В кузнечном деле, hamon (刃 文, hamon) (от японский, буквально «узор лезвия») - это визуальный эффект, создаваемый на лезвии в процессе закалки. Хамон - это очертание закаленной зоны (якиба), которая содержит режущую кромку (ha). Лезвия, изготовленные таким образом, известны как дифференцированно закаленные, с более твердой режущей кромкой, чем стержень (mune) (например: стержень 40 HRC против кромки 58 HRC). Эта разница в твердости возникает в результате нанесения глины на лезвие (цучиоки) перед процессом охлаждения (закалка ). Меньшее количество глины или ее отсутствие позволяет краю остывать быстрее, делая его более твердым, но более хрупким, в то время как большее количество глины позволяет медленнее остывать центру (хира) и позвоночнику, таким образом сохраняя его упругость.
Хамон очерчивает переход между область более твердой мартенситной стали на краю лезвия и более мягкой перлитной стали в центре и на тыльной стороне меча. Эта разница в твердости и есть цель процесса; внешний вид - это чисто побочный эффект. Однако эстетические качества хамона весьма ценны - не только как доказательство того, что обработка дифференцированно отверждалась, но и с точки зрения его художественной ценности - а узоры могут быть довольно сложными.
Многие современные репродукции не имеют натурального хамона, потому что они тщательно закалены из моностали; внешний вид хамона воспроизводится с помощью различных процессов, таких как кислотное травление, пескоструйная обработка или более грубые методы, такие как чистка проволочной щеткой. Некоторые современные репродукции с натуральными хамонами также подвергаются кислотному травлению, чтобы усилить видимость хамонов. Настоящий хамон легко отличить по наличию «ниои» - яркой крапчатой линии шириной в несколько миллиметров, следующей по длине хамона. Nioi обычно лучше всего рассматривать под большим углом, и его нельзя подделать травлением или другими методами. При просмотре через увеличительную линзу, nioi выглядит как блестящая линия, состоящая из множества ярких зерен мартенсита, окруженных более темным и мягким перлитом.
Согласно легенде, Амакуни Ясуцуна разработал процесс дифференцированной закалки клинков примерно в 8 веке нашей эры. Император возвращался с битвы со своими солдатами, когда Ясуцуна заметил, что половина мечей сломана:
Амакуни и его сын Амакура собрали сломанные клинки и осмотрели их. Они были полны решимости создать клинок, который не сломался бы в бою, и заперлись в уединении на 30 дней. Когда они появились, они несли с собой изогнутый клинок. Следующей весной была еще одна война. Снова вернулись солдаты, только на этот раз все мечи остались нетронутыми, и император улыбнулся Амакуни.
Хотя невозможно установить, кто на самом деле изобрел эту технику, уцелевшие клинки Ясуцуны примерно в 749–811 годах нашей эры предполагают, что, по крайней мере, Ясуцуна помог установить традицию дифференцированной закалки лезвий.