Масамунэ

редактировать
Для использования в других целях, см Масамунэ (значения).
Масамунэ
正宗
Masamune Portrait.jpg Портрет Масамунэ
Личная информация
Родился c. 1264 Япония
Умер 1343 (79 лет)
Дети 1, Хикоширо Садамуне
Занятие Кузнец
Под влиянием
  • Чоги
  • Канемицу
  • Шизу Сабуро Канэудзи
  • Кинджу
  • Кунисигэ
  • Kunitsugu
  • Saemonzaburo
  • Саэки Норишиге
  • Go Yoshihiro
  • Наоцуна
  • Хиромицу
  • Садамун
  • Акихиро

Масамунэ (正宗), известный также как Горо Nyūdō Масамунэ (五郎入道正宗, священник Горо Масамунэ, c.1264-1343), был средневековый японский кузнец, который широко известен как величайший Японии мечей. Он создал мечи и кинжалы, известные в Японии как тати и танто соответственно, в школе Сосю. Тем не менее, многие из его кованых тати были превращены в катаны путем обрезания танга ( накаго) в более поздние времена. По этой причине его единственные существующие работы - это катана и танто. Точные даты жизни Масамунэ неизвестны. Принято считать, что он сделал большую часть своих мечей между 1288 и 1328 годами. В некоторых легендах его фамилия упоминается как Окадзаки, но некоторые эксперты полагают, что это выдумка для повышения статуса семьи Токугава.

Считается, что Масамунэ работал в провинции Сагами в течение последней части периода Камакура (1288–1328), и считается, что он обучался у мастеров меча из провинций Бидзен и Ямасиро, таких как Сабуро Кунимунэ, Аватагути Куницуна и Синтого Кунимицу. Он был отцом Хикоширо Садамунэ, также известного мастера Сошу.

Награда для мастеров меча под названием «Приз Масамунэ» вручается на японском конкурсе по изготовлению мечей. Хотя он не присуждается каждый год, он вручается мастеру мечей, создавшему исключительное произведение.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Стиль
  • 2 легенды о Масамунэ и Мурамасе
  • 3 студента
    • 3.1 Великое Дзюттецу
      • 3.1.1 Чоги
      • 3.1.2 Канемицу
      • 3.1.3 Сизу Сабуро Канэудзи
      • 3.1.4 Кинджу
      • 3.1.5 Кунисигэ
      • 3.1.6 Куницугу
      • 3.1.7 Saemonzaburo
      • 3.1.8 Саэки Норишиге
      • 3.1.9 Го Ёсихиро
      • 3.1.10 Наоцуна
    • 3.2 Другие студенты
  • 4 меча
    • 4.1 Хондзё Масамунэ
    • 4.2 Фудо Масамунэ
    • 4.3 Мусаси Масамунэ
    • 4.4 Хочо Масамунэ
    • 4.5 Котегири Масамунэ
    • 4.6 Масамунэ в библиотеке Гарри С. Трумэна
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
Стиль

Мечи Масамунэ имеют репутацию превосходной красоты и качества, замечательного в те времена, когда сталь, необходимая для изготовления мечей, часто была нечистой. Считается, что он принес к совершенству искусства « NIE » (錵, мартенситные кристаллы, внедренные в перлитной матрице, как полагают, напоминают звезды в ночном небе).

Масамунэ учился у Синтого Кунимицу и делал клинки в сугухе (прямая линия закалки ), но он сделал notare hamon, где поверхность на передней кромке клинка медленно волнообразна в месте закалки. Есть также несколько клинков с ко-мидаре (небольшие неровности), стиль, который, по-видимому, был скопирован из стилей Старого Бидзэн и Провинции Хоки. Для его работ характерны поразительные чики (темные линии, следующие за рисунком зерна в стали над хамоном), кинсудзи (линии ниэ в форме молнии) и ни (кристаллы мартенсита, встроенные в перлитную матрицу).

Мечи, созданные Масамунэ, часто упоминаются по имени кузнеца (как и в случае с другими произведениями искусства), а также часто с именем отдельного меча. «Хондзё Масамунэ», символ сёгуната Токугава, переданный от сёгуна к сёгуну, является, пожалуй, самым известным мечом Масамунэ.

Подписанные работы Масамунэ редки. Примеры «Фудо Масамунэ», «Кьёгоку Масамунэ» и «Дайкоку Масамунэ» принимаются как его подлинные работы. Судя по его стилю, он был активен с конца периода Камакура до периода Нанбоку-тё.

Его мечи являются наиболее часто цитируемыми среди тех, которые перечислены в Kyoho Meibutsu Cho, каталог превосходных мечей в коллекциях даймё редактируемых во время Kyoho эрх семей Hon'ami меча оценщиков и полировальных. Каталог был создан по приказу Токугава Ёсимунэ из сёгуната Токугава в 1714 году и состоит из трех книг. Первая книга, известная как « Нихон сансаку», представляет собой список трех величайших мастеров меча в глазах Тоётоми Хидэёси, включая Этчу Мацукура Го Уманосукэ Ёсихиро, Аватагути Тосиро Ёсимицу, и перечисляет 41 клинок Масамунэ. В трех книгах перечислены шестьдесят одно лезвие Масамунэ. Для Масамунэ указано гораздо больше клинков, чем для двух следующих кузнецов, вместе взятых. Известно, что Хидэёси любил мастеров мечей Сошу, что может объяснить это. Треть всех перечисленных мечей - это клинки Сошу, созданные многими из величайших мастеров Сошу, включая учеников Масамунэ.

Легенды Масамунэ и Мурамаса

Легенда повествует об испытании, когда Мурамаса бросил вызов своему учителю Масамунэ, чтобы узнать, кто может сделать меч лучше. Они оба работали не покладая рук, и когда оба меча были готовы, они решили проверить результаты. Соревнование заключалось в том, чтобы каждый подвесил лезвия в небольшом ручье так, чтобы лезвие было обращено против течения. Меч Мурамаса, Джуучи Ёсаму (十 千 夜寒, «10 000 холодных ночей») рассекал все, что попадалось ему на пути; рыба, листья плывут по реке, тот самый воздух, который на нее дул. Очень впечатленный работой своего ученика, Масамунэ опустил свой меч Яваракай-тэ (柔 ら か い 手, «Нежные руки») в поток и терпеливо ждал. Обрезались только листья. Однако рыба подплыла прямо к нему, и воздух зашипел, когда он мягко дул лезвием. Через некоторое время Мурамаса начал насмехаться над своим хозяином за его очевидное отсутствие навыков в изготовлении своего меча. Улыбаясь про себя, Масамунэ вытащил свой меч, высушил его и вложил в ножны. Все это время Мурамаса ругал его за неспособность его меч что-либо разрезать. Монах, наблюдавший за всем испытанием, подошел и низко поклонился двум мастерам меча. Затем он начал объяснять увиденное.

Первый из мечей был, по общему мнению, прекрасным мечом, однако это кровожадный, злой клинок, поскольку он не различает, кого или что он будет резать. Это может быть с тем же успехом рубить бабочек, как отрубать головы. Второй был, безусловно, лучшим из двух, поскольку он не лишал напрасно того, что невинно и недостойно.

В другом рассказе истории оба лезвия одинаково хорошо срезали листья, опадающие по течению реки, но листья прилипали к лезвию Мурамаса, тогда как они проскальзывали мимо Масамунэ после того, как были разрезаны. В качестве альтернативы, оба листа были разрезаны, но те, которые были разрезаны лезвием Масамунэ, восстанавливались по мере движения вниз по течению. Еще одна версия описывает листья, разрезанные лезвием Мурамаса, в то время как листья отталкиваются лезвием Масамунэ, а в другой снова листья разрезаются лезвием Мурамаса и исцеляются лезвием Масамунэ.

В еще одной истории Мурамаса и Масамунэ призвали сделать мечи для сёгуна или императора, и готовые мечи держали в водопаде. Результат такой же, как и в других историях, и мечи Масамунэ считаются священными мечами. В одной из версий истории Мурамаса убивают за создание злых мечей.

Хотя все известные легенды о том, что эти двое когда-либо встречались, исторически невозможны, оба кузнеца широко считаются символами своих эпох.

Студенты
Масамунэ выковывает катану с помощником (укиё-э)

Считается, что Масамунэ обучил множество кузнецов мечей; Известно 15, 10 из которых считаются Дзюттэцу или «Десятью известными учениками» или «10 великими учениками Масамунэ».

Великое Дзюттецу

Чоги

(備 州長 船 住 長 義 作 - Бишу Осафуне Джу Нагайоши Саку) (備 州 國 長 船 住 長 義 - Бидзэн Куни Осафуне Джу Нагайоши) Хотя, вероятно, не является прямым учеником Масамунэ из-за дат, когда он занимался ковкой, на его работы большое влияние оказал Масамунэ. работа и традиция Сошу, а также работа мастеров меча Соден Бизен. Хотя иероглифы кандзи произносятся по-японски как «нагайоши», по соглашению для этого кузнеца и нескольких других (реже для его ученика Каненага, произносится на языке японского языка) используется онъёми (китайско-японское чтение). он'ёми как «Кенчо»).

Канемицу

(備前國長船住兼光-Bizen Куни Osafune Ju Kanemitsu) (備前長船住兼光-Bishu Osafune дзю Kanemitsu) (備前國長船住左衛門尉藤原兼光-Bizen нет Куни Osafune дзю Saemonjo Fujiwara Kanemitsu) Считается, что создали некоторые из самые острые мечи, когда-либо известные, он является одним из горстки кузнецов, получивших оценку Сай-дзё О-вазамоно (великий мастер большой остроты) со знаменитыми мечами по имени Кабутовари (Резак для шлемов), Исикири ( Резчик по камню) и Теппокири (Резак для оружия). передано в трудах Фудзиширо. Канемицу производил мечи, которыми пользовались известные мужчины и генералы. Скорее всего, Масамунэ не обучал его напрямую, но находился под влиянием Сошу, создавая мечи в дополнение к тому, что он был лидером революции Соден Бидзен.

Шизу Сабуро Канэудзи

(兼 氏 —Kaneuji) Жил в провинции Ямато, прежде чем отправиться в Мино, чтобы учиться у Масамунэ, где его стиль радикально изменился. Его мечи больше всего похожи на мечи Масамунэ и довольно часто путают с его. История школы Мишина восходит к Канэудзи и Масамунэ.

Кинджу

(金 重) Кинджу, как и Чоги, по традиции произносится на онъёми. Он также известен как Канешиге, используя японское произношение своего имени. Он и Канэудзи - основатели стиля Мино. Он был монахом в Seisen-дзи в Цуруга и привел к созданию Этидзэно swordmaking как Kuniyuki, двигаясь в Мин во времена ряего (1338-1342), создающего Секи традицию.

Кунисигэ

(長 谷 部 国 重 - Хасебе Кунисигэ) Создал школу Хасебе по производству мечей в стиле второго периода Сошу и Ямасиро. Некоторые считают, что его мечи приравниваются к Акихиро и Хиромицу. Он создал Хешикири Хасебе (Сильный резак), внесенный в список Киохо Мейбуцу Чо, принадлежащий Тоётоми Хидэёси, а затем Ода Нобунага. На нем есть инкрустированная золотом инкрустация Хонами Котоку, называемая Кинзоган (金 象 嵌). Сегодня меч является семейной реликвией Курода Даймё Ке. Меч получил свое название от истории о том, как Ода Нобунага вытащил его, чтобы разрезать стол, чтобы убить Каннаи, мастера чая, который предал его.

Kunitsugu

(来源 国 次 - Рай Минамото Куницугу) Также известен под именем Камакура Рай, поскольку он внук Рай Куниюки. В его работах прослеживается влияние традиций Сошу и Ямасиро.

Saemonzaburo

(左 —Sa) (筑 州 左 —Chikushu Sa) (筑 前 國 住 左 —Chikuzen no Kuni ju Sa) Считается, что он носит имя Ясуёси, но подписал свою работу, используя первые две буквы своего имени. Некоторые считают его одним из величайших учеников Масамунэ. Помимо того, что он был мастером мечей Сошу, он также создал традицию Чикудзэн.

Саэки Норишиге

(則 重 - Норисигэ, 佐伯 - Саэки) Исторически считается одним из лучших учеников Масамунэ, он причислен к Дзюттецу. Однако текущие исследования показывают, что он был старшим учеником Масамунэ, младшим Юкимицу, под руководством великого учителя Синтого Кунимицу. Он, как и Го, родом из провинции Этчу и известен как единственный кузнец, овладевший стилем мацукава-хада (сталь с узором коры сосны), что делает его работу уникальной.

Go Yoshihiro

(郷 (江) - Go, 義 弘 - Yoshihiro) Из-за его смерти в возрасте 27 лет работ этого кузнеца существует очень мало. Известных подписанных работ не существует. Считается, что его звали Го Ёсихиро или просто Го - название города, из которого он приехал. Помимо того, что он кузнец мечей Сошу, он является членом традиции Этчу. Считается, что он имеет высшее мастерство в ковке мечей среди Масамунэ Дзюттэцу [2].

Наоцуна

(石 州 出 羽 直 綱 作 - Сэкишу Идзува Наоцуна Саку) (直 綱 作 - Наоцуна Саку) Существует множество теорий, что он, возможно, на самом деле был учеником Саэмондзабуро среди других. Многие считают, что на его творчество повлиял Сошу (相 州), даже если Масамунэ не учил его напрямую, на него также повлиял стиль Соден Бидзен (備 前) и стиль провинции Ивами (石 州).

Другие ученики

  • Хиромицу (相 模 國 住 人 廣 光 - Сагами Куни Дунин Хиромицу): Вместе с Акихиро возник второй период стиля Сошу.
  • Хикоширо Садамунэ : ученик и сын или приемный сын Масамунэ. Как и его отец, он не оставил подписанных работ, но считается бесподобным в традиции Сошу после Масамунэ. Садамун был немного менее опытным, чем его великий отец.
  • Акихиро (相 州 住 秋 廣 - Сошу Дзю Акихиро) (相 模 國 住 人 秋 廣 - Сагами Куни Хунин Акихиро): непосредственный ученик Масамунэ вместе с Хиромицу отвечал за усовершенствование стиля Сошу для создания второго периода Сошу.
Мечи

Многие из его поддельных татей были сделаны в катаное резании хвостовика ( Nakago) в более поздние времена. По этой причине его единственные существующие работы - это катана и танто. Таким образом, вырезание привкуса старого тачи и переделка его в катану в соответствии с популярностью катаны называлось сурьягэ, что было обычным явлением в истории Японии.

Катана по прозвищу Канзе Масамунэ в Токийском национальном музее. Национальное достояние. Катана по прозвищу Цугару Масамунэ в Токийском национальном музее. Национальный клад. Катана по прозвищу Исида Масамунэ в Токийском национальном музее ранее принадлежала Исида Мицунари. Важное культурное достояние Танто Хьюги Масамунэ, 24,8 см, Масамунэ без подписи, ранее принадлежал Исиде Мицунари, который передал его своему зятю; Танто был украден во время битвы при Сэкигахара Мизуно Кацусигэ, губернатором провинции Хьюга периода Камакура, Мемориальный музей Мицуи, Токио. Национальный клад. Танто Масамунэ

Хондзё Масамунэ

Хондзё Масамунэ представлял сёгуната Токугава в течение большей части периода Эдо и передавались от одного Shogun к другому. Это один из самых известных мечей, созданных Масамунэ, и считается одним из лучших когда-либо созданных японских мечей. В 1939 году он был признан национальным достоянием Японии ( Кокухо).

Название Хондзё, вероятно, произошло из-за связи меча с генералом Хондзё Сигенага (1540-1614), который получил меч после битвы в 1561 году. Сигенага был атакован Уманосукэ, у которого уже было несколько трофейных голов. На Сигенага напали Хондзё Масамунэ, который расколол его шлем, но он выжил и забрал меч в качестве приза. На клинке было несколько сколов, оставшихся после великой битвы, но его все еще можно было использовать. Он хранился у Сигенага до тех пор, пока его не отправили в замок Фусими около 1592 года.

Позже Сигенага был вынужден продать меч Тоётоми Хидэцугу, племяннику и слуге Тоётоми Хидэёси. Он был куплен за 13 май 13 бан, что составляло 13 больших золотых монет. Позже клинок был оценен в Kyoho Meibutsu Cho в 1000 Mai. Затем он достался Тоётоми Хидэёси, Симадзу Ёсихиро, снова Хидэёси, Токугаве Иэясу, Токугаве Ёринобу и, наконец, Токугаве Иэцуна. Он остался в ветви Кии (紀 伊) семьи Токугава, и это владение продолжалось после падения сёгуната Токугава (1868 г.). Последним известным владельцем был Токугава Иемаса в конце Второй мировой войны.

В период оккупации Соединенных Штатов в конце Второй мировой войны производство нихонто с краями было запрещено, за исключением случаев, когда это было разрешено полицией или правительством. Американцы потребовали сдать все мечи Иностранной ликвидационной комиссии. Токугава Иемаса сдал Хондзё Масамунэ и 13 других мечей, являющихся «ценными реликвиями», в полицейский участок в Медзиро в декабре 1945 года.

