Jehan le Taintenier или Jean Teinturier, латинизированный в Johannes Tinctoris (он же Жан де Вервер ) (ок. 1435 - 1511) был композитором эпохи Возрождения и теоретиком музыки из Нидерландов. Известно, что он учился в Орлеане и был там мастером хора; он также мог быть директором певчих в Шартре. Поскольку ему платили через офис мелких викариев в Камбре Соборе в течение четырех месяцев в 1460 году, предполагалось, что он учился у Дюфая, который провел там последнюю часть своей жизни. ; несомненно, Тинкторис должен был хотя бы знать там старшего бургунда. Тинкторис отправился в Неаполь около 1472 г. и провел большую часть своей жизни в Италии.
Тинкторис опубликовал много томов сочинений о музыке. Хотя они не особо оригинальны, но, в значительной степени заимствуя у древних писателей (включая Боэция, Исидора Севильского и других), они дают впечатляюще подробный отчет о технических приемах и процедурах, используемых композиторами. дня. Он написал первый словарь музыкальных терминов (Diffinitorium musices); книгу по характеристикам музыкальных мод ; трактат о пропорциях; и три книги по контрапункту, который особенно полезен для построения схемы развития голосового ведения и гармонии в переходный период между Дюфаем и Джоскином. Сочинения Тинкториса оказали влияние на композиторов и других теоретиков музыки до конца эпохи Возрождения.
Хотя немногое из музыки Тинкториса сохранилось, то, что уцелело, свидетельствует о любви к сложной, плавно перетекающей полифонии, а также к необычно низким тесситурам, иногда переходящим в басовый голос до C на две октавы ниже среднего C (демонстрируя интересное сходство с Ockeghem в этом отношении). Тинкторис написал мессы, мотеты и несколько шансонов.
Тинкторис был также известен как священнослужитель, поэт, математик и юрист; есть даже одно упоминание о нем как об опытном художнике.
Мессы:
Motets:
Из его третьей книги по контрапункту.
Правило №1 Начинайте и заканчивайте с идеального созвучия. Впрочем, это не плохо, если певец импровизирует а и заканчивается несовершенным созвучием, но в этом случае движение должно быть многоголосным. Шестая или октава удвоение баса не допускается.
Правило №2 Следуйте вместе с ténor вверх и вниз в несовершенных и совершенных созвучиях одного вида. (Параллели на третьей и шестой ступенях рекомендуются, пятые и октавные параллели запрещены.)
Правило №3 Если тенор остается на той же ноте, вы можете добавлять как идеальные, так и несовершенные созвучия.
Правило №4 Контрапункт должен иметь мелодичную замкнутую форму, даже если тенор делает большие прыжки.
Правило №5 Не добавляйте каденс в заметку, если это мешает развитию мелодии.
Правило №6 Запрещается повторять один и тот же мелодический поворот выше cantus firmus, особенно если cantus firmus содержит такое же повторение.
Правило №7 Избегайте двух или более последовательных ритмов одного и того же звука, даже если cantus firmus это позволяет.
Правило №8 В любом контрапункте старайтесь достичь многообразия и разнообразия, изменяя такт, темп и каденции. Используйте синкопы, имитации, каноны и паузы. Но помните, что в обычном шансоне используется меньше разных стилей, чем в мотете, а в мотете меньше разных стилей, чем в массе.