Лучио Баттисти | |
---|---|
Исходная информация | |
Родился | ( 1943-03-05)5 марта 1943 года Поджио Бустоне, Италия |
Умер | 9 сентября 1998 г. (1998-09-09)(55 лет) Милан |
Жанры | Поп-рок Софт-рок Ритм-энд-блюз Прогрессивный рок Латинская поп-музыка Диско Синти-поп |
Род занятий | Певец, композитор, аранжировщик и гитарист |
Инструменты | голос, гитара, фортепиано |
Активные годы | 1966–1994 |
Этикетки | Dischi Ricordi, Numero Uno, CBS, Sony BMG |
Связанные действия | Мина, Могол |
Лучио Баттисти (5 марта 1943 - 9 сентября 1998) был влиятельным итальянским певцом, автором песен и композитором. Он широко известен благодаря песням, которые определили эпоху итальянского композиторства конца 1960-х и 1970-х годов.
Баттисти выпустил 18 студийных альбомов с 1969 по 1994 год, причем значительная часть этого каталога переведена на испанский (разные альбомы), английский (один альбом), французский (два альбома) и немецкий (один альбом). Он был известен как крайне сдержанный артист, давший лишь небольшое количество живых концертов за свою карьеру. Уже с 1978 года он объявил, что будет выступать перед публикой только через свою музыкальную работу, ограничившись записью студийных альбомов и исчезнув с публичной сцены.
Баттисти родился в Поджио-Бустоне, небольшом городке в провинции Риети (север Лацио ), и переехал со своей семьей в Рим в 1950 году. Гитарист-самоучка, Баттисти дебютировал как музыкант в 1960-х годах, выступая в местных группах. в Риме, Неаполе, а затем в Милане, где он присоединился к I Campioni («Чемпионы»), группе поддержки известного в то время певца Тони Даллара. Он также ездил за границу в качестве рабочего музыканта, в Германию и Великобританию, где он впитал музыку Боба Дилана, The Beatles, The Rolling Stones, The Animals, Джими Хендрикса, блюз и соул - среди прочих, которые он позже представил на итальянском языке. Поп-музыка.
В Милане он нашел поддержку у французского поисковика талантов Кристин Леру, которая работала на музыкальном лейбле Ricordi. Под крылом Леру Баттисти в 1966 году написал три крупных хита для других исполнителей («Per una lira» для Рибелли, «Dolce di giorno» для Дика Дика и «Uno in più» для Рики Майокки ). Леру также познакомил Баттисти с лириком Джулио Рапетти, более известным как Могол : хотя Могол сначала не был впечатлен музыкой Баттисти, позже Могол заявил, что начал сотрудничество после того, как признал скромное, хотя и решительное желание Баттисти улучшить свое творчество. Могол также подтолкнул Рикорди к тому, чтобы позволить Баттисти петь свои собственные песни: голос Баттисти стал средоточием его силы и оригинальности. Как певец, он дебютировал с песней « Per una lira » в 1966 году: несмотря на невысокий успех песни (по всей Италии было продано всего 520 копий!), Она позволила ему начать строить карьеру певца.
Баттисти продолжал писать для других в конце 1960-х: американская рок-группа The Grass Roots стала хитом в США с одной из композиций Баттисти, « Balla Linda », переведенной как «Bella Linda». С той же песней Баттисти занял четвертое место в Cantagiro, популярном тогда конкурсе итальянской поп-музыки. В 1969 году еще одна композиция Баттисти, " Il Paradiso ", стала хитом в Великобритании, когда она была покрыта группой Amen Corner как " (If Paradise Is) Half as Nice ", заняв первое место в чарте синглов. В тот же период другая английская группа The Hollies с участием Грэма Нэша записала песню Баттисти на итальянском языке « Non prego per me ».
В том же году Баттисти принял участие в фестивале Сан-Ремо с песней « Un'avventura », и его популярность стала расти. Его первым большим хитом стал " Acqua azzurra, acqua chiara ", получивший премию Festivalbar. В том же году Рикорди выпустил одноименный дебютный альбом Баттисти. В течение этого успешного года он встретил Грацию Летицию Веронезе, которая позже вышла замуж и жила с Баттисти до его смерти.
Сформировав сильный и очень успешный дуэт с лириком Моголом, Баттисти продолжал регулярно выпускать сольные альбомы на протяжении 1970-х годов: почти во всех случаях они занимали самые высокие места в чартах его страны и считаются классикой итальянской поп-музыки (" musica leggera "). Он также стал популярным на телевидении.
В 1970 году Баттисти выиграл Festivalbar второй раз подряд с песней « Fiori rosa, fiori di pesco » и начал сотрудничать с Миной, которая исполнила некоторые из лучших мелодий Могола-Баттисти. В декабре Ricordi выпустил вторую пластинку Баттисти, Emozioni, сборник ранее выпущенных синглов. Баттисти был очень зол на это, поскольку он написал концептуальный альбом под названием Amore e non-amore, но его лейбл предпочел выпустить сборник, а не альбом, который считался слишком экспериментальным и продвинутым для итальянской аудитории.
Amore e non-amore был в конечном итоге выпущен в июле 1971 года, но, чтобы сохранить свою творческую свободу, Баттисти и Могол перешли на Numero Uno, один из первых независимых лейблов Италии, основанный ими в 1969 году. В том же году английская группа Love Affair | записал песню "Wake Me I Am Dreaming", кавер на "Mi ritorni in mente".
Новый лейбл выпустил Umanamente uomo: il sogno (1972), за которым последовал еще более успешный Il mio canto libero (1972). Последний в течение 8 недель возглавлял итальянские чарты: одна из его песен - " Io vorrei, non vorrei, ma se vuoi " - позже была записана Миком Ронсоном с текстом, переведенным Дэвидом Боуи, как " Music Is Lethal " (на альбоме Бойня на 10 авеню ). Песня " Il mio canto libero " остается одной из самых популярных песен среди итальянцев. Другой успешный альбом - Il nostro caro angelo (1973).
Американский журнал Billboard номинировал Баттисти на звание «Итальянская личность года» в 1972 году, определив его как «певца, композитора, музыкального издателя с мировой известностью, который поднял вкус итальянской публики и укрепил рынок».
Anima latina (1974) считается самой сложной и многослойной работой Баттисти, новым личным подходом к прогрессивному року с повышенным вниманием к ритмам и все более загадочной лирике Могола; Тем не менее, их работа имела хороший успех, оставаясь в течение 13 недель на первом месте в итальянском чарте.
Lucio Battisti, la batteria, il contrabbasso, eccetera, выпущенный в 1976 году и включающий хит " Ancora tu ", имел еще больший успех; многие песни явно демонстрируют интерес артиста к появляющимся тогдазвукам Disco и производственным ценностям, которые окажут большое влияние на его три последующих альбома.
В 1977 году он выпустил « Io tu noi tutti». Он также переехал в Лос-Анджелес и выпустил альбом Images, в который вошли некоторые из его лучших хитов, перезаписанные на английском языке. Однако попытка сравняться с его европейским успехом в Соединенных Штатах провалилась. В 1978 году Баттисти выпустил Una donna per amico : записанный в Лондоне и спродюсированный Джеффом Уэстли, это был его самый продаваемый LP. В 1980 году за ним последовала Una giornata uggiosa, созданная той же командой. Он содержал последний большой успех Баттисти " Con il nastro rosa ". Считается одной из лучших композиций дуэта, она включает длинное гитарное соло Фила Палмера. Песни Баттисти, написанные вместе с Моголом, по-прежнему исполняются исполнителями с международной репутацией; более свежий пример - « И я думаю о тебе » Таниты Тикарам («E penso a te»).
Баттисти, довольно застенчивый человек, всегда отказывался говорить о себе и своей работе. В начале 1980-х он заявил, что больше не будет выступать на публике и давать какие-либо интервью: по его словам, «[он собирался] больше не говорить, поскольку художник должен общаться с публикой только через свои работы». Однако в некоторых очень редких случаях он появлялся в качестве телевизионного гостя в других странах, таких как Франция, Швейцария и Германия, и только после 1982 года его клятва может считаться полностью выполненной, с упорством, схожим с упорством Дж. Д. Сэлинджера и других известных отшельников..
В 1981 году Баттисти разорвал партнерство с Моголом, переключившись на более экспериментальное вдохновение, часто основанное на электронных инструментах. Пластинки его "второго периода", начиная с E già 1982 года (на слова его жены), были встречены неоднозначно критиками и публикой. Могол начал работать с Риккардо Коччанте ; в 1990 году он заявил, что много лет не слушал пластинки Баттисти.
С 1986 года, начиная с « Дон Жуана», до 1994 года лирику для альбомов Баттисти писал поэт Паскуале Панелла. Дон Джованни объединил возвращение к классическим «баттистским» мелодиям с текстами, которые некоторым казались странными и часто казавшимися бессмысленными. Другие, однако, считали лирику загадочной: своего рода интеллектуальная игра разума. Дон Джованни имел разумный успех в Италии.
Следующая L'apparenza (1988), однако, снова содержала довольно непроницаемую лирику; его успех был хуже, чем у Дон Жуана, как по позициям в чартах, так и по объемам продаж. La sposa occidentale (1990) был выпущен для CBS и ознаменовал очередное падение продаж и успеха. Снижение продаж вряд ли беспокоило Баттисти: ходили слухи, что в 1990-х годах он зарабатывал 4–5 миллиардов лир в год (примерно 3 миллиона евро в 2006 году) исключительно за счет авторских прав на свои песни 1970-х годов.
Последними альбомами Баттисти были Cosa successderà alla ragazza (1992) и Hegel (1994).
9 сентября 1998 года Баттисти скончался в миланской больнице. New York Times сообщила, что причиной был рак. Сообщалось также, что он страдал гломерулонефритом. Новость быстро распространилась по стране, вызвав беспрецедентную волну эмоций у автора-исполнителя. Позже он был похоронен на кладбище Мольтено, городка, где он провел последние годы жизни со своей семьей.
После смерти Баттисти появилось несколько компиляций его лучших треков, включая Battisti 2000 года и Canzoni d'amore 2001 года. Его каталог издается BMG Music Publishing.
С годами Баттисти закрепил за собой статус одного из самых известных итальянских певцов. Его песни остаются чрезвычайно популярными в Италии и часто исполняются вживую другими профессиональными музыкантами. Малая планета 9115 Баттисти была названа в его память. Его обнаружили два итальянских астронома в астрономической обсерватории Сормано на севере Италии, недалеко от его родного города. В одном из интервью Дэвид Боуи утверждал, что считает Лючио Баттисти своим абсолютным любимым итальянским артистом и величайшим певцом в мире наряду с Лу Ридом. Он также перевел свою песню Io vorrei... Non vorrei... Ma se vuoi для дебютного альбома Мика Ронсона. Помимо Боуи, Баттисти выразили свое уважение и другие мировые знаменитости. Например, Пол Маккартни, Пит Тауншенд и Лаура Паузини.
Имя | Год | Выпущено | Позиция в хит-параде итальянского года | Пик в итальянском еженедельном хит-параде |
---|---|---|---|---|
Лучио Баттисти | 1969 г. | Ricordi | 3 | 1 |
Лучио Баттисти Том. 2 | 1970 г. | 0 | ||
Emozioni | 1970 г. | 4 (1971) | 1 (1971) | |
Любовь и не любовь | 1971 г. | 10 | 1 | |
Лучио Баттисти об. 4 | 19 (1972) | 3 (1972) | ||
Umanamente uomo: il sogno | 1972 г. | Numero Uno | 2 | 1 |
Il mio canto libero | 1 (1973) | 1 (1973) | ||
Il nostro caro angelo | 1973 | 2 | 1 | |
Анима латина | 1974 г. | 8 (1975) | 1 (1975) | |
Лучио Баттисти, la batteria, il contrabbasso, eccetera | 1976 г. | 3 | 1 | |
Io tu noi tutti | 1977 г. | 2 | 1 | |
Изображений | RCA | 59 | 11 | |
Уна донна пер амико | 1978 г. | Numero Uno | 4 | 1 |
Una giornata uggiosa | 1980 г. | 5 | 1 | |
E già | 1982 г. | 14 | 1 | |
Дон Жуан | 1986 г. | 3 | 1 | |
L'apparenza | 1988 г. | 17 | 2 | |
La sposa occidentale | 1990 г. | CBS | 34 | 3 |
Cosa successderà alla ragazza | 1992 г. | Sony / Columbia Records | 57 год | 5 |
Гегель | 1994 г. | Numero Uno | 68 | 5 |
Одинокий | Год | Еженедельный хит-парад | Недели на графике | Выпущено | Год хит-парад | Сертификаты |
---|---|---|---|---|---|---|
"Per una lira" / "Dolce di giorno" | 1966 г. | Ricordi | - | |||
"Луиза Росси" / "Эра" | 1967 | - | ||||
"Prigioniero del mondo" / "Балла Линда" | 1968 г. | 17 | 87 | |||
"La mia canzone per Maria" / "Io vivrò (senza te)" | - | |||||
"Ун'аввентура" / "Не Франческа" | 1969 г. | 15 | 70 | |||
"Dieci ragazze" / "Acqua azzurra, acqua chiara" | 3 | 19 | ||||
"Mi ritorni in mente" / "7 e 40" | 1 | 2 | 11 | |||
"Fiori rosa, fiori di pesco" / "Il tempo di morire" | 1970 г. | 2 | 10 | |||
«Анна» / «Эмоциони» | 1 | 7 | 6 | |||
"Pensieri e parole" / "Insieme a te sto bene" | 1971 г. | 1 | 14 | 1 | ||
"Dio mio no" / "Эра" | 5 | 38 | ||||
"Le tre verità" / "Супермаркет" | 9 | 69 | ||||
"La canzone del Sole" / "Anche per te" | 1 | 1 | Numero Uno | 7 | ||
"Елена нет" / "Уна" | 1972 г. | 21 год | Ricordi | 91 | ||
"Джардини ди Марцо" / "Comunque bella" | 1 | 7 | Numero Uno | 4 | ||
" Il mio canto libero " / "Confusione" | 1 | 9 | 3 | |||
"La collina dei ciliegi" / "Il nostro caro angelo" | 1973 | 1 | 12 | 6 | ||
"Due mondi" / "Abbracciala, abbracciali, abbracciati" | 1974 г. | - | ||||
"Ancora tu" / "Dove arriva quel cespuglio" | 1976 г. | 1 | 12 | 1 | ||
" Amarsi un po ' " / "Sì, viaggiare" | 1977 г. | 1 | 8 | 1 | ||
" Una donna per amico " / "Nessun dolore" | 1978 г. | 1 | 11 | 2 | ||
"Una giornata uggiosa" / "Con il nastro rosa" | 1980 г. | 2 | 17 | FIMI : Золото | ||
"E già" / "Straniero" | 1982 г. | 6 | 52 |
Несколько его песен были переведены на английский язык. Альбом Images был единственным официальным мировым релизом, однако в Великобритании был издан сингл с двумя другими переводами: «Baby It's You» («Ancora tu») и «Lady» («Donna selvaggia donna»). Полный перевод альбома Una donna per amico, который будет называться Friends, в котором были указанные выше песни, был записан, но так и не опубликован. Две песни и альбом были переведены и спродюсированы Фрэнком Маскером.
Полный список английских записей Баттисти: