История евреев в Ливорно (Ливорно на английском языке, Лиорна или Лиорна в ладино ), Италия была зарегистрирована с 1583 года, когда потомки конца 15 века изгнания из Испании и Португалии поселились в городе. Первоначально они были заселены евреями-сефардами из Пизы. Еврейская община Ливорно, хотя и была самой молодой среди исторических еврейских общин Италии, в течение некоторого времени была лидером: ее члены добились политических прав и богатства и внесли свой вклад в образование в процветающем портовом городе. Были созданы многочисленные еврейские школы и благотворительные учреждения.
Ливорно торговал с Северной Европой и Левантом, но пришел в упадок в конце 19 века после потери статуса свободного порта. Из предполагаемого пика населения в 10 000 евреев-сефардов в этот период к 1904 году в Ливорно осталось 3 000 евреев, многие из которых эмигрировали в другие города и страны, где они были известны как Грана на иудео-арабском языке или горнейим (גורנים) на иврите.
Первые Следы еврейского поселения можно найти в документах примерно 1583 года. Семья Медичи, работая над развитием города, его торговли и порта, вербовала много новых поселенцев из Греции и Османской империи. Испанский Марран также нашел там убежище в 1590 году. В 1591 году и снова в 1593 году Фердинандо I Медичи, великий герцог Тосканы издал хартию, гарантирующую всем иностранцам, желающим поселиться в Ливорно, включая евреев, самых обширных прав и привилегий. Это обещание привлекло многих евреев. Еврейская община Пизы получила привилегию основать филиал в Ливорно с синагогой и кладбищем. В 1597 году евреи Ливорно получили автономные права как община, и в 1603 году они построили синагогу.
Еврейской общине было разрешено иметь полная юрисдикция в гражданских делах с участием евреев и в некоторых мелких уголовных делах. В 1593 году администрация герцога назначила специального судью еврейского суда; его приговор мог быть обжалован только с разрешения великого князя. Поскольку возникли разногласия относительно степени юрисдикции, великий князь постановил, что суровые наказания, такие как приговоры к смертной казни и каторге, должны быть утверждены общественным судом. Ливорская община имела право наследования во всех еврейских случаях, когда умерший умер без физических или законных наследников.
Когда еврейская община была основана (в 1593 году), ее директора были уполномочены предоставлять гарантии и неприкосновенность в отношении предыдущих преступлений и долгов всем евреям, поселившимся в Ливорно. Коммунальные директора решили принять новых поселенцев большинством в две трети голосов. Право на неприкосновенность в случае предыдущих преступлений было вскоре отменено великим князем.
Когда Тоскана была включена в состав Французской империи в 1808 году, французы установили свой закон и отменили еврейский суд, что также отменило право общины на наследование. Еврейский суд был возрожден в 1814 году, но его юрисдикция была ограничена вопросами, касающимися брачного права. В 1822 году такие дела также были переданы в городские суды; руководители еврейской общины сохранили право давать консультативные заключения. С 1866 года и объединения Италии Codice Civile и гражданский брак применялись ко всем жителям Ливорно, как и во всем королевстве Италии.
В 1786 году администрация великого герцога Тосканы ограничила иммунитет от долгов евреев только теми долгами, которые были понесены более четырех месяцев назад. Это правило действовало до 1836 года. Однако право на натурализацию оставалось в силе до 1859 года, когда евреи получили полное гражданство объединенной Италии.
С самого начала еврейская община имела право взимать налоги для покрытия своих расходов. Это право было подтверждено в 1715, 1782 и 1814 годах. В 1829 году оно было усилено. Община установила следующие налоги:
Позже община постепенно отменила эти отдельные налоги и собрала средства за счет единого налога, sussidio obbligatorio, для покрытия всех потребностей общины.
Когда муниципалитет был реорганизован в 1780 году, еврейские домовладельцы были объявлены правомочными на должности в муниципальном генеральном совете, хотя и были исключены из магистратуры. Евреи избирались в совет не всенародно, а только одним представителем. был выбран от их имени великим герцогом из ряда имен, предложенных общиной. Еврейский депутат принимал участие в муниципальном управлении как представитель интересов ливорнского еврейства с теми же привилегиями и зарплатой, что и христианские магистраты. Т. Муниципальная конституция 1808 года при Франции отменила эту привилегию; но он был возобновлен в 1816 году. Он оставался в силе до 1858 года; после объединения евреи получили право занимать все муниципальные должности.
В 1593 году община учредила совет из пяти членов, назначенных capi или massari della sinagoga, для управления делами. Они должны были быть известными, состоятельными купцами; они избирались на один год и не могли быть переизбраны немедленно. Из-за нарушений во время выборов великий герцог в 1637 году постановил, что массари должны быть определены жребием общиной Пизы. В 1642 г. из-за неоднократных нарушений были приняты новые методы. Пять массари были назначены из совета из пятидесяти человек, выбранных из числа купцов и домовладельцев старше двадцати пяти лет. В 1667 году община учредила совет из двенадцати депутатов, которые избирались пожизненно, помимо массари. Кроме того, в трех комиссиях был совет из сорока «способных и способных граждан», из которых выбирались массари. В 1693 году был учрежден большой совет из шестидесяти членов, обладающий всеми правами современного парламента; из этого совета двадцать членов заседали поочередно каждый год, и все собрание собиралось только в важных случаях. Согласно этой конституции (то есть конституции 1693 г.) административная корпорация была разделена на два органа: законодательный и исполнительный. Он оставался в силе недолго.
В 1715 году великий князь назначил трех членов великого совета «цензорами» сроком на два года. Они были уполномочены изучать книги общины и контролировать ее расходы. После исчезновения дома Медичи французами герцог Лотарингии утвердил конституцию с небольшими изменениями. Это было подтверждено еще раз в 1803 году при недолговечном царстве Этрурии. В этот период еврейская община жила по принципу, согласно которому все члены мужского пола были обязаны занимать общинные должности. Великий князь назначил и выплатил жалованье канцлеру для помощи еврейской администрации.
Когда французы установили свое правление в 1808 году, привилегии, а также конституция еврейской общины были временно отменены. Ливорно получил консисториальную конституцию, разработанную Большим синедрионом Парижа в 1806 году, и стал резиденцией консистории Средиземноморского округа. Община назначила двух раввинов и трех мирян членами консистории 6 сентября 1810 года.
В 1814 году, после окончания французского правления, великий герцог разрешил возродить старую конституцию; он назначил трех массари сроком на три года и совет из сорока человек пожизненно. В 1861 году, когда было учреждено королевство Италии, старая конституция была полностью отменена. Во время следующего междуцарствия общиной управляли три члена. В 1881 году община была окончательно реорганизована с принятием нового устава в соответствии с принципами, принятыми в большинстве итальянских общин.
Евреи Ливорно не подвергались преследованиям и не подвергались никаким ограничениям в течение всего времени их проживания в городе вплоть до фашистского периода, начиная с 1930-х годов. Они внесли большой вклад в развитие торговли и промышленности, поскольку Ливорно из маленькой рыбацкой деревушки превратился в богатый и мощный торговый центр. Вместе с греками и армянами евреи доминировали в торговле. Путешественник семнадцатого века говорит, что христиане должны были соблюдать субботу из-за евреев. Община, состоявшая в основном из потомков испанских и португальских иммигрантов, сохранила свои древние традиции. Вплоть до XIX века коммунальные дела частично велись на португальском языке; испанский ритуал (сефардский) соблюдался в синагоге; important hafṭarot были переведены на португальский или ладиньо ; и проповеди читались на этом языке. Евреи также сохранили свойственные им аристократизм и самоуверенность в своих испанских домах. В 1603 году они построили синагогу, которая была одним из лучших архитектурных памятников города.
Община также интересовалась общим благосостоянием; они выкупили заключенных, высадившихся в Ливорно. Члены оказывали благотворительность менее удачливым евреям в других странах. В 1648 г. они ввели специальный налог в пользу польских евреев. Они присоединились к Израильскому Союзу Вселенная. В разные периоды еврейская община Ливорно насчитывала 10 000 человек; еще в 1848 году их насчитывалось 7000 человек. Когда торговля города пришла в упадок, многие эмигрировали в другие города и страны. К 1904 году в городе осталось около 3000 евреев. Сообщество, ранее столь богатое, стало очень бедным после того, как город потерял статус свободного порта.
Ливорно сильно пострадал во время Второй мировой войны, в том числе синагога была сильно повреждена бомбой. По крайней мере 90 евреев из Ливорно были отправлены в концентрационные лагеря, а другие были убиты в близлежащих горах, где было значительное присутствие немецкой армии. Синагога была снесена и заменена новым зданием в современном стиле, построенным в 1958 году. Она открылась в 1962 году.
Ливорно был широко известен благодаря своей учености. так как он привлекал новых ученых с Востока и имел связи с сефардами Амстердама и Лондона. Многие купцы также посвятили себя изучению, изучая медицину, астрономию, философию и классику. Благодаря своей связи с Востоком Ливорно всегда был центром каббалистов, особенно во время шаббатских споров. В 19 веке каббалисты и мистики все еще находили поддержку в городе.
Община Ливорно служила связующим звеном между испанскими и португальскими евреями и восточными сефардскими и мизрахи общинами арабских средиземноморских народов. Это был центр обмена традициями между двумя группами. Например, его музыкальные и канторские традиции, хотя и связаны с традициями других испанских и португальских общин, находились под влиянием еврейских общин Средиземноморья, которым, в свою очередь, были экспортированы традиции Ливорно. Многие торговцы сохраняли свое присутствие как в Ливорно, так и в странах Северной Африки, таких как Тунис. Те, кто поселился в Османской империи на постоянной основе, сохранили свое тосканское или итальянское гражданство, чтобы воспользоваться преимуществами османских капитуляций. В Тунисе существовала община Juifs Portugais, или L'Grana (ливорнец), отдельно от тунисских евреев (Tuansa) и (разумеется) считая себя выше них. Более мелкие еврейские общины того же типа (не только ливорцы) существовали в других странах, например в Сирии, где они были известны как сеньоры франкос. Как правило, их было недостаточно, чтобы основать свои собственные синагоги, вместо этого они собирались для молитвы в домах друг друга.
Многие евреи также эмигрировали в Алжир, Египет, Францию и Ливию, чтобы заработать на иностранных инвестициях своих стран. В некоторых случаях, таких как Мендоса и семья Моссери, переезжали целые семьи, что способствовало развитию еврейских общин в основном в исламских государствах.
Среди множества благотворительных фондов особенно примечательны школы, которые когда-то были широко известны. В дополнение к большой синагоге было множество часовен (две названы в честь раввинов Эргаса и Азулая). Еврейские учреждения включали в себя следующие:
Все эти фонды были вынуждены изменить свои уставы и правительство в соответствии с итальянским закон об управлении благотворительными учреждениями.
Между 1650 и 1657 годами в Ливорно была основана еврейская типография. В 1703 году был основан еще один. Они напечатали много молитвенников, которые были распространены на Востоке, в дополнение ко многим каббалистическим произведениям.
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Зингер, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). "Ливорно". Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.