В латиноамериканском фольклоре, La Llorona (произносится ; «Плач Woman »или« Wailer ») - призрак, который бродит по набережной, оплакивая своих утонувших детей.
В типичной версии легенды красивая женщина по имени Мария выходит замуж за богатого ранчеро с от которого у нее двое детей. Однажды Мария видит своего мужа с другой женщиной и в приступе гнева топит их детей в реке, о чем сразу же сожалеет. Не в силах спасти их и поглощенная чувством вины, она тоже топится, но не может войти в загробную жизнь без своих детей. В другой версии истории ее дети незаконнорожденные, и она топит их, чтобы отец не забрал их, чтобы их воспитывала жена. Повторяющиеся темы в вариациях мифа о Ла Льороне включают белые платья, ночной плач и ассоциацию с водой.
Легенда о Ла Льороне традиционно рассказывается по всей Латинской Америке, включая Мексику, Центральную и Южную Америку. Ла Льорона иногда объединяют с Ла Малинче, женщиной науа, которая служила переводчиком Эрнана Кортеса и также родила его сына. Ла Малинче считается одновременно матерью современного мексиканского народа и символом национального предательства за ее роль в помощи испанцам.
Истории плачущих женских фантомов распространены в фольклоре обоих иберийских и коренных американцев культур. Ученые указали на сходство между Ла Льороной и Цихуакшатлем из ацтекской мифологии, а также Евой и Лилит из иврита. мифология. Автор Бена Рэдфорда в расследовании легенды о Ла Льороне, опубликованном в Таинственном Нью-Мексико, обнаружил общие элементы этой истории в немецкой сказке 1486 года. сходство с древней греческой сказкой о полубогине Ламии, в которой Гера, жена Зевса, узнала о его романе с Ламией и убил всех детей Ламии с Зевсом. Из ревности к потере собственных детей Ламия убивает детей других женщин.
Хотя корни легенды о Ла Льороне кажутся доиспанскими, самой ранней опубликованной ссылкой на эту легенду является сонет XIX века. мексиканского поэта Мануэля Карпио. В стихотворении не упоминается детоубийство, скорее, Ла Льорона идентифицирована как призрак женщины по имени Розалия, убитой своим мужем.
Легенда о Ла Льороне глубоко уходит корнями в мексиканскую поп-культуру, ее история рассказывается детям, чтобы они не блуждали после наступления темноты, а ее дух часто проявляется в произведениях искусства, таких как Алехандро Колунга. "La Cihuacoatle, Leyenda de la Llorona" - ежегодное театрализованное представление легенды о Ла Льороне на набережной, происходящее в районе Сочимилько в Мехико, основанное в 1993 году и приуроченное к Дню мертвых.
В Юго-западе Соединенных Штатов история Ла Льорона рассказывается, чтобы запугать детей и заставить их вести себя хорошо, иногда специально, чтобы удержать детей от игр возле опасной воды. В мифологии чумашей коренной жительницы Южной Калифорнии, Ла Льорона связана с нунашушем, мифологическим существом с криком, похожим на крик новорожденного.
В венесуэльском фольклоре Ла Льорона была женщиной, которая должна была растить своего ребенка одна после того, как ее отец погиб на войне. В конце концов она в отчаянии убила ребенка, и теперь ее дух похищает и убивает детей других людей. В семьях традиционно ставили деревянные кресты над дверями, чтобы отогнать таких духов.
История Ла Льороны впервые появилась на в фильме 1933 года Ла Льорона, снятом в Мексике. Фильм Рене Кардона 1960 года Ла Льорона также снимался в Мексике, как и фильм ужасов 1963 года, Проклятие плачущей женщины режиссер Рафаэль Баледон.
Мексиканский фильм ужасов 31 километр 2006 года вдохновлен легендой о Ла Льороне. Кроме того, в начале 2000-х годов появилось множество малобюджетных фильмов по мотивам «Ла Льорона», в том числе:
Ла Льорона - главный антагонист в фильме 2007 года J-ok'el. В мексиканском мультфильме 2011 года La Leyenda de la Llorona она изображена как более отзывчивый персонаж, чьи дети умирают в результате несчастного случая, а не от рук матери.
В апреле 2019 года, Джеймс Ван, Гэри Доберман и Эмили Гладстон сняли фильм под названием Проклятие Ла Льорона. Фильм является шестой частью серии The Conjuring Universe, созданной New Line Cinema и Warner Bros. Pictures. Режиссеры фильма Майкл Чавес и звезды Линда Карделлини, Раймонд Круз, Патрисия Веласкес и Марисоль Рамирес, исполнившая роль призрака.
Также в 2019 году Джейро Бустаманте снял гватемальский фильм Ла Льорона с Марией Мерседес Корой, который был показан в разделе Contemporary World Cinema. на Международном кинофестивале в Торонто в 2019 году.
мексиканский драматург Хосефина Лопес написала «Непокоренные духи», в которой миф о Ла Льороне используется в качестве сюжета. Премьера спектакля состоялась в 1995 году в Калифорнийском государственном университете, в Маленьком театре Нортриджа.
Нэнси Фармер 2002 научно-фантастический роман, Дом Скорпиона содержит отсылки к Ла Льороне.
Легенда о Ла Льороне обсуждается в мемуарах Жакиры Диас 2019 года, Обычные девушки:
«Самым страшным было не то, что Ла Льорона была чудовищем, или то, что она пришла, когда ты трижды окликнул ее по имени в темноте, или что она могла войти в твою комнату ночью и забрать тебя с постели, как она сделала с ее собственные дети. Было так, что когда-то она была человеком, женщиной, матерью. А затем мгновение, мгновение, долю секунды спустя она превратилась в чудовище ».
"La Llorona » - мексиканская народная песня, которую Андрес Хенестроса популяризировал в 1941 году. С тех пор его перепели различные музыканты, в том числе Чавела Варгас, Джоан Баез и Лила Даунс.
Ла Льорона - антагонистка в пилотный эпизод 2005 года сериала Сверхъестественное и в эпизод второго сезона 2012 года сериала Гримм.