Жак Берк

редактировать

Жак Огюстен Берк (4 июня 1910 г., Френда, Алжир - 27 июня 1995) был французским исламским ученым и социологом. Он специализируется на деколонизации Алжира и Марокко.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Карьера
  • 3 Споры о ориентализме
  • 4 Библиография
  • 5 Примечания
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Родился французскими родителями в Френде (сейчас в провинции Тиарет ) во Французском Алжире, он был пид-нуар. Его отец, Огюстен Берк, был ученым и арабистом с отличием, одним из немногих, кто проявлял интерес к мусульманской культуре Магриба. Берк окончил университет Алжира в 1929 году, а годом позже получил степень магистра магистра искусств. Он вступил в французскую армию, а с 1934 по 1944 год работал государственным служащим в Марокко. Таким образом, он работал агрономом, пытаясь улучшить марокканское сельское хозяйство и жизнь крестьян. Позже он стал администратором племени Сексава в Ими н'Танаут, Высокий Атлас. Пять лет пребывания среди них привели к книге, которая установила его научную репутацию, Les Structures Sociales du Haut Atlas (1955). Это остается одной из самых основательных этнографий берберов. Он прожил свои последние годы и умер в деревне в Ланд, регионе на юго-западе Франции, откуда происходит семья Берк. Он умер в Сен-Жюльен-ан-Борне.

Карьера

В 1947 году он стал экспертом по Ближнему Востоку в ЮНЕСКО. Он был отправлен в Египет в 1953 году, а через два года вернулся в Париж. Он был назначен директором мусульманских социологических исследований в Ecole Practique des Hautes Etudes, а год спустя, в 1956 году, был назначен профессором социальной истории современного ислама в Collège de France, должность, которую он занимал до выхода на пенсию в 1981 году. Позже он возглавлял две правительственные миссии: одну в Министерстве исследований (1981–1982), а другую в Министерстве образования (1984–1985).

Среди некоторых наиболее важных работ Берка - его книги Les Arabes d'hier a demain (1960) и L'Egypte: imperialisme et Revolution (1967), переведенные на английский язык Жаном Стюартом как «Арабы: их история». и будущее (1964 г.) и Египет: империализм и революция (1972 г.). Последняя, ​​разделенная на пять частей, посвящена истории и социальной структуре Египта с 18 века до 1952 года, когда монархия была свергнута.

В более ранней работе Le Maghreb entre deux guerres («Магриб между двумя мировыми войнами», 1962) Берк критикует колониальную систему. Его административный и этнографический опыт в конечном итоге привел его в направлении, принятом немногими французами североафриканского происхождения или колониальными администраторами: он выступил за независимость. Берк был одним из немногих европейцев, сохранивших связи с новым Алжиром после кровопролитной войны. Как теоретик третьего мира романтизма, он оказал влияние на весь арабо-мусульманский мир и даже на третий мир в целом. Другая работа о Магрибе, L'Interieur du Maghreb, XVe-XIXe siecle (1978), дает собственное толкование Берке его истории. Основанная на чтении 15 текстов, которые он преподавал в Collège de France, книга насчитывает более 500 страниц и является важным документом по истории Магриба.

Важным также является «Languages ​​arabes du present» («Современные языки арабов», 1974), в котором подробно рассматривается литературная история арабов, их язык и культура. языковая многогранность Берка проявляется здесь в его переводах арабской поэзии с классического периода до наших дней и в его анализе разнообразия устной и письменной арабской. Он был опытным арабистом, совершенствовавшим несколько арабских диалектов как Магриба, так и Ближнего Востока. Он верил в важность объединения различных, но связанных регионов, будь то в арабоязычном мире или в Средиземноморье, как видно из названий двух его книг, De l'Euphrate a l'Atlas (" От Евфрата до Атласа », 1978) и Memoires des deux rives (« Воспоминания с обоих берегов Средиземного моря », 1989), последний описан Эрнестом Геллнером как« великолепный отчет о том, что он должен был стать пид-нуаром, медленно обращающимся к антиколониализму ». Однажды он сказал в интервью, что с детства горячо пытался «синтезировать культуры северного побережья Средиземного моря с культурами его южного побережья».

Возможно, наибольший вклад Берке внес в изучение ислама. Набожный христианин, он нашел в исламе «новую версию истины мира». Став кавалером Légion d'honneur в своей стране, он был награжден также Марокко, Сирией и Тунисом. В Египте он стал членом Академии арабского языка Каира.

Споры о ориентализме

В литературных спорах между Бернардом Льюисом и Эдвардом Саидом, который критиковал ориенталистскую науку, утверждая, что работа Льюиса является ярким примером ориентализма, в своей книге 1978 года «Ориентализм» Берк был среди ученых, таких как Максим Родинсон, Малькольм Х. Керр, Альберт Хурани и Уильям Монтгомери Уотт, которые утверждали, что игнорирование Саидом всех доказательств, противоречащих его рассказу, сделало ориентализм глубоко ошибочным представлением западной науки.

Библиография
  • Пуйон, Франсуа (2019). «Жак Берк: les miroirs brisés de la colonization» в Christine Laurière et André Mary (реж.), «Этнологи в колониальных ситуациях», Les Carnets de Bérose n ° 11, Париж, BEROSE - Международная энциклопедия истории Антропология, стр. 80-108.
Примечания
  1. ^Эрнест Геллнер, Встречи с национализмом, Бэзил Блэквелл, 1994, стр.157
  2. ^Некролог: Жак Берк Фариды Абу-Хайдар, The Independent, 30 июня 1995 г.
  3. ^Крамер, Мартин. «Всплеск Саида». Архивировано с оригинального 03.02.2006. Проверено 26 мая 2006 г.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:50:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте