Северо-восточный Майду | |
---|---|
Májdy | |
Приветствие Майду на вывеске в Индийской долине, Калифорния | |
Родной для | Соединенные Штаты |
Область | Калифорния |
Вымерший | 2007 г. |
Возрождение | 319 самоидентифицированных спикеров |
Языковая семья | Майдуан
|
Коды языков | |
ISO 639-3 | nmu |
Glottolog | nort2952 |
ELP | Майду |
Распространение до контакта языков Майдуан | |
Эта статья содержит фонетические символы IPA. Без надлежащей поддержки рендеринга вы можете увидеть вопросительные знаки, квадраты или другие символы вместо символов Юникода. Вводное руководство по символам IPA см. В разделе Help: IPA. |
Maidu / м aɪ d ˙U /, а также Северо - Восточный Maidu или гора Maidu, потухший Maiduan язык общения Maidu народов традиционно в горах к востоку и к югу от Лассен - Пик в американской реки и реки Feather реки дренажей. Эти речные регионы включают такие долины в северных горах Сьерра-Невада в Калифорнии, как: Индийская долина, Американская долина, Бьютт-Вэлли и Биг-Мидоуз. Майду может также относиться к родственным языкам конков и нисенан.
До контакта народы майду жили в обществах охотников и собирателей в некоторых частях центральной Калифорнии. Эти народы жили в районе, который сейчас называется гора Лассен, озеро Хани, Сакраменто и озеро Тахо. Они говорили на близкородственных языках, включая ныне живущие языки майду, конков и нисен, а также язык чико и другие вымершие разновидности.
Фаррелл Каннингем, один из самых молодых бегло говорящих на языке Ямани Майду, преподавал «языковые классы Маунтин Майду в Гринвилле, Сьюзенвилле, Невада-Сити и Оберне» и до своей смерти 11 августа 2013 года работал в Театре Майду в Невада-Сити. 37 лет. Активные усилия по возрождению языка ведутся с 2004 года. С 2011 года классы Майду были доступны в округе Невада, Калифорния.
Считается, что языковая семья майдуань принадлежит к группе пенутских языков, наряду с такими семьями, как мивок, винтун, йокуты и олоне.
Обозначение: В фонологическом обсуждении фонетические символы заключены в косую черту / /, аллофоны заключены в квадратные скобки [], а символы в скобках () представляют собой орфографию, отличную от IPA.
В Майду восемнадцать согласных фонем. Согласные, перечисленные ниже, взяты из системы транскрипции, использованной Шипли. Орфография Шипли указывается в скобках, если она отличается от транскрипции IPA.
Губной | Альвеолярный | Небный | Velar | Glottal | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Носовой | м | п | ||||
Останавливаться | имплозивный | ɓ ⟨b⟩ | ɗ ⟨d⟩ | |||
Tenuis | п | т | c ~ tʃ ⟨c⟩ | k | ʔ | |
выталкивать | п | tʼ | cʼ ~ tʃʼ ⟨cʼ⟩ | kʼ | ||
Fricative | s | час | ||||
Приблизительный | ш | л | j |
В 1950-х и 1960-х годах более старшие ораторы сохранили небные упоры / c, c '/, где более молодые носители использовали новаторский небный аффрикат [tʃ], [t], возможно, под влиянием английского языка. ( Шипли, 1964 г.)ошибка harv: цель отсутствует: CITEREFShipley1964 ( помощь )
Обозначение / j / представляет небное скольжение, то же самое, что и написание y на английском языке yes. Звонкие взрывные (/ b / amp; / d /) имплозивны, но не контрастируют с простыми звонкими остановками.
Перед велярными взрывными / k, k '/, / m / произносится как [ŋ].
В Майду шесть фонематических гласных. И снова карта взята из орфографической системы, использованной Шипли.
Фронт | Центральная | Назад | |
---|---|---|---|
Высокая | я | ɨ ⟨y⟩ | ты |
Низкий | е | а | о |
Эти шесть гласных характеризуются несколькими разными аллофонами в зависимости от фонетической среды, в которой они встречаются (начальные / неинициальные, ударные / безударные и открытые / закрытые слоги). Основной телефон гласных происходит в начальных открытых слогах с ударением. Самый низкий и самый центральный аллофоны встречаются в безударных закрытых слогах. Согласно Шипли, (a) и (y) имеют аллофоны, которые почти сходятся после централизации, (i) и (u) имеют аллофоны, которые едва централизуются и опускаются немного ниже, приближаясь к [ɪ] и [ʊ]. Между тем, (e) и (o) имеют больше изменений, чем (i) и (u), но меньше, чем (a) и (y).
Длина гласного не является фонематической и изменяется в зависимости от места гласного в слове. Гласные могут иметь длину менее одной мора, одной мора или 1,5–2 мора. Гласный составляет менее одной мора в безударных слогах, около одной мора в закрытых ударных слогах и более одной мора в открытых ударных слогах.
В слогов в майду следуют основные CV или структуру CVC. Большинство слов состоит из чередующихся согласных и гласных, а также встречаются комбинации, такие как CVCVCCV. Во всех случаях слоги являются начальными согласными, а дифтонги не встречаются в коде. Высота слогов в Maidu сочетается с ударением в слове. Слоги с основным ударением в слове имеют более высокий тон, имеют тенденцию быть более напряженными и иметь более длинные гласные. Вторичное ударение происходит с низким и средним тоном и удлинением гласного. Слабое ударение имеет низкий и средний тон и короткие гласные.
Обозначения: в разделе морфологии некоторые обозначения используются для обозначения изменений, происходящих в морфемах, когда они конъюгированы или объединены друг с другом. «I» означает изменение, при котором предыдущее слово претерпевает следующие изменения: после гласной (V) гласной и голосовой остановки (V ') корень остается прежним, поэтому / wepa / остается / wepa /. После ак или к 'предыдущая гласная дублируется, поэтому / банак' / становится / банак'а /. Во всех остальных случаях добавляется i, поэтому / джаман / становится / джамани /. 'R' указывает на дублирование предыдущего сегмента, поэтому / my / становится / mymy /.
Существительные майду делятся на два класса. Первый класс состоит из терминов родства, но они не включают термины для ребенка и сына. Существительные этого класса более ограничены в использовании, чем другие существительные, так как они всегда могут принадлежать другому существительному. Эти термины, такие как / ne / 'мать', встречаются в сочетании с местоимением или указательным словом, например:
Второй класс существительных состоит из свободных морфем и может быть разбит на более мелкие подклассы в зависимости от происхождения основы существительного. Первый подкласс содержит существительные, корень и основа которых идентичны, например / wepa / «койот». Основа / kyle / «женщина» примечательна тем, что обычно встречается как / kyle /, но может заменяться на / kylok /, когда добавляется с суффиксами для образования «старуха» и «женщины».
Второй подкласс содержит существительные, образованные от нескольких разных корней. Это соединение может быть образовано из двух корней существительных (/ mom / 'вода' и / Pano / 'гризли' становится момпано 'выдра'), корня существительного и вспомогательного глагола (/ jask'ak / 'skinny' и / no / 'вместе' становится jask'akno 'тощий человек'), корень существительного и распределительный суффикс (/ jaman / 'гора' и / R-to / 'all around' становится jamanmanto 'горы вокруг'), корни существительных и неидентифицируемая морфема (/ k'am / 'живот' и / pum / 'мембрана' с бессмысленной морфемой / pu / стать k'ampumpu 'рубец') и корень существительного с уменьшительной морфемой (и / sol / 'песня' и / I-be / стать solibe ' частушкой ').
Местоимения: / nik '/ первое лицо, / min / второе лицо, / maj / третье лицо и / my / указательное. / maj / не встречается в единственном числе, и поэтому конструкции, использующие / my /, служат в качестве третьего лица единственного числа. К ним относятся конструкции существительного («та женщина» вместо «она»), единственное число («та») и повторяющееся («тот человек»). Кроме / maj /, у местоимений нет особых форм множественного числа, так как они склоняются к числу вместе с другими существительными.
В то время как английский различает единственное и множественное число, Майду различает единственное, двойственное и множественное число. Эти склонения чаще всего используются в сочетании с местоимениями и гораздо реже используются с другими существительными. Суффиксы двойного / c'o / и множественного числа / cy / имеют несколько алломорфов. Наряду с этим существует вторая морфема множественного числа / t'yt'y /, которая указывает как на множественность, так и на уменьшительное число.
Глаголы майду состоят из глагольной темы с рядом суффиксов. Подобно существительным, глагол происходит от Майду из нескольких разных источников. Некоторые глаголы, такие как / sol / 'Sing', состоят из одного простого корня. Другие глаголы включают существительное в основе глагола, например / k'awba / 'копать яму', которое является составным из / k'aw / 'грязь' и / ba / 'копать'. Еще одни составные корни глаголов являются результатом соединения двух отдельных корней глаголов, например, / t'ikc'e / 'верить', от / t'ik / 'иметь достаточно' и / c'e / 'видеть. ' Как и в случае с существительными, некоторые основы глаголов включают компонент, который сам по себе не имеет значения, например / bokweje / «вызывать», где / weje / означает «говорить», а / bok / не имеет известного значения. Третьи являются результатом глагола и вспомогательного глагола, и, наконец, набор глаголов, включающих движение, использует / 'y / в качестве первого соединения.
Тема глагола - это комбинация основы глагола с одним или несколькими тематическими суффиксами. Все тематические суффиксы являются необязательными и, таким образом, могут быть исключены из глагола, при этом основная основа сама по себе выступает в качестве темы.
Причинный суффикс / ti / указывает на то, что действующее лицо вызывает действие, как в ma dondom 'as te' yno ti k'as, что означает «я гулял с ребенком, держа его за руку» или «я заставил ребенка ходить, держа (его) за руку ». Эта морфема также встречается в таких словах, как / wono ti / «убивать», буквально «заставлять умирать».
Обозначение словесного объекта принимает пять различных форм. / 'нас /' - рефлексивный суффикс, например, в wonoti ' нас' есть 'он убил себя'. Второй суффикс / jo / указывает как на множественный объект, так и на повторяющиеся действия. Это происходит в c'ani majse 'ono wo jo mak'as ' Я собираюсь ударить их (одного за другим) по голове палкой 'и humbotmenwet', как hesbopa jo dom 'Я продолжал пихать что-нибудь в мешок.' Третий суффикс используется обычно и имеет неясное значение. / to / можно использовать с / ju / 'rub on', чтобы образовать ju, чтобы 'втирать', и с / mej / 'give', чтобы сформировать mej to 'buy'. Может сработать переходная форма глагола, хотя это не всегда так. / toto /, дублирование / to / указывает на взаимное действие.
Вспомогательные элементы движения-местоположения представлены в виде 16 различных суффиксов.
Некоторые из этих суффиксов могут встречаться вместе в ограниченных конструкциях: / c'opin / 'вверх по краю и сюда', / c'ono / 'по краю чего-либо; в круге », / noje /« бесцельно »и / sippin /« из и сюда ».
/ doj /, / kit /, / k'oj / и / mit / все теряют свой последний согласный перед суффиксом / nu /, который указывает продолжительность. / by / - / doj / - / nu / становится bydonu ' заступаться '.
Отрицательный суффикс / men / имеет два варианта: / men / после согласного и / n / после гласного. kyloknonom 'как wetem men' usan 'женщины не танцевали' и mo n ma'amkano 'ты не будешь'
Аспектный класс содержит шесть суффиксов.
Доказательный класс состоит из трех отдельных морфем.
Глагол завершается добавлением пяти флективных суффиксов. Эти суффиксы обозначают глагол для выражения времени, аспекта, способа, лица и числа. Порядок этих суффиксов может быть разным. Существует пять возможных вариантов модуляции: указательный, сослагательный, оптативный, вопросительный и герундийский. Существуют отдельные индикативные режимы для настоящего-прошлого, будущего, обычного прошлого и пунктуального прошлого. Оптативный режим можно разделить на мониторинговый, намеренный и поучительный.
Индикатив настоящего-прошлого отмечен нулевой морфемой. / sol / 'петь' превращается в solk'as 'я пел', sol'amk'as 'мы двое пели', sol'emk'es 'мы все пели', sol'amkano 'ты пел' или solk'an «он, она, они пели». Множественность обозначается только от первого лица, в противном случае 2 и 3 лица не имеют маркировки, чтобы различать двойственность или множественность. Это время глагола используется, чтобы выразить недавно завершенное действие, точечное действие, которое происходит, состояние бытия, уравнение (что-то есть что-то еще) или текущее статическое положение.
Индикативное будущее обозначено / ma /. solmak'as 'я буду петь', solma'amk'as 'мы двое будем петь', solma'emk'es 'мы все будем петь', solma'amkano 'ты будешь петь' и solmak'an 'он, она, они будут петь ». Будущее индикативное указывает на будущее пунктуальное действие, директиву или мягкий императив.