В январе 1946 года полиция Меджиро передала мечи человеку, идентифицированному как «сержант Колди Бимор» (возможно, искаженное фонетическое написание имени этого человека) из Комиссии по ликвидации иностранцев AFWESPAC (армейские силы, Западная часть Тихого океана). В эпизоде экспедиции Unknown, Джош Гейтс отправился в Японию в поисках Хондзё Масамунэ и узнал, что там не было никаких записей в «Sgt. Колди Бимор», указанную получили меч. Хондзё Масамунэ - самый важный из пропавших без вести японских мечей, и его текущее местонахождение остается неизвестным. Существуют лишь расплывчатые теории о местонахождении меча.

Фудо Масамунэ

Это один из немногих клинков, подписанных Масамунэ, который не подлежит сомнению относительно подписи. Он был куплен Тоётоми Хидэцугу в 1601 году за 500 кан и передан Сёгуну Иэясу, а от него - Маэде Тосии. Маэда Тосицунэ снова представил его сёгуну, возможно, после выхода на пенсию. Позже меч был передан среди Овари Токугава. Этот клинок представляет собой танто (кинжал) примерно 25 см (8 сун 6.5 бул) с резьбой корней на стороне омотэ (передняя, ​​внешняя кромка). У него также есть канавки, похожие на палочек для еды (g omabashi護 摩 箸) на спине и дракона на ура- части клинка ( kurikara倶 利伽羅). На клинке выгравировано изображение Фудо Мё-ō, буддийского божества, давшего этому клинку название.

Фудо Масамунэ - один из немногих сохранившихся клинков, которые, как известно наверняка, были изготовлены и подписаны легендарным мастером мечей, а с начала 1600-х годов он принадлежал ветви Овари клана Токугава. Он предназначен в первую очередь для колющих ударов, но с острой кромкой, что позволяет использовать его также и для рубящих ударов.

Мусаси Масамунэ

Своеобразная работа Масамунэ, когда-то находившаяся во владении сёгуната Токугава через домен Кии и подаренная основной линии семьи Токугава в Эдо в расцвете сил. По окончанию Токугавы эры, отмеченное БАКУМАЦУ, то Musashi Масамунэ был представлен как подарок Токугава Iesato в честь Ямаок Тесша усилий «s для облегчения мирных переговоров с Кацем Kaishu к Саему Такамори, избавляя Эдо от войны и бесполезного разрушения; однако Ямаока был смирен, получив такой шедевр, и передал его государственному деятелю Ивакура Томоми. Вскоре, увидев, что он переходил из рук в руки на протяжении 20-го века, Мусаси Масамунэ наконец добрался до Нихон Бидзюцу Токен Хозон Кёкай в 2000 году Мотоо Оцуясу. Мусаси Масамунэ - это тати размером 74 см (2 кораи-сяку, 1 солнце, 4,2 булочки), и, как было отмечено, он обладает почти всеми характеристиками характерных черт Масамунэ; Хотя обсуждается, что его о-киссаки не соответствует его стилю, его сравнивают с лезвиями, сделанными в его более позднюю карьеру, что показывает переход стилей Камакура в эпоху Нанбокучо. Ходят слухи, что, хотя клинок назван в честь провинции Мусаси, где находится Эдо и нынешний Токио, его происхождение связано с тем, что когда-то он принадлежал Миямото Мусаси, который считается самым известным фехтовальщиком Японии. Меч классифицируется как национальное достояние Японии мейбуцу.

В 2000 году этот меч был приобретен Обществом Сохранения Мечей Японского Искусства при содействии Мотоо Оцуясу.

Хочо Масамунэ

«Хоучоу» Масамунэ относится к любому из трех особых и необычных танто, приписываемых Масамунэ. У этих танто широкое тело, в отличие от его обычной стройной и элегантной работы, что делает их очень похожими на японский кухонный нож. На одном из трех лезвий вырезано гомабаси ( сукаси). Он был восстановлен примерно в 1919 году и продан примерно за 10 хики (определенное количество мес ); В то время это стоило примерно 14 центов США, что означало, что цена была очень низкой.

Все три были выставлены в Художественном музее Токугава.

Котегири Масамунэ

Котегири означает «резак котэ». В этом случае котэ - это сокращенное слово юготэ (弓 籠 手), предметы самурая, вооруженные пальцем для использования лука. Это название происходит от эпизода, который Asakura Ujikage сократить противодействующую самурая yugote в битве Тодзи в Киото. Ода Нобунага завладел этим мечом и сократил его до нынешней длины. В 1615 году он перешел к клану Маэда, который в 1882 году подарил его императору Мэйдзи, известному коллекционеру мечей.

Масамунэ в библиотеке Гарри С. Трумэна

Масамунэ был подарен президенту Гарри С. Трумэну вскоре после Второй мировой войны. Он расположен в Президентской библиотеке и музее Гарри С. Трумэна.

Смотрите также
использованная литература
  1. ^ a b c d e "Масамунэ". Японское общество меча США (JSSUS). Архивировано из оригинальных 27 сентября 2007. Его сын по крови или усыновлению Sadamune, и лишь немногим менее искусен, чем его великий отец.
  2. ^ Fujishiro, Yoshio; Фудзиширо Мацуо (1935). Nihon Toko Jiten. п. 386.
  3. ^ а б 相 州 伝 の 名 工 「正宗」. Нагойский музей японского меча Touken World.
  4. ^ Fujishiro, Yoshio; Фудзиширо Мацуо (1935). Nihon Toko Jiten. п. 387.
  5. ^ Японский меч Создание конкуренции Archived 16 января 2007 года, в Вайбак машины MIYAIRI ШКОЛЫ В архиве 16 января 2007, в Wayback Machine
  6. ^ Тело и душа: Интервью с мастером Miyairi Норихиро мечей
  7. ^ a b c d http://internal.tbi.net/~max/ff9ref2.htm История Масамунэ, Джим Курраш. Архивировано 28 апреля 2007 г., в Wayback Machine.
  8. Масамунэ - Его работа, его слава и его наследие (PB)
  9. Японское общество меча США
  10. ^ [1]
  11. ^ Школа Мишина
  12. ↑ Кентаро, Йошикава. "Ура Нихон но Токо". Nihontocraft. Проверено 1 октября 2018 года.
  13. ^ 日本 刀 鑑賞 の ポ イ ン ト 「日本 刀 の 姿」 Nagoya Touken Museum Touken World
  14. ^ Эта японская реликвия исчезла после Второй мировой войны и никогда не была найдена
  15. Масамунэ, японский кузнец 13-го века, о котором ходили легенды
  16. ^ «Эпическая сага о величайшем когда-либо созданном самурайском мече». Винтажные новости. 20 ноября 2018. Проверено 28 августа 2020.
  17. ^ "Лучшие японские мечи:". Японские акценты. 30 июня 2017. Проверено 28 августа 2020.
  18. ^ Kanban: традиционный магазин Признаки Японии
  19. ↑ Джош Гейтс
  20. Масамунэ, японский кузнец 13-го века, о котором ходили легенды
  21. ^ Джим Kurrach, Хондзё Масамунэ и важное упущено Nihonto, японский меч общество бюллетеня Южной Калифорнии, 1996
  22. ^ Kanban: традиционный магазин Признаки Японии
  23. ^ ИСТОРИЯ МАСАМУНЭ
  24. ^ Fudo Масамунэ
  25. ^ Горо Nyudo Масамунэ
  26. ^ https://markussesko.com/2013/02/27/the-musashi-masamune-one-blade-four-oshigata/ Мусаси Масамунэ - один клинок, четыре ошигата
  27. ^ Легендарные японские мечи
  28. Сайт, содержащий фотографии его клинков и портрет Масамунэ.
  29. ^ Легендарные японские мечи
  30. ^ Zukai Nihonto Джитен. Kabushiki kaisha Gakushuu Kenkyujo. 2007. с. 282. ISBN.   4-05-403276-1.
  31. ^ Сюзанна П. Коул (2011-04-17). «Редкий самурайский меч был подарком Гарри С. Трумэну». Канзас-Сити Стар.
  32. ^ "Меч Масамунэ в библиотеке Трумэна". themuseumfreak.wordpress.com. Музейный урод. Проверено 2 января 2015 года.

Наттолл, Зелия. «Самые ранние исторические отношения между Мексикой и Японией, из оригинальных документов, сохранившихся в Испании и Японии». (1906 г.) https://archive.org/details/earliesthistoric00nuttrich

Последняя правка сделана 2024-01-01 09:56:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте