Никколо Паганини

редактировать
Итальянский скрипач и композитор (1782–1840)

Никколо Паганини (1819), автор Жан-Огюст-Доминик Энгр

Никколо (или Николо ) Паганини (итальянский: (Об этом звуке слушайте ); 27 октября 1782 - 27 мая 1840) был итальянским скрипачом, альтистом, гитаристом и композитором. Он был самым знаменитым скрипачом виртуозом своего времени и оставил свой след как один из столпов современной скрипичной техники. Его 24 каприса для скрипки соло соч. 1 являются одними из самых известных его сочинений и послужили источником вдохновения для многих выдающихся композиторов.

File:Paganinis all six violin concertos Nikolay Madoyan Conductor Karen Durgaryan camera recording from hall Armenian National Academic Theater Symphonic Orchestra - Paganini's Cantabile.webmPlay media Паганини: все шесть скрипичных концертов

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство
    • 1.2 Начало карьеры
    • 1.3 Путешествующий виртуоз
    • 1.4 Поздняя карьера и ухудшение здоровья
    • 1,5 Последние годы, смерть и погребение
    • 1,6 Личные и профессиональные отношения
    • 1,7 Инструменты
  • 2 Композиции
  • 3 Техника игры на скрипке
  • 4 Вдохновляющие работы
  • 5 Мемориалы
  • 6 Фиорини дагерротип
  • 7 Драматические образы
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки

Биография

Портрет молодого Паганини

Детство

Никколо Паганини родился в Генуя, тогда столица Генуэзской республики, третьего из шести детей Антонио и Терезы (урожденной Боккардо) Паганини. Отец Паганини был неудачливым трейдером, но ему удалось пополнить свой доход, играя музыку на мандолине. В пять лет Паганини начал учиться игре на мандолине у своего отца, а к семи годам перешел на скрипку. Его музыкальные таланты были быстро признаны, что принесло ему многочисленные стипендии на уроки игры на скрипке. Молодой Паганини учился у разных местных скрипачей, включая Джованни Серветто и Джакомо Коста, но его успехи быстро опережали их способности. Затем Паганини и его отец отправились в Парму, чтобы получить дальнейшие указания от Алессандро Ролла. Но, послушав игру Паганини, Ролла немедленно направил его к своему учителю, Фердинандо Паеру, а позже к собственному учителю Паера, Гаспаро Гиретти. Хотя Паганини недолго оставался с Паером или Гиретти, они оказали значительное влияние на его стиль композиции.

Начало карьеры

Французы вторглись в северную Италию в марте 1796 г., и Генуя не пощадила. Паганинцы искали убежища в своей загородной собственности в Ромайроне, около Бользането. Считается, что именно в этот период Паганини развил свои отношения с гитарой. Он освоил гитару, но предпочитал играть на ней исключительно на личных, а не публичных концертах. Позже он описал гитару как своего «постоянного спутника» в своих концертных турах. К 1800 году Паганини и его отец отправились в Ливорно, где Паганини играл с концертами, а его отец возобновил свою морскую работу. В 1801 году 18-летний Паганини был назначен первой скрипкой республики Лукка, но значительная часть его доходов поступала от фриланса. Его известность как скрипача могла сравниться только с его репутацией игрока и бабника.

В 1805 году Лукка была аннексирована наполеоновской Францией, и регион был передан сестре Наполеона, Элизе Бачокки. Паганини стал скрипачом при дворе Бачокки, давая частные уроки мужу Элизы, Феличе. В 1807 году Бачокки стала великой герцогиней Тосканы, и ее двор был перенесен во Флоренцию. Паганини был частью его окружения, но к концу 1809 года он покинул Бачокки, чтобы возобновить свою внештатную карьеру.

Путешествующий виртуоз

Бюллетень 1831 года, рекламирующий выступление Паганини

В течение следующих нескольких лет Паганини вернулся к гастролям по окрестностям Пармы и Генуи. Хотя он был очень популярен среди местной публики, он все еще не был очень известен в остальной Европе. Его первый перерыв пришелся на концерт 1813 года в Ла Скала в Милане. Концерт имел большой успех. В результате Паганини начал привлекать внимание других выдающихся, хотя и более консервативных музыкантов по всей Европе. Его ранние встречи с Чарльзом Филиппом Лафоном и Луи Шпором вызвали острую конкуренцию. Однако его концертная деятельность в течение следующих нескольких лет все еще ограничивалась Италией.

В 1827 году Папа Лев XII удостоил Паганини Ордена Золотой шпоры. Его слава распространилась по Европе с концертным туром, который начался в Вене в августе 1828 года и останавливался во всех крупных европейских городах Германии, Польши и Богемии до февраля 1831 года в Страсбурге. Затем последовали гастроли в Париже и Великобритании. Его технические способности и его готовность продемонстрировать это получили признание критиков. Помимо своих собственных композиций, темы и вариации, являющиеся наиболее популярными, Паганини также исполнил модифицированные версии произведений (в основном концертов), написанных его ранними современниками, такими как Родольф Крейцер и Джованни Баттиста Виотти.

Путешествие Паганини также привело его к знакомству с выдающимися гитаристами-виртуозами того времени, включая Фердинандо Карулли в Париже и Мауро Джулиани в Вене. Но этот опыт не вдохновил его на публичные концерты с гитарой, и даже выступления его собственных гитарных трио и квартетов были частными, вплоть до закрытых дверей.

Поздняя карьера и ухудшение здоровья

На протяжении всей своей жизни Паганини не привыкать к хроническим болезням. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, считается, что он страдал синдромом Марфана или синдромом Элерса-Данлоса. Кроме того, его частый концертный график, а также экстравагантный образ жизни сказались на его здоровье. Ему поставили диагноз сифилис еще в 1822 году, и его лекарство, которое включало ртуть и опиум, имело серьезные физические и психологические побочные эффекты. В 1834 году, еще находясь в Париже, он лечился от туберкулеза. Хотя его выздоровление было довольно быстрым, после болезни его карьера была омрачена частыми отказами от занятий из-за различных проблем со здоровьем, от простуды до депрессии, которая длилась от нескольких дней до месяцев.

В сентябре 1834 года Паганини положил конец своей концертной карьере и вернулся в Геную. Вопреки распространенным убеждениям, связанным с его желанием сохранить в секрете свою музыку и методы, Паганини посвящал свое время публикации своих композиций и методов игры на скрипке. Он принимал студентов, двое из которых пользовались умеренным успехом: скрипач Камилло Сивори и виолончелист Гаэтано Чианделли. Однако ни тот, ни другой не считали Паганини полезным или вдохновляющим. В 1835 году Паганини вернулся в Парму, на этот раз под руководством архиепископа Марии Луизы из Австрии, второй жены Наполеона. Он отвечал за реорганизацию ее придворного оркестра. Однако, в конце концов, он вступил в конфликт с игроками и судом, поэтому его видения так и не были реализованы. В Париже он подружился с 11-летним польским виртуозом Аполлинером де Концким, дав ему несколько уроков и подписав свидетельство. Широко распространялось ошибочное мнение, что Паганини был настолько впечатлен мастерством Концкого, что завещал ему свои скрипки и рукописи.

Последние годы, смерть и захоронение

Гробница Паганини в Парме, Италия

В 1836 году Паганини вернулся в Париж, чтобы открыть казино. Его немедленная неудача привела его к финансовому разорению, и он продал с аукциона свои личные вещи, включая музыкальные инструменты, чтобы возместить свои убытки. На Рождество 1838 года он уехал из Парижа в Марсель и после недолгого пребывания отправился в Ниццу, где его состояние ухудшилось. В мае 1840 года епископ Ниццы послал Паганини местного приходского священника совершить последний обряд. Паганини решил, что причастие было преждевременным, и отказался.

Неделей позже, 27 мая 1840 года, Паганини умер от внутреннего кровотечения, прежде чем удалось вызвать священника. Из-за этого, а также из-за его широко распространенной связи с дьяволом, Церковь отказалась от погребения его тела в католической церкви в Генуе. Потребовалось четыре года и обращение к Папе, прежде чем Церковь разрешила перевезти его тело в Геную, но оно все еще не было похоронено. Его тело было окончательно похоронено в 1876 году на кладбище в Парме. В 1893 году чешский скрипач Франтишек Ондржичек уговорил внука Паганини, Аттилу, разрешить осмотр тела скрипача. После этого эпизода тело Паганини было окончательно захоронено на новом кладбище в Парме в 1896 году.

Личные и профессиональные отношения

Несмотря на то, что у Паганини не было недостатка в романтических завоеваниях, он был серьезно связан с певцом по имени Антония Бьянки из Комо, с которой он познакомился в Милане в 1813 году. Они вместе давали концерты по всей Италии. У них был сын Ахилле Чиро Алессандро, родившийся 23 июля 1825 года в Палермо и крещенный в церкви Сан-Бартоломео. Они так и не узаконили свой союз, и он закончился примерно в апреле 1828 года в Вене. Паганини брал с собой Ахилла в свои европейские гастроли, и Ахилл позже сопровождал его отца до смерти последнего. Он сыграл важную роль в похоронах своего отца спустя годы после его смерти.

На протяжении своей карьеры Паганини также сблизился с композиторами Джоакино Россини и Гектором Берлиозом. Россини и Паганини встретились в Болонье летом 1818 года. В январе 1821 года, по возвращении из Неаполя, Паганини снова встретился с Россини в Риме, как раз вовремя, чтобы стать дирижером оперы Россини Матильда ди Шабран, после внезапной смерти первоначального дирижера. Усилия Паганини заслужили благодарность Россини.

Паганини познакомился с Берлиозом в Париже и был частым корреспондентом в качестве друга по переписке. Он заказал пьесу у композитора, но не был удовлетворен полученной пьесой из четырех частей для оркестра и альта облигато Harold en Italie. Он так и не исполнил ее, и вместо этого через год состоялась премьера альтиста Кристиана Урхана. Однако он написал свою собственную Сонату для Gran Viola Op. 35 (в сопровождении оркестра или гитары). Несмотря на его предполагаемое отсутствие интереса к Гарольду, Паганини часто называл Берлиоза воскрешением Бетховена и в конце своей жизни жертвовал композитору большие суммы. Их разделял активный интерес к гитаре, на которой они оба играли и использовали в своих композициях. Паганини подарил Берлиозу гитару, которую они оба подписали на его звуковой коробке.

Инструменты

Виды Хубая 1726 Страдивари

У Паганини было несколько прекрасных струнных инструментов. Более легендарными были обстоятельства, при которых он получил (и потерял) некоторые из них. Когда Паганини был еще подростком в Ливорно, богатый бизнесмен по имени Ливрон одолжил ему для концерта скрипку, сделанную мастером-мастером Джузеппе Гварнери. Ливрон был настолько впечатлен игрой Паганини, что отказался забрать ее. Эта конкретная скрипка стала известна как Il Cannone Guarnerius. Позже в Парме он выиграл еще одну ценную скрипку (тоже работы Гварнери) после трудного чтения с листа человека по имени Пазини.

