Джон Р. Джуитт

редактировать

Джон Р. Джуитт
Родился(1783-05-21) 21 мая 1783. Бостон, Линкольншир, Англия
Умер7 января 1821 (1821-01-07) (37 лет). Хартфорд, Коннектикут, США
Род занятийКузнец, оружейник

Джон Роджерс Джуитт (21 мая 1783 - 7 января 1821) был английским оружейником, который вошел в исторические записи своими мемуарами о 28 месяцах, которые он провел в плену Маквинны из народа Нуу-ча-нулт (Нутка) на территории, которая сейчас является Побережье Британской Колумбии. Канадская энциклопедия описывает Джуитта как проницательного наблюдателя, а его Повествование - как «классику литературы о неволе ». Мемуары, согласно Канадскому биографическому словарю, являются основным источником информации о коренных народах северо-западного побережья Тихого океана.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и путешествия
  • 2 Жизнь с нуткой
    • 2.1 Порабощение
    • 2.2 Описание жизни туземцев
    • 2.3 География и историческое прошлое
    • 2.4 Принуждение
  • 3 Спасение и последующая жизнь
  • 4 Библиография
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Ранняя жизнь и путешествие

Отец Джуитта был кузнецом и обучал этому ремеслу своего старшего сына, предполагая, что его младший сын займется одной из учёных профессий. Соответственно, с 12 лет Джон посещал академию в Донингтоне, которая давала «образование, превосходящее то, что можно получить в обычной школе» (стр. 6). Он выучил латынь, высшую математику, навигацию и геодезию. Через два года отец забрал его из школы, чтобы отдать в ученики хирургу в Ризби, по соседству с великим путешественником и натуралистом сэром Джозефом Бэнксом. Джуитт умолял своего отца вместо этого научиться работать с металлом, и в конце концов ему разрешили это сделать. Он быстро научился своему делу. Примерно через год (ок. 1798 г.) семья переехала в Халл, в то время один из главных портов и торговых центров Британии, где бизнес Джуиттов перенял многие традиции с кораблей.

Джевитт читал о путешествиях таких исследователей, как капитан Кук и познакомился с моряками; оба этих источника рассказов побудили его отправиться в путешествие. В 1802 году американский капитан Джон Солтер пригласил его стать оружейником в кругосветное путешествие на своем корабле «Бостон» из Бостона, штат Массачусетс. Они должны были плыть по треугольнику : сначала к Тихоокеанскому северо-западу побережье Северной Америки, торговать там мехами ; затем в Китай для дальнейшей торговли; и, наконец, в порт приписки в Новой Англии. Джуитту была предложена возможность поселиться в Соединенных Штатах в конце путешествия, если он пожелает. Он и капитан убедили его отца, и он подписал контракт на тридцать долларов (около 600 долларов в 2020 году) в месяц. Корабль покинул британские воды в составе конвоя 3 сентября 1802 года. Часть его работы на борту заключалась в изготовлении топоров, кинжалов и ножей «для индийской торговли» (стр. 15). Месяц плавания привел их к острову Святой Екатерины на побережье Бразилии (современный город Флорианополис ), затем около мыса Горн и прямо к Остров Ванкувер, минуя Сандвичевы острова (ныне Гавайи ). Экипаж, уставший питаться соленой, поймал морских свиней, которых они назвали «селедочными боровами» (стр. 19), и акул, которых они сочли рыбами. Капитан застрелил альбатроса с размахом крыльев 15 футов (стр. 20).

Через десять недель после прохождения мыса Горн Бостон достиг Вуди-Пойнт в Нутка-Саунд. Солтер решил остановиться в нескольких милях от любого жилья, чтобы добыть дрова и воду. На следующее утро, 13 марта 1803 года, несколько человек из села Нутка, в том числе Макинна, прибыли на борт для торговли. (Джуитт в своих мемуарах называет Макинну королем, а подчиненных ему - вождями.) Из-за частых британских и американских торговых судов Макинна выучил английский язык достаточно, чтобы общаться. В целом, между его людьми и пришедшими сюда кораблями царила радушие и дружелюбие, хотя капитан Солтер принял меры предосторожности, заставив их поискать оружие, прежде чем позволить им подняться на борт. Солтер подарил Макинне охотничье ружье (дробовик), которое было каким-то образом сломано, что привело к резким словам капитана и подавлению гнева со стороны Макинны, который решил отомстить за преступления, совершенные предыдущим Европейские корабли на протяжении многих лет.

22 марта 1803 года, за день до того, как Бостон намеревался отправиться в плавание, многие нутки поднялись на борт для торговли и получили обед. По сигналу Нутка атаковал, и все белые люди, кроме двух, были убиты. Джуитт получил серьезную травму головы, но его жизнь спас Макинна, который увидел, насколько полезно иметь оружейника для ремонта оружия. (Еще один человек - парусник из Бостона Джон Томпсон - скрывался до следующего дня, когда Джуитт притворился его сыном и умолял Макинну пощадить его «отца».) Макинна спросил Джуитта, будет ли он его рабом, и Джуитт согласился. под принуждением, альтернативой была немедленная смерть (стр. 31). Это было началом его трех лет среди нутков.

Жизнь с нуткой

порабощение

Джевитт оставался пленником Макинны до 1805 года, когда он погрузился в культуру нутка и был вынужден жениться. Различие между военнопленным и рабом нечетко, но Джуитт потерял свободу и был вынужден работать на Макинну. Джуитт использует слово «раб», чтобы описать свое положение, и утверждает, что у Макинны было около 50 человек, которые составляли половину его семьи. Томпсон (парусник) и Джуитт были издевались, вне пределов слышимости Макинны, как «белые рабы», что привело к взрывным результатам, включая смерть.

Рабы были самой ценной собственностью Нутка (стр. 88), и могут быть убиты, если попытаются сбежать. Джуитт говорит, что рабы ели вместе с семьей, одну и ту же пищу в разных блюдах (стр. 71), и в целом с ними хорошо обращались, но приходилось много работать (стр. 88); часто в доме царя не хватало еды, поэтому он просил попрошайничать в другом месте (стр. 59). Макинна разрешал Джуитту выполнять другую работу, когда он не работал у него, и он использовал эту привилегию для изготовления браслетов, рыболовных крючков и т. Д. Для торговли с вождями деревни и другими посетителями. Другие вожди или короли, в том числе король Виканиниш из Тла-о-куи-ахт (Клейоквот), пытались купить Джевитта, но Макинна отказался (стр. 151)., король, хотел купить его, пообещав отпустить его на любой проходящий европейский корабль, и в конце концов именно с его помощью пришло избавление.

Их христианские верования были источником силы для Джуитта и Томпсона. Им было разрешено соблюдать субботу, удаляясь по воскресеньям, чтобы купаться, читать и молиться. Мужчины даже пытались приготовить и съесть особый рождественский ужин и часто благодарили за то, что продолжали существовать.

Женщины, в том числе девять жен Макинны, выразили сострадание к Джвитту, но 500 воинов хотели, чтобы он был убит (стр. 34). Макинна неоднократно защищал его и отказывался допустить его смерть. Джуитт занял примирительную позицию и попытался выучить язык.

Описания жизни туземцев

Джевитт довольно подробно описывает внешний вид, одежду и шляпы, украшения, а также раскраску лица и тела нутка. Он объясняет предметы домашнего обихода (корзины, сумки), простую мебель (деревянные ящики, кадки, подносы) и еду, описывая это как постоянное пиршество или пост. Икра сельди, сушеная рыба, моллюски, устрицы, жир морских млекопитающих и «поезд жир» (китовый жир ) были основными продуктами питания (масло даже добавляли в клубнику). Оленину и медвежье мясо ели в свежем виде, а рыбу часто ферментировали; деликатесом была лосось икра. У Джуитта были металлические кастрюли с корабля, но ему было запрещено готовить себе еду - Макинна настаивал на том, чтобы его пленники жили и ели так же, как Нутка (стр. 51), то есть кипятят и готовят пищу на пару (стр. 69). Нутка не ел соленую пищу и ни к чему не добавлял соли, а Макинна запретил своим пленникам солить (с. 51). Джвитт нашел коробку шоколада и ящик портвейна (стр. 47) в корабельных запасах, что очень утешило его, так как нутка не любил эти деликатесы, хотя они действительно ценили патоку, ром и другие спиртные напитки. Мужчины были полностью опьянены, когда у них был доступ к алкоголю, но женщины пили только воду (стр. 48), и Джуитт опасался за свою безопасность, когда его похитители были пьяны.

Страницы мемуаров посвящены описаниям таких занятий, как музыка, танцы и песни (которые использовались для того, чтобы сохранять время во время плавания по океану); гостеприимство и дарение (знаменитый потлач ); их обычаи в отношении секса, чистоты, болезней, исцеления и смерти; система правления и наказаний; религиозные верования и обряды (в том числе отношение к родителям близнецов ); и даже манеру сидеть и есть. Перечислены, описаны другие племена, часто данники, и перечислены их воины; Транслитерация Джевитта не всегда соответствует современным представлениям имен. Джуитт упоминает классовую структуру и говорит, что женщины были исключены из большинства пиров. Женщины в целом были очень скромными, но рабыни использовались для секса. Джуитт описывает свои методы рыбной ловли, отлова медведей и торговли (включая работорговлю ). Он пишет об их оружии, а также о том, как они делали и управляли своими огромными каноэ-землянки. Джевитт представил новый вид гарпуна, позволяющий более успешно охотиться на китов, а также различные другие виды оружия и снаряжения, которые Макинна оставил себе как королю.

География и историческая справка

Джевитт подробно описывает деревню Нутка в Friendly Cove, внешний вид и постройку длинных домов, и география окружающей местности (начиная с 59). Испанцы оккупировали эту территорию за поколение до этого, вынудили людей мигрировать за несколько миль и построили гарнизон под названием Форт Сан-Мигель. С Конвенциями Нутка 1790-х годов, соглашением, подписанным в Европе, о котором коренные жители ничего не знали, испанцы ушли, а Нутка вернулись в свою деревню. Фундамент церкви и губернаторского дома, а также остатки огорода были видны во времена Джвитта.

Джуитт провел весну и лето в этой деревне, осень (с начала сентября до конца декабря) в Ташис, идеально расположенном для лосося, а середину зимы - в 15 милях. ближе Нутка, для ловли сельди и кильки. Это ежегодное кочевничество включало упаковку всего, даже досок на внешней стороне их длинных домов, для перевозки в их каноэ.

Джуитт насчитал людей нутка (только тех, кто проживал в городе Йокот) примерно в 1500 жителей, 500 из которых были воинами.

Принуждение

Джуитт написал в Повествовании, что ему было приказано участвовать в ночном рейде на деревню, обозначенную как A-y-карта. Он сказал, что взял четырех пленников, которых Макинна позволил ему оставить как своих «в качестве услуги», в то время как Томпсон убил семерых (стр. 150). Все жители были убиты или порабощены. Однако некоторые сомневаются, что Джуитт и Томпсон действительно участвовали в подобном нападении. Хотя эта история появляется в Повествовании, в первоначальном дневнике нет ни одного упоминания о подобном происшествии, ни упоминания о четырех рабах. Современные морские исторические отчеты подтверждают возможность того, что Джевитт рассказывал историю о нападении Виканина, о котором он слышал; это может быть потому, что он хотел драматизировать свою историю для своих читателей.

Ему якобы приказали жениться, потому что совет вождей думал, что жена и семья примирят его, чтобы остаться с нуткой на всю жизнь. Как сообщается, ему был предоставлен выбор между принудительным браком для себя и смертной казнью как для него, так и для его «отца». «Сведенный до этой печальной крайности, со смертью с одной стороны и супружеством с другой, я счел правильным выбрать то, что мне показалось наименьшим из двух зол» (стр. 154). Однако история Джуитта о принудительном браке также подвергалась сомнению. И капитан Барклай, и более поздний британский этнолог в середине XIX века сообщили о встрече со старшими свидетелями, которые утверждали, что Джуитт был вовлечен в очень страстный роман с дочерью соседнего вождя. Было высказано предположение, что Джуитт создал историю «принудительного брака» в соответствии с обычаями того времени. Отчет Джуитта действительно подтверждает, что он женился на семнадцатилетней дочери соседнего вождя.

Макинна отвез его в соседнюю деревню и заплатил выкуп за невесту за выбор Джевитта, которая действительно была молодой дочерью вождя. Затем Джуитт устроил свой собственный дом в длинном доме Макинны, соорудив кровати, чтобы не спать на грязном полу, и настаивая на чистоте как для своей жены, так и для двенадцатилетнего сына Макинны, которые решили жить с ними. Джуитт рассматривал брак как цепь, связывающую его с «этой дикой землей» (стр. 161).

Макинна и вожди решили, что Джуитт теперь должен «считаться одним из них и соответствовать их обычаям», особенно носить одежду нутка (с. 161). Джуитт возмутился введением этого дресс-кода, считая свободную, не скроенную одежду очень холодной, и приписал ей последующую болезнь, от которой он чуть не умер. Ему не разрешали стричь волосы, и ему приходилось раскрашивать лицо и тело, как это сделал бы нутка.

Джуитта попросили подпилить зубы старшему брату короля. Он сделал это, не понимая почему, но выяснил, что это было сделано для того, чтобы дать вождю возможность откусить нос новой жене, которая отказалась спать с ним. Джуитт безуспешно пытался отговорить его от исполнения этого традиционного наказания (с. 207).

Спасение и дальнейшая жизнь

19 июля 1805 года бриг Лидия прибыл в Нутка-Саунд, капитан Сэмюэл Хилл получил один из 16 письма, которые Джуитт написал и пытался добраться до капитанов кораблей. Макинна спросил Джуитта, будет ли ему безопасно подняться на борт, и попросил его написать рекомендательное письмо капитану, чтобы обеспечить безопасный проход. Джуитт написал письмо совершенно другого значения, в котором просил капитана надежно удерживать Макинну и выражал надежду, что он и Томпсон будут свободны в течение нескольких часов. Он сказал, что не боялся этого, зная, что капитан не причинит вреда королю, и люди не причинят ему вреда, пока их король находится в плену. Капитан заковал Макинну в кандалы и позволил ему поговорить с одним из своих людей, который вернулся на берег. Простые люди были в ярости и угрожали разрубить Джуитта на мелкие кусочки (с. 186), но вожди были спокойнее и спросили его совета. Он сказал им, что Макинне ничего не угрожает, если с ним и Томпсоном хорошо обращаются, и посоветовал им отпустить его «отца» на корабль, чтобы обеспечить это. Затем Джуитт и вожди придумали схему обмена пленными.

Когда Джуитт взошел на борт «Лидии», он выглядел очень диким, раскрашенным в красный и черный цвета, завернутым в шкуру медведя и с зелеными листьями на вершине пучка. Тем не менее, капитан приветствовал его как христианина и спросил его совета, что делать с Макинной. Когда он услышал, что именно произошло с «Бостоном», он был склонен казнить его, но Джуитт убедил его в неприличности этого, потому что это приведет к дальнейшим нападениям на другие посещающие корабли. Джуитт вел переговоры о возвращении того, что осталось от «Бостона»: пушек, якорей и остатков груза, и особенно судовых документов, которые он хранил в сундуке много лет назад. Как только они оказались на борту «Лидии», Маквинна был отпущен, а бриг немедленно снял якорь и покинул Нутка-Саунд.

Джевитт не смог быстро вернуться домой. Лидия в течение четырех месяцев торговала вдоль Тихоокеанского побережья, в конце концов перебравшись к реке Колумбия, чтобы добыть древесину для рангоута. Они обнаружили, что только что на две недели пропустили межконтинентальных исследователей Льюиса и Кларка. В конце ноября они вернулись в Нутку, чтобы торговать мехами. Джуитт отправился на берег, чтобы познакомиться с Макинной, и они встретились как старые друзья. Макинна пообещал вырастить сына Джуитта (тогда пять месяцев) как своего собственного.

Спустя год после своего освобождения из рабства, Джуитт покинул побережье 11 августа 1806 года. Лидии потребовалось четыре месяца, чтобы добраться до Китая, торгуя в Макао и Кантон, где он встретил старого знакомого из Халла, который тоже был в море. Лидия покинула Китай в феврале 1807 года и 114 дней спустя была в Бостоне, США, к огромному облегчению Джуитта, где он нашел письмо от мачехи, поздравляющее его с побегом.

В 1807 году Джевитт опубликовал свой дневник, хранящийся в Нутка-Саунд. Интерес, вызванный этим журналом, побудил Ричарда Олсопа взять у него обширное интервью. Этот материал, вместе с его более ранним и более кратким Журналом, завершился публикацией в 1815 году «Повествования о приключениях и страданиях Джона Р. Джуитта, единственного выжившего из экипажа корабля« Бостон », во время почти трехлетнего пленения среди солдат». дикари Нутка-Саунда: с описанием нравов, образа жизни и религиозных взглядов туземцев. Очень немногое из Журнала упущено из Повествования - например. эпизод (28 марта 1804 г.) случайного убийства отца его детей. Основное отличие состоит в том, что в первом Джуитт обращается к Макинне как к вождю, а во втором - как к королю.

Джевитт провел более позднюю часть своей жизни в Новой Англии и умер в Хартфорде, Коннектикут 7 января 1821 года в возрасте 37.

Библиография

  • Приключения и страдания Джона Р. Джуитта: пленник Маквинны (1987)

Ссылки

Дополнительная литература

  • Олсп, Ричард. (2007) Пленник Нутки или Приключения Джона Р. Джуэтта (1841) [так в оригинале], Kessinger Publishing ISBN 978-0-548-74823-7
  • An сокращенная версия счета Джуитта была опубликована в журнале Captured by the Indians: 15 Firsthand Accounts, 1750–1870, под редакцией Фредерика Дриммера, Dover Press ISBN 0-486-24901-8
  • Некоторые комментарии о Джевитте см. В Приключениях Джона Джевитта: единственный оставшийся в живых из экипажа корабля «Бостон» во время почти трехлетнего пленения среди индейцев Нутка-Саунд на острове Ванкувер (1896 г.) репринт с примечаниями и 30-страничным Введение журналиста, исследователя и ботаника Роберта Брауна в Интернет-архив.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 14:10:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте