Мария Юдина Мари́я Вениами́новна Ю́дина | |
---|---|
Мария Юдина | |
Исходная информация | |
Имя при рождении | Мария Вениаминовна Юдина |
Родился | 9 сентября [ OS 28 августа] 1899 г. Невель, Витебская губерния, Российская Империя |
Умер | 19 ноября 1970 г. (1970-11-19)(71 год) Москва, Советский Союз |
Инструменты | Пианино |
Мария Вениаминовна Юдина ( русский : Мари́я Вениами́новна Ю́дина, Мария Вениаминовна Юдина ; 9 сентября [ OS 28 августа] 1899-19 ноября 1970) была советской пианисткой.
Мария Юдина родилась в еврейской семье в Невеле, Витебской губернии, Российской империи. Она была четвертым ребенком Вениамина Юдина, известного физиолога и судебно-медицинского эксперта, и его первой жены Раисы Яковлевны Юдиной (урожденной Златина; 1868–1918). Юдина училась в Петроградской консерватории у Анны Есиповой и Леонида Николаева. Она также кратко обучалась в частном порядке у Феликса Блюменфельда. Среди ее одноклассников были Дмитрий Шостакович и Владимир Софроницкий. В 1921–22 Юдина посещала лекции на историко-филологическом факультете Петроградского университета и, как следствие, закончила богословское образование после того, как в 1919 году уже перешла из иудаизма в православную веру.
После окончания Петроградской консерватории Юдину пригласили преподавать в ней, чем она и занималась до 1930 года, когда ее уволили из учреждения за религиозные убеждения. После нескольких лет безработицы и бездомного Юдина была приглашена преподавать по классу фортепиано в Тбилисской государственной консерватории в 1932–1933 годах. В 1936 году по предложению Генриха Нейгауза Юдина поступила на фортепианный факультет Московской консерватории, где преподавала до 1951 года. С 1944 по 1960 год Юдина преподавала в Институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) класс камерного ансамбля и вокала. В 1960 году Юдина была уволена из Института Гнесиных из-за ее религиозных взглядов и пропаганды современной западной музыки. Она продолжала выступать на публике, но ее сольные концерты были запрещены к записи. После инцидента во время одного из ее сольных концертов в Ленинграде, когда она читала со сцены стихи Бориса Пастернака на бис, Юдиной запретили выступать на пять лет. В 1966 году, когда запрет был снят, она прочла цикл лекций о романтизме в Московской консерватории.
Согласно ничем не подтвержденной истории из книги Соломона Волкова « Свидетельство», которая якобы представляет воспоминания Шостаковича, однажды ночью 1944 года Сталин услышал по радио исполнение Концерта № 23 Моцарта для фортепиано с оркестром в исполнении Юдиной и попросил копию.. Поскольку это была прямая трансляция, чиновники разбудили Юдину, отвезли ее в студию звукозаписи, где быстро был собран небольшой оркестр, и заставили ее записать концерт посреди ночи; единственный экземпляр был отжат с матрицы и передан Сталину. В другом апокрифическом рассказе она была удостоена Сталинской премии и пожертвовала ее денежную часть Русской православной церкви для молитв за грехи Сталина. Но существующая запись концерта Моцарта с Александром Гауком датируется 1948 годом, поэтому дата 1943/1944 может быть ошибочной.
Хотя Юдина не критиковала открыто каких-либо политических деятелей или советскую систему в целом, она оставалась верной своим религиозным убеждениям. Она умерла в Москве в 1970 году.
Игра Юдиной отличалась большой виртуозностью, духовностью, силой и интеллектуальной строгостью, с весьма своеобразным стилем и тональностью. Святослав Рихтер так отзывался о ее игре:
Она была безмерно талантливой и ярой сторонницей музыки своего времени: она играла Стравинского, которого она обожала, Хиндемита, Кренека и Бартока в то время, когда эти композиторы были не только неизвестны в Советском Союзе, но и были фактически запрещены. И когда она играла романтическую музыку, это было впечатляюще - за исключением того, что она не играла то, что было написано. « Weinen und Klagen» Листа была феноменальной, но си-бемоль мажор Шуберта соната, привлекающая как интерпретация, была полной противоположностью того, чем она должна была быть, и я помню исполнение Второго ноктюрна Шопена, которое было таким героическим. что он больше не звучал как фортепьяно, а как труба. Это был уже не Шуберт или Шопен, а Юдина.
Среди ее друзей были Шостакович, Пастернак (впервые прочитавший свой роман « Доктор Живаго» на квартире Юдиной еще в феврале 1947 года), Осип Мандельштам, Михаил Бахтин, Пьер Сувчинский, Пьер Булез и Карлхайнц Штокхаузен.
Благодаря усилиям друзей Юдиной в России, в частности Анатолия Кузнецова, письма и сочинения Юдиной были опубликованы в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Было несколько попыток пополнить набор записей Юдиной.
Юдина сыграла героиню романа Алексея Лосева « Женщина-мыслитель». Порочная героиня, созданная Лосевым, была женщиной-музыкантом, которая исповедовала философию, но придерживалась более низких стандартов. Роман был подвергнут критике как выход из сложных отношений Лосева с Юдиной и как плохой пример его писательских способностей. Она обиделась на книгу и прекратила их дружбу в 1934 году.
В 1989 году Дэвид Зейн Майровиц написал радиодраму «Сонату Сталина», основанную на встрече Сталина и Юдиной. Он получил премию Джайлза Купера.
Юдина появляется во французском графическом романе «Смерть Сталина», в котором пересказывается апокрифическая история концерта из книги Соломона Волкова « Свидетельство» и вымышленно изображается, как она пишет карающее письмо Сталину, в результате чего он умирает. В англо-французской экранизации романа «Смерть Сталина » 2017 года ее роль исполнила Ольга Куриленко.
Французская певица Ла Гранд Софи посвятила «Марии Юдиной» одну песню.