Оноре Домье | |
---|---|
Оноре Домье около 1850 г. | |
Родился | Оноре Викторен Домье ( 1808-02-26)26 февраля 1808 г. Марсель |
Умер | 10 февраля 1879 г. (1879-02-10)(70 лет) Вальмондуа |
Национальность | французкий язык |
Известен | Живопись, скульптура и эстамп |
Оноре-Викторен Домье ( французский: [ɔnɔʁe domje] ; 26 февраля 1808 - 10 февраля 1879) был французским художником, скульптором и гравером, многие работы которого предлагают комментарии к социальной и политической жизни во Франции, начиная с революции С 1830 года до падения второй наполеоновской империи в 1870 году. На протяжении большей части своей жизни он зарабатывал себе на жизнь, создавая карикатуры и карикатуры на политических деятелей и высмеивая поведение своих соотечественников в газетах и периодических изданиях, благодаря чему он стал хорошо известен еще при жизни и все еще известен сегодня. Он был республиканским демократом, который нападал на буржуазию, церковь, юристов и судебную власть, политиков и монархию. Он был заключен в тюрьму на несколько месяцев в 1832 году после публикации Гаргантюа, особенно оскорбительного и невежливого изображения короля Луи-Филиппа. Домье был также серьезным художником, слабо связанным с реализмом.
Хотя он иногда выставлял свои картины в парижских салонах, его работы в значительной степени игнорировались и игнорировались французской публикой и большинством критиков того времени. Тем не менее, поэт и искусствовед, Шарль Бодлер и соратники-художники Домье заметили и очень восхитились его картинами, которые должны были оказать влияние на молодое поколение художников- импрессионистов и постимпрессионистов. Более поздние поколения признали Домье одним из великих французских художников XIX века.
Домье был неутомимым и плодовитым художником, он создал более 100 скульптур, 500 картин, 1000 рисунков, 1000 гравюр на дереве и 4000 литографий.
Домье родился на юге Франции, в Марселе, в семье Жана-Батиста Луи Домье и Сесиль Катрин Филипп. Его отец Жан-Батист был стекольщиком (в настоящее время соответствует мастеру), поэтом и второстепенным драматургом, чьи литературные устремления привели его к переезду в Париж в 1814 году, а затем его жене и молодому Домье в 1816 году. Хотя отец Домье преуспел в этом. издав сборник стихов и имея любительскую актерскую труппу, поставившую его пьесу в 1819 году, финансовый успех был минимальным, и семья жила в бедности. Примерно в возрасте двенадцати лет (около 1820–1821 гг.) Домье начал работать. Его отец нашел ему работу мальчиком на побегушках у huissier de Justice. Позже он нашел работу в Delaunay's, хорошо известном книжном магазине в Пале-Рояль, центре парижской жизни, где он начал встречаться с художниками, проявил интерес к искусству и начал рисовать. Большую часть свободного времени он проводил в Лувре. В 1822 году он стал протеже Александра Ленуара, друга отца Домье и основателя Французского музея памятников (ныне Национального музея французских памятников ), который обучил Домье основам искусства. В следующем году он поступил в Académie Suisse, где он смог рисовать у живых моделей и завязать дружеские отношения с другими студентами, включая Филиппа Огюста Жанрона и Огюста Раффе.
Литография была относительно новой формой гравюры в начале 19 века, изобретенной в Германии в конце 1790-х годов. Это был быстрый и дешевый метод массового производства гравюр по сравнению с традиционными методами гравировки и травления. Точно так же искусство карикатуры, которое было относительно устоявшимся и популярным в Англии (например, Уильям Хогарт, Томас Роулендсон ), примерно в это время только входило в моду во Франции. Студии литографии появлялись в Париже, чтобы удовлетворить спрос на недорогие иллюстрированные газеты и периодические издания во время социальных и политических потрясений. Домье изучал литографию у Шарля Рамеле (1805–1851) и нашел работу у Зефирина Беллиара (1798–1861), создавая (часто анонимно) разные иллюстрации, рекламу, уличные сцены, портреты и карикатуры в середине и конце 1820-х годов, хотя и оттачивая. его ремесло на протяжении многих лет.
После « трех славных дней » июльской революции 1830 г. (неизвестно, участвовал ли Домье в реальных уличных боях) в Париже появился ряд новых иллюстрированных сатирических журналов. Это были левые издания, предназначенные для рабочего класса. В значительной степени они были движимы идеей о том, что революция 1830 года, приведшая к власти Луи-Филиппа, в значительной степени была проведена и выиграна рабочими, но была захвачена правящим классом и буржуазией для их собственных выгод и выгод, которым, в свою очередь, благоволили. король. Первые заметные произведения Домье появились в La Silhouette, первой иллюстрированной еженедельной сатирической газете во Франции, выходившей с декабря 1829 года по 2 января 1831 года. Домье с энтузиазмом поддержал его и начал выражать свои политические убеждения как республиканец из рабочего класса, выступающий против новая монархия, ее бюрократия и буржуазия, которая поддерживала ее и извлекала из нее выгоду. Редакторы La Silhouette были привлечены к уголовной ответственности и на некоторое время заключены в тюрьму за короткий тираж газеты. Чарльз Филипон и Габриэль Обер в 1830 году основали еще одну сатирическую газету, La Caricature, которая начала свое существование в тот момент, когда La Silhouette закрывался под давлением монархии. La Caricature пригласила Домье присоединиться к своему коллективу, огромной группе, включая Акилле Девериа, Жана Игнаса Исидора Жерара (Джей Джей Гранвиль), Огюста Раффе. и молодой Оноре де Бальзак в качестве литературного редактора, который, как сообщается, сказал о литографиях Домье: «Да ведь у этого парня Микеланджело в крови!»
Карикатура Домье на короля Луи-Филиппа под названием Гаргантюа была опубликована в декабре 1831 года. В феврале 1832 года он предстал перед судом по обвинению в «разжигании ненависти и неуважения к правительству и оскорблении короля» и приговорен к шести месяцам тюремного заключения со штрафом. 500 франков. Однако на тот момент его приговор был отсрочен, и Домье вернулся к работе, где продолжал выпускать провокационные и антагонистические литографии для газет. Именно в это время он начал работу над своими первыми скульптурами, Célébrités du Juste Milieu ( 1832–1835). Позже в том же году был опубликован его карикатура «Суд короля Пето» (1832 г.), и он был арестован в квартире своих родителей в августе 1832 г. и помещен в тюрьму Сент-Пелажи на полгода. Домье оставался непокорным в тюрьме и написал ряд писем, в которых указывалось, что он создает множество рисунков «только для того, чтобы рассердить правительство». Публикация Гаргантюа и его заключение в тюрьму принесли Домье значительную известность и большую популярность среди некоторых слоев общества, но небольшую финансовую выгоду.
После освобождения из тюрьмы 14 февраля 1833 года Домье, который в то время жил со своими родителями, переехал в фаланстер художников на улице Сен-Дени, где среди его друзей были Нарцисс Вирджилио Диас, Поль Юэ, Филипп Огюст Жанрон, Александр-Габриэль Декамп и Антуан-Огюстен Прео. Он возобновил работу в La Caricature и продолжил публиковать критические и бескомпромиссные литографии, включая Rue Trensnonain, Freedom of the Press, and Past, Present, Future (все 1834 г.), и провел долгие часы в Лувре. Основатель и главный редактор La Карикатура, Филипон, также претерпел ряд убеждений и провел больше времени в тюрьме, чем в его кабинете во время своего бега, как и многие редакторы, авторы и иллюстраторы из оппозиционных газет того периода. В 1834 году «Карикатура» последовала за «Силуэтом» и рухнула после безжалостных преследований и штрафов со стороны монархии. Тем не менее, в декабре 1832 года Филипон уже начал другой журнал, Le Charivari, который продолжал сохранять почти такое же содержание, и даже многие из тех же сотрудников, включая Домье. В пятую годовщину июльской революции (28 июля 1835 г.) было совершено безуспешное покушение на короля Луи Филиппа, « Аттентата Фиески ». Пару месяцев спустя были приняты « сентябрьские законы », которые предусматривали значительно более высокие штрафы и более длительные жесткие сроки тюремного заключения за публикации, критикующие короля и его режим. Согласно новым законам, ограничивающим свободу печати, критика и карикатура на монархию должны были быть косвенными, завуалированными и косвенными. Луи Филиппа часто изображали в виде груши или с грушей вместо головы. Тон и сюжеты литографий Ле Шаривари и Домье начали меняться, переходя от прямых политических оскорблений к более легким и юмористическим карикатурам, высмеивающим более широкие аспекты общества, буржуазию, временами яростно, а иногда нежно. С 1835 по 1845 год Домье жил в окрестностях улиц Рю-де-л'Иронделль и Иль-де-ла-Сите. Долги и финансовые проблемы были постоянной проблемой в его жизни. Во время одного инцидента в апреле 1842 года его мебель была продана с аукциона по распоряжению суда для погашения его долгов.
2 февраля 1846 года швея Александрин Дасси родила Домье внебрачного сына, которого назвали Оноре Домье. Пара поженилась 16 апреля 1846 года. В 1846 году они переехали на набережную Анжу, 9, на острове Сен-Луи, где жили до 1863 года. Один автор описал Иль-Сен-Луи в то время как «все еще место. кроме того, «маленький провинциальный городок» посреди Парижа », где платные мосты препятствовали случайному движению транспорта, а художники могли найти свободу и недорогую аренду. Хотя Домье несколько лет рисовал, именно в конце 1840-х он начал сосредотачиваться и все больше увлекался живописью. Впервые он выставился в Салоне в 1849 году, показывая Мельника, его сына и осла. Художник Буассар де Буаденье жил по соседству с квартирой в отеле Lauzum (он же Hôtel Pinodan), который был местом сбора писателей, поэтов, художников и скульпторов, где Домье познакомился со многими выдающимися художниками того времени. Там он познакомился с Шарлем Бодлером, который вскоре стал его близким другом и сторонником его творчества. Бодлер внес свой вклад в серию эссе, опубликованную в 1852 году, посвященную литографиям и гравюрам Домье, назвав его «одним из наших ведущих деятелей не только в карикатурном, но и в современном искусстве». Со временем Домье завоевал уважение и дружил с такими художниками, как Жан-Батист-Камиль Коро, Гюстав Курбе, Эжен Делакруа, Жан-Франсуа Милле и Теодор Руссо, которые, в отличие от публики, часто больше восхищались картинами Домье. чем его литографии. Делакруа достаточно подумал о рисунках Домье, чтобы сделать с них копии для изучения.
Республика (1848), холст, масло, 73 х 60 см., Лувр, ПарижВ Обороты 1848 принес союз либеральных, демократических лидеров к власти во Франции в течение времени. Когда был объявлен конкурс на создание аллегории новой республики, Гюстав Курбе воздержался и призвал своего друга Домье представить картину. Около ста художников анонимно представили эскизы и проекты жюри, в которое входили Александр-Габриэль Декамп, Эжен Делакруа, Поль Деларош, Жан-Огюст-Доминик Энгр, Филипп Огюст Жанрон, Альфонс де Ламартин, Эрнест Мейссонье и Теофиль Торе-Бюргер. Домье представил масляный эскиз «Республика» (сейчас находится в Лувре), который был очень хорошо принят и вошел в число 20 финалистов. Ожидалось, что финалист расширит и сформулирует свои предложения в более завершенные проекты. Однако Домье, который был известен несвоевременным соблюдением сроков и плохой пунктуальностью, так и не закончил работу над продвинутой картиной. В следующем году он получил заказ на картину от Министерства внутренних дел через Академию изящных искусств с запросом эскиза на утверждение на сумму в 1000 франков. Через пять месяцев сумма была увеличена до 1500 франков. Академия изящных искусств занималась этим 14 лет, но Домье так и не выпустил эскиз или картину, хотя он принимал авансы в качестве оплаты. В конце концов, он дал правительству гуашь в 1863 году, «Опьянение Силена» (1849, Musée des Beaux-Arts, Кале), которая выставлялась в солоне 1850 года.
Начиная примерно с 1853 года и позже, он часто проводил летние месяцы, посещая Вальмондуа и Барбизон, где рисовали Коро, Добиньи, Милле, Руссо и другие, укрепляя свои связи и дружбу с художником барбизонской школы. К середине-концу 1850-х Домье достиг нового уровня художественной зрелости и все больше желал посвятить себя живописи. Он устал и устал от рутины и бесконечной рутины создания новых мультфильмов с постоянной скоростью два, три, иногда даже восемь в неделю, но все же он зависел от дохода. После 30 лет непрерывного производства его карикатуры стали терять популярность среди публики, и в 1860 году Ле Шаривари исключила его из своих сотрудников и перестала публиковать его карикатуры. В то время как следующие несколько лет были временем финансовых трудностей и борьбы, это были также годы, когда было свободное время для рисования, а также время большой продуктивности и творческого роста. Домье регулярно выставлялся в официальном Салоне, хотя в то время он проводился только раз в два-три года. В 1858 году он серьезно заболел. К 1863 году Домье продавал свою мебель, чтобы собрать средства, и он покинул Иль-Сен-Луи и переехал в несколько квартир и квартир на Монмартре, потеряв связь со многими друзьями и единомышленниками. Ле Шаривари представил ему новый контракт в 1864 году, и он вернулся к созданию карикатур и карикатур на жизнь, и нашел восприимчивую аудиторию, когда он это сделал. К середине 1860-х годов некоторые коллекционеры начали проявлять интерес к его рисункам и акварелям.
Лето 1865 года Домье провел в Вальмондуа, к северу от Парижа, с Теодором Руссо, состояние которого ухудшалось, и вскоре он навсегда покинул Монмартр и снял небольшой коттедж в Вальмондуа, где и прожил остаток своей жизни. Хотя он затронул эту тему еще в 1850 году, он всерьез начал работать над « Дон Кихотом» примерно в 1866 или 1867 году, написав много полотен на эту тему в течение следующих нескольких лет. У него начались проблемы со зрением примерно в 1865 или 1866 годах, что со временем прогрессировало, хотя он все еще создавал рисунки и плакаты до 1872 года. Он продолжал выставляться в парижских салонах в течение нескольких лет, хотя представленные им полотна часто были больше десяти лет. Старый. В 1864 году он сделал 100 литографий и получал 400 франков в месяц, но у него было очень мало времени на рисование. В 1866 году он производил 70 литографий в год и зарабатывал 200 франков в месяц. В 1870 году, во время франко-прусской войны, газеты перестали выходить, и Домье подписывал векселя по своим долгам. Его верный друг, Жан-Батист-Камиль Коро, тайно купил дом, который Домье снимал в 1868 году, и подарил его ему в качестве сюрприза в письме, в котором говорилось: «Дорогой старый товарищ! У меня был маленький домик в Валнондуа, недалеко от острова. -Адам, который мне был бесполезен. Мне пришло в голову предложить его вам, и, обнаружив, что это было хорошей идеей, я зарегистрировал его у нотариуса. Я делаю это не ради вас, а чтобы досадить арендодатель."
Хотя он вел скромную жизнь вдали от Парижа, в бедности, в долгах и с ослабленным зрением, в последние годы и месяцы его жизни начало проявляться запоздалое признание дела его жизни. Вторая Французская империя предназначена наградить Домье в Почетного легиона ; однако он осторожно отказался, посчитав это несовместимым с его политическими идеалами и творчеством. Французская Третья республика вновь предложил Домье Почетного легиона и он снова отказался, хотя он позже получил пенсию в размере 200 франков в месяц (2400 год) в 1877 году, который был увеличен до 400 в месяц (+4800 год) в 1878. А Круг его друзей и поклонников устроил большую выставку его картин в галерее Дюран-Рюэль в Париже. Хотя публика иногда видела холсты в салонах, это был первый раз, когда был выставлен полный объем и диапазон работ Домье. Это был не тот финансовый успех, на который надеялись его друзья, но он был очень хорошо воспринят публикой и критиками и стал решающим поворотным моментом в восприятии Домье как важного художника. Он умер несколько месяцев спустя, 11 февраля 1879 года.
Как художник Домье был одним из пионеров реалистических предметов, к которым он относился с точки зрения критики классовых различий. Хотя он был связан с реалистическим движением, он не считал себя реалистом и не защищал идеологию реализма, как это делали Гюстав Курбе и другие. Историк искусства Морис Рейналь так прокомментировал свое отношение к реализму: «Это не было результатом методов, которые он сознательно выбрал или заимствовал у других. На самом деле реализм был для него второй натурой и следствием той жизни, которую он вел., он никогда не выступал в роли адепта реализма, и даже в голову не приходило применить этот термин к своему искусству, а тем более отвергнуть его ». По крайней мере, один историк искусства, Х. У. Янсон, поместил его в ряды романтиков, назвав его« единственным ». великий художник-романтик, который не уклонялся от реальности », в отличие от исторических, литературных и ближневосточных сюжетов, характерных для большей части романтической живописи. Жан Леймари писал: «Обладая темпераментом романтика и подходом реалиста, Домье принадлежит к поколению барбизонцев, за исключением того, что его владениями были человеческие фигуры, а не пейзажи»
Картины Домье были радикальными для того времени. Один автор заявил, что «неотесанность, которую некоторые ценители того времени видели в картине Рембрандта, которая была описана как« смешная »и« постыдная », была принята в его гравюрах, которые не имели той же функции или такой же публики (как и для одни литограф Домье извинили художника, а другие художник облагородил литографа) ".
Домье часто начинал с новой идеей, повторяя один и тот же предмет до 20 раз, пока не почувствовал удовлетворение, что тема исчерпана. Некоторые из предметов, которые он неоднократно исследовал, включают: врачей, юристов и судебную систему, театральные и карнавальные предметы, часто используемые в сценическом освещении (включая актеров, музыкантов, публику и закулисные сцены), художников и скульптуру в своих студиях, коллекционеров гравюр и произведений искусства и знатоки, рабочие на улицах Парижа, рабочий класс на досуге за столом (ест, пьет, играет в шахматы), вагоны первого и третьего класса, эмигранты или беженцы в бегстве и Дон Кихот.
Его картины не имели успеха до 1878 года, за год до его смерти. Если не считать исчерпывающей правдивости его видения и мощной прямоты его манеры, было бы трудно распознать создателя Роберта Макера, Les Bas bleus, Les Bohémiens de Paris и Masques на картинах Христа и Его апостолов. ( Рейксмузеум в Амстердаме ), или в его « Добром самаритянине, Дон Кихоте и Санчо Панса», « Издевается над Христом», или даже в зарисовках из коллекции Ионида в Южном Кенсингтоне.
Домье был не только плодовитым литографом, рисовальщиком и живописцем, но также создал значительное количество скульптур из необожженной глины. Чтобы спасти эти редкие экземпляры от разрушения, некоторые из этих бюстов сначала воспроизвели в гипсе. Бронзовые скульптуры были изготовлены из гипса посмертно. Основными литейными заводами 20-го века были F. Barbedienne Barbedienne, Rudier [ fr ], Siot-Decauville [ fr ] и Foundry Valsuani [ fr ].
В итоге Домье изготовил из необожженной глины 36 бюстов французских депутатов. Литейными заводами, задействованными с 1927 года для производства бронзового издания, были Barbedienne с тиражом 25 и 30 слепков и Valsuani с тремя специальными слепками, основанными на предыдущих гипсовых отливках из коллекции глины галереи Sagot - Le Garrec. Все эти бронзовые бюсты - посмертные, основаны на оригинальных, но часто реставрируемых необожженных глиняных скульптурах. Глину в отреставрированном виде можно увидеть в Музее Орсе в Париже.
С начала 1950-х годов появились обожженные глиняные «Фигурки», большинство из которых принадлежало коллекции Гобина в Париже. Именно Гобин решил сделать бронзовую отливку Валсуани тиражом по 30 штук. Опять же, они были посмертными, и нет никаких доказательств, в отличие от бюстов, упомянутых выше, что эти терракотовые фигурки действительно были сделаны самим Домье. Американская школа (Дж. Вассерман из Фогг-Гарвардского музея) сомневается в их подлинности, в то время как французская школа, особенно Гобен, Леконт, Ле Гаррек и Шерпен, так или иначе вовлеченные в маркетинг бронзовых изданий, уверены в их Домье. источник. Регистр Домье (международный центр исследований Домье), а также Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия, сочли бы статуэтки «в манере Домье» или даже «имитаторами Домье» (NGA).
Не может быть никаких сомнений в подлинности «Ратапойля» Домье и его эмигрантов. Автопортрет в бронзе, а также бюст Людовика XIV часто обсуждались в течение последних 100 лет, но общая тенденция состоит в том, чтобы принять их как оригиналы Домье.
Домье создал множество фигурок, которые впоследствии использовал в качестве моделей для своих картин. Одна из самых известных фигурок Домье под названием «Тяжелое бремя» изображает женщину и ее ребенка. Женщина что-то несет, возможно, большую сумку; статуэтка около 14 дюймов в высоту. Оливер В. Ларкин заявляет, что «на глине можно увидеть след быстрых пальцев Домье, когда он подталкивал юбку в развеваемые ветром складки и использовал лезвие ножа или конец ручки кисти, чтобы обозначить сложенные руки и складки ткани на ней. грудь. В масле он мог лишь приблизиться к этому маленькому шедевру, наиболее удачно на двух холстах, когда-то принадлежавших Арсену Александру ».
Домье написал несколько картин «Тяжелое бремя». Женщина и ее ребенок выглядят так, будто их толкает ветер, и Домье использовал это как метафору великих сил, против которых они на самом деле боролись. Сильнейшими силами, с которыми Домье хотел показать, что они пытаются бороться, были Революция, правительство и бедность. Женщина и ее ребенок на картине очерчены очень темной тенью.
Домье создал свои социальные карикатуры для Le Charivari, в которых он высмеивал буржуазное общество в образе Роберта Макера, героя популярной мелодрамы. В другой серии, L'histoire ancienne, он нацелился на сдерживающий псевдоклассицизм искусства того периода. В 1848 году Домье снова начал свою политическую кампанию, все еще находясь на службе у Ле Шаривари, которую он оставил в 1863 году и вернулся в 1864 году.
Примерно в середине 1840-х годов Домье начал публиковать свои знаменитые карикатуры с изображением представителей юридической профессии, известные как «Les Gens de Justice», язвительную сатиру на судей, обвиняемых, поверенных и коррумпированных жадных юристов в целом. Ряд чрезвычайно редких альбомов появился на белой бумаге, охватывающей 39 различных юридических тем, 37 из которых ранее были опубликованы в Charivari. Было сказано, что собственный опыт Домье в качестве служащего в офисе судебных приставов в молодости, возможно, повлиял на его довольно негативное отношение к профессии юриста.
В 1834 году он изготовил литографию « Rue Transnonain» от 15 апреля 1834 года, изображающую резню на улице transnoin, которая была частью апрельских беспорядков 1834 года в Париже. Он был разработан для подписного издания L'Association Mensuelle. Прибыль заключалась в содействии свободе прессы и покрытии судебных издержек по иску против сатирического политически прогрессивного журнала Le Charivari, в котором Домье регулярно участвовал. Полиция обнаружила гравюру, висящую в окне продавца печатной продукции Эрнеста Жана Обера в Galerie Véro-Dodat (проход в 1-м округе), а затем выследила и конфисковала столько отпечатков, которые они смогли найти, вместе с оригинальным литографическим камнем, на котором находился изображение было нарисовано. Существующие эстампы Rue Transnonain остались в живых после этой попытки.
Бодлер писал о нем: l'un des hommes les plus importantants, je ne dirai pas seulement de la caricature, mais encore de l'art moderne. ( Один из самых важных людей, не только, я бы сказал, в карикатурном, но и в современном искусстве.) Винсент Ван Гог также был большим поклонником своего творчества. [1] Первая из многих монографий о Домье была опубликована менее чем через десять лет после его смерти: Александр, Арсен (1888 г.), Оноре Домье, l'hommré et l'oeuvre. H Laurens Successeur, Париж. 383 стр. Выставка его работ прошла в Школе изящных искусств в 1901 году. Работы Домье находятся во многих ведущих художественных музеях мира, в том числе в Лувре, Метрополитен-музее и Государственном музее. Он известен рядом работ, в том числе большим количеством картин (500) и рисунков (1000), некоторые из которых изображают жизнь Дон Кихота, тему, которая очаровывала его на протяжении последней части его жизни.
Версия Дон Кихота и Санчо Пансы была найдена в рамках Мюнхенского художественного клада 2012 года.
200-летие Домье отметили в 2008 году рядом выставок в Азии, Америке, Австралии и Европе. В музее Ам-Ремерхольц в Винтертуре есть комната, полная карикатур.
Картины
Нимфы, преследуемые сатирами (1849–1850), холст, масло, 51,6 x 38,25 дюйма, Монреальский музей изящных искусств
Поющая пара (1845-1850), холст, масло, 37 x 28,5 см, Рейксмузеум Амстердам
Ecce Homo (1850), холст, гризайль, 160 x 127 см, Музей фолькванг, Эссен
Криспин и Скапен (1864), холст, масло, 61 x 82 см, Musée d'Orsay, Париж
Шахматисты (ок. 1863–1867), холст, масло, 24 x 32 см, Пети-Пале, Париж
Экипаж третьего класса (ок. 1862–1864), холст, масло, 65,4 x 90,2 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Коллекционер гравюр (ок. 1860 г.), масло, панель, 34,1 х 26 см, Художественный музей Филадельфии
Снаружи лавки продавца принтов (ок. 1860–1863), масло, панель, 49,5 x 40 см, Далласский музей искусств
Прачка (около 1863 г.), масло на панели, 49 x 34 см., Музей Орсе, Париж
Два скульптора (ок. 1863–1866), холст, масло, 27,9 x35,5 см., Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия
Мать с младенцем (ок. 1865–1870), холст, масло, 40 x 33 см, Фонд EG Bührle Collection, Цюрих
Воображаемый инвалид до 1879 года
Ипохондрик (дата неизвестна), уголь, перо, тушь и акварель, 29,3 x 24,9 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
L'Avocat au placet, или Адвокат с иском, около 1860 г.
Скульптура
Шарль Леонар Галлуа: Célébrités du Juste Milieu (1832–1835), терракота, Музей Орсе
Антуан Одье: из серии Célébrités du Juste Milieu (1832–1835), роспись терракотовой плитки Musée d'Orsay, Париж.
Клеман Франсуа Виктор Габриэль Прунель: из серии Célébrités du Juste Milieu (1832–1835), роспись терракотовой плитки Musée d'Orsay, Париж
Ипполит Абрахам Дюбуа: из серии Célébrités du Juste Milieu (1832–1835), роспись терракотовой плитки Musée d'Orsay, Париж
Célébrités du Juste Milieu ( 1832-1835), посмертное бронзовое литье, Художественный институт Чикаго, Чикаго
Беглецы (ок. 1850–1852), гипс, 32,2 x 45,8 см, Музей Орсе, Париж
Печать и графика
Свобода печати (1834 г.), литография, 31,4 x 43,4 см., Кливлендский художественный музей
Прошлое, настоящее, будущее, опубликовано в La Caricature (1834 г.), литография, 19,6 x 21 см.
Из Scènes Grotesques: Это, безусловно, солидно!, (1839 г.), литография, 20 х 19 см.
Привет! Официантка, я предпочитаю суп лысый! (1840 г.), литография, стр. 34 х 27 см. Бостонская публичная библиотека
Конина полезна и легко усваивается (1856 г.), литография, 26,5 x 35 см., Альбертина, Вена
T он Trains Удовольствия, опубликованный в Le Charivari (1864 г.), литография
Литературная дискуссия во второй галерее, опубликованная в Le Charivari (1864 г.), литография.
Сколько времени, пожалуйста, опубликовано в Le Charivari (1839 г.), литография, 24,1 x 19,8 см. Кливлендский художественный музей
Уловка воображения: Боже мой! Если бы мой ребенок родился с грушевидной головой, или как Лобау, или как Д'Аргу, как Дюпен... Ради бога! Kératry литография, 26,4 х 19,8 см.
Наследник, маленький ребенок, повешенный на стене его няней, которая ушла танцевать (ок. 1850 г.), цветная литография
Доктор: Как, черт возьми, все мои пациенты умирают? Я истекаю кровью, лечу их, я лечу их, я просто не могу этого понять !, Опубликовано в журнале Le Charivari (1833), литография, 24,9 x 19,9 см.
Адвокаты и истцы: Наконец-то! Мы добились разделения собственности жены и мужа; Как раз вовремя, дело погубило их обоих. (1851), литография, 14,88 х 10,13 мм., Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия
Надар на воздушном шаре Надар, поднимающий фотографию на вершину искусства (1869), литография
Свидетели - Военный совет (1872 г.), литография, 25,3 × 22,2 см., Метрополитен-музей, Нью-Йорк