Javert | |
---|---|
Les Misérables персонаж | |
Javert - иллюстрация из оригинальной публикации Отверженные, по картине Гюстава Бриона (1824–1877) | |
Создано | Виктором Гюго |
Изображается | Чарльз Ванель. Чарльз Лотон. Роберт Ньютон. Энтони Перкинс. Джеффри Раш. Джон Малкович. Дэвид Ойелово. Роджер Аллам. Терренс Манн. Филип Кваст. Норм Льюис. Рассел Кроу |
В- информация о вселенной | |
Пол | Мужской |
Род занятий | Тюремный охранник Детектив |
Религия | Римско-католическая |
Национальность | Французский |
Жавер (французское произношение: ) - вымышленный персонаж и главный антагонист из Виктор Гюго Роман 1862 года Отверженные. Предположительно он родился в 1780 году и умер 7 июня 1832 года. Сначала тюремный охранник, а затем инспектор полиции, его характер определяется его законническими наклонностями и отсутствием сочувствия к преступники всех форм. В Отверженные он становится одержимым преследованием и наказанием главного героя Жана Вальжана после нарушения им условно-досрочного освобождения.
Как изображает Хьюго, ошибочное и саморазрушительное стремление Жавера к справедливости более трагично, чем злодейски. Он представляет собой «соединение» «уважения к авторитету и ненависти к бунту, - пишет Хьюго, - но он сделал их почти плохими из-за того, что он их преувеличил». Рефлексивная мысль - «необычная вещь для него и особенно болезненная», потому что мысль неизбежно содержит «определенное количество внутреннего бунта».
У него нет пороков, но иногда он принимает щепотку нюхательного табака.. Его жизнь - это жизнь «лишений, одиночества, самоотречения и целомудрия - никаких развлечений».
Жавер был описан как законник: его «моральная основа... построена строго на законничестве»; он «один из самых трагических законников в западной литературе» и «непревзойденный законник».
Родился в тюрьме (его мать гадалка, а отец служил в тюремная галера ), Жавер считает себя исключенным из общества, которое «безвозвратно закрывает свои двери для двух классов людей: тех, кто нападает на него, и тех, кто его охраняет». Он становится офицером закона на основе «неудержимой ненависти к той богемной расе, к которой он принадлежит» и личного основания «порядочности, порядка и честности». Он настолько предан этому выбору, что, как пишет Хьюго, «[он] он бы арестовал своего собственного отца, если бы он сбежал из тюрьмы и сдал свою мать за нарушение условий условно-досрочного освобождения. И он сделал бы это с таким внутренним удовлетворением. это проистекает из добродетели. "
После его встреч с Жаном Вальжаном во время июньского восстания, во время которого Вальжан сначала пощадил его, а затем избавил его от ареста, Жавер испытывает глубокие мучения вызвано компромиссом его прежнего мировоззрения. Там, где раньше он «никогда в своей жизни не знал ничего, кроме одной прямой», доброе поведение Вальжана вынуждает его видеть две: «и равные, и прямые», и «противоречивые». Глубокое замешательство, вызванное этим - осознанием того, что закон не безупречен, что он сам не безупречен, и что существует сила, превосходящая то, что он знал (отождествляемый Гюго с Богом), - повергает его в такое отчаяние. что он совершает самоубийство.
Характер Жавера в общих чертах основан на Эжене Франсуа Видоке, преступнике и авантюристе, который стал полицейским (хотя Видок писал, что никогда не арестовывал никого, кто украл необходимости). Хьюго также обратился к жизни Видока для персонажа Вальжана. В романе Гюго описывает Жавера как «мраморного информатора, Брута в Видоке».
Жавер впервые знакомится с осужденным Жаном Вальжаном в качестве помощника охранника в Бане Тулона. Спустя годы, в 1823 году, Вальжан живет под именем месье Мадлен и является мэром небольшого городка, который называется Монтрей-сюр-Мер, где он является успешным промышленником. Жавер прибыл сюда в 1820 году, чтобы работать инспектором в местной полиции. Жавер подозревает истинную личность Мадлен и убеждается в этом, когда наблюдает, как Мадлен демонстрирует необычайную силу, поднимая груженую тележку с человека, запертого под ней. Мадлен также вызывает недовольство Жавера, отклоняя его попытку арестовать Фантину, проститутку, задержанную за жестокую ссору с уличным бездельником. Жавер решает объявить Вальжана бывшим заключенным, но узнает от парижских властей, что они уже арестовали человека, называющего себя Шампматье, которого, по их мнению, на самом деле является Вальжан и которого несколько бывших заключенных уже опознали как Вальжана.
Неуверенный, Жавер отправляется в Аррас, чтобы увидеть Шампатье, и убеждается, что это настоящий Вальжан. Он возвращается, навещает Мадлен и просит уволить его из полиции, потому что он «нарушил уважение и самым серьезным образом по отношению к магистрату», заподозрив Мадлен. Он говорит Мадлен: «Вы скажете, что я мог подать прошение об отставке, но этого недостаточно. Подать заявление об отставке - это почетно. Я не выполнил свой долг; я должен быть наказан; я должен быть выгнан». Он подробно осуждает себя: «Если бы я не был суров по отношению к себе, вся справедливость, которую я совершил, стала бы несправедливостью» - и просит отклонить его.
Мадлен / Вальжан едет в суд в Аррасе, раскрывает свою личность и спасает Шампатье. Он возвращается в Монтрей-сюр-Мер, где Жавер арестовывает его на следующее утро у постели Фантины. Вальжан просит на три дня привести к ней дочь Фантины Козетту, но Жавер отклоняет его просьбу. Вальжан сбегает из городской тюрьмы, позже его схватывают и возвращают на галеры, а через несколько месяцев он сбегает, хотя власти считают, что он утонул.
Жавер нанят инспектором в столице. Жаверу сообщают о предполагаемой смерти Вальжана (которую последний симулировал во время своего последнего побега) вскоре после этого. В начале 1824 года Жавер узнает о предполагаемом похищении: приемного ребенка отобрали у пары, которая содержала ее. Когда он слышит, что это должно было происходить в Монфермейле (Вальжан был схвачен, когда он пытался туда добраться), он посещает Тенардье. Тенардье, однако, не хочет связываться с полицией и говорит Жаверу, что девочку привел ее дед и что он видел паспорт мужчины. В марте того же года Жавер слышит о человеке по прозвищу «нищий, раздающий милостыню». С любопытством он выслеживает человека до многоквартирного дома Горбо и узнает Жана Вальжана. Когда Вальжан пытается сбежать с Козеттой, Жавер загоняет их в то, что ему кажется тупиком. Вальжан избегает захвата, перелезая через каменную стену монастыря и перетаскивая Козетту через стену на веревке.
В 1832 году у Жавера есть шанс еще раз встретиться с Вальжаном, когда он возглавляет отряд полицейских при захвате банды, которая терроризировала Париж в течение многих лет: Покровитель -Минетт. Тенардье, потерявшие свою гостиницу, теперь живут в доме Горбо и связаны с бандой. Без ведома Жавера, почтенный пожилой джентльмен, у которого Тенардье и Патрон-Минетт намереваются вымогать деньги, является Жан Вальжан. Когда Мариус подслушивает планы поимки Вальжана, он сообщает полиции о неминуемом преступлении и знакомится с инспектором Жавером, который дает ему два пистолета, чтобы дать сигнал о том, когда он и его команда должны войти в здание.. Жавер не имеет возможности узнать Вальжана после того, как спас его от банды; однако Вальжан почти сразу узнает Жавера и быстро убегает через окно чердака, где происходила конфронтация.
Во время июньского восстания 1832 года Жавер, работая под прикрытием для сбора информации о революционерах, присоединяется к их группе на баррикаде, которую они возведены на улице де ла Шанврери. Гаврош, уличный мальчишка, узнает в нем полицейского и осуждает его. Они находят на нем небольшую круглую карточку, вклеенную между двумя осколками стекла, с выгравированным на одной стороне гербом Франции и девизом: «Надзор и бдительность», а на другой - запиской: «ДЖАВЕРТ, инспектор полиции, в возрасте пятидесяти двух лет "и подпись тогдашнего префекта полиции г-на Жиске. Революционеры заключают его в тюрьму.
Когда Вальжан появляется на баррикаде с намерением найти Мариуса, возлюбленную его приемной дочери, Жавер и он узнают друг друга.
Вальжан просит в качестве награды за защиту баррикады от солдат и национальных гвардейцев позволить ему казнить Жавера. Анжольрас, лидер восстания, соглашается, и Вальжан уводит Жавера прочь от баррикады в переулок. Там, вместо того, чтобы убить Жавера, Вальжан разрывает свои узы и умоляет его бежать и спастись. Он также дает Жаверу свой адрес в том маловероятном случае, если он выживет после восстания. Затем Вальжан стреляет в воздух и возвращается к баррикаде, где сообщает всем, что полицейский мертв.
Пока армия штурмует баррикаду, Вальжану удается схватить тяжело раненного Мариуса и нырять в канализацию, где он блуждает с Мариусом на плечах, отчаявшись найти выход. Удача ставит его лицом к лицу с Тенардье, который в темноте и грязи канализации не узнает его. Тенардье предполагает, что Вальжан - грабитель, который только что убил состоятельного молодого человека, и предлагает выпустить Вальжана из канализации, если Вальжан разделит добычу, найденную у человека Мариуса, пополам. Вальжан платит ему, и Тенардье открывает ему канализационную решетку украденным ключом, выданным правительством.
Радость Вальжана от того, что наконец выбралось из канализации, длится недолго. Вальжан замечает, что за ним наблюдает высокая фигура, которая оказывается Жавером. Вальжан повторяет, что готов сдаться, но просит Жавера помочь доставить раненого мальчика в безопасное место. Они едут в дом Вальжана, и Жавер говорит, что будет ждать, пока Вальжан вернется вниз. Однако, когда Вальжан смотрит в окно, Жавер уходит.
Жавер бродит по улицам в эмоциональном смятении: его разум просто не может совместить образ, который он носил в течение многих лет Вальжана как жестокого бывшего заключенного, с его добрыми действиями на баррикадах. Теперь Жаверу нельзя оправдать ни отпустить Вальжана, ни арестовать его. Впервые в своей жизни Жавер сталкивается с ситуацией, когда он не может действовать законно, не действуя аморально, и наоборот. Жавер не может найти решение этой дилеммы и ужасается внезапному осознанию того, что Вальжан был одновременно преступником и хорошим человеком - загадка, которая выявляет глубокие недостатки в его этической системе и наводит на мысль о существовании высшей моральной системы.. Он чувствует, что единственно возможное решение для себя - смерть, и, отправив префекту полиции краткое письмо с описанием упущений в Консьержери, он топится в реке Сене.
С момента первой публикации «Отверженных» в 1862 году персонаж Жавера появился в большом количестве адаптаций в различных СМИ, основанных на романе, включая книги, фильмы, мюзиклы, пьесы, игры и веб-комиксы.
В одноименном сценическом мюзикле Жавер является центральным персонажем. Его персонаж и его роль в сюжете практически не изменились, и он остается главным антагонистом.
Викиисточник содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Отверженные |