Макс Брод | |
---|---|
Брод в 1965 году | |
Родился | 27 мая 1884 г. Прага, Богемия, Австро-Венгрия (ныне Чехия ) |
Умер | 20 декабря 1968 г. (1968-12-20)(84 года) Тель-Авив, Израиль |
Гражданство | Израильский |
Альма-матер | Немецкий университет Карла-Фердинанда в Праге |
Занятие | Автор, композитор, журналист |
Супруг (а) | Эльза Тауссиг ( м. 1913 г.; див. 1942 г.) |
Макс Брод ( иврит : מקס ברוד ; 27 мая 1884 - 20 декабря 1968) был чешским немецкоязычным евреем, позже израильтянином, писателем, композитором и журналистом. Хотя он сам по себе был плодовитым писателем, его лучше всего помнят как друга и биографа писателя Франца Кафки. Кафка назвал Брода своим литературным душеприказчиком, приказав Брода сжечь его неопубликованные работы после его смерти. Брод отказался и вместо этого опубликовал произведения Кафки.
Макс Брод родился в Праге, которая тогда была частью провинции Богемия в Австро-Венгрии, ныне столицы Чешской Республики. В возрасте четырех лет у Брода диагностировали сильное искривление позвоночника, и он провел год в корригирующем ремне; несмотря на это, он всю жизнь был бы горбатым. Немецкоязычный еврей, он ходил в школу пиаристов вместе со своим другом на всю жизнь Феликсом Велчем, позже посещал гимназию Стефана, затем изучал право в немецком университете Карла-Фердинанда (который в то время был разделен на немецкий и чешский языки. университет; он учился в немецком) и окончил его в 1907 году, чтобы работать на государственной службе. С 1912 года он был явным сионистом (что он приписывал влиянию Мартина Бубера ), а когда Чехословакия стала независимой в 1918 году, он некоторое время занимал пост вице-президента Jüdischer Nationalrat. С 1924 года, уже состоявшийся писатель, он работал критиком в издании Prager Tagblatt.
В 1939 году, когда нацисты захватили Прагу, Брод и его жена Эльза Тауссиг бежали в Палестину. Он поселился в Тель-Авиве, где продолжал писать и 30 лет работал драматургом в « Хабиме», впоследствии израильском национальном театре. После смерти жены в 1942 году Брод опубликовал очень мало работ. Он очень сблизился с парой по имени Отто и Эстер Хоффе, регулярно отдыхая с ними и нанимая Эстер в качестве секретаря на многие годы; часто предполагается, что их отношения имели романтическое измерение. Позже он передал управление материалами Кафки, находящимися в его владении, Эстер в своем завещании. Кроме того, его поддерживал его близкий соратник Феликс Велч. Их дружба длилась 75 лет, от начальной школы пиаров в Праге до смерти Вельча в 1964 году. Брод умер 20 декабря 1968 года в Тель-Авиве.
В отличие от Кафки, Брод быстро стал плодовитым и успешным писателем, который в итоге опубликовал 83 названия. Его первый роман и четвертая книга в целом, Schloss Nornepygge ( Замок Норнепигге), опубликованные в 1908 году, когда ему было всего 24 года, были отмечены в берлинских литературных кругах как шедевр экспрессионизма. Эта и другие работы сделали Брода известной личностью в немецкоязычной литературе. В 1913 году вместе с Вельчем он опубликовал работу Anschauung und Begriff, которая сделала его более известным в Берлине, а также в Лейпциге, где работал их издатель Курт Вольф.
Он продвигал других писателей и музыкантов. Среди его протеже был Франц Верфель, с которым он позже поссорился, когда Верфель отказался от иудаизма в пользу христианства. Он также писал в разное время как за, так и против Карла Крауса, обращенного из иудаизма в католицизм. Его критическая поддержка будет иметь решающее значение для популярности оперы Ярослава Гашека « Бравый солдат Швейк», и он сыграл решающую роль в распространении опер Леоша Яначека.
Брод впервые встретился с Кафкой 23 октября 1902 года, когда оба были студентами Карлова университета. Брод прочитал лекцию об Артуре Шопенгауэре в немецком студенческом зале. Кафка, на год старше, обратился к нему после лекции и проводил его до дома. «Он был склонен участвовать во всех встречах, но до этого мы почти не считались друг с другом», - написал Брод. Тихого Кафки «было бы... трудно заметить... даже его элегантные, обычно темно-синие костюмы были незаметны и сдержанны, как он. более открыт, чем обычно, заполняя бесконечную дорогу домой, категорически не соглашаясь с моими слишком грубыми формулировками ".
С тех пор Брод и Кафка встречались часто, часто даже ежедневно, и оставались близкими друзьями до самой смерти Кафки. Кафка был частым гостем в доме родителей Брода. Там он встретил свою будущую девушку и невесту Феличе Бауэр, двоюродную сестру зятя Брода Макса Фридмана. После выпуска Брод некоторое время работал на почте. Относительно короткие рабочие часы дали ему время начать карьеру искусствоведа и писателя-фрилансера. По тем же причинам Кафка устроился на работу в страховое агентство, занимающееся страхованием рабочих от несчастных случаев. Брод, Кафка и его близкий друг Феликс Велч составляли так называемый «enge Prager Kreis» или «тесный пражский круг».
В течение жизни Кафки Брод неоднократно пытался убедить его в своих писательских талантах, в которых Кафка хронически сомневался. Брод подтолкнул Кафку к публикации своей работы, и, вероятно, благодаря Броду он начал вести дневник. Брод пытался, но безуспешно, организовать общие литературные проекты. Несмотря на их неспособность писать в тандеме - которая проистекала из противоречия литературной и личной философии - они смогли опубликовать одну главу из попытки путешествовать в мае 1912 года, для которой Кафка написал введение. Он был опубликован в журнале Herderblätter. Брод убедил своего друга завершить проект несколько лет спустя, но усилия были напрасны. Даже после брака Брода с Эльзой Тауссиг в 1913 году он и Кафка оставались ближайшими друзьями и доверенными лицами друг друга, помогая друг другу в проблемах и жизненных кризисах.
После смерти Кафки в 1924 году Брод был управляющим имением. Хотя Кафка поставил условие, что все его неопубликованные работы должны быть сожжены, Брод отказался. Он оправдал этот шаг, заявив, что, когда Кафка лично сказал ему сжечь свою неопубликованную работу, Брод ответил, что он категорически откажется, и что «Францу следовало назначить другого исполнителя, если он был абсолютно и окончательно определен, что его инструкции должны оставаться в силе». Еще до того, как была обнародована хотя бы одна строка из самых знаменитых произведений Кафки, Брод уже хвалил его как «величайшего поэта нашего времени», ставя в один ряд с Гете или Толстым. Поскольку работы Кафки были опубликованы посмертно ( «Испытание» вышло в 1925 году, за ним последовали «Замок» в 1926 году и « Америка» в 1927 году), эта ранняя положительная оценка была подкреплена более общей критикой.
Когда Брод бежал из Праги в 1939 году, он взял с собой чемодан бумаг Кафки, многие из которых были неопубликованными заметками, дневниками и зарисовками. Хотя некоторые из этих материалов позже были отредактированы и опубликованы в 6 томах собрания сочинений, многие из них остались неизданными и вошли в литературное наследие Брода. После его смерти эта сокровищница материалов была передана Эстер Хоффе, которая хранила большинство из них до своей смерти в 2007 году (одна оригинальная рукопись «Процесса» была продана на аукционе в 1988 году за 2 миллиона долларов). Из-за определенной неясности в отношении желаний Брода вопрос о надлежащем размещении материалов был предметом судебного разбирательства. С одной стороны, была Национальная библиотека Израиля, которая утверждала, что Брод передал свое литературное имение (и документы Кафки) Эстер в качестве исполнителя своего фактического намерения передать эти документы учреждению. На другой стороне были дочери Эстер, которые утверждали, что Брод передал документы их матери как чистое наследство, которое должно быть их. Сестры объявили о своем намерении продать материалы Музею современной литературы в Марбахе, Германия, однако Верховный суд Израиля вынес решение в пользу Национальной библиотеки Израиля.
Музыкальные произведения Брода малоизвестны даже по сравнению с его литературными произведениями. В их число входят песни, произведения для фортепиано и музыкальные произведения к его пьесам. Он перевел на немецкий язык некоторые оперы Бедржиха Сметаны и Леоша Яначека и написал первую книгу о Яначеке (впервые опубликованную на чешском языке в 1924 году). Он написал исследование Густава Малера, Beispiel einer deutsch-jüdischen Symbiose, в 1961 году. Макс изучал оркестровку под руководством Александра Урия Босковича.
В 1948 году Брод был удостоен Бялик премии за литературу. В 1965 году Брод был награжден Почетным подарком Общества Генриха Гейне в Дюссельдорфе, Германия. В 1965 году он был награжден Австрийской наградой за науку и искусство и стал первым гражданином Израиля, удостоенным этой награды.