The Lagrime di San Pietro (итал. : Слезы Святого Петра) - цикл из 20 мадригалов и заключительный мотет композитора позднего Возрождения Орланд де Лассус (Ролан де Лассус). Написанный в 1594 году для семи голосов, он состоит из трех последовательностей семи произведений. Lagrime должно было стать последним сочинением Ласса: он посвятил его Папе Клименту VIII 24 мая 1594 года, за три недели до своей смерти, и в следующем году оно было опубликовано в Мюнхене..
Лагрим устанавливает 20 стихотворений на Итальянский поэт Луиджи Тансилло (1510–1568), изображающий этапы горя, пережитые св. Петр после его отрицания Христа и его памяти об увещевании Христа (Матфея 26: 69–75 ). В декорациях Лассуса семь голосов, и числовой символизм играет роль повсюду: семь голосов представляют семь скорбей Девы Марии ; кроме того, многие мадригалы разделены на семь секций. Общее количество фигур в наборе, 21, в семь раз превышает количество членов троицы.
Кроме того, Лассус устанавливает только семь из восьми церковных режимов (режимы с I по VII), полностью отключив режим VIII. Мадригалы сгруппированы по порядку, с мадригалами с 1 по 4 в режиме I, с 5 по 8 в режиме II, с 9 по 12 в режимах III и IV, с 13 по 15 в режиме V, с 16 по 18 в режиме VI, 19 и 20. в режиме VII и заключительный мотет, основанный на tonus peregrinus, полностью выходящий за рамки ренессансной схемы восьми церковных ладов. По словам Дэвида Крука, в своей книге 1994 года о настройках Lassus Magnificat:
В музыкальном плане Lagrime - это итог стиля Лассуса на протяжении всей его карьеры, и он сам указал в своем посвящении, что они были написаны недавно. В рамках цикла он использует приемы, которым он научился в начале своей карьеры как композитор светских мадригалов; хроматизм, связанный с его гораздо более ранним musica reservata шедевром Prophetiae Sibyllarum ; и краткий, изысканный, почти строгий язык, который он разработал в конце своей карьеры, связанный со стилем Палестрина, в котором нет лишних нот. Музыка устанавливает текст слоговым образом, с вниманием к дикции, и содержит паузы, в которых говорящий, естественно, останавливается, чтобы перевести дух; и это полностью составной, без повторов или избыточности.
Последняя пьеса в наборе - не мадригал, а скорее латинский мотет : Vide homo, quae pro te Patior (Смотри, мужик, как я страдаю для тебя). Здесь распятый Христос, говоря от первого лица, противостоит предательству Петра и греховности всего человечества.
«Лагриме ди Сан-Пьетро», вероятно, самый известный сборник духовных мадригали из когда-либо написанных. Хотя священные мадригалы составляли небольшую часть от общего объема мадригалов, этот набор Лассуса часто рассматривается учеными как одно из высших достижений эпохи Возрождения полифонии, и появился он в конце эпохи: в пределах За 10 лет своего существования традиционный stile antico был вытеснен во многих центрах новыми формами раннего барокко, такими как monody и священный концерт для нескольких голосов и bassocontino. Об этом произведении музыковед Альфред Эйнштейн написал в своем опусе 1949 года «Итальянский мадригал»: «Это... духовный аналог циклов из великих эпосов Ариосто и Тассо, работа старика, сравнимая по мастерству, размерам и аскетизму только с Музыкальным приношением и Искусство фуги."