Боэльман ( французское произношение: [/ leɔ bɔ.ɛlman /] ; 25 сентября 1862 - 11 октября 1897) был французским композитором, известный для небольшого количества композиций для органа. Его самое известное сочинение - это готическая сюита (1895), которая является основным продуктом органного репертуара, особенно заключительной « Токкаты».
Бёльманн родился в Энсисхайме, Верхний Рейн, Эльзас, в семье фармацевта. В 1871 году в возрасте девяти лет он поступил в École de Musique Classique et Religieuse (L'École Niedermeyer ) в Париже, где учился у ее директора Гюстава Лефевра и Эжена Жигу. Там Бёльманн получил первые призы в жанрах фортепиано, органа, контрапункта, фуги, простой песни и композиции. После его окончания в 1881 году Бёльманн был нанят в качестве «организатора хора» в церкви Святого Винсента де Поля в 10-м округе Парижа, а шесть лет спустя он стал кантором и титулярным организатором, и занимал эту должность до своей ранней смерти., наверное, от туберкулёза.
В 1885 году Бёльман женился на Луизе, дочери Гюстава Лефевра и племяннице Эжена Жигу, в дом которого пара переехала (не имея собственных детей, Жигу усыновил Бёльмана). Бёльманн тогда преподавал в школе органной игры и импровизации Жигу.
Будучи любимым учеником Жигу, Бёльманн вращался в лучших кругах французского музыкального мира, и как приятная личность он подружился со многими артистами и мог давать концерты как в Париже, так и в провинции. Бёльманн стал известен как «преданный своему делу учитель, резкий критик, одаренный композитор и успешный исполнитель... который извлекал приятные звуки из непокорных инструментов». Бёльманн также написал музыкальную критику для мюзикла L'Art под псевдонимом «le Révérend Père Léon» и «un Garçon of the Salle Pleyel ».
Бёльманн умер в 1897 году, ему было всего 35 лет. После смерти жены в следующем году Жигу вырастил троих детей-сирот, одна из которых, Мари-Луиза Боэльман-Жигу (1891–1977), стала самостоятельной учительницей органа.
За шестнадцать лет своей профессиональной жизни Бёльманн написал около 160 произведений во всех жанрах. Верный стилю Франка и поклонник Сен-Санса, Бёльман, тем не менее, демонстрирует постромантическую эстетику рубежа веков, которая, особенно в его органных произведениях, демонстрирует «замечательную звучность». Его самая известная композиция - Готическая сюита (1895), которая сейчас является основным продуктом органного репертуара, особенно заключительная Токката, пьеса «умеренной сложности, но блестящего эффекта», с драматической минорной темой и ритмическим акцентом, что сделало ее популярной даже во времена Больмана. Бёльманн также написал мотеты и художественные песни, сочинения для фортепиано, симфонии, сочинения для виолончели, оркестра и органа, а также сонату для виолончели (посвященную Жюлю Дельсарту ) и другие камерные произведения.