Скандалы со взяточничеством Lockheed

редактировать
Политические скандалы середины 20-го века

Истребитель Lockheed F-104G с маркировкой Люфтваффе

Скандалы со взяточничеством Lockheed включали серию взяток и пожертвований, сделанных должностными лицами американской аэрокосмической компании Lockheed с конца 1950-х по 1970-е годы в процессе переговоров продажа самолетов.

Скандал вызвал серьезные политические разногласия в Западной Германии, Италии, Нидерландах и Японии. В США скандал едва не привел к краху Lockheed, поскольку компания уже испытывала трудности из-за коммерческого отказа авиалайнера L-1011 TriStar.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Западная Германия
  • 3 Италия
  • 4 Япония
  • 5 Нидерланды
  • 6 Саудовская Аравия
  • 7 Последствия
  • 8 См. Также
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Источники
История вопроса

В соответствии с Законом о чрезвычайных гарантиях ссуд от 1971 года был создан совет по чрезвычайным гарантиям ссуд для управления частными ссудами, гарантированными государством, на сумму до 250 миллионов долларов, предоставленных Lockheed Corporation. Программа гарантий заставит правительство США взять на себя частный долг Lockheed, если он объявит дефолт по своим долгам. В 1975 году Lockheed не пошел на дефолт. В августе 1975 года совет директоров расследовал, нарушила ли Lockheed свои обязательства, не сообщив совету директоров об иностранных платежах, произведенных Lockheed. 14 октября 1977 года Lockheed и его 24 ссудных банка заключили кредитное соглашение, предусматривающее возобновляемую кредитную линию в размере 100 миллионов долларов, взамен обязательства по предоставлению государственной гарантии; Это было использовано для погашения долга Lockheed на сумму 60 миллионов долларов. Совет по чрезвычайным гарантиям кредитов утвердил новое кредитное соглашение 14 октября 1977 года посредством соглашения о прекращении действия, которое закрыло Совет по государственным гарантиям чрезвычайных кредитов после выпуска его окончательного отчета 30 сентября 1977 года. Комиссионные, уплаченные Lockheed и его банками Совету директоров на администрирование программы ссуда составила около 30 миллионов долларов, которые были отправлены в Казначейство США. Деньги налогоплательщиков компании Lockheed никогда не передавались.

В конце 1975 - начале 1976 года подкомитет США. Сенат во главе с сенатором Фрэнком Черчем пришел к выводу, что члены правления Lockheed платили членам дружественных правительств, чтобы гарантировать контракты на военные самолеты. В 1976 году было публично объявлено, что Lockheed заплатила 22 миллиона долларов взяток иностранным официальным лицам в процессе переговоров о продаже самолетов, включая F-104 Starfighter, так называемую «Сделку века»..

Западная Германия
Франц Йозеф Штраус - 1982

Бывший лоббист Lockheed Эрнест Хаузер сказал следователям Сената, что западногерманский министр обороны Франц Йозеф Штраус и его партия получили не менее 10 миллионов долларов на покупку 900 F-104G Starfighter в 1961 году. Партия и ее лидер отвергли обвинения, и Штраус подал иск о клевете против Хаузера. Поскольку обвинения не подтвердились, вопрос был снят.

В сентябре 1976 года, на заключительном этапе федеральных выборов в Западной Германии, полемика возобновилась, когда были заданы вопросы о местонахождение "документов Локхид" в Федеральном министерстве обороны. Анонимные источники также распространили в СМИ несколько документов, возможно, фальсифицированных. Согласно одному из этих документов, член Бундестага Германии и его совет по обороне Манфред Вернер приняли приглашение Lockheed посетить их авиационные заводы в США, и вся поездка была оплачена Lockheed. В ходе расследования выяснилось, что большая часть документов, связанных с покупкой истребителя, была уничтожена в 1962 году. Местонахождение документов снова обсуждалось на заседании комиссии по расследованию Бундестага в период с января 1978 года по май 1979 года. Расследование документов Lockheed в США показало, что поездка Вернера финансировалась Бундестагом Германии и была связана с испытательным полетом на Lockheed S-3 Viking. Лишь часть транспортных расходов секретаря Вернера и его перелет из США в Германию были оплачены Lockheed:

Вернера сопровождал его секретарь, а часть ее расходов была оплачена Lockheed. Кроме того, Вернер «потерял» свой оплаченный правительством билет обратно в Германию, и Lockheed «удовлетворила» его, дав ему еще один билет.
Италия

Итальянское отделение скандала с Lockheed было связано с подкупом христианина. Политики-демократы и социалисты выступают за покупку итальянскими ВВС транспортных самолетов C-130 Hercules. Обвинения во взяточничестве были поддержаны политическим журналом L'Espresso и предназначались для бывших министров кабинета Луиджи Ги и Марио Танасси, бывшего премьер-министра Мариано Слух, а затем - президент Джованни Леоне, вынудивший его уйти в отставку 15 июня 1978 года.

Япония
An Все Nippon Airways L-1011 в международном аэропорту Осаки в 1992 году

В скандале участвовали Marubeni Corporation и несколько высокопоставленных представителей японской политики, бизнеса и преступный мир, включая министра финансов Эйсаку Сато и начальника штаба JASDF Минору Генду. В 1957 году Японские силы самообороны ПВО хотели купить Grumman F11F-1F Super Tiger для замены F-86 Sabre, находившегося на вооружении, но Жесткое лоббирование со стороны Lockheed ключевых фигур LDP привело к принятию взамен F-104.

Позже Lockheed наняла фигуру преступного мира Йошио Кодама в качестве консультанта, чтобы повлиять на японские полугосударственные авиакомпании, в том числе All Nippon Airways (ANA), чтобы купить Lockheed L-1011 TriStar вместо McDonnell Douglas DC-10. 6 февраля 1976 года заместитель председателя Lockheed сообщил подкомитету Сената, что Lockheed заплатила около 3 миллионов долларов взяток канцелярии премьер-министра Японии Какуэя Танаки за помощь в этом вопросе.

Lockheed заплатила 2,4 миллиарда иен, чтобы получить контракт от ANA. Премьер-министр получил 500 миллионов йен из общей суммы. 160 миллионов йен было получено официальными лицами ANA. Компания Kodama получила 1,7 миллиарда йен. 30 октября 1972 года ANA объявила о своем решении приобрести 21 Lockheed L-1011 Tristar стоимостью около 5 миллионов долларов каждый, хотя ранее она объявила о вариантах покупки DC-10.

В марте 1976 года. в знак протеста против скандала актер Мицуясу Маэно совершил нападение террориста-смертника на дом Кодамы в Токио, разбив на него легкий самолет. Маэно погиб, двое слуг были ранены. Сам Кодама не пострадал.

Танака был арестован 27 июля 1976 года и освобожден в августе под залог в размере 200 миллионов йен (690 000 долларов США). 12 октября 1983 года Токийский суд признал его виновным в нарушении законов о валютном контроле, но не во взяточничестве. Он был приговорен к четырем годам тюремного заключения, но оставался на свободе до своей смерти в 1993 году.

Нидерланды
Голландский принц Бернхард и королева Юлиана вернулся из Италии в связи с развитием скандала с Lockheed. На заднем сиденье Юлиана со своей собакой Сарой. Нидерланды, 26 августа 1976 года.

Принц Бернхард получил взятку в размере 1,1 миллиона долларов от Lockheed, чтобы гарантировать, что Lockheed F-104 выиграет у Mirage 5 за договор купли-продажи. Он работал в более чем 300 корпоративных советах или комитетах по всему миру и получил высокую оценку в Нидерландах за его усилия по обеспечению экономического благополучия страны.

Премьер-министр Йооп ден Уил приказал провести расследование дела, а принц Бернхард отказался отвечать на вопросы журналистов, заявив: «Я выше всего этого». Результаты расследования привели к конституционному кризису, в котором королева Юлиана пригрозила отречься от престола, если Бернхард будет привлечен к ответственности. Бернхарда пощадили, но ему пришлось уйти с нескольких государственных должностей, и ему снова запретили носить военную форму.

Принц Бернхард всегда отрицал обвинения, но после его смерти 1 декабря 2004 г. были опубликованы интервью, показывающие что он признался, что брал деньги. Он сказал: «Я согласен с тем, что на моем надгробии будет вырезано слово Lockheed».

Саудовская Аравия

В период с 1970 по 1975 год Lockheed платил дилеру Saudi Arms Аднану Хашогги 106 миллионов долларов комиссионных. Его комиссионные начинались с 2,5% + и в конечном итоге выросли до 15%. Хашогги «стал для всех практических целей маркетинговым подразделением Lockheed. Аднан обеспечивал не только вход, но и стратегию, постоянные советы и анализ», - по словам Макса Хельзеля, тогдашнего вице-президента по международному маркетингу.

Lockheed

Председатель правления Lockheed Дэниел Хотон и вице-председатель и президент Карл Котчян ушли в отставку 13 февраля 1976 года. Скандал также сыграл роль в формулировании Foreign Закон о коррупции, который президент Джимми Картер подписал 19 декабря 1977 года, который объявил незаконным подкуп иностранных государственных чиновников американскими физическими и юридическими лицами.

Согласно Бену Ричу, директору Lockheed's Skunk Works :

, руководители Lockheed признали, что более десяти лет давали миллионы взяток голландцам (принцу Бернхарду, мужу королевы Джулиана, в частности), ведущим японским и западногерманским политикам, итальянским официальным лицам и генералам и другим высокопоставленным фигурам от Гонконга до Саудовской Аравии, чтобы заставить их покупать наши самолеты. Келли [имеется в виду Кларенс «Келли» Джонсон, первый руководитель группы Skunk Works] был настолько раздражен этими разоблачениями, что чуть не ушел, хотя высшее руководство Lockheed, замешанное в скандале, с позором подало в отставку.

См. Также
Дополнительная литература
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-28 05:18:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте