Главная Западная железная дорога является одним из основных железных дорог в Новом Южном Уэльсе, Австралия. Он проходит через Голубые горы, центрально-западные, северо-западные склоны и районы Дальнего Запада. Это 825 км (513 миль), из которых 484 км (301 миль) в рабочем состоянии и 341 км (212 миль) в стадии строительства и ремонта.
Основная западная железнодорожная линия является продолжением на запад так называемой главной пригородной линии между центральным вокзалом Сиднея и Гранвиллем. Линия представляет собой шесть электрифицированных железнодорожных путей между Центром и Стратфилдом, где разветвляется главная северная линия. Затем линия состоит из четырех путей, поскольку она проходит через Лидкомб, где разветвляется главная южная линия, а затем через пригороды Сиднея Парраматта и Блэктаун, где разветвляется железнодорожная линия Ричмонда. В Сент-Мэрис линия становится двумя путями, поскольку она проходит через Пенрит и Эму-Плейнс, где курсируют пригородные пассажирские поезда Сиднея. От равнины Эму линия пересекает Голубые горы, проходя через Катумбу и гору Виктория, а затем спускается вниз по западной стороне Голубых гор через десять туннелей в Литгоу. Литгоу - это зона обслуживания городских электрических пассажирских поездов, хотя электрические провода немного простираются до Боуэнфелса. Затем линия проходит через Wallerawang, где линия становится одной дорожкой, а затем проходит через Таран, Батерст, Blayney, Orange (где Прерывистые линии Хиллы филиалов), Wellington, Даббо, Narromine, Nevertire, Nyngan, Byrock и Бурк. Участок между Нинганом и Бурком сейчас закрыт. Central West XPT работает, насколько Даббо.
Sydney железнодорожная компания, частная компания, созданная для обслуживания интересов порта Сидней, объявил предложения по строительству железной дороги в Bathurst в 1848 году компания была поглощена правительством Нового Южного Уэльса в 1854 году, а в 1855 году первый железная дорога в государстве была открыта между Сиднеем и современным Гранвилем (см. Железнодорожный транспорт в Новом Южном Уэльсе ). Эта железная дорога была продлена от Гранвилля до нынешней станции Парраматта и Блэктауна в 1860 году и Пенрита в 1863 году.
Затем железная дорога пересекла Голубые горы между 1867 и 1869 годами. Голубые горы были значительным географическим препятствием для развития западного Нового Южного Уэльса, и переход потребовал значительных инженерных достижений для железных дорог, включая два «зигзага»: один для подъем на Лапстоун и еще один западный спуск. Первая «маленькая» зигзагообразная линия открылась около Гленбрука в 1867 году как часть подъема на Лэпстон-Хилл с уклоном 1: 30–33. Он был построен с использованием сравнительно легких земляных работ, хотя он включал в себя значительный семи пролетный виадук из песчаника (Ранцевый виадук), построенный инженером Джоном Уиттоном. К 1910 году линейка была заменена более плавным выравниванием с 1 из 60 (1,67%) оценок. Линия достигла водопада Вентворт в 1867 году и горы Виктория в 1868 году.
На западном спуске с Голубых гор между 1866 и 1869 годами был построен Литгоу-зигзаг. Он имел форму буквы «Z», включая точки разворота. Он включал в себя чрезвычайно тяжелые каменные вырубки, три прекрасных каменных виадука с полукруглыми арками длиной 30 футов (9 м) и короткий туннель. Литгоу Зигзаг был заменен в 1910 году отклонением, которое включало десять туннелей.
От западного подножия Голубых гор линия была быстро продлена до Валлераванга к 1870 году, Тараны в 1872 году, Батерста, Блейни в 1876 году и Оранж в 1877 году.
К 1877 году существовало значительное политическое давление с целью минимизировать отклонение торговли из западного Нового Южного Уэльса в Викторию и Южную Австралию через речную торговлю по рекам Дарлинг и Мюррей. Город Бурк стал ключевым центром скотоводов на западе Нового Южного Уэльса с момента его образования в 1861 году. Таким образом, было предусмотрено продление линии до Даббо, достигнув Веллингтона в 1880 году и Даббо в 1881 году. В то время Даббо превратился в город, имеющий стратегическое значение на основных маршрутах между северным Новым Южным Уэльсом и золотыми приисками Виктории.
За пределами Даббо железная дорога открывала новые земли европейским поселениям и напрямую отвечала за развитие поселков. Линия подошла к будущему месту Нарромайна в 1883 году, и железнодорожный вокзал стал первым зданием будущего поселения. Линия достигла района Невертир в 1882 году, обслуживая близлежащую деревню Уоррен (ветка открылась для Уоррена в 1898 году). Строительство дошло до Нингана в 1883 году, когда соседний поселок Канонбар с автобусной остановкой полностью сдвинулся с места, чтобы основать город Нинган. За Нинганом линия пересекала равнины по прямой на 116 миль (187 км), тогда это был самый длинный отрезок прямой железнодорожной линии в мире. Он достиг временной остановки в Байроке в 1884 году, а в 1885 году достиг своего конечного пункта назначения в Бурке.
Шерсть и домашний скот были основными источниками движения товаров на линии на протяжении всей ее жизни. В 1890-х годах сильная засуха вызвала значительный спад движения. В следующее десятилетие ветвь к Брюаррине (в 1901 г.) увеличила свой водосбор, а ветвь к Уолгетту (в 1908 г.) от другой артерии уменьшила площадь водосбора. Линия за Даббо стала убыточной в 1901 году и продолжалась так на протяжении всего своего существования. Тоннаж увеличился после Второй мировой войны, но снизился с 1970-х годов. Пассажирские перевозки за пределами Даббо прекратились в 1974 году.
Электрификация достигла Парраматты в 1928 году и Пенрита в 1955 году. В 1950-х годах участок линии через Голубые горы был электрифицирован в первую очередь как средство облегчения перевозки угольных грузов с западных угольных месторождений в прибрежные порты, но как побочный продукт. В рамках этой программы были введены электрические междугородные пассажирские перевозки до Боуэнфелса, который позже был сокращен до нынешней конечной остановки Литгоу. С конца 1990-х годов товарные поезда теперь перевозятся исключительно на дизельном топливе, при этом единственными электропоездами являются пассажирские перевозки с использованием двухэтажных междугородных вагонов.
В 1980 году было завершено увеличение трассы между Блэктауном и Сент-Мэрис в четыре раза.
В 1990-х годах оператор межгосударственных грузовых перевозок, Национальная железнодорожная корпорация, приняла решение перенаправить движение Сидней-Перт с участка Голубые горы, чтобы ехать по главной южной линии до Кутамундры, а затем по пересеченной местности в Паркс. Это привело к сокращению грузопотока и последующему сокращению линии между Валлеравангом и Тараной с двухпутной на однопутную. В результате сильного наводнения в апреле 1989 года была перерезана линия между Нинганом и Бурком, и армия разрушила участок пути к северу от Нингана, чтобы отвести паводковые воды вокруг города. Ремонт и техническое обслуживание линии было нецелесообразным с финансовой точки зрения, поэтому линия между Нинганом и Бурком была заброшена.
Многие ответвления были построены или строятся от и / или до главной западной линии, некоторые из которых продолжают работать.
Товарооборот продолжается до Нингана, от ответвления Кобар, которое соединяется в этой точке. NSW TrainLink управляет службой Central West Express XPT до Даббо. На участке между Сиднеем и Оранжем идет поезд Indian Pacific в Перт (по линии Broken Hill ) и один раз в неделю поезд линии NSW TrainLink Sydney в Broken Hill Xplorer DMU. На участке до Литгоу ходят электрички в Сидней и обратно (линия Голубых гор ).