Жан-Пьер Дантан

редактировать
Французский скульптор
Жан-Пьер Дантан
Рисунок Надара Жан-Пьера Дантана, в профиле Дантан, автор Надар
родился(1800-12-28) 28 декабря, 1800. Париж, Франция
Умер6 сентября 1869 г.. Баден-Баден, Германия
НациональностьФранцуз
ОбразованиеФрансуа-Жозеф Бозио
ИзвестенСкульптура, карикатура
Известные работыВиктор Гюго, 1832. Берлиоз, 1833

Жан-Пьер Дантан (28 декабря 1800 г., в Париже - 6 сентября 1869 г., в Баден-Бадене ), известный как Дантан Младший, был французским скульптором портрета. Его предметы включают многие известные деятели из области политики (например, Талейран, Уильям Дуглас-Гамильтон ), музыки и искусства (Бетховен, Паганини, Верди, Лист, Берлиоз ) и литература (Виктор Гюго, Бальзак ). Считается, что он изобретатель скульптурной карикатуры.

Содержание
  • 1 Семья Дантан
  • 2 Карьера
  • 3 Репутация и влияние
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки
Семья Дантан

Он родился в Париже, где его отец был резчиком по дереву и первым учителем Дантана. Его старший брат Антуан-Лоран («Дантан Старший», 1798–1878) также был скульптором. Дантаны иногда путают в литературе. Действительно, они оба вошли в студию Франсуа-Жозефа Бозио в Высшей школе изящных искусств в Париже, в одно и то же время в 1823 году. Его племянник Эдуард Джозеф Дантан (1848–1897) стал известным художником.

С точки зрения художественного мира того времени Антуан-Лоран был более талантливым братом. Он выиграл Prix de Rome в 1828 году и начал успешную карьеру, создавая официально заказанные академические скульптуры. Хотя работы Жан-Пьера получили меньшее официальное признание, чем его брат, работы Жан-Пьера приобрели поклонников среди интеллигенции, и сегодня их лучше помнят, а также оказали большее влияние на других художников, вдохновив, в частности, Оноре Домье.

Оба брата похоронены на семейном участке кладбище Пер-Лашез (Дивизион IV) в Париже. Гробница украшена рельефными медальонами Антуана-Лорана (Дантана отца и Жан-Пьера) и Жан-Пьера (Антуана-Лорана и мадам Дантан).

В более позднем поколении Эдуард Жозеф Дантан (1848–1897) добился некоторого успеха как живописец, но теперь его вспоминают только как второстепенного художника.

Карьера

Антуан-Лоран был способен создавать крупномасштабные исторические и фигурные скульптуры, но таланты Жан-Пьера больше подходили для портретной живописи и для меньшего масштаба. Это означало, что у него было меньше шансов выиграть такие призы, как Prix de Rome, но не без успеха. Он выставлялся в Салонах и выиграл медаль второй степени в 1831 году. И с самого начала своей карьеры он начал исследовать стиль, который в конечном итоге сделал его скульптором, которого больше всего помнят: первый из его скульпторов. Особое внимание привлек портретный бюст художника Сезара Дюкорне в облике проклятого поэта. Талант Дантана как портретиста, который мог добавить к своему предмету выразительные, романтические эмоции, был уже очевиден. (Помимо работы в качестве скульптора, Дантан был еще и способным графическим карикатуристом.)

Именно такими карикатурными бюстами и статуэтками вспоминают Дантана и за которые он получил наибольшую похвалу при жизни. В 1820-х годах он начал посещать салон Пьера-Люка-Шарля Сисери, а в 1831 году он создал карикатурный бюст Сисери. Это принесло ему известность в художественных кругах Парижа, а его связь с Сисери в конечном итоге дала ему доступ в салон принцессы Бельгиохозо. В число членов кружка де Бельджойозо входили итальянские революционеры, политические радикалы и видные представители европейской художественной интеллигенции. Из этой среды к Дантану начали поступать многочисленные просьбы либо об оригинальных карикатурах, либо о слепках бюстов, которые он уже сделал. Например, в письме 1835 г. к мадам Ганской Бальзак с гордостью говорит о карикатурах Дантана на самого себя (их было две).

Рисунок одного из карикатурных бюстов Дантана на Виктора Гюго.

A Частой особенностью карикатур Дантана было включение ребуса на цоколе, позволяющее определить личность объекта. На изображении бюста Гюго топор (une hache, что звучит как название буквы H на французском языке), буквы UG и несколько скрещенных костей (des os, где os произносится как «O» во множественном числе), написание "HUGO". Ребусом для бюста актера стала буква А на колеснице (char).

Такие игры с «кодами» усилили бы «контркультурный» эффект произведений в обществе, где карикатура была важным политическим инструментом. Но ребусы также играли простую роль идентификации, потому что не все карикатуры Дантана можно было сразу узнать. Похоже, что на Дантана повлияли как теории френологии, так и романтизма с его акцентом на выразительность, поэтому он, возможно, стремился изобразить истинную сущность своих предметов как это подчеркнуло бы их точное физическое подобие и небольшой масштаб его работ, предоставив ему большую свободу в обращении с материалами.

На самом деле, однако, в отличие от сопоставимых художников, таких как Домье и Давид д'Анджерс, Дантан не рисковал серьезно заниматься политическими вопросами своего времени. Это может быть неудивительно, учитывая, какой риск был бы связан. Писатели и художники, связанные с журналами Чарльза Филипона La Caricature и Le Charivari, включая самого Филипона, были заключены в тюрьму во время правления Луи Филиппа. Известно, однако, что Дантан сделал бюст Луи-Филиппа, но он никогда не выставлялся и теперь утерян, а в Лондоне (1833–1834 гг.) У него возникли некоторые проблемы с карикатурами на королевскую семью, которые он сделал, хотя эти были относительно безвредны.

Иллюстрация Гранвилля к бюсту Дантана Николаса-Проспера Левассера.

Возможно, Дантан предпочел более надежный источник дохода, чем тот, который был доступен по заказам артистического и политического авангарда. Он начал в 1820-х годах делать множество «серьезных» портретных бюстов знаменитостей того времени. Это было коммерческое предприятие, и Дантан изготовил сотни бюстов небольшого размера (от 20 до 60 см в высоту), доступных в гипсовых и бронзовых изданиях по относительно низким ценам. Эта практика была его основным занятием до того, как он стал известен своими карикатурами, и оставался его основным продуктом в последние годы. Однако эта работа редко бывает интересна современному глазу.

Чтобы лучше продавать свои работы, Дантан основал «Дантанораму» в Пассаже Панорам в Париже, где он продавал как карикатуры, так и серьезные работы. Он подготовил каталог, иллюстрированный карикатуристом Гранвилем, впервые напечатанный в 1834 году, что дает хорошее представление о его произведениях. Иллюстрации самой Дантанорамы, сделанные Гранвиллем, делают ее более грандиозной, чем она, возможно, была на самом деле. Современные фотографии показывают, что магазин достаточно загроможден, чтобы наводить на мысль о том, что «наваливайте их выше и продавайте дешево», и это отношение определенно было замечено некоторыми комментаторами того времени. В 1835 году анонимный критик в L'Artiste предупредил старшего Дантана, Антуана-Лорана, не гоняться за товарами и популярностью, а также учиться на неудачном примере своего младшего брата, у которого был талант быть великим художником, но отказался от искусства ради профессии, скульптуры ради карикатуры и проституировал благородные традиции скульптуры.

Дантан умер в Баден-Бадене в возрасте 68 лет.

Репутация и влияние

Возможно, последнее соображение, беспокойство о том, что Дантан был слишком коммерческим и слишком популистским, является одним из самых захватывающих вопросов о художнике. Большинство критиков сходятся во мнении, что он не был великим художником, но его работы - важное звено в истории карикатуры, и даже если это художественные недостатки, коммерциализация и популизм - важные аспекты Парижа, который младший современник Дантана, Шарль Бодлер назвал бы его по существу современным.

Художник и покровитель Томас Генри, автор Дантан. Бюст Клот-Бея работы Дантана (Музей Гренобля )

Высоко оценивает карикатуры Дантана в L «Артист в 1839 году, Гюстав Планш высмеивал подданных Дантана, чья склонность к известности заставляла их карикатурно оформлять собственное обезображивание, а затем он указал, что работы Дантана, явно не очень похожие на их сюжеты, сначала вызывают реакцию, «Как ужасно!», Но затем осознание «Но он так похож на него!». Если вопрос заключается в собственном статусе Дантана, было бы слишком много читать в этом предварительном рисунке замечания Пикассо о его собственном портрете Гертруды Стайн : «Все говорят, что она не похожа на него, но это не имеет никакого значения, она будет». Дело может быть другим, если вопрос заключается в позиции Карикатура.

Карикатура - это сравнительно новая форма. Оксфордский словарь искусств отмечает, что «политическая карикатура в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, возникла в последние годы. «Три десятилетия 18 века» в Британии, где такие художники, как Гилрэй, научились превращать изображения королей и политиков в узнаваемые стереотипы. Но величайшим мастером этого жанра был Оноре Домье во Франции девятнадцатого века. Это близко к тому, что было сказано в Британской энциклопедии 1911 года, но Британника также отмечает важность «восхитительных портретных бюстов» Дантана наряду с реалистичными зарисовками и низкими жизненными забавами Николя Туссена Шарле в развитии французской карикатуры на Домье.. Природный талант Дантана как портретиста, его умение запечатлеть быстрое сходство, его интерес к френологии и его связь через салоны Сисери и принцессы Бельгиохозо с интеллектуальной элитой, заинтересованной в новой форме реализма, романтического или экспрессивного реализма который захватил психологические реалии человеческой жизни, подтолкнул бы его к форме карикатуры, которая не была связана ни с внешним сходством, ни с производством стереотипов. Такой «явно талантливый портретист, чьи таланты, тем не менее, не достигли ни уровня Давида д'Анжера, ни интенсивности Оноре Домье», тем не менее, мог бы быть представителем нового стиля карикатуры и даже искусства, который отошел от справедливости. представление своего предмета для активного представления, раскрытия и, возможно, до некоторой степени его создания.

Он создал гротескно антисемитскую карикатурную статую финансиста 1833 года. Натан Майер Ротшильд.

Если мы не будем спекулировать на природе карикатуры и просто укажем на примеры, то ясно, что Дантан был выдающимся образцом карикатуриста в Париже, и что его бюсты и статуэтки являются хорошими примерами карикатуры. Возможно, он воздерживался от политической карикатуры, но его бюсты и статуэтки были чрезмерно выразительными, если не всегда сатирическими (статуэтка Листа заставляет «паучьего композитора» овладеть своим пианино с вдохновенным видом и тонкими конечностями. "). Он, несомненно, оказал прямое влияние на Домье и был близким соратником других карикатуристов. Грандвиль иллюстрировал свой каталог, и он был хорошими друзьями с одаренным молодым графическим карикатуристом Чамом. Дантан сделал карикатурный бюст Чама, а в своем CHAM, sa vie et son oeuvre Феликс Рибейр воспроизводит рисунок Дантана о Чаме, который носит его любимая собака в банях Баден-Бадена, которые были популярны в парижском обществе. Рибейр и Пьер Верон рассказывают истории о Дантане и Чаме, которые шутят и разыгрывают Баден-Баден. Самыми выдающимися учениками Дантана были Гюстав Делой и Проспер д'Эпине.

И как минимум пятьсот скульптур, которые Дантан сделал из подробного документального фильма о значительной части парижского общества в 1830-1850 годы.

Тот факт, что Дантан - относительно важный художник сам по себе и, безусловно, значимый в истории карикатуры, в сочетании с его чрезвычайно высокой продуктивностью, может вызвать вопрос, почему он не более известный сегодня. Частично ответ заключается в том, что большая часть его продукции состояла из по сути неинтересных «серьезных» работ. Но, возможно, более важным является тот факт, что после его смерти его гораздо более молодая жена, Элиза Поликарп Мутиес, на 28 лет моложе его, уничтожила многие формы для его карикатурных бюстов, а также многие другие материалы, касающиеся ее мужа. Возможно, это было сделано для повышения коммерческой ценности его сохранившихся работ или для повышения его художественной репутации, но, возможно, это также было сделано из некоторой озабоченности по поводу респектабельности, поскольку она, как считается, уничтожила любые следы секретного музея. эротической работы в рамках Дантанорамы. Какими бы ни были причины, репутация Дантана была практически предана забвению, пока Джанет Селигман не опубликовала о нем монографию в 1957 году. Его художественный статус оставался несколько неоднозначным, поскольку его работы вызывали как положительную, так и отрицательную реакцию критиков с его времени и по настоящее время. Лоран Баридон, принимая во внимание и остроту карикатур, и бессмысленность всевозможных буржуазных «серьезных» бюстов, а также довольно незамысловатые игры с ребусами, заключает, что сам Дантан столь же интересен, как карикатура на художника. как художник.

Недавняя (конец 2009 года) распродажа из каталога, состоящего из тридцати бюстов и статуэток Дантана, была проведена Бертраном Талабардоном и Бертраном Готье в Париже. Стоимость работ - от 10 000 евро до «намного дороже». На продажу было выставлено тридцать карикатур, в основном на музыкантов, предположительно из коллекции герцога Максимилиана Иосифа в Баварии. Для тех, кто не может позволить себе такие цены, работы Дантана можно найти во многих музеях и частных коллекциях, особенно во Франции и Великобритании. Музей Карнавале в Париже имеет наиболее значительную коллекцию.

Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Жан-Пьером Дантаном.
Внешние ссылки
  • Жан-Пьер Дантан в американских публичных коллекциях, посвященные французской скульптуре Веб-сайт переписи Измените это в Викиданных
Последняя правка сделана 2021-05-24 04:32:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте