиль состоит из платформенной конструкции или «tablero» на вершине наклонного «талуда». Множество различных вариантов стиля талуд-таблеро возникло по всей Мезоамерике, по-разному развиваясь и проявляя себя в разных культурах.

Классические стили эпохи майя

Основная статья: архитектура майя Геометрический рисунок в стиле Пуук на стене великого храма Ушмаль.

Паленке, Тикаль, Копан, Тонина, арка с ребрами.

Стиль «тольтек»

Чичен-Ица, Тула Идальго, чакмулы, фигуры атлантов, рисунки Кецалькоатля.

Пуук

Основная статья: Пуук

Названная так в честь холмов Пуук, на которых этот стиль развивался и процветал во время последней части поздней классики и на протяжении всей Терминальной классики в низинах северных майя, архитектура Пуука состоит из облицовочных камней, нанесенных на бетонное ядро. Обычно строились два фасада, разделенные каменной грядой. Глухой нижний фасад образован плоскими ограненными камнями и перемежается дверными проемами. Верхняя перегородка богато украшена повторяющимися геометрическими узорами и иконографическими элементами, особенно характерными масками Чаака с изогнутыми носами. Также распространены резные колоннеты.

Технология

Угловая арка

Принцип «ложной» или скошенной арки состоит в том, чтобы построить ее без замкового камня, а просто с перекрытием ярусов блоков.

Мезоамериканские культуры никогда не изобрели краеугольный камень, и поэтому не могли построить настоящие арки, но вместо этого во всей их архитектуре использовалась «ложная» или арка Corbelled. Эти арки построены без центрирования и могут быть построены без опоры, регулярно соединяя горизонтальные ряды кладки стены. Этот тип арки выдерживает гораздо меньший вес, чем настоящая арка.

Прекрасный образец арки со скругленными краями из городища майя Ушмаль, Юкатан.

Тем не менее, недавняя работа инженера Джеймса О'Кона предполагает, что мезоамериканская «арка» технически вовсе не является аркой со скругленными углами, а представляет собой систему трапециевидных ферм. Более того, в отличие от арки с выступом, здесь используются не перекрывающиеся слои блоков, а монолитный бетон, часто поддерживаемый деревянными опорными балками. Компьютерный анализ показывает, что это структурно превосходит изогнутую арку.

Истинная арка

Такие ученые, как Дэвид Эккотт и Гордон Экхольм утверждают, что настоящие арки были известны в Месоамерике в доколумбовые времена; они указывают на различные примеры настоящих арок на стоянке майя в Ла-Мунеке, на фасаде Храма А в Нукуме, на два низких купола в Тажине в Веракрусе, на парилку в Чичен-Ице и на арку в Озтуме. В 2010 году робот обнаружил длинный проход с арочной крышей под пирамидой Кецалькоатля, которая находится в древнем городе Теотиуакан к северу от Мехико и датируется примерно 200 годом нашей эры.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО

Ряд важных археологических объектов, представляющих Месоамериканская архитектуру был отнесен к категории « объектов всемирного наследия » со стороны ЮНЕСКО.

Сальвадор

Гондурас

Гватемала

Мексика

Смотрите также

Примечания

дальнейшее чтение

внешние ссылки

  • СМИ, связанные с мезоамериканской архитектурой на Викискладе?
Последняя правка сделана 2024-01-02 08:12:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте