Ярило

редактировать

Ярило (Кириллица : Ярило или Ярила; Польский : Ярило; сербохорватский : Ярило, Шарило; Белорус : Ярыла), альтернативно Ярило, Ярило или Геровит, является славянским богом из растительность, плодородие и весна.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Источники
  • 3 Миф
  • 4 Отождествление с Георгием Победоносцем
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
Этимология

Протославянский корень * jarъ (jar), от протоиндоевропейского * yōr-, * yeh₁ro-, от * yeh₁r -, означает весна или лето, сильный, яростный, полный юношеской жизненной силы. Эта юная жизненная сила считалась священной в славянской дохристианской религии, и бог, олицетворяющий эту священную силу, был, таким образом, назван Яровитом, или лицемерно Ярило.

Источники

Единственным историческим источником, в котором упоминается это божество, является биография прозелитизирующего немецкого епископа Отто Бамбергского, датированного XII веком, который во время своих экспедиций обращал языческие племена вендиш и полабских славян встречали праздники в честь бога войны Геровита в городах Вольгаст и Хавельберг. Геровит, скорее всего, является немецким производным от славянского имени Яровит.

Вплоть до XIX века в России, Беларуси и Сербии народные гуляния под названием Ярило отмечались в конце весны или начале лета. Ранние исследователи славянской мифологии признавали в них остатки языческих обрядов в честь одноименного весеннего божества. В северной Хорватии и южной Словении, особенно Белая Карниола, аналогичные весенние праздники назывались Юрьево или Зелени Юрай или Зелени Юрий (Зеленый Георгий ), номинально посвященная Св. Георгия, и очень похоже на фестивали Ярило у других славянских народов.

Все эти весенние праздники в основном были похожи: в этот день процессии жителей шли гулять по деревне или по деревням. Что-то или кто-то был идентифицирован как Ярило или Джурадж: кукла из соломы, мужчина или ребенок, украшенный зелеными ветвями, или девушка, одетая как мужчина, верхом на лошади. Были спеты некоторые песни, в которых упоминалось возвращение Джураджа / Ярило из далекой страны за морем, возвращение весны в мир, благословения, плодородие и грядущее изобилие.

Миф

Радослав Катичич и Витомир Белай попытались реконструировать мифологию, окружающую Ярило. По мнению этих авторов, он был довольно типичным божеством жизни-смерти-возрождения, которое, как полагают, (пере) рождалось и убивалось каждый год. Его мифический жизненный цикл следовал за годовой жизнью различных растений пшеницы, от посева через вегетацию до сбора урожая.

Ярило был сыном верховного славянского бога грома, Перуна, его потерянного, пропавшего десятого сына, родившегося в последнюю ночь февраля, на праздник Велья Ночь (Великая ночь).), языческое славянское празднование Нового года. В ту же ночь, однако, Ярило был украден у своего отца и доставлен в мир мертвых, где он был усыновлен и воспитан Велесом, врагом Перуна, славянским богом подземного мира и скота. Славяне считали подземный мир вечно-зеленым миром вечной весны и влажных травянистых равнин, где Ярило вырос, охраняя скот своего приемного отца. В мифической географии древних славян предполагалось, что земля мертвых находится за морем, куда каждую зиму прилетали перелетные птицы.

С приходом весны Ярило вернулся из подземного мира, то есть принес в землю весну и плодородие. Его возвращение отмечали весенние праздники Юрьево / Ярило, сохранившиеся в более позднем фольклоре. Катичич определил ключевую фразу древних мифических текстов, описывающих это священное возвращение растительности и плодородия, как рифму ходити / родити (ходить / рожать), сохранившуюся в народных песнях:

...Gdje Jura / Jare / Jarilo hodit, tam vam polje rodit...
"... Где ходит Джура / Джаре / Ярило, там твое поле рождает..."

Первый из боги, заметившие возвращение Ярило в мир живых, были Мораной, богиней смерти и природы, а также дочерью Перуна и сестры-близнеца Ярило. Они влюблялись друг в друга и ухаживали друг за другом посредством серии традиционных, установленных ритуалов, имитируемых в различных славянских ухаживаниях или свадебных обычаях. Божественная свадьба между братом и сестрой, двумя детьми верховного бога, праздновалась во время праздника летнего солнцестояния, который сегодня в различных славянских странах известен как Иванье или Иван Купала. Этот священный союз Ярило и Мораны, божеств растительности и природы, обеспечил земле изобилие, плодородие и благословение, а также принес временный мир между двумя главными славянскими богами, Перуном и Велесом, символизирующими небеса и подземный мир. Таким образом, были соблюдены все мифические предпосылки для обильного и благословенного урожая, который должен был появиться в конце лета.

Однако, поскольку жизнь Ярило была в конечном итоге связана с вегетативным циклом зерновых, после сбора урожая (который ритуально рассматривался как убийство урожая), Ярило также встретил свою смерть. Миф объясняет это тем, что он изменил своей жене, и поэтому она (или их отец Перун, или их братья) убивает его в отместку. Эта довольно ужасная смерть на самом деле является ритуальным жертвоприношением, и Морана использует части тела Ярило, чтобы построить себе новый дом. Это мифическая метафора, которая намекает на омоложение всего космоса, концепция, довольно похожая на концепцию скандинавского мифа о Имире, гиганте, из тела которого боги создали мир.

Однако без мужа Морана превращается в разочаровавшуюся старую ведьму, ужасную и опасную богиню смерти, холода и наступающей зимы, и в конце концов умирает к концу года. В начале следующего года и она, и Ярило рождаются заново, и весь миф начинается заново.

Из сравнения с балтийской мифологией и из славянских фольклорных записей, можно сделать вывод, что Ярило был связан с Луной. Его несколько озорной характер, который в конечном итоге приводит к предательству жены, сравнивали со сменой фаз Луны.

Катичич и Белай предполагают, что бог имел лошадиные черты. В народных источниках особо подчеркивается присутствие лошади (например, на белорусских праздниках Ярило символизировала девушка, одетая как мужчина и верхом на лошади), а также тот факт, что Ярило шел долгий путь и у него болят ноги. Таким образом, он всадник на лошади, который тоже «ходит».

  • В исторических описаниях западнославянского язычества часто встречаются упоминания о священных лошадях, содержащихся в храмах, которые использовались для гадания, и предсказания делались на основе того, как лошадь проходила ряды копий, торчащих из земли.
  • В некоторых обычаях некоторых балтийских и славянских свадебных торжеств конь символизирует молодого мужа.
  • В некоторых славянских народных песнях разгневанная молодая жена, очевидно измененная мужем, убивает лошадь или приказывает своим братьям убить его за нее.
  • Идентификация Ярило как озорного бога может включать в себя способность изменять форму. Это видно у других озорных языческих божеств, таких как Протей и Локи, который сам когда-то принял форму лошади.

Все это привело Катичича и Белая к выводу, что Ярило Сам был задуман как лошадь.

Отождествление со св. Георгием

Ярило стал отождествляться с св. Георгия и св. Иоанна после прихода христианства, потому что празднества этих двух святых приходятся на период между первым ростом травы и листьев и урожаем в цикле ежегодной вегетации и плодородия. Это сделало их особенно подходящими в качестве христианских интерпретаций этого бога.

См. Также
Ссылки
Wikimedia Commons имеет материалы, относящиеся к Ярило.
Библиография
  • В. Belaj. "Hod kroz godinu: mitska pozadina hrvatskih narodnih običaja i vjerovanja", Golden Marketing, Zagreb 1998.
<[Прогулка через год, мифические предыстории хорватских народных верований и обычаев]. 52>
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:31:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте