YO-3 | |
---|---|
Роль | Разведка - Ночь |
Производитель | Lockheed Missiles and Space Corporation |
Первый полет | 1969 |
Введение | 1969 |
На пенсии | 1971 |
Основной пользователь | Армия США |
Производство | 1969–1970 |
Количество построенных | 11 |
Разработан на основе | Schweizer SGS 2-32 |
Lockheed YO-3 "Quiet Star" был американским однодвигательным винтомоторным самолетом, который был разработан для наблюдение за полем боя во время войны во Вьетнаме. Он был спроектирован так, чтобы быть как можно более тихим, и предназначался для наблюдения за передвижениями войск в почти полной тишине в темное время суток.
YO-3A был разработан для США. Армейская спецификация от 1968 года, в которой требовался самолет наблюдения, который был бы акустически незаметен с земли при полете на высоте 1200 футов (355 м) в ночное время.
Компания Lockheed Missiles and Space, расположенная в Саннивейл, Калифорния, получила контракт на производство двух прототипов самолетов. В 1966 году компания построила два QT-2 «Тихих двигателя», используя модифицированные планеры Schweizer SGS 2-32 . Затем прототипы QT-2 были модифицированы до конфигурации QT-2PC "PRIZE CREW". QT-2PC имел двигатель с глушителем и медленно вращающийся винт для бесшумной работы.
После эксплуатационных испытаний QT-2PC во Вьетнаме серийный самолет получил обозначение YO-3A был заказан. Конструкция этого самолета также была основана на планере Schweizer SGS 2-32. Как и QT-2PC, YO-3A имеет большой размах крыла и большую площадь купола для наблюдения. Два члена экипажа (пилот и наблюдатель) сидят тандемом . Наблюдатель находится в передней части кабины. ИО-3 - цельнометаллический низкоплан конструкции полумонокок. Поверхности управления YO-3, включая элероны и руль направления, обтянуты тканью. Кожух двигателя, фонарь, кожух двигателя, обтекатели корня крыла и обтекатели колесных арок были изготовлены из стеклопластика. YO-3 имеет убирающееся шасси типа "хвостовое колесо".
YO-3A оснащался шестицилиндровым двигателем Continental Model No. IO-360D с воздушным охлаждением, горизонтально расположенным оппозитным двигателем с впрыском топлива. Двигатель соединен с медленно вращающимся гребным винтом через систему ременного шкива. Передаточное число воздушного винта составляет 3,33: 1. Первоначально оснащенный шестилопастным гребным винтом с регулируемым шагом на земле, в марте 1971 года он был заменен трехлопастным деревянным гребным винтом с постоянной частотой вращения, произведенным Оле Фалином. Капот двигателя и брандмауэр были облицованы стекловолокном для гашения и сдерживания шума двигателя.
YO-3A оборудован асимметричной выхлопной системой. Переходная выхлопная труба используется для отвода выхлопных газов из левого ряда цилиндров двигателя в правую часть моторного отсека. Этот кроссовер присоединяется к выхлопной трубе правого ряда и выходит через нижнюю правую часть моторного отсека. Затем выхлопные газы проходят через акустический обтекатель в рассеивающий и резонирующий глушитель, продолжающийся до кормовой части фюзеляжа.
Девять из 11 YO-3A, произведенных в Южном Вьетнаме, ночью, с 1970 на 1971 (14 месяцев) и ни разу не стреляли и не были сбиты. YO-3A был очень успешным в обнаружении движения северных вьетнамцев, но его развертывание в конце американского вмешательства во Вьетнам снизило его ценность в той войне. К началу 1973 года все американские войска были выведены из Вьетнама.
После боевой оценки QT-2 во Вьетнаме армией девять серийных YO-3A были отправлены в Северный Лонг Тхань., Вьетнам, в 1970 году. Трое были отправлены на боевую базу Фубай и два - на авиабазу Бинь Туи. Первоначально наблюдения проводились визуально (80%), позже были использованы Night Vision Aerial Periscope, разработанные Xerox Electro-Optical из Пасадены, Калифорния. В качестве оборудования на YO-3A использовался перископ ночного видения с инфракрасным осветителем . Один YO-3A был оснащен лазерным целеуказателем . Система лазерного целеуказателя никогда не использовалась.
YO-3A бесшумно работал на высоте 1000 футов или ниже, в зависимости от земного фонового шума. Известно, что некоторые пилоты оставались незамеченными над противником на высоте 200 футов. Изредка над реками совершались дневные полеты. Командиры экипажей будут следить за YO-3A, пролетающим над участком технического обслуживания, перед развертыванием, прислушиваясь к грохотам, свистам или другим шумам. Пропеллер, даже на высоте 500 футов над зоной обслуживания, издавал только легкое трепетание, слышимое при приближении. Затем последовал легкий порыв ветра над крыльями. Когда самолет пролетел, не было слышно звука. Если были слышны какие-либо необычные шумы, самолет возвращался на взлетно-посадочную полосу, где использовалась изолента и другие меры, чтобы заглушить заметные звуки.
После Вьетнама, два YO-3A, 69-18006 и 69-18007, использовались Департаментом рыболовства и охоты штата Луизиана. Самолет эффективно ловил браконьеров. В конечном итоге ФБР приобрело самолет и несколько лет эксплуатировало его, помогая задерживать похитителей и вымогателей.
НАСА завладело одним YO-3A, 69-18010. После службы в армии США этот самолет был переведен в школу механиков корпусов и силовых установок. Исследовательский центр НАСА Эймса, расположенный на федеральном аэродроме Моффет в Калифорнии, приобрел YO-3A из школы в 1977 году. НАСА оборудовало самолет с законцовкой крыла и хвостом. -монтированные микрофоны. Эти микрофоны использовались для записи акустических сигнатур в полете различных вертолетов армии США и самолетов конвертоплана. YO-3 также использовался для измерения звуковых ударов от Lockheed SR-71 Blackbird. В 1997 году NASA YO-3A был передан в Центр летных исследований Драйдена (ныне Центр летных исследований Армстронга) на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии. YO-3A оставался в состоянии летного хранения до октября 2004 года. Затем YO-3A был доставлен обратно в Эймс для поддержки исследований винтокрылого снова в течение почти двух лет, прежде чем снова вернуться в Драйден. В 2015 году самолет был списан НАСА и продан Администрацией общего обслуживания на аукционе Вьетнамскому музею вертолетов.
Общие характеристики
Производительность
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи Фрегат X-26
На Викискладе есть материалы, связанные с Lockheed YO-3. |