Привычное прошлое, помеченное / '/ для прошлого и / us / для привычки, указывает на действие, которое обычно совершалось в прошлом, например weje'usas ' я говорил раньше 'или penem nikkotoc'om' yhej'usan «Две мои бабушки ходили вместе». Пунктуальный указатель прошедшего времени, помеченный как простой с помощью / '/, является редким глагольным временем. Эта форма относится к единственному действию в прошлом, которое не связано с текущим контекстом.
сослагательное наклонение, отмеченное / k'e /, встречается только с / jak / «похожи» и / na / «результат в», например, jakk'es «я кажусь».
Оптативный режим существует в трех различных формах. Все три формы отмечены морфемой / b /. Монитивный оптатив, помеченный / y'y /, указывает на возможное будущее событие, которое является неприятным или нежелательным по своей природе, например, wonoby'ys «Я мог бы умереть».
Намеренный оптатив встречается только от первого лица, чтобы указать на намерение, а иногда также используется с указательными или вопросительными словами для формирования вопросов, касающихся инструкций. Часто используется форма единственного числа, тогда как двойное и множественное число относительно редки. ' yk'oj'is ' Я пойду '
Наставляющий оптатив помечен / а / и обычно использует / т / как алломорф оптативного маркера. Эта форма указывает на идею «пусть», как в « yk'ojtas» «отпусти меня».
Вопросительный режим обозначается / k'ade /, как в solk'ades «я пою?».
Повелительный режим отмечен несколькими различными морфемами в зависимости от того, как должно быть выполнено действие. / pi / используется, когда действие должно выполняться в присутствии говорящего, как в c'enopi «Смотри!». / pada / используется, когда действие должно быть завершено в отсутствие говорящего.
Существительные должны иметь один из десяти возможных падежей. Эти случаи подразделяются на четыре класса внешнего распределения. Эти классы бывают субъектным, объектным, притяжательным и локативным. Случаи:
Следующие семь случаев относятся к классу локативов:
Есть несколько различных классов слов, которые входят в состав предложения Майду, разделенного на основной и второстепенный классы. Семь основных классов распределения: подлежащее, объектное, притяжательное, локатив, конечный глагол, зависимый глагол и копула. Второстепенные классы - это связки, формы колебаний, маркер акцента, временный абсолют, наречный абсолют, междометие и вопросительное слово. Все вместе комбинации слов из этих классов составляют предложения.
Единственный способ раскрыть субъект, объект или локатив - это использовать предшествующее притяжательное слово. Эти связи могут возникать только с одной парой слов: одно притяжательное плюс субъект, объект или местный падеж.
Расширения Глагола происходят только с Объектом. Глагол и Объект имеют неограниченное расположение. И ВО, и ОВ встречаются в природе. Единственное исключение из этого свободного порядка слов возникает, когда есть два объекта. Когда есть пара объектов, обычно зависимый и независимый, порядок слов ограничен OOV или OVO. Порядок слов VOO никогда не встречается.
Основное предложение в Maidu содержит одну глагольную фразу, между нулем и двумя подлежащими фразами, между нулем и четырьмя локативными фразами и, возможно, одну притяжательную фразу. Предложения с притяжательным числом ограничиваются одной фразой Subject. Порядок слов во фразах относительно неограничен. Единственным исключением является то, что Possessives всегда идут в конце.
Самый распространенный порядок слов - подлежащее-локатив-глагол. Глагол обычно является заключительным предложением, за исключением случаев, когда присутствует притяжательное. Подлежащее и локатив могут встречаться в расширенной глагольной фразе, создавая потенциальные конструкции предложения Глагол-Субъект-Объект и Наречие-Локатив-Глагол.
а)-мым
тот
майдым-как'ан-ник'и
мужчина-это-мой
Heskym
друг
SVS
-мым майдым-как'ан-ник'и хешим
этот мужчина-мой друг
«Этот человек - мой друг».
б)-джаманна
к горам
-niktynik'an
вместе с моим младшим братом
-лайменди
летом
-'yk'oj'usas
я ходил
LLLV
-jamanna -niktynik'an -lajmendi -'yk'oj'usas
{в горы} {вместе с младшим братом} {летом} {я ходил}
Летом я ходил в горы с младшим братом ».
в)-his'usan
ткать
-'аним
тот
килем
женщина
-лоло
корзины
VSO
-his'usan -'anim kylem -lolo
{Раньше ткал} ту женскую корзину
«Эта женщина плела корзины».