Il Cannone Guarnerius на выставке в Palazzo Doria-Tursi в Генуе, Италия

Другие инструменты, связанные с Паганини, включают Antonio Amati 1600, Николо Амати 1657, Паганини-Дезен 1680 Страдивари, Гварнери-филиус Андреа 1706, Ле Брун 1712 Страдивари, Вийом ок. 1720 Бергонци, скрипки Хубай 1726 Страдивари и граф Козио ди Салабуэ 1727; графиня Фландрия 1582 да Сало-ди Бертолотти и альты Страдивари 1731 года Мендельсона; виолончели Piatti 1700 Goffriller, Stanlein 1707 Stradivari и Ladenburg 1736 Stradivari; и Grobert of Mirecourt 1820 (гитара). На четырех из этих инструментов играл Токийский струнный квартет.

. Из его гитар осталось мало свидетельств того, что он выбрал различные инструменты. Вышеупомянутая гитара, которую он подарил Берлиозу, - французский инструмент, сделанный неким Гробером из Мирекура. Мастер сделал свой инструмент в стиле Рене Лакота, более известного парижского гитарного мастера. Он хранится и выставляется в Musée de la Musique в Париже.

Из гитар, которыми он владел всю свою жизнь, был инструмент Дженнаро Фабрикаторе, который он отказывался продавать даже в периоды финансового кризиса, и который был среди инструментов, которыми он владел на момент своей смерти.. Ходят необоснованные слухи, что он также играл на гитарах Штауффера ; он наверняка мог столкнуться с ними на встречах с Джулиани в Вене.

Композиции

Вариации на одной струне (Фантазия Моисея) Исполняется Джоном Мичеллом (виолончель) с пианистом

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Паганини сочинил свои собственные произведения для исполнения исключительно на своих концертах, и все они глубоко повлияли на эволюцию скрипичной техники. Его 24 каприса были, вероятно, сочинены в период между 1805 и 1809 годами, когда он находился на службе у двора Бачокки. Также в этот период он сочинил большинство сольных пьес, дуэтов-сонат, трио и квартетов для гитары, как соло-инструмента, так и со струнными. Эти камерные произведения, возможно, были вдохновлены публикацией в Лукке гитарных квинтетов Боккерини. Многие из его вариаций, включая Le Streghe, The Carnival of Venice и Nel cor più non-mi sento, были сочинены или, по крайней мере, впервые исполнены перед его европейским концертным туром.

В целом композиции Паганини были технически образными, и тембр инструмента был значительно расширен в результате этих работ. Часто имитировали звуки различных музыкальных инструментов и животных. Одно из таких произведений было названо Il Fandango Spanolo (Испанский танец), в котором была представлена ​​серия юмористических имитаций сельскохозяйственных животных. Еще более возмутительным было сольное произведение Duetto Amoroso, в котором вздохи и стоны влюбленных были интимно изображены на скрипке. Здесь сохранилась рукопись Дуэтто, которая была записана. О существовании фанданго известно только по афишам концертов.

Однако его работы подвергались критике за отсутствие характеристик истинного полифонизма, на что указывает Эжен Изаи. Иегуди Менухин, с другой стороны, предположил, что это могло были результатом того, что он полагался на гитару (вместо фортепиано) в качестве вспомогательного средства в композиции. Оркестровые партии в его концертах часто были вежливыми, непринужденными и явно поддерживающими солиста. В этом его стиль соответствует стилю других итальянских композиторов, таких как Джованни Паизиелло, Джоакино Россини и Гаэтано Доницетти, на которых в этот период оказала влияние гитарно-песенная среда Неаполя..

Паганини также был источником вдохновения для многих выдающихся композиторов. И «Кампанелла», и Минорный каприс (№ 24) вызвали интерес у ряда композиторов. Ференц Лист, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Сергей Рахманинов, Борис Блахер, Эндрю Ллойд Уэббер, Джордж Рохберг и Витольд Лютославский, среди прочих, написали известные вариации на эти темы.

Скрипичная техника

Бюст Никколо Паганини. Автор Давид д'Ангерс (1830–1833)

Израильский скрипач Иври Гитлис однажды называл Паганини явление, а не развитие. Хотя некоторые из техник, часто используемых Паганини, уже присутствовали, большинство опытных скрипачей того времени сосредоточились на интонации и технике смычка. Арканджело Корелли (1653–1713) считался пионером в превращении скрипки из ансамблевого инструмента в сольный. Тем временем полифонические возможности скрипки были прочно закреплены в сонатах и ​​партитах BWV 1001–1006 из Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750). Среди других известных скрипачей были Антонио Вивальди (1678–1741) и Джузеппе Тартини (1692–1770), которые в своих произведениях отразили возрастающие технические и музыкальные требования к скрипачу. Хотя роль скрипки в музыке за этот период резко изменилась, прогресс в скрипичной технике был устойчивым, но медленным. Техники, требующие ловкости пальцев и смычка, по-прежнему считались неортодоксальными и не одобрялись авторитетным сообществом скрипачей.

Большая часть игры Паганини (и его скрипичной композиции) находилась под влиянием двух скрипачей, Пьетро Локателли (1693–1746) и Августа Дурановски (Огюст Фредерик Дюран) ( 1770–1834). Во время учебы в Парме Паганини натолкнулся на 24 каприса Локателли (под названием L'arte di nuova modulazione - Capricci enigmatici или Искусство нового стиля - загадочные капризы). Опубликованные в 1730-х годах, музыкальные авторитеты избегали их из-за технических новшеств и забыли музыкальное сообщество в целом. Примерно в то же время Дюран, бывший ученик Джованни Баттиста Виотти (1755–1824), стал знаменитым скрипачом. Он был известен своим использованием гармоник, как естественных, так и искусственных (которые ранее не использовались в исполнении), а также левой рукой пиццикато в его исполнении. Паганини был впечатлен новаторством и мастерством Дюрана, которые впоследствии стали отличительными чертами молодого скрипачка-виртуоза. Паганини сыграл важную роль в возрождении и популяризации этих скрипичных техник, которые теперь включены в регулярные композиции.

Другой аспект скрипичной техники Паганини касался его гибкости. У него были исключительно длинные пальцы, и он был способен сыграть три октавы на четырех струнах за один размах рук, что было выдающимся достижением даже по сегодняшним меркам. Его, казалось бы, неестественные способности могли быть результатом синдрома Марфана.

Вдохновленные работы

Известные работы, вдохновленные композициями Паганини, включают:

  • Джейсон Беккер - Каприз № 5
  • Майк Кампезе - «Паганини», переложение Каприса №16 и различных произведений.
  • Хулиан Каррильо - «6 посвященных сонат Паганини» для скрипки соло.
  • Альфредо Казелла - Паганиниана Op. 65 (1942)
  • Марио Кастельнуово-Тедеско - Каприччио Дьяволико для классической гитары является данью уважения Паганини и цитирует «Кампанеллу»
  • Фредерика Шопена - Сувенир Паганини для фортепиано соло (1829; опубликовано посмертно)
  • Иври Гитлис - Каденция для 1 части Скрипичного концерта № 2 Паганини соч. 7 «Кампанелла» (1967)
  • Иоганн Непомук Хаммель - Фантазия для фортепиано до мажор «Сувенир Паганини», WoO 8, S. 190.
  • Фриц Крейслер - Концерт Паганини в D мажор (перефразирование первой части Концерта Op.6) для скрипки с оркестром
  • Франц Легар - Паганини, беллетризованная оперетта о Паганини (1925)
  • Франц Лист - Six Grandes Études de Paganini, S. 141 для фортепиано соло (1851) (виртуозные аранжировки 5 каприсов, включая 24-й и Ла Кампанелла из Концерта для скрипки № 2)
  • Ингви Мальмстин - Скрипка Паганини Концерт № 4 используется во вступлении к «Далеко за солнцем» в Испытании огнем. Каприс № 24 был использован как часть соло в песне "Prophet of Doom" из альбома War to End All Wars.
  • Натан Мильштейн - Paganiniana, набор вариаций, основанных на теме из 24-го каприса Паганини, вариации в котором основаны на мотивах других капризов
  • Чезаре Пуни - «Венецианский карнавал» па-де-де (он же па-де-де «Сатанелла»). Основано на ариях из оперы Паганини «Венецианский карнавал», соч. 10. Первоначально поставлена ​​Мариусом Петипа как концертная пьеса для себя и балерины Амалии Феррарис. Впервые исполнена в Императорском Большом Каменном театре Санкт-Петербурга 24 февраля [OS 12 февраля] 1859 года. Па-де-де было позже добавлено к балету Сатанелла в 1866 году, где он получил свое более известное название, па-де-де "Сатанелла".
  • Джордж Рохберг - Вариации каприса (1970), 50 вариаций для скрипки соло
  • Майкл Ромео - " Концерт си минор "- это адаптация Аллегро Маэстозо (первая часть) Концерта для скрипки № 2 си минор Паганини, соч. 7.
  • Ули Джон Рот - «Скерцо алла Паганини» и «Парафраз Паганини»
  • Роберт Шуман - Этюды по капрису Паганини, соч. 3 (1832 г.; фортепиано); 6 Концертных этюдов на тему каприсов Паганини, соч. 10 (1833, фортепиано). Часть из его фортепианного произведения Карнавал (соч. 9) названа в честь Паганини.
  • Иоганн Седлатчек (польский флейтист XIX века, известный как «Паганини из флейты») - «Сувенир» à Паганини "Большие вариации на тему" Венецианский карнавал "
  • Мэрилин Шруд - Возобновление мифа для альт-саксофона и фортепиано
  • Стив Вай -" Сумка для фокусов Юджина "из фильма Перекресток. На основе Caprice Nr. 5
  • Филип Уилби - Вариации Паганини как для духового, так и для духового оркестра
  • Август Вильгельми - Концерт Паганини ре мажор (перефразированный парафраз первой части Концерта Op.6) для скрипки и оркестр
  • Эжен Изаи - Вариации Паганини для скрипки и фортепиано

Каприс № 24 ля минор, соч. 1 (Tema con variazioni) легла в основу произведений многих других композиторов. Известные примеры включают вариации Брамса на тему Паганини и рапсодию Рахманинова на тему Паганини.

Мемориалы

Карточка Императорского кабинета 1900 года знаменитого фальшивого дагерротипа Фиорини Паганини

Конкурс Паганини (Premio Paganini) - международный конкурс скрипачей, созданный в 1954 году в его родном городе Генуя и названный в его честь.

В 1972 году итальянское государство приобрело большую коллекцию рукописей Никколо Паганини из Кельнской библиотеки В. Хейера. Они размещены в Biblioteca Casanatense в Риме.

В 1982 году город Генуя заказал тематический каталог музыки Паганини под редакцией Марии Розы Моретти и Анны Сорренто, отсюда аббревиатура " М.С. "отнесен к его каталогизированным работам.

A малая планета 2859 Паганини, открытая в 1978 году советским астрономом Николаем Черных, названа его именем.

Фиорини. дагерротип

Хотя о существовании фотографий Паганини не известно, в 1900 году итальянский скрипичный мастер Джузеппе Фиорини подделал ставший знаменитым поддельный дагерротип прославленного скрипача. На самом деле настолько хорошо, что даже великий писатель-классик и собеседник Артур М. Абель был вынужден поверить в то, что это правда, перепечатав изображение в номере «Музыкального курьера» от 22 января 1901 года.

Драматические образы

Паганини изображался рядом актеров в кино и на телевидении, в том числе Стюарт Грейнджер в биографическом портрете 1946 года Волшебный лук, Рокси Рот в A Запоминающаяся песня (1945), Клаус Кински в Кински Паганини (1989) и Дэвид Гарретт в Скрипач дьявола ( 2013).

В советском минисериале 1982 года «Никколо Паганини» музыканта сыграл армянский актер Владимир Мсрян. Сериал посвящен отношениям Паганини с Римско-католической церковью. Другой советский актер, Армен Джигарханян, сыграл вымышленного главного соперника Паганини, коварного иезуита чиновника. Информация в сериале, как правило, является ложной, а также играет на некоторых мифах и легендах, существовавших при жизни музыканта. Одна памятная сцена показывает, как противники Паганини саботируют его скрипку перед громким выступлением, в результате чего во время концерта ломаются все струны, кроме одной. Неустрашимый Паганини продолжает играть на трех, двух и, наконец, на одной струне. На самом деле, сам Паганини иногда специально ломал струны во время своих выступлений, чтобы еще больше продемонстрировать свою виртуозность. Он сделал это, аккуратно сделав в них надрезы, чтобы ослабить их, чтобы они ломались при использовании.

В сатирической комедии Дона Нигро «Паганини» (1995) великий скрипач тщетно ищет своего спасения, утверждая, что он бессознательно продал свою душу дьяволу. «Вариация за вариацией, - восклицает он в какой-то момент, - но какая вариация ведет к спасению, а какая к проклятию? Музыка - это вопрос, на который нет ответа». Паганини изображается убившим трех своих любовников и постоянно погружающимся в нищету, тюрьму и выпивку. Каждый раз его «спасает» дьявол, который появляется в разных обличьях, возвращая скрипку Паганини, чтобы он мог продолжить игру. В конце концов, спасение Паганини, осуществленное богоподобным Часовщиком, оказалось заключением в большую бутылку, где он всю вечность играет свою музыку для развлечения публики. «Не жалей его, моя дорогая», - говорит Часовщик Антонии, одной из убитых жен Паганини. «Он один с ответом, к которому нет вопросов. Спасенные и проклятые - одно и то же».

Литература

Библиография

  • Анджело Боскасси, Il Violino di Niccolò Paganini conservato nel Palazzo Municipale di Genova, Fratelli Pagano, 1909
  • Леопольд Ауэр, Скрипка играет, как я учу it, Stokes, 1921 (перепечатка Dover, 1980)
  • Альберто Бахманн, Энциклопедия скрипки, Да Капо, 1925
  • Джеффри Пулвер, Паганини: Романтический виртуоз, Герберт Джозеф, 1936 ( перепечатка Да Капо, 1970)
  • Джеральдин IC де Курси, Паганини Генуэзец, Университет Оклахомы, 1957 (переиздание Да Капо, 1977)
  • Иегуди Менухин и Уильям Примроуз, Скрипка и альт, Макдональд и Джейн, 1976
  • Иегуди Менухин и Кертис В. Дэвис, Музыка человека, Метуэн, 1979
  • Джон Сагден, Паганини, Omnibus Press, 1980
  • Филипп Борер, Двадцать четыре каприса Никколо Паганини. Их значение для истории скрипичной игры и музыки эпохи романтизма, Цюрих, 1997 г.
  • Бруно Монсенжон, Искусство скрипки, NVC Arts (на пленке), 2001
  • Мастера Гитара девятнадцатого века, Mel Bay Publications
  • Филипп Борер, «Некоторые размышления о скрипичных струнах Паганини», в: Труды международной конференции «Реставрация и сохранение гварнери дель Джезу», известной как Канноне, Генуя, 2004 http://www.silkqin.com/03qobj/strings/pagstrings.pdf
  • Данило Префумо, Никколо Паганини, L'Epos, 2006, ISBN 978-88-8302 -302-6
  • Татьяна Берфорд, Николо Паганини: стилевые истоки творчества [= Стилистические источники работ Никколо Паганини], Санкт-Петербург, Новикова, 2010

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы по теме Никколо Паганини.

Изображения

Последняя правка сделана 2021-05-31 08:15:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте