Канун (Албания)

редактировать

Канун или Док свод традиционных албанских законов. Канун был в основном устным и был опубликован в письменной форме только в 20 веке. Канун Леке Дукаджини (Кануни и Леке Дукаджинит) был кодифицирован в 15 веке. В конечном итоге возникли шесть более поздних вариаций:

Канун из Скандербега является наиболее близким по сходству с кануном Леке Дукаджини, и последний обычно наиболее широко известен. и также считается синонимом слова канун. Канун Леке Дукаджини был разработан Леке Дукаджини, который кодифицировал существующие нормы обычного права. Он использовался в основном в северной и центральной Албании и прилегающих районах, ранее находившихся в Югославии, где проживает большое этническое албанское население; Черногория, Косово и Северная Македония. Впервые он был кодифицирован в 15 веке, но его использование было широко распространено гораздо дольше. В таком виде он использовался до 20 века и возродился после падения коммунистического режима в начале 1990-х годов.

Содержание
  • 1 Этимология
    • 1.1 Другие термины
  • 2 Происхождение
  • 3 Развитие и использование
  • 4 Содержание
  • 5 Канун в литературе и кино
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
Этимология

Термин канун происходит от греческого «κανών» («канон»), означающего среди прочего «полюс» или «правило» и был перенесен с греческого на арабский, а затем на ранний тюркский. Это должно было быть разглашено во время османского владычества. Его использовали настолько случайно, что когда что-то было законным, говорилось «это канун», а когда это было незаконно, «канун этого не дает». Общий суд назывался «канун». Баронесса фон Годин думала, что именно османы дали название канун и что албанское имя Лек (латинское. Lex) только впоследствии было воспринято как имя собственное, которое приписывалось позднесредневековому дворянину из семьи Дукаджини.

Другие термины

Кроме термина канун использовались другие слова турецкого отрывка (усулл, итифак, adet, sharte) или в албанском перифразе «rrugë» или «udhë» (путь или путь). В Мартанеш и Герменике он был известен как «канун», в Тоскерия он был известен как «Канун Адет», в Лабериа «Шарте Идриз Сули» в Район Брегу Venomet e Himarës. но в Дибере, Курбине, Бендэ и Тамадхе он назывался закон (от славянского законъ). Согласно jabej, Camaj и древнейшее албанское слово, под которым был известен обычный закон, было doke, что означает «обычай», «использование», «традиция» на албанском языке..

Происхождение

Практика устных законов, которые Леке Дукаджини кодифицированы в Кануне, была предложена Эдит Дарем как относящаяся к бронзовому веку.. Некоторые авторы предполагают, что канун может происходить из древних иллирийских племенных законов. Другие авторы предполагают, что Канун сохранил элементы из индоевропейских доисторических эпох.

Однако в коде легко прослеживаются некоторые стратификации, начиная с доиндоевропейского, индоевропейский, древнегреческий, древнеримский, общий балканский и османский.

Развитие и использование

Канун Лека Дукаджини был назван в честь средневекового князя Леке Дукаджини, который правил в северной Албании и кодифицировал обычные законы высокогорья. Кодекс был записан только в 19 веке Штефеном Гечови и частично опубликован в периодическом издании Hylli i Drites в 1913 году. Полная версия появилась только в 1933 году, после смерти Джечови в 1926 году. В 1989 г. была опубликована двойная англо-албанская версия. а затем воспроизведен в версии 1992 года.

Хотя законы приписываются Леке Дукаджини, законы развивались с течением времени как способ установления закона и правления на этих землях. Канун разделен на 12 разделов, а версия Джечови содержит 1262 статьи, которые регулируют все аспекты горной жизни: экономическую организацию домашнего хозяйства, гостеприимство, братство, клан, границы, работу, брак, землю и скоро. Беса (личная честь, сравните с лат. fides) и nderi (семейная честь, лат. честь) имеют первостепенное значение. во всем кодексе как краеугольный камень личного и общественного поведения. Канун применяется как к христианским, так и к мусульманским албанцам.

Некоторые из самых противоречивых правил Кануна (в частности, книга 10, раздел 3) определяют, как следует вести себя с убийством, что часто в прошлом, а иногда и сейчас. теперь привело к кровной мести, которая продолжается до тех пор, пока все мужчины двух вовлеченных семей не будут убиты. В случаях убийства племенной закон предусматривает принцип koka për kokë (голова за голову), когда родственники жертвы обязаны искать gjakmarrja (кровавая месть). Женщины рассматриваются только как производители потомства, к ним относятся дискриминационным образом, поэтому они не считаются достойной мишенью. Албанское название кровной мести Gjakmarrja. В некоторых частях страны Канун напоминает итальянскую вендетту. Эти правила вновь проявились в 1990-х годах в Северной Албании, поскольку люди не верили в бессильное местное правительство и полицию. Существуют организации, которые пытаются посредничать между враждующими семьями и пытаются заставить их «помиловать кровь» (албанский : Falja e Gjakut), но часто единственное средство для мужчин - оставаться в своих домах., которые кануни считают безопасным убежищем, или бежать из страны. Трайбл также постановил, что ворам придется заплатить штраф в размере относительной суммы украденного.

Албанские племена из региона Дибра (известные как «Тигры Дибры») управляли собой в соответствии с Закон Скандербега.

Бывший коммунистический лидер Албании Энвер Ходжа эффективно остановил практику Кануна с помощью жестких репрессий и очень сильной государственной полиции. Однако после падения коммунизма некоторые общины пытались заново открыть для себя старые традиции, но некоторые их части были потеряны, что привело к опасениям неверного толкования. По оценкам, в 2014 году около 3000 албанских семей были вовлечены в кровную месть, и это с момента падения коммунизма привело к гибели 10 000 человек.

Содержание

Канун основан на четырех столпах :

Канун Леке Дукаджини состоит из 12 книг и 1262 статей. Книги и их подразделения:

  1. Церковь;
    1. Церковь
    2. Кладбища
    3. Собственность Церкви
    4. Священник
    5. Работники церкви
  2. Семья;
    1. Состав семьи
  3. Брак;
    1. Помолвка
    2. Свадьба
    3. Канун жениха
    4. Родственники
    5. Разлучение
    6. Наследование
  4. Дом, домашний скот и имущество;
    1. Дом и его окрестности
    2. Животноводство
    3. Имущество
    4. Граница
  5. Работа;
    1. Работа
    2. Охота
    3. Торговля
  6. Передача собственности;
    1. Заяние
    2. Подарки
  7. Разговор;
  8. Честь;
    1. Личная честь
    2. Социальная честь
    3. «Кровь» и пол; братство и крестные родители
  9. Ущерб;
  10. Закон о преступлениях
    1. Преступники
    2. Кража
    3. Убийство (обсуждение санкций за кровную месть)
  11. канун пожилых
  12. Исключения и исключения
    1. Типы исключений
    2. Смерть
Канун в литературе и кино

Албанский писатель Исмаил Кадаре несколько раз вызывает Кануна в своих книгах и делает его главной темой в своем романе Разбитый апрель. Он также вызывает канун в своем романе Komisioni i festës (англ.: The Celebration Commission), где Кадаре буквально описывает резню в Монастире 1830 как борьбу двух империй: албанской Канун с ее кодексом беса и сама Османская империя. Согласно Кадаре в его литературной критике книги Eskili, ky humbës i madh (англ. Aeschylus, этот большой неудачник), где неудачник ссылается на большое количество трагедий, утерянных от Эсхила, есть очевидное сходство между кануном и вендеттой обычаями во всех странах Средиземноморья.

Глубокие воды Барбары Надел относится к Кануну и Джакмаррджа.

Джошуа Марстон из фильма 2011 года Прощение крови, драмы, действие которой происходит в наши дни. Албания, имеет дело с Кануном. В фильме рассказывается о кровной мести между двумя семьями в Северной Албании, и основное внимание уделяется тому, как эта вражда влияет на детей одной семьи.

Канун упоминается в 6-м эпизоде ​​9-го сезона Закон и порядок: Преступное намерениеБластеры ») как объяснение внезапного отступления группа албанских убийц.

Канун играет главную роль в бельгийском фильме Досье К.

Эльвира Донс «Присягнувшая Дева относится к Кануну и женской практике клятв безбрачия в обмен на то, что их все принимают как мужчин. местные жители.

Бельгийский телеведущий Том Ваес посетил Албанию во время одного из шоу своего сериала «Рейзен Ваес». Ему подали жареную на вертеле козью и подносили козлиную голову. Согласно правилам Кануна, так они чествуют гостя во время ужина.

Канун упоминается в 6 сезоне «Ближе» | Серия 14 «Расследование кровной мести Албании»

См. Также
Ссылки
Источники
Последняя правка сделана 2021-05-25 11:44:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте