Картир

редактировать
Картир
Naqshe Rajab Darafsh Ordibehesht 93 (1).jpg Надпись Картира в Накш-е Раджаб
Родился3 век. Иран
Умер3 век. Иран

Картир (также пишется Кардер, Картер и Кердир ; Среднеперсидский : 𐭪𐭫𐭲𐭩𐭫 Кардир) был могущественным и влиятельным зороастрийским священником во время правления четырех сасанидских царей в III веке. Его имя цитируется в надписях Шапура I (а также в Res Gestae Divi Saporis ) и в надписи Paikuli из Narseh. Картир также имел собственные надписи, сделанные в нынешней провинции Фарс (тогда известной как Парс ). Его надписи повествуют о его приходе к власти во время правления Шапура I (r . 240–270), Хормизд I (r. 270–271), Бахрам I (r. 271–274) и Бахрам II (r. 274–293). Во время краткого правления сына и преемника Бахрама II Бахрама III, Картир был среди знати, поддерживавшей восстание Нарсе, который сверг Бахрама III и взошел на трон. Во время правления Нарсе Картир растворяется в безвестности из-за того, что не делает ничего примечательного в качестве первосвященника.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Биография
    • 2.1 При Шапуре I и Хормизде I
    • 2.2 При Бахраме I
    • 2.3 При Бахраме II, Бахраме III и Нарсе
  • 3 Наследие и оценка
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Дополнительная литература
Имя

Имя Картира написано на гравюрах по-разному; Среднеперсидский , парфянский , греческий Картейр и коптский Кардель. Это имя также использовалось в северо-восточном иранском мире, записываясь на согдийском и как Кирдира в бактрийском.

Биография

при Шапуре I и Хормизде I

Монета Шапура I.

Картир, возможно, был евнухом из-за того, что на сасанидских рельефах он изображен без бороды. Впервые он появляется в исторических записях в надписи Шапура I в Кааба-йе Зартошт, которая, скорее всего, была создана между 260–262 годами. Картир - единственный религиозный бюрократ, упомянутый в надписи. Шапур I, «тёплый зороастриец», был известен своей терпимостью к другим религиям. Восхищаясь учениями своей религии и поощряя зороастрийское духовенство, Шапур I позволил евреям, христианам, буддистам и Индусы свободно исповедуют свою религию. Он также был дружелюбен к основателю манихейства, Мани, которому он разрешал свободно проповедовать и даже сопровождать его в своих военных экспедициях.

Монета Хормизд. I.

Религиозные обычаи Шапура I, кажется, были несколько необычными: животные приносились в жертву за души королей и королев сасанидской семьи. Зороастрийским священникам это, по-видимому, казалось «языческим». Картир, который «ненавидел жертвоприношения животных», не смог остановить Шапура I. Шапур I умер в 270 г., и его преемником стал Хормизд I, который дал Картиру одежду, которую носил высший класс, шапку и пояс (кулаф уд камарбанд) и назначил его верховным священником (скошенный ).

Хормизд I умер в следующем году; Бахрам I, которого отец никогда не считал кандидатом на престол, взошел на трон с помощью Картира, чей авторитет и влияние значительно возросли. заключил соглашение со своим братом Нарсе об отказе от своего права на престол в обмен на управление важной приграничной провинцией Армении, которая постоянно была предметом войны между Римская и Сасанидская империи. Нарсе носил титул Вазург Шах Арминан («Великий царь Армении»), которым пользовался наследник престола. Тем не менее, Нарсе, скорее всего, все еще считал Бахрама I узурпатором.

При Бахраме I

Монета Бахрама I.

Предыдущие сасанидские шахи проводили политику религиозная терпимость к незороастрийским меньшинствам в империи. Однако с восшествием на престол Бахрама I, подъемом авторитета зороастрийского духовенства и возрастающим влиянием Картира это изменилось; Когда Мани достиг города Гундишапур, поднялось много шума, точно так же, как Иисус вошел в Иерусалим. Картир вместе с другими зороастрийскими жрецами выступил с протестом и заставил Бахрама I посадить Мани в тюрьму и приговорить к смерти в 274 году.

За смертью Мани последовало преследование его последователей Картиром и зороастрийским духовенством, которые использовали преследование религиозные меньшинства как метод увеличения и распространения своего огромного влияния. Зороастрийское духовенство рассматривало Мани как разнородного философа и угрожающего язычника, который представлял смутное восприятие зороастризма, испорченного незороастрийскими (то есть еврейскими, буддийскими и христианскими) идеями. При поддержке Бахрама I Картир заложил основы зороастрийской государственной церкви. В результате Бахрам I получил признание в сасанидских источниках как «доброжелательный и достойный царь». Его сын Бахрам II стал его преемником как шах; Возможно, ему помог Картир взойти на трон вместо Нарсе. Скорее всего, это расстроило Нарсе, который к тому времени уже несколько раз лишался преемственности.

При Бахраме II, Бахраме III и Нарсе

Монета Бахрама II. Монета Нарсе.

Бахрам II, как и его отец, хорошо принял Картир. Он видел в нем своего наставника и вручил Картиру несколько почестей, присвоив ему звание вельможи (вузурган ) и назначив его верховным судьей (дадваром) всей империи, что указывает на то, что с этого момента священники получили должность судьи. Картир также был назначен управляющим храма огня Анахид в Истахре, который первоначально находился под опекой семьи Сасанидов. Таким образом, сасанидские цари потеряли большую часть своего религиозного авторитета в империи. С этого момента духовенство служило судьями по всей стране, причем судебные дела, скорее всего, основывались на зороастрийской юриспруденции, за исключением случаев, когда представители других религий конфликтовали друг с другом.

Таким образом, это происходит при Бахраме. II, что Картир, несомненно, становится могущественной фигурой в империи; последний утверждал в своей надписи в Ka'ba-ye Zartosht, что он «поразил» незороастрийские меньшинства, такие как христиане, евреи, мандеи, манихеи и буддисты. По словам современного историка Парване Поуршариати: «Однако неясно, в какой степени заявления Картира отражают фактическое осуществление или, если уж на то пошло, успех мер, которые он, как предполагается, продвигал». Действительно, еврейские и христианские источники, например, не упоминают о гонениях в этот период. До Бахрама II все предыдущие сасанидские шахи были «теплыми зороастрийцами». Он умер в 293 году, и ему наследовал его сын Бахрам III.

. Через четыре месяца правления Бахрама III Нарсе был вызван в Месопотамию по просьбе многих представителей иранской знати. Он встретил их в проходе Пайкули в провинции Гарамиг, где он был твердо одобрен и, вероятно, также впервые объявлен шахом. Причины, по которым дворяне благоволили Нарсе, могли быть связаны с его юрисдикцией в качестве губернатора, его имиджем как защитника зороастрийской религии и страховщика гармонии и процветания империи. Его происхождение из ранней сасанидской семьи, вероятно, также сыграло свою роль. Картир был одним из тех дворян, которые поддерживали Нарсе, что засвидетельствовано в надписи Пайкули. Правление Нарсе ознаменовало возвращение к политике религиозной терпимости, которую практиковал его отец. Картир исчезает в исторических записях под Нарсехом из-за того, что он не делал ничего примечательного в качестве первосвященника.

Наследие и оценка

По словам современного историка Продса Октора Скджервё, «как в иранистском, так и в другом мире. - В иранской литературе наблюдается тенденция к уточнению и преувеличению. Некоторые ученые взяли строгий и критический взгляд на Картир со своей современной и столь неуместной точки зрения ». Зенер назвал Картира «религиозным фанатиком весьма необычного рвения» и «процессом нетерпимости, инициированным и энергично развитым Картиром». Рассел назвал его «безжалостным фанатиком, Картир, [который] пропагандировал ксенофобный государственный культ», в то время как Фольц называет его «фанатиком». Более позитивные взгляды на Картира также можно найти в современных источниках, таких как Хинц, который назвал его «духовным человеком, жаждущим религиозной истины, которая должна быть открыта всем», в то время как Нойснер описал «энтузиазм [сасанидского] правительства по поводу программы Картира»

См. Также
Ссылки
Источники
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-25 13:01:